Награды на портретах. Часть 2

in Искусство/Исследования/Награды Российской империи 1319 views

 

По вашим просьбам продолжаем публикацию материалов нашего коллеги Александра Горлунова (agor), посвящённых русскому живописному портрету. Разбор наград, униформы, сравнение изображений одного человека из различных музейных собраний нам всегда интересны! Первую часть материала можно увидеть, пройдя по ссылке >>>

Редакция журнала «SAMMLUNG/Коллекция»

 

Портрет князя Алексея Алексеевича Долгорукова

 

Князь Алексей Алексеевич Долгоруков (1767 (75?) – 1834). Сын князя Алексея Алексеевича Долгорукова (1716 – 1792) и его третьей жены Анны Ивановны N (бывшей в 1-ом браке за матросом). В 1776 был записан в службу. Прапорщик (1791). Премьер-майор (1795). Полковник и командор Мальтийского ордена (1798). Губернатор Симбирска (1808). В 1812 сформировал и командовал Симбирским ополчением. Московский губернатор (1815). Сенатор (1817). В 1827-1829 выполнял обязанности министра юстиции, член Государственного совета (с 1829), действительный тайный советник (1829). Женат первым браком на Маргарите Ивановне, урождённой Апайщиковой (1785 – 1814), вторым (после 1814) – на Варваре Николаевне, урождённой Текутьевой (1796 – 1880). Награждён орденами: Св. Александра Невского, Св. Анны 1-й ст. с алмазами, Св. Владимира 2-й ст. и Св. Иоанна Иерусалимского (1799).

На год написания портрета в чине действительного статского советника был гражданским губернатором Симбирской губернии.

На нём мундир с шитьём гражданского губернатора, введённый в 1811 года.

Ещё Павловским законом 1797 г. все губернские мундиры были разделены по цветам воротников, обшлагов и по цвету металла пуговиц. На пуговицах чеканился герб губернии. 3 августа 1809 г. закон о новых губернских мундирах изменил как фасон, так и цветовое разделение мундиров на группы (по цветам (восемь вместо пяти) воротников и пуговиц) Любопытно, что на портрете Долгорукова не отражены детали нововведённых мундиров 1809 г. Отсутствует чёрная выпушка по краю голубых бархатных воротника и обшлагов. А сами обшлага имеют форму регламента 1797 г., где пуговицы как раз и располагались непосредственно на обшлаге, а должны быть с 1809 г. на рукаве вдоль локтя. На портрете на пуговицах губернатора хорошо различим чекан территориального герба Симбирска.

А.А, Долгоруков изображён с командорским крестом 2-й ст. (входил в список Великого приорства российского), а так же с лентой, звездой и крестом ордена Св. Анны.

Обращает внимание, что Знак ордена Св.Анны украшен алмазами по моде 18 века. Бриллиантовые же знаки к ордену Св. Анны А.А, Долгоруков получит значительно позже. Известно, что от капитула вплоть до 1855 г. официально выдавались орденские звёзды шитые. Правда, были известны исключительные выдачи от Российского Капитула в 1830-40-х годах звёзд из драгоценных металлов, но только иностранцам. После войны 1812 г., уже в 20-х годах в военной среде укоренилась мода на ношение кованых звёзд вместо шитых, заказанных частным порядком. Но чиновники, как правило, до 1855 г. традиционно продолжали носить на своих мундирах звёзды шитые.

 

 

 

 

Портрет графа П. А. Валуева

 

 

Граф (1880) Пётр Александрович Валуев (1815 – 1890) – государственный деятель, курляндский губернатор (1853-1858), министр внутренних дел (1861-1868), разработчик земской реформы 1864 года, председатель комитета министров (с 1879). Написал несколько романов. Большой интерес для историков представляют его дневники. Сын камергера Александра Петровича Валуева (1785 – 1822) и Фредерики Елизаветы Фёдоровны, урождённой фон дер Бринкен, по второму браку Фелькерзам (1793 – 1872). Женат первым браком (1836) на Марии Петровне, урождённой княжне Вяземской (1813 – 1849), вторым – на Анне Ивановне, урождённой Вакульской (1830 – 1883). Имел четверых детей.

На время написания портрета Валуев, находясь в звании камергер и в чине Действительного. Тайного советника был: Статс-секретарём, Министром Государственных Имуществ, заведовал Главным управлением государственного коннозаводства, членом Госсовета, главным Советником женских учебных заведений, почётным опекуном в опекунском Совете учреждений императрицы Марии, а так же Управляющим С-Петербургским Николаевским сиротским институтом, Реальным женским училищем и Александровским Сиротским домом. Почётным Членом медицинского совета МВД.

Изображён в парадном мундире. Обращает на себя внимание оригинальность распределения на груди всего одного ряда узора шитья растительной гирлянды рисунка от Комитета министров. Видимо, в подражание бытовавшей моде западноевропейских чиновничьих мундиров.

