Сегодня хотим рассказать об одном из интереснейших коллекционных предметов — о пряжках, устройствах для застёгивания ремней различного назначения. А, соответственно, непременный атрибут форменного костюма: военного, полицейского, учебного, железнодорожного, т.е. практически любого отечественного и зарубежного ведомственного костюма. Как любой артефакт пряжки могут рассказать много интересного. Сегодня покажем лишь малое количество имеющихся предметов. Планируем показать пряжки разных времён, опираясь на коллекцию Евгения Наумова, который рассказывает о своём увлечении.
Алексей Сидельников Главный редактор журнала "Коллекция"
Фибулистика
История увлечения автора
Примерно в 2011 году ко мне в руки попали несколько коллекционных пряжек, среди которых была пряжка нижнего чина Русской императорской армии, «домашнего хранения».
Пряжка очаровала меня величавым орлом, тяжестью, основательностью, а также похожим на золото латунным блеском.
Про оценку коллекционерами сохранности пряжек не могу с юмором не вспомнить используемые в обиходе термины для описания «некопанности» предмета: «чердачная», «домашняя», «сундучная», «сарайная», «кабинетная» и т.д.
Последний термин используется в других видах коллекционирования, например в фалеристике.
В действительности, происхождение предмета может подтвердить с достоверностью лишь тот, кто первоначально его обнаружил.
Так или иначе, именно пряжки подобной сохранности привлекли меня своей аурой. Создавалось ощущение, что давно ушедшая эпоха сохранила не ушедшим в землю, не ставшим археологическим, предмет военной амуниции, что доставляло особое ощущение «живой истории» и преемственности исторической судьбы нашего народа.
У пряжек домашнего хранения особенно хорошо оттеняется рельеф
А также удовольствие от созерцания подобного предмета доставляла детализация – у пряжек домашнего хранения особенно хорошо оттеняется рельеф. Легко видно каждое пёрышко у орла, гербы и иные мелкие детали – поражает отношение к такому, казалось бы, незатейливому предмету военной формы, как поясная бляха.
- Пряжка ВМФ периода Великой Отечественной Войны
- Пряжка командующего состава образца 1935 года (с полей сражений ВОВ)
Большая часть дореволюционных пряжек является подлинными шедеврами ювелирного искусства. Причём, даже пряжки одного типа отличаются друг от друга исполнением. «Паттернов» (типов исполнения) обычных пехотных пряжек нижних чинов насчитывается больше десятка. Каждый производитель отличался собственным уникальным изображением стандартного, казалось бы, государственного герба Российской империи.
Самыми известными производителями пряжек в царской России являлись: Чикин (клеймо «А.О.Ч.»), Брюннер, Шнейдер и Дитмар (клеймо «Б.Ш.Д.»), Кранц (клеймо «Л. Кранцъ. Варшава»), Щетинин (клеймо «Щетининъ»), Бирштейн (клеймо «Слава»), Лангензиппен (клеймо «ЛКо»), Калабин (клеймо «Г.Калабинъ»), братья Бух (клеймо «бр. Бухъ), Норблин (клеймо «Норблинъ»). Существовало также значительное число других производителей, многие из которых до сих пор не определены.
Применительно к пряжкам, цвет металла имеет коллекционное значение – в зависимости от материала, из которого изготавливалась пряжка, она могла принадлежать тому или иному армейскому подразделению.
Многие коллекционеры при этом любят патину на пряжках, считая её признаком «выдержки» и защитным слоем металла – тут всё зависит от коллекционера. Единственное, чего не стоит допускать – это наличие на пряжках «бронзовой болезни» — зелёных окислов, уничтожающих металл.
Не стоит допускать наличия на пряжках зелёных окислов, уничтожающих металл
Как свидетельствуют современники, пряжки в царской России для блеска чистили кирпичной пылью[1], толчёным углём, зубным порошком[2] в качестве абразива, возможно также – растёртой глиной[3]. Видимо, в способе чистки также кроется причина затёртости многих пряжек Российской империи.
В советской армии «бляху» натирали шерстяной тканью с пастой ГОИ.
В то же время, современные способы чистки и реставрации археологических предметов очень индивидуальны и требуют большого опыта, в связи с чем можно посоветовать начинающим коллекционерам не пытаться экспериментировать на ценных экспонатах, отдавая это дело профессионалам.
