Вашему вниманию беседа с коллекционером пилоток Борисом Бурукиным. Познакомившись с ним, мы точно поняли, что встретили серьёзного коллекционера, а не собирателя. У Бориса интересная коллекция головных уборов. Сегодня остановимся на части коллекции: пилотки.
Пилотка — летний форменный головной убор военнослужащих Советской Армии, введённый в 1935 году (правильнее сказать, повторно введённый к использованию, т.к. пилотки появились ещё до 1917 года).
Пилотка была удобна в носке, легка, проста в пошивке. Для сержантов и старшин сверхсрочной службы и курсантов военных училищ пилотки изготовлялись из сукна; для солдат, сержантов и старшин срочной службы и военно-музыкальных воспитанников — из х.-б. ткани.
Вот данные о производстве пилоток.
Пилотка состояла из колпака и прилегающих к нему двух бортиков. Колпак имел две стенки и удлинённое донышко остроконечной формы. Внутри колпака были подшиты подкладка и гранитолевый налобник. Донышко колпака сшито вдоль из двух дугообразных половинок, обращённых своими наклонными плоскостями друг к другу. Верхние края стенок колпака, соединяющиеся с донышком, имели фальшивый кант (напуск). Бортики у суконной пилотки — одинарные, у х.-б. — двойные. Пилотки суконные пошивались из сукна фуражечного арт. 3402 защитного цвета, на подкладке из крашеного сатина; хлопчатобумажные — из х.-б. диагонали арт. 720, на подкладке из бязи серого цвета. Пилотки суконные выпускались девяти размеров — от 52 до 60, а пилотки х.-б. — двенадцати размеров — от 49 до 60. Наибольшая ширина донышка посередине и наибольшая высота колпака спереди и сзади (от низа колпака до угла донышка) — 5 см для всех размеров. Длина пилотки внутри по низу колпака превышала её размер у х.-б. на 1,75 см, у суконной на 1 см.
Головные уборы для армии, пилотки в том числе, выпускались огромными партиями продолжительное время. Но сегодня найти подлинные вещи уже не так просто.
Постараемся показать предметы из коллекции. К сожалению, время наложило свой отпечаток на многие из них. Но, тем не менее, они в надёжных заботливых руках.
А.С.: Давно вы увлеклись, и почему вы увлеклись? И чем вы по жизни вообще занимаетесь?
Б.Б.: Я всю жизнь работал на разных производствах. Сейчас по возрасту я человек не работающий, можно сказать, что пенсионер. А увлёкся я этим всем, когда ко мне попали в руки элементы униформы одного человека- полковника пограничных войск НКВД Александра Петровича Розанова .
Я попытался изучить из доступных источников, кто был этот человек. Началось с него, в общем, потом увлечение захватило и пошло дальше…
А.С.: А на пилотки переход?
Б.Б.: Самой первой попала в руки его, Розанова, пилотка. Вот она- пилотка НКВД. Я так понимаю, что тогда он ещё не был в погранвойсках, иначе у пилотки должен быть зеленый кант, но эта пилотка, во всяком случае, приобретена у его дочери. Равно как и буденовка НКВД. Это из его наследства.
А.С.: Коллекционирование пилоток — распространённое увлечение? Вы кого-то ещё знаете у кого много именно таких головных уборов?
Б.Б.: Да, знаю ещё есть люди. Я не скажу, что их десятки, но лично у меня знакомых человек 5-6 есть и дело в том, что не только пилотки, а вообще военные головные уборы люди собирают. Есть сложности в коллекционировании этих предметов — во-первых их мало самих в продаже, подлинных. Во-вторых — сложно найти для них аутентичные звёзды, соответствующие периоду.
То есть, если пилотка есть со штампом 1938 года, к примеру, то на неё уместно было бы поставить звезду 1936 года. Новодел покупать не хочется. А настоящих в продаже просто нет. Или ценник такой, что я не могу себе позволить их купить. Поэтому ставлю для антуража более поздние. Попадется аутентичная — заменю.
А.С.: Самая замечательная из пилоток какая?
Б.Б.: Вот эта пилотка- авиачастей НКВД. Пилотка редчайшая. Но дело в том, что эта пилотка индпошивовская, на ней нет фабричных штампов. То есть, сшита на заказ в ателье.. Там очень необычный сутаж, вот этот фиолетового цвета. И подкладка такого «матрасного» материала, полосатенькая.
А.С.: А самая такая сложная и непонятная пилотка?