 

 

 

Портрет Александра Ивановича Чернышёва

Светлейший князь Александр Иванович Чернышёв (1785 – 1857) – военный и государственный деятель (прослуживший трём российским императорам) генерал-адъютант, генерал от кавалерии, первый российский военный атташе в Париже (талантливый разведчик-дипломат), военный министр (1827-1852). Сын сенатора, генерал-поручика, наместника Костромского наместничества Ивана Львовича Чернышёва (1736 – 1793) и Евдокии Дмитриевны, урождённой Ланской (1757 – 1816). В 1808-1811 представитель царя при Наполеоне I. В войну 1812 года командир кавалерийского партизанского отряда в глубоких тылах противника (Австрия, Пруссия, Варшава). Пользовался расположением императоров Александра I и Николая I. Сопровождал Александра I в поездке в Таганрог и присутствовал при его кончине. В 1819 был назначен членом комитета об устройстве донских войск. Член следственного комитета по делу декабристов, военный министр (1832-1852), член Государственного совета и Комитета министров. В 1828 получил титул графа, с 1841 – князь с присвоением титула светлости (1849). Женат первым браком (1816) на княгине Теофиле Игнатьевне Радзивилл, урожденной Моравской (1791 – 1828) (в 1-м браке Старжинской), развод в 1821; вторым (1823) – на Елизавете Александровне, урождённой княжне Белосельской-Белозерской (1805 – 1824), третьем (1825) – Елизавете Николаевне, урождённой графине Зотовой (1808 – 1872). Имел шестерых детей. Все дети от третьего брака.

Портрет был написан в рамках грандиозного проекта предпринятого Императорским Двором в ознаменовании памяти и заслуг боевых генералов, участников войны с Наполеоном. Более 300 портретов украшают залы Военной галереи Зимнего Дворца.
Александр Иванович Чернышёв изображён в свитском мундире генерал-адъютанта. На год написания портрета был генерал-лейтенантом и награждён орденами: Св. Александра Невского; Св. Георгия 3-й ст.; Св. Владимира 2-й ст.; Св. Анны 1-й ст.; австрийским Марии Терезии (малый крест); французским командорским Св. Людовика и Почётного Легиона; 1-й ст. прусского Красного Орла; шведским орденом Меча 1-й ст.; 2-й ст. баварского ордена Св. Максимилиана; нидерландского ордена Св. Вильгельма 2-й ст.; гессен-кассельского Льва и военного достоинства и сардинским Св. Лазаря и Маврикия.

В Государственном музее истории С-Петербурга хранится портрет Чернышёва в мундире, числящегося в гвардейских Казачьих частях. С 1819 г. Александр Иванович много лет занимался в Комитете об устройстве Донского войска за что получил алмазные знаки ордена Св. Александра Невского.

 

 

Портрет Ивана Екимовича Лазарева

 

 

Иван Екимович (Иоакимович, Якимович) Лазарев (1786 – 1858), сын Екима (Иоакима) Ивановича Лазарева (1744 – 1826) и Анны Сергеевны, урождённой Ивановой (? – 1820). Камергер, майор, действительный статский советник, чиновник особых поручений при Минфине. С 1826 г. был попечителем фамильного московского Лазаревского института восточных языков (первоначальной как училище основано в 1815 г.). Надо сказать, этот институт был крупным образовательным и научным учреждением, центром армянской культуры в Москве. Был женат на Наталии Богдановне,урождённой Гермес (развёлись). Детей не имел.

 

Судя по Знаку, портрет написан не ранее 1847 г.

Иван Екимович изображён в расшитом бранденбурами придворном парадном мундире лиц — вторых чинов Двора. Был награждён орденами: Св. Станислава 1-й ст.; Св. Владимира 3-й ст.; Св. Анны 2-й ст. с Императорской короной и был кавалером ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Имел золотую медаль за милицию и дворянскую за войну 1812 г. На портрете на груди изображён знак официала ордена Св. Андрея Первозванного. Любопытно, имел ли Он высочайшее разрешение на ношение этого знака или это частная неуставная инициатива для парадного портрета. Известно, что герольдом ордена И. Е. Лазарев был в 1829-1837 гг. По завершению службы в официалах, бывшие служители должны были возвращать свои знаки в капитул.

В Екатеринбургском музее есть более поздний портрет Лазарева в придворном вицмундире.

 

Портрет императрицы Марии Федоровны в кавалерском мундире

 

 

Мария Фёдоровна (Феодоровна); до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Auguste Luise von Württemberg; 14 (25) октября 1759, Штеттин — 24 октября (5 ноября) 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Стала матерью 10 детей, из которых не выжила только Ольга. Мать императоров Александра I и Николая I.

Стояла у истоков Императорского человеколюбивого общества, Повивального института, училища ордена святой Екатерины, а также ряда других филантропических заведений.

После смерти матери, император Николай I распорядился образовать для управления благотворительными и сиротскими заведениями IV отделение собственной Е. И. В. канцелярии («Ведомство императрицы Марии»).

В память Марии Фёдоровны установлен Мариинский знак беспорочной службы.

На портрете изображена в мундирном платье кавалергардского корпуса. Со знаками и лентами орденов: Св. Андрея Первозванного, Св. Екатерины (как гроссмейстер этого ордена) и ордена Св. Иоанна Иерусалимского (как кавалерственная Дама Большого креста).

В Омском музее есть портрет Марии Фёдоровны в траурном платье. Считается, что работа была выполнена в 1801 году, после дворцового переворота, приведшего к трагической гибели Павла I.

Вопрос: верно ли утверждение, что Мальтийский крест II степени для женщин был с металлическим бантом и крепился на чёрной ленте на платье у плеча?
Мальтийский же крест I степени был с «военными трофеями», на чёрной ленте на левом плече (как на этом портрете императрицы Марии Федоровны) Или это частный случай – где знак с военной арматурой только для портрета в память о муже? И все кавалерственные дамы ордена обеих степеней имели знаки единого рисунка – с металлическим бантом (способы ношения только разные).

 

 

 

 

Перейти на начало статьи: Награды на портретах. Часть 1

Раздел форума «Медали Российской империи. Исследование»

Обсудить материал на форуме >>>