Пряжки пехотных частей и кавалерии
Пряжки обер-офицеров гвардейских пехотных частей 1855-1857 годы
Пряжка обер-офицера гвардейских пехотных частей 1855-1857 годы
Пряжка обер-офицера гвардейских пехотных частей 1857-1881 годы
Пряжка обер-офицера гвардейских пехотных частей 1857-1881 годы
Пряжка гвардейской пехоты 1855-1857 годы
Неизвестная пряжка с гербом России периода 1830-1850-х годов
Пряжка тамбурмажора гвардейских пехотных частей 1856-1857 годы
Посеребрённая пряжка РИА. Пряжки белого цвета изготавливались из мельхиора и полагались Лейб-гвардии
Пряжка кирасирских полков 1857-1893 годы
Пехотная пряжка Российской императорской армии, выполненная методом травления
Пряжки гренадерских частей
Пряжка Кавказской гренадерской дивизии 1907-1917 годы
Пряжка гренадерской артиллерии 1899-1917 годов, позолоченная
Пряжка гренадерского сапёрного батальона и электротехнической школы 1907-1917 годы
Пряжка гренадерского сапёрного батальона 1855-1899 годы
Пряжка инженерного сапёрного батальона 1899-1907 годы
Пряжки артиллерийских частей
Пряжка лейб-гвардии 1 и 2 артиллерийские бригады, 5 батарея 3 гвардейской и гренадерской артиллерийской бригады 1855-1857 годы
Пряжка гвардейской артиллерии с переделанными креплениями
Пряжка гвардейской артиллерии 1894-1917 годы
Пряжки флотские
Пряжка гвардейского флотского экипажа 1855-1857 годы
Пряжки офицера Российского императорского флота 1855-1917 года
Пряжка гвардейского флотского экипажа 1857-1917 годы
Пряжки со спиленным после революции гербовым орлом
Пряжка нижних чинов команд морского ведомства периода Временного правительства
Пряжка нижних чинов команд морского ведомства периода Временного правительства
Пряжки военных учебных заведений
Пряжка воспитанника кадетского корпуса до 1917 года
Пряжка воспитанника кадетского корпуса до 1917 года
Пряжка воспитанника морского кадетского корпуса до 1917 года
Кадетская пряжка Российской империи со спиленным после революции гербовым орлом
Обзор истории изучения и коллекционирования пряжек
Первые издания, содержащие, в том числе, и материал по поясным пряжкам, были посвящены истории военного обмундирования. В этом смысле коллекционирование пряжек можно было бы назвать подвидом коллекционирования предметов военной истории, либо «униформологии», — это несколько односторонний взгляд на историю поясных пряжек. Хотя в значительной степени поясная пряжка была именно атрибутом военной формы одежды, но не ограничивалась данной сферой.
За рубежом теме истории пряжек были посвящены издания, начиная с 70-х годов ХХ века.
Например, в 1974 году американцем Сиднеем С. Керксисом был опубликован материал, посвящённый «бляхам и пряжкам американских военных 1795-1874»[4].
Американский коллекционер поясных пряжек и ремней Третьего Рейха Джон Р. Анголия выпустил первое издание, посвящённое данной тематике, в 1982 году. В 2001 году им было выпущено уже переработанное издание объёмом 656 страниц[5].
Его земляки Майкл Джи О’Доннел и Джи Дункан Кэмпбелл в 1996 году опубликовали исследование, посвящённое американским военным пряжкам «Американские военных поясные бляхи». В 2000 году также было выпущено второе издание данной книги формата А4 и объёмом 616 страниц[6].
Теме итальянских военных пряжек в 1995 году было посвящено 445-страничное издание «Военные пряжки в истории Италии с 1861 года по настоящее время» авторов Антонио Молло, Франко Местурини, Лука Солдати[7].
В России (СССР) тема истории поясных пряжек развивалась примерно аналогично, от общего исследования униформы[8] к профильным изданиям по теме поясных пряжек.
Наверное, первым российским изданием, посвящённым теме коллекционирования поясных пряжек, была книга Ульянова В.Б. «Пряжки фашистской Германии», изданная в 2001 году тиражом 500 экземпляров (самиздат).
В книге автор сразу обозначил, что она не носит энциклопедического характера и создана в основном на археологическом материале, что также сыграло ограничительную роль при её подготовке. Впрочем, любительский характер справочника виден и по его названию, в котором автор «по-народному» нарёк Третий Рейх «фашистской Германией».
Первым по настоящему фундаментальным научным трудом по теме истории поясных пряжек в России стала книга С.Б. Федосеева «Русские поясные бляхи армии и флота».[9] При работе над книгой автор использовал архивные документы времён Российской империи, регулирующие вопросы, связанные с военным обмундированием. При этом, краткий каталог с доскональной классификацией поясных пряжек РИА автор выпустил ещё за пять лет до публикации книги.
В своём обширном труде автор прежде всего обосновывает название книги, указывая корректность наименования «бляха» применительно к описываемому предмету военной амуниции, указывая, что он именно так был назван в указе о его введении в 1834 году. Данный термин действительно является точным в совокупности со словом «поясные», поскольку наибольшую коллекционную ценность имеют в основном поясные пряжки в виде пластины, содержащей рисунок, буквы или номер.
Пряжка времён Екатерины II
Пряжка времён Екатерины II
История терминологии и название дисциплины
Как называется коллекционирование пряжек?
Коллекционирование пряжек называется Фибулистика.
Более подробно останавливаясь на теме наименования данного предмета коллекционирования и вспомогательной исторической дисциплины (вида коллекционирования), следует отметить дискуссионность вопроса.
В настоящее время в разговорной речи застёжку военного ремня называют «пряжкой», «прягой», «бляхой», хотя в настоящее время слово «бляха» используется реже и его можно назвать устаревшим.