Б.Б.: Вот эта- из грубого серого брезента. То есть нет ни в одних ТУ, ни где упоминания о таком материале. Тем не менее, это же заводской пошив. Поэтому сказать, что кто-то индивидуально сшил себе эту пилотку, нельзя. Кому полагались такие пилотки? может быть действительно пожарным, было такое предположение. Форумы коллекционеров, где я её выставлял на обсуждение, не дали никакого вразумительного ответа по ней. Никто таких не видел.
А.С.: Сегодня наша армия от пилоток отказалась, в принципе. Это правильно?
Б.Б.: Вообще, я сказал бы так, что пилотка — не совсем удобный головной убор. Это я по своим воспоминаниям о службе.
А.С.: А восстанавливать пилотки не пробовали? Реставрировать, где-то материал искать, или кто-то занимается ремонтом, и вообще есть смысл их чинить?
Б.Б.: Восстанавливать в каком плане? К примеру, если отсутствует подкладка, надо пытаться её восстановить. Можно найти подкладку от «убитой» пилотки, то есть пилотка бывает съедена в хлам, а подкладка осталась. Можно тогда восстановить подкладку-поменять, потник пришить. Но я не люблю никакой новодельности . Даже если пилотка не в очень хорошей сохранности, пускай будет подъедена молью, или порвана где-то — пусть она будет аутентичной. Возможно, её долго носили после войны, например, кто-то пахал землю в ней, кто-то шофёром был, когда у людей не было ничего, в тяжелое послевоенное время. Всё это вынашивалось в хлам. И если находишь вещь неношеную, а может найтись и такая, то скорее всего в городе. А почему в городе? -у городских людей все-таки был какой-то достаток. А если человек жил в деревне, он пришёл с войны, и одежды нет, то пилотку мог «выносить». Они бывают добела застиранные, выгоревшие, затасканные, или очень грязные, в машинном масле, смазке, в солярке. Её приходится десять раз стирать, чтобы она обрела нормальный вид. Желательно стирать хозяйственным мылом, дабы не испортить фактуру ткани современными стиральными порошками, и чтобы она в ультрафиолете потом не светилась после этого всего.
А.С.: А как находите себе предметы в коллекцию?
Б.Б.: На разных поисковых, барахольных сайтах. Иногда от знакомых поступают какие-то предметы — нашли где-то, подарили или продали мне. Ко мне приезжал блогер, поснимал мою коллекцию, всё это выложил в интернет. Народ смотрит, но мне никто ничего не предлагает. Хотя у людей много материала, много не нужного им материала, особенно у старых людей, которые не сидят в интернете. Вот буквально недавно, пример такой. Мой знакомый работал у соседей по их просьбе: дом готовился к продаже, а он очищал участок от металлолома, от хлама. Стали разбирать сарай, в нем он нашёл генеральскую фуражку. Я у него её выкупил. Также там он нашёл лётную нашивку 1932 года, раннюю. Она валялась в каком-то ящике с хламом. Это я к чему говорю, ведь у людей многое есть, но они об этом не знают. Они не знают, куда это деть, что это можно продать, что это кому-то очень нужно. Поэтому многие вещи просто уходят в мусор.
А.С.: Прямо в мусор?!
Б.Б.: У нас в районе была огромная свалка. Я случайно познакомился с цыганами, которые занимались сортировкой мусора. Жили они на этой же свалке — у них там домики были сделаны из картона, фанеры. Их главный, Николай — очень интересный человек, начитанный, с ним очень интересно было разговаривать. И он мне говорит: » Я людьми руковожу, я же сам и копаюсь в мусоре. Но я же понимаю, что мы зарабатываем деньги. А тебе что интересно?». Я его озадачил, взял каталог, известный альбом с фотографиями униформы. Показал ему, говорю, что мне интересно вот это, я готов покупать. Он посмотрел альбом, отвечает: «Где ж ты был раньше, в 90-х, когда стали расселять московские коммуналки…». «Новые русские» стали скупать коммуналки, и выбрасывали все из квартир, не глядя на мебель и вместе с тем, что в ней лежит, потому этого добра было немереное количество, у нас дети орденами играли». Но тем не менее, он мне два раза позвонил. Я у него взял ремень очень интересный, хороший.
А.С.: А с потенциальными поставщиками материала сложно общаться?