С немецкого языка слово «бляха» (Blech) переводится как «металлическая пластинка для украшения и др. целей»[10], «пластинка из металла»[11], «металлическая пластинка, на которой выбита или вырезана какая-нибудь надпись для обозначения чего-нибудь, чаще всего номера (в этом случае вместо «бляха» теперь говорят «номер»). Извозчичья бляха. Медная бляха»[12].
Толковый словарь Ожегова даёт следующее определение слова «бляха»: «жёсткая пластинка как опознавательный знак или как украшение (с выдавленным рисунком, надписью, номером)»[13].
В толковом словаре Ушакова под бляхой понимается «Металлическая пластинка, на которой выбита или вырезана какая-нибудь надпись для обозначения чего-нибудь, чаще всего номера (в этом случае вместо «бляха» теперь говорят «номер»)[14].
«Современный» для поясных пряжек русской императорской армии словарь Даля определяет бляху как «кованую или катаную пластинку, металлический листок, жестяную накладка, луду, щиток. Извозчичья бляха, с номером; ямская, на шляпе либо на груди, с гербом; на сельских сотских бляхи гербовые»[15].
То есть, бляха в русском языке подразумевает под собой металлическую пластину с изображением или надписью, не всегда служащую в качестве застёжки для одежды или ремня. Указанное выше издание по пряжкам США дословно именуется «Американские военные ременные пластины», то есть, фактически, посвящено именно бляхам, и содержит описание помимо поясных блях также описание блях с перевязи и патронных сумок.
В Российской империи также существовали нагрудные пластины различных должностных лиц, работников и служащих, не являвшихся военными: «Лесной сторож», «Полевой сторож», «Почтальон», «Сотский», «Стражник», «Мираб (распределитель воды в Средней Азии) и т.д.; различные железнодорожные должностные знаки, знаки обществ (пожарных и т.д.), знаки тюремных надзирателей. К «бляхам» можно отнести должностные знаки судей – нагрудные латунные медальоны на цепочке.
Их исследованию также посвящена работа Федосеева С.Б., однако в них он называет данный предмет «Должностные знаки Императорской России», отступая от логики именования их «нагрудными бляхами»[16].
Как указывалось, подобные металлические пластины-бляхи размещались на портупейных ремнях, сумках, лядунках, музыкальных инструментах. Одним из видов нагрудных блях также можно назвать горжет. Данные предметы обычно коллекционируются отдельно от поясных пряжек, относясь скорее к фалеристике или самостоятельному предмету коллекционирования.
Однако, как отмечалось, границы видов коллекционирования зачастую носят довольно гибкий, прозрачный характер, и некоторые виды коллекционирования могут пересекаться или быть частью более широкого направления коллекционирования.
Поясные пряжки с обозначением ведомственной принадлежности помимо военных имели железнодорожные служащие Российской империи, учащиеся различных учебных заведений. Узорные широкие поясные пряжки с различными сюжетами были частью женской моды первой половины 20-го века.
Как видим, термин «бляха» несколько отличается от понимания элемента военной формы одежды или непосредственно поясной пряжки, застёжки пояса.
Русская классическая литература применительно к застёжке ремня использует в основном термин «пряжка», подразумевая под этим словом также пряжки в виде пластины, а «бляхой» именует металлические накладки-пластины (элементы конской сбруи, мебельные накладки), кокарды и должностные знаки, но также и поясные пряжки в виде пластины.
Впрочем, существуют и обратные примеры именования наградных знаков (пристёжки) за выслугу лет пряжками[17].
Книга Николая Соколова – следователя, расследовавшего убийство членов царской семьи, впервые опубликованная ещё в 1922 году, содержит следующее описание найденной на месте убийства пряжки нижних чинов пехоты РИА: «Пряжка от пояса мальчика. Пряжка медная, хорошей работы. На ней имеется изображение государственного герба. Она была найдена вместе с застёжкой (т.е. «ловящей частью» — прим. автора). Свидетели показали: Иванов: «Я положительно признаю ее за пряжку Алексея Николаевича. Именно она была у него на его ремне». Теглева: «Пряжка от пояса мальчика — это безусловно пряжка от пояса Алексея Николаевича». Остальные свидетели также подтвердили эти показания»[18].
Слово «пряжка» в словарях русского языка трактуется примерно одинаково: «Застёжка, через которую продергивается застегиваемая тесьма, ремень. Медная пряжка»[19], «1. Жёсткая застёжка, обычно со шпеньком, через которую продевается ремень, пояс. П. на поясе. Туфли с пряжками. 2. Нагрудный наградной знак (устар.). Дослужиться до пряжки»[20].
Данное слово происходит от глагола прягу (прячь)[21]. Для понимания происхождения слова «пряжка» достаточно вспомнить глагол «запрягать» (запрягать лошадь – снаряжать её, застёгивать ремни, сбрую).
В латинском языке пряжка как застёжка для одежды ещё в Древнем Риме именовалась «фибулой». Данное слово практически не используется в русском языке, за исключением литературы по археологии, и не может претендовать на замену слова «пряжка». Однако для науки (включая вспомогательные исторические дисциплины), традиционно используется латинский язык в качестве академического.
В этой связи, по мнению автора, согласно традиции, словообразующим для вспомогательной исторической дисциплины, изучающей историю поясных пряжек, и соответствующего вида коллекционирования, уместным является слово «фибулистика», предложенное к использованию автором на профильных форумах коллекционеров ещё в 2018 году. Спустя годы можно сказать, что данный термин понемногу входит в оборот коллекционеров, и даже создан одноименный сайт неизвестным энтузиастом. Однако, автор не отрицает дискуссионность термина, как указывалось, о чём также будет сказано подробнее.
История поясной пряжки и её обозначение в иностранных языках
Языковые словари дают нам определение латинского слова «фибула» (fibula) как «застёжка, пряжка»[22][23], «ист. В средние века: металлическая застёжка для одежды, обычно богато украшенная»[24], «металлическая застёжка для одежды в виде булавки, заколки со щитком, обычно богато украшенным. Один из самых древних предметов украшения. Использовалась древними греками и римлянами, а также в средние века и в XVIII веке»[25]
Современное исследование, целиком посвящённое фибулам, описывает фибулу как «пряжку», то есть «металлическую деталь убора, игравшую роль крепежа»[26].
«Латинско-русский военный словарь (эпоха принципата)» доцента кафедры истории древнего мира и средних веков Пермского государственного университета, к.и.н. А.В. Колобова даёт следующие определения: «fibula, -ae (fibulae) f — пряжка»; «cingulum, -i (cingula) n — солдатский ремень, отличительный знак военных»; «balteus, -ei (baltei) m портупея для ношения меча». [27]
В англоязычных странах синонимом фибулы является слово «брошь», а в медицине, использующей латинский язык, фибулой именуется малоберцовая кость по видимости, по сходству берцовых костей с брошью (булавкой).
В настоящее время в археологии всё же сложилась практика наименования фибулой древнего вида (начиная с бронзового века) украшенной заколки для одежды, хотя дореволюционная литература по археологии использует для описания застёжек зачастую одновременно как термин «пряжка», так и термин «фибула», причём для описания типичной в соответствии с современным пониманием, фибулы используется также слово «пряжка»,[28]что определяет условность термина. Близким в этом смысле и малоизвестным словом является слово «аграф» (от старофр. «Agrafe» — «зажим, скрепка, крючок»), которое является устаревшим (подобные ювелирные украшения вышли из употребления) и обозначает нарядную застёжку (брошь) для одежды или волос[29].
Английское слово «пряжка» — «buckle», как указывается, появляется с начала XIV века как среднеанглийское существительное «bukel», означающее «металлическое кольцо с шипами для удержания ремня или лямки»[30].
Французское слово «букл» — «boucle», как и англйское «buckle», обозначающее пряжку, произошло от латинского «буккула» — «buccula» — «щёчка», «ротик», «подбородник или нащёчник у шлема»[31], являвшегося уменьшительной формой слова «bucca» — «щека»[32]. При этом, происхождение английского слова «buckle» выводится из старофранцузского «bocle». [33]
В этом плане латинским вариантом слова «пряжка» выступает всё же термин «фибула» как элемент поясного ремня римского солдата (поясная пряжка).
В испанском языке поясная пряжка, включая пряжку в форме пластины, обозначается словом «hebilla» («эбийя»), которое произошло от латинского «fibula» — пряжка. Данное слово в народной латыни приобрело форму «fibella» («фибелла») и в XIII веке трансформировалось в слово «fiviella» (фивелла)[34].
В итальянском языке пряжка именуется словом «fibbia», естественно — от латинского слова «фибула».
В немецком – родном для слова «бляха» языке – для обозначения пряжки используется слово «Koppelschloss», что в переводе означает «замок ремня» («коппель» – ремень, «шлосс» – замок), а при описании того факта, что пряжка может быть исполнена в виде металлической пластины используется слово Metalplatte (металлическая пластина), а не Blech.
Интересно, что для тканых парадных офицерских ремней используется слово «Feldbinde» («полевая повязка») — украшение военной одежды, которое носили на плече, руке или камзоле ещё во времена во времена античности в Греции, в Риме в качестве знака отличия офицеров, в средние века — в качестве компонента рыцарского костюма, во времена Реформации в качестве опознавательных знаков, и в последующем в качестве знака отличия офицеров, знаком несения дежурства[35].
Свой же «современный вид» Feldbinde в немецкой армии в качестве парадного офицерского пояса-шарфа с пряжкой приобрел в 1896 году.
Пояс как отличительный элемент образа воина использовался ещё во времена Древнего Рима. Исследованию римских военных поясов и поясных пряжек посвящены работы археолога, доктора наук Штефани Хосс, преподавателя Кёльнского университета – в частности, данной теме посвящена её диссертация «Cingulum militare» — «Цингулум милитаре» (римский военный пояс) объёмом почти 1000 страниц,[36] а также другие исследования. В главе «Римский военный ремень», подготовленной для книги «Wearing the Cloak. Dressing the Soldier in Roman Times» автор отмечает особый статус пояса римского солдата – лишение пояса могло быть связано с отставкой, капитуляцией, арестом, наказанием.