Б.Б.: Один майор, отец моего друга умершего, был награждён орденом Ленина, лётчик. Однажды мне звонит его родственница и говорит, что у неё полный сундук тканей, которые выдавались для пошива формы. Спрашиваю, как бы посмотреть. А её интересует цена. Говорю: «А как я могу вам сказать, пока я не вижу ничего? Может, это послевоенный материал? Может, он просто неинтересный для меня. Мне же надо увидеть его». И получаю ответ: «Нам с вами не о чем разговаривать. Вы мне должны сделать сначала предложение, чтобы я была заинтересована». Адекватный человек? Или вот шапка у меня зимняя, белая, командирская. У одного деда брал. Спросил его, не осталось ли что с войны? Пустил на чердак. Залезаю и нахожу эту шапку. А он удивлён: «Что, ребят, вы это барахло собираете?!». Он настолько удивлён был, что это кому-то нужно. И ботинки красноармейские, пускай они потасканные — можно восстановить. В общем, нужно разговаривать с людьми, заинтересовать их…
А.С.: Сегодняшние пилотки, которые продаются как антураж для праздников, на глаза попадаются?
Б.Б.: Навалом. Заезжайте на любую заправку большую, сетевую. Вы увидите, там очень много продаётся. Я обращал внимание. Но если несколько лет назад я вижу: стоит штамп на пилотке 198… год, видимо, всё продавалось с военных складов. А теперь это уже современный пошив. Может быть, шьют китайцы. Может ещё кто-то.
А.С.: Но оно на пилотку советскую похоже?
Б.Б.: Похоже, но ткань уже не такая совсем — явная синтетика. Никаких штампов нет.
А.С.: А когда они появляются в кино? Отличите современную от такой.
Б.Б.: Дело в том, что существуют фирмы, которые сдают в аренду одежду, снаряжение для киносъемки. В своё время они закупили достаточно материала со складов. Пилоток, вещмешков, котелков и так далее. Я не скажу, что это будут гимнастёрки или шинели именно времён войны. Это будут гораздо более поздние, но советские вещи. Если не придираться к цвету и так далее, к некоторым мелким деталям, то зритель, обыкновенный обыватель — человек несведущий. Он не определит нюансов. К примеру , показывают офицера, идёт война, а на его погонах стоят звёздочки конкретно послевоенные. Но несведущий человек об этом и знать не знает ничего. А я могу, конечно, придраться.
А.С.: А сами понимаете, что таких людей, как бы, не очень много? А манеры ношения?
Б.Б.: О манере ношения. Если военный консультант грамотный, то и костюмер по его указаниям всё сделает в фильме грамотно. Я смотрел фильм недавно свежий фильм «Праведник». Очень хорошо подобраны форма, гражданский костюм. Видно явно, что человек консультировал грамотный, он указывал костюмерам на все тонкости. А если смотреть фильм, допустим, «Утомлённые солнцем 2» — колоссальное количество ляпов.
А.С.: Пополнение коллекции часто происходит?
Б.Б.: К сожалению, в последнее время очень редко. Материала нет. За прошедшие два года — две пилотки. Одна куплена в Интернете. Вторая приехала из Тверской области. Такая же ситуация с погонами.
Вот интересные погоны, с шифровками ТАТУ, подарены мне лично их владельцем. Человек во время войны учился в Тамбовском артиллерийском техническом училище с 1942 по 1943 год . И, когда отменили петлицы, приказом начальника училища были сняты шифровки с петлиц и установлены на погоны. Это не самодельщина, это именно приказом начальника училища. Курсантов этого года выпуска немногим более 300 человек было. Он воевал в ИПТАП (истребительно-противотанковый артиллерийский полк — прим. ред.), служил ещё после войны, вышел в 1951 году в отставку и сохранил эти погоны свои курсантские. Он умер в 2018 году в возрасте 93 года.
Вообще, с лычкой отставников погоны сейчас стали очень редки. Они и всегда-то были, собственно говоря, редки. У меня в коллекции всего две пары. Ещё есть. Но это там уже в запасниках, так сказать.
А.С.: А сами не искали такие предметы?
Б.Б.: Искали. Ездили по деревням, где шли бои. Разговаривали с местными жителями, и иногда удача сопутствовала — покупали предметы военной формы, снаряжения. Объясняли людям, что нас интересует, и они по прошествии времени звонили: приезжайте, мы нашли то, что вам нужно.
А.С.: А если говорить о ценах на такие предметы?
Б.Б.: Большими финансами я никогда не располагал. Я покупал всё это по цене, которую я мог себе позволить. Сейчас покупать в Интернете — дорого, разве что только человек несведущий выставляет вещь на продажу дёшево.
Мой интерес не остановился только на пилотках. Фуражки, будёновки — это тоже захватывает и вызывает сильное сердцебиение, когда появляется возможность пополнить ими коллекцию. Кстати, помимо упомянутого у меня есть командирский танковый шлемофон образца 1936 года.
А.С.: Это покажем дополнительно. Спасибо за разговор!
С Борисом Бурукиным беседовал и