Римский военный пояс был украшен изящными пряжками, металлическими пластинами с рисунком, «передником» из ремешков с ременными окончаниями. Предполагается, что позвякивание металлических частей ремней, придавало солдатам характерный звук, возвещающий об их присутствии, а также способствовало статности. Изготавливались накладные металлические пластины пояса литьем или штамповкой. В разные периоды Римской истории пояс практически полностью или частично мог быть укрыт металлическими пластинами.
Впрочем, с обозначением военного пояса также всё не так однозначно. По версии Штефани Хосс, термин «cingulum» («cingulum militare») общепринятый в римской археологии для обозначения этого пояса начал использоваться примерно с 3 века, в то время как до того древних источников, по-видимому, используют существительное «balteus», когда говорят о военном поясе — термин, который в римской археологии использовался для обозначения другого вида пояса – пояса для меча («портупея»). Это возможно было связано с изменением способа ношения меча на ремне (с ношения на поясе на ношение «через плечо»). Вероятно, слово «balteus» было словом, обозначающим пояс с мечом, в то время как «cingulum» обозначал просто обычный пояс, однако поясной ремень сохранил свое символическое значение даже после того, как меч стали носить на перевязи.
«Огромный боевой успех римской армии заключался не в свирепости ее бойцов, превосходящих друг друга в подвигах отваги, а в скоординированном сотрудничестве многих людей в достижении этого успеха – и, следовательно, выживание каждого отдельного человека – зависит от их солидарности и чувства общности. Римский военный пояс был внешним проявлением этого чувства и центральная часть идентичности римского солдата» — делает вывод автор[37].
Пехотная пряжка РИА, пробитая пулями
В этом плане коллекционирование ремней можно было бы назвать «цигулумистикой», однако в современности ремень полностью не украшается металлом, как правило, выполнен из кожи, и интерес коллекционеров в основном (что нельзя сказать про Feldbine – парадные офицерские пояса) проявляется именно к поясной металлической пряжке, в то время как любители коллекционирования поясов относятся скорее к любителям в целом военной униформы. Кроме того, металлическая пряжка сохраняется в земле гораздо лучше, нежели кожаный ремень и поэтому исторических ремней до 1917 года практически неизвестно в коллекциях.
Ветхий Завет содержит упоминание облачения в пояс («препоясать чресла») как символ вооружения, подготовки, снабжения, наделения силами или полномочиями, достижения определённого возраста.
Скандинавская мифология также знает пояса как знаковый магический предмет: Megingjǫrð – Мегингъёрд – с древнескандинавского – пояс силы[38], которым, согласно легенде, обладал бог Тор. Данный пояс удваивал его силу. Данный пояс изображен шведским художником Мортеном Эскилем Винге (1825-1896) на картине «Битва Тора с великанами», написанной в 1872 году. Пояс изображен по аналогии с поясами древнеримских воинов, с накладками из желтого металла, но изготовлен из широкого полотна кожи и в центре соединён тремя пряжками-«змейками».
Высоким качеством, красотой и детализацией отличались металлические изделия скифов, определённо заслуживающие отдельного исследования. Среди данных изделий имелись пряжки (фибулы), пластины (накладки), выполненные в зверином стиле.
В «Новое время» (а точнее, с XVIII века) использование поясных пряжек в виде пластины с изображением в качестве элемента военной формы одежды получило «новое рождение». С развитием машинного производства (промышленная революция) и широким использованием латуни, удешевлением производства и повышением доступности, пряжки вышли на пик своей славы и стали повсеместным атрибутом военной (и не только) формы одежды вплоть до конца ХХ века. На смену литым пряжкам XVIII – первой половины XIX века в основном пришли штампованные пряжки из латуни.
Пряжки мира
Как ранее упоминалось, в зависимости от металла различалась принадлежность обладателя прядки к тому или иному подразделению либо дата изготовления пряжки, размер пряжки, вида крепления также являются отличительными признаками разных типов пряжек применительно к пряжкам Русской императорской армии.
Так, ранние либо гвардейские пряжки РИА изготавливались из красной меди (томпак), более поздние из латуни и далее –из мельхиора (такой цвет прибора был утверждён, например, для Лейб-гвардии саперного батальона). Широкие пряжки принадлежали кирасирам. Ранние пряжки имели одну скобу слева, более поздние скобу справа со шпеньком – поскольку менялись типа крепления ремня. Офицеры имели легкие узорные пряжки с позолотой. В 1855-1857 году орёл на пряжках имел «опущенные крылья» — «масонский орёл». У Лейб-гвардии финского стрелкового батальона на щите у орла вместо Георгия на гербе была геральдика княжества Финляндского – «коронованный лев, держащий в правой лапе меч прямой, а в левой меч выгнутый, на который опирается заднею правою лапою лев, сопровождаемый восемью серебряными розами».
От профильных орудий различались рода войск – артиллеристы имели на пряжке «орла на пушках», саперы – «орла на топорах», моряки – «орла на якорях», гренадеры имели на пряжке гренаду вместо орла, гренадеры-артиллеристы – «гренаду на пушках», гренадеры-саперы – «гренаду на топорах». Офицеры-гвардейцы имели на пряжке изображение орла в венках и сиянии, офицеры-гренадеры – корону в венках и сиянии. Особо отличается пряжка моряков периода Временного правительства – «обычная» пряжка моряка РИА воспроизведена на ней фабричным способом без корон у орла. Иные подразделения подобными пряжками не отличились в указанный период[39].
В то же время, короны а то и целиком царскую символику после революции стачивали, продолжая использовать пряжки на «новой» службе либо в быту.
Подобная практика стачивания символики имела место и в СССР в годы войны и после неё – трофейные немецкие пряжки «денацифицировали», стачивая или вырезая всю символику или её часть. Подобные пряжки в обиходе называются «партизанками». Зачастую пряжки носили «вверх ногами». Причины подобного ношения вызывают дискуссии в среде коллекционеров – некоторые утверждают, что таким образом, военнослужащий высказывал своё отношение к символу, изображённому на пряжке, некоторые объясняют это «демобилизацией», некоторые – незнанием, а автор допускает также возможность подобного ношения исходя из удобства, поскольку пряжки изготавливались для застёгивания либо «на левую» либо «на правую» руку. На практике в каждом отдельном случае та или иная версия может быть правдоподобной.
Отдельную тему исследования составляют царские учебные пряжки, число которых до сих пор не установлено, поскольку учебных заведений было большое количество, и каждое из них могло иметь несколько видов пряжек, изготовлявшихся по частным заказам, в разные периоды, на разный бюджет и, соответственно, отличавшимися по исполнению. Среди них есть очень красивые пряжки с вензелями и обычные латунные пряжки с насечкой инициалов учебного заведения. Такие пряжки обычно содержат аббревиатуры: первая буква – название населённого пункта, а далее – вид учебного заведения (пример — «АЛГ» — «Архангельская Ломоносовская гимназия»). Распространены также пряжки с наименованием вида учебного заведения без указания населённого пункта – «городское училище», «высшее начальное училище», «коммерческое училище» и т.д.
Пряжки гражданских учебных заведений
Пряжки учеников Высшего начального училища до 1917 года
Огромная тема для изучения – железнодорожные пряжки, среди которых есть очень редкие экспонаты. Как правило, железнодорожные пряжки содержали аббревиатуру железной дороги и буквы «ЖД» — например, РОЖД – Риго-Орловская железная дорога. Как правило, если железная дорога являлась государственной — на пряжке имелся герб Российской империи на арматуре ведомства путей сообщения – скрещенные топор и якорь, если дорога являлась частной – подобная символика отсутствовала, имелась лишь аббревиатура.
Пряжки тюремных надзирателей
- Пряжка надзирателя Б..ской тюрьмы до 1917
- Пряжка надзирателя А…ского тюремного замка до 1917
- Пряжка надзирателя М..ской городской тюрьмы до 1917 года
- Пряжка надзирателя С..ского исправительного отделения до 1917 года
- Пряжка надзирателя Б…ской окружной тюрьмы до 1917 года
Оригинальная тема – пряжки тюремных надзирателей с инициалами вида пенитенциарного заведения. У тюремных надзирателей имелись пряжки с аббревиатурами пенитенциарного учреждения, как правило, прорезными, в отличие от ученических, аббревиатуры на которых зачастую изготавливались насечкой:
— Н…ская (название города) областная тюрьма;
— Н…ский тюремный замок;
— Н…ское исправительно-арестантское отделение;
— Н…ская тюрьма;
— Н…ская городская тюрьма;
— Н..ская каторжная тюрьма;
— Н…ская испраивтельная тюрьма;
— Н..ская уездная тюрьма;
— Н…ский пересыльный замок и т.д.
Выше отмечались обширные издания по пряжкам Российской империи, Германии, США и Италии. Объем данных изданий соответствует количеству коллекционного материала.
Очень большую коллекцию пряжек XIX-ХХ века дала миру Франция и Испания, однако автору, к сожалению, неизвестны работы по данной тематике, однако их существование не исключено. Менее обширный, но также значительный материал по поясным пряжкам дали миру Османская империя, Австро-Венгрия.
Пряжка офицера Австро-Венгрии
- Пряжка офицера Военно-морского флота Австро-Венгрии
- Пряжка австрийского офицера 1919-1934 годы
Пряжка нижних чинов пеших частей «императорского и королевского корпуса Жандармов в Боснии и Герцеговине» Австро-Венгрия
Широкое распространение получили поясные армейские пряжки, созданные по образцу бывшего СССР, на территории влияния бывшего СССР в 1990-е годы. С созданием национальных армий не обошли вниманием данный элемент военной формы Армения, Грузия, Молдавия, Азербайджан и многие другие страны. Изготовление некоторых из таких пряжек совпало с локальными конфликтами и территориальными спорами.
Интересной, но специфичной темой коллекционирования является коллекционирование военных и полицейских пряжек стран Латинской Америки, имевших необычные, с яркими эмалями, хромированные пряжки.
В настоящее время использование пряжек в качестве элемента военной формы одежды обусловлено целями маскировки и в этой связи использование традиционных металлических пряжек с символикой ограничивается парадной формой одежды, а то и вовсе отменено.
Коллекционирование пряжек
В России имеется большое число людей, увлекающихся темой коллекционирования поясных пряжек. Так, группа в одной из наиболее популярных российских социальных сетей называется «Историческая пряжка (фалеристика)»[40] и насчитывает 20 тысяч участников на дату публикации. Данная группа оказала большое влияние на формирование вида коллекционирования пряжек и систематизацию материалов по нему. Автор благодарит администрацию группы (Владимира Лудкова и Игоря Коваленко) за разрешение на использование в данной публикации подборки архивных фотографий — примеров ношения поясных пряжек.
Как опять видим, смежные виды коллекционирования в настоящее время пересекаются с коллекционированием пряжек, хотя администрация группы старается отекать не связанные с темой группы обсуждения исторических предметов, сохраняя при этом интерес к фалеристике Российской империи.
То же самое можно сказать и про экспонирование пряжек.
Имеются обширные частные коллекции железнодорожных пряжек Российской империи, Русской императорской армии, однако в музеях, даже целиком посвящённых военной истории и истории униформы, пряжки представлены эпизодически, в составе коллекций из различных предметов военной истории и не выделены в качестве отдельного элемента экспонирования. В значительном числе случаев в музеях экспонируются даже не оригиналы пряжек, а их копии.
Что касается подделок — уже довольно давно известны и описаны в литературе и на профильных площадках наиболее известные копии военных пряжек.
Изначально (в начале развития интереса к коллекционированию пряжек) частотой изготовления отличались западные подделки пряжек Третьего Рейха, ориентированные, в основном, на тот же рынок.
Позднее, примерно в 2010-х, распространение получили качественные копии Австро-Венгерских пряжек. Ходит легенда, что качество данных копий обусловлено находкой старого оборудования – оригинальных штампов для их производства, что позволило обеспечить высокое качество изготовления. Зачастую данные копии продавались без указания на неоригинальность предмета.
Широко известна копия пряжка гренадерских саперных частей РИА, артиллерии, а также флота, предположительно — польского производства.
Наибольшую опасность для коллекционеров представляют штучные копии дорогостоящих и редких пряжек РИА, которые ранее поставлялись в Россию, в частности, с территории Украины одним известным коллекционером и реставратором с хорошей репутацией специалиста в сфере коллекционирования, и реализовывались через личные сообщения. Впоследствии данная схема была выявлена.
Качественные копии дорогих немецких пряжек Германской империи со следами старения делает белорусский мастер, деликатно обходя в описании вопрос оригинальности и привлекая не столь высокой ценой, а для придания ощущения «ископаемости» предмета патинирует их и приклеивает «наросты» песка. Частотой подделок ранее «славилась» также Болгария.
Высокое качество изготовления копий пряжек РИА обеспечивают в настоящее время мастера из Санкт-Петербурга, однако не пренебрегают упоминанием указания о том, что в продаже именно копия изделия, что вызывает уважение.
Вопрос приобретения оригинального предмета требует отдельного исследования, в целом же можно посоветовать начинающим коллекционерам не бросаться на низкую цену, приобретать предметы у людей с репутацией (что, к сожалению, не всегда является гарантией, как мы поняли выше) и выставлять приобретаемый товар на обсуждение.
Вопрос хранения коллекций зависит от умения, желания и состояния коллекционера. Кто-то хранит пряжки буквально кучей, кто-то заказывает дорогие «мюнцкабинеты» из стекла и дерева, но применительно к пряжкам зачастую мюнцкабинет будет стоить дороже, чем его содержимое, в связи с чем автор нашёл компромиссный вариант, договорившись с производителем об изготовлении пластиковых флокированных планшетов с прозрачной крышкой и нужного размера отсеками.
Советский кинематограф очень часто использовал в качестве атрибута киногероев «довоенных» лет пряжки советской армии и флота второй периода половины ХХ века. Объяснить это можно тем, насколько советскому человеку полюбился вид пряжки советского воина. Многие герои послевоенных кинофильмов носили флотские или армейские пряжки с повседневной одеждой.
Упоминается пряжка советского милиционера с гербом СССР и в произведении Сергея Михалкова «Дядя Стёпа»:
«Он с кокардой на фуражке,
Он в шинели под ремнём,
Герб страны блестит на пряжке —
Отразилось солнце в нём!»
Об авторе
Наумов Евгений Николаевич. Родился 15 апреля 1988 года в Москве. В 2010 году с отличием окончил Московскую государственную юридическую академию по специальности «юриспруденция». Работает по специальности. Коллекционер пряжек.
Примечания
[1] Гаршин В. М., Сигнал, 1887
[2] Андреев Л. Н., Сашка Жегулёв, 1911
[3] Гаршин В. М., Сигнал, 1887
[4] Plates and buckles of the American military, 1795-1874. Sydney C. Kerksis Kennesaw, Georgia: Gilgal Press, 1974.
[5] Buckles and Brocades of the Third Reich Author: John R. Angolia Publisher: R. James Bender Year: 1st Edition 2001 ISBN: 912138-77-7 Hardcover 656 pages Photo/Scan of the book cover
[6] American Military Belt Plates 2nd edition от Michael J. O’Donnell и J. Duncan Campbell Publish Date. 2000 Издатель O’Donnell Publications Pages616. Showing 1 featured edition. View all 1 editions?. Идентификаторы Open LibraryOL11746037M ISBN 10 096707312X ISBN 13 9780967073125 OCLC/WorldCat 47900767 Library Thing 4868914 Goodreads 6711473
[7] Le fibbie militari nella storia d’Italia dal 1861 a oggi – Antonio Mollo, Franco Mesturini, Luca Soldato (Ermano Albertelli editore) 445 p., Parma, 1995 Open Library OL874884M ISBN 10 8885909477 LCCN 95161015 Goodreads 5399448
[8] Русский военный костюм XVIII-начала XX века : [Альбом] / В. М. Глинка. — Ленинград : Сов. художник, 1988. — 237,[1] с. : в основном ил., цв. ил.; 31 см.; ISBN 5-7370-0025-7 (В пер.) : 20 р.
[9] Федосеев С. Б. Русские поясные бляхи армии и флота Твердый переплет 288 с. Цветные и ч/б ил. Атлант, СПб, 2016. ISBN: 978-5-906200-27-3
[10] Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910
[11] Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865
[12] Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007
[13] Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992
[14] Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940
[15] Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866
[16] Должностные знаки Императорской России». Издательство «ОМ-Пресс», г. Санкт-Петербург. Автор: Федосеев С.Б.
[17] Герцен А. И., Кто виноват?, 1846, Гоголь Н. В., Шинель, 1841
[18] Соколов Н.А. С 59 Убийство царской семьи / Н.А. Соколов. – М.: Алгоритм, 2017. – 384 с. – (Дело не закрыто). ISBN 978-5-906979-04-9 с. 336
[19] Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940
[20] Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992
[21] Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка
[22] Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940
[23] Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007
[24] Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998
[25] Большой Энциклопедический словарь. 2000
[26] Кулаков В. И. Фибулы народов Балтийского региона. I в. до н. э. — XI в. н. э. Очерки истории застёжек. СПб. Алетейя 2022г. 362 с., илл. твердый переплет, стандартный формат., с. 7
[27] https://ancientrome.ru/publik/kolobov/kolob05c.htm
[28] Напр., Древности Северо-Западного края T. 1, vyp. 2: Люцинский могильник 1893 с. 33, Каталог выставки VIII Археологическаго съезда в Москве, 1890 г
[29] Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999
Кирсанова Р. М. Аграф // Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии / под ред. Т. Г. Морозовой, В. Д. Синюкова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — С. 12. — 383 с.: ил. с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-144-0.
[30] https://daily.wordreference.com/2022/07/13/intermediate-word-of-the-day-buckle/#:~:text=It%20can%20be%20traced%20back,French%20bouche%2C%20all%20meaning%20‘mouth.’
[31] Латинско-русский словарь. https://translate.academic.ru/buccula/la/ru/
[32] Dictionnaire de la langue française by Littré, Emile, 1801-1881; Devic, L. Marcel
[33] Oxford Advanced Learner’s English Dictionary. Оксфордский английский словарь для изучающих язык на продвинутом уровне. 2005
[34] https://www.elcastellano.org/palabra/hebilla. Из кинг Рикардо Сока «Увлекательная история слов» и «Новые увлекательные истории слов»
[35] Herrmann Julius Meyer / Bibliographisches institut, 1909 / https://meyers.de-academic.com/42110/Feldbinde
[36] Cingulum Militare: Studien zum römischen Soldatengürtel des 1. bis 3. Jh. n. Chr. / https://scholarlypublications.universiteitleiden.nl/handle/1887/23627
[37] Wearing the Cloak. Dressing the Soldier in Roman Times. Edited by M.-L. Nosch . Ancient Textiles Series 10. Oxbow Books, Oxford, 2012. ISBN 978 1 84217 437 1, Chapter 4. THE ROMAN MILITARY BELT (pp. 29-44) by Stefanie Hoss
[38] Orchard, Andy (1997). Dictionary of Norse Myth and Legend. Cassell. ISBN 0-304-34520-2. / 223 p. : 26 cm
[39] Описание намеренно дано упрощённо, в ознакомительных целях, поскольку описать всё многообразие пряжек в рамках одной статьи не представляется возможным. Целью является показать удивительное разнообразие казалось бы такой простой вещи, как пряжка
[40] https://vk.com/imperialbuckle
__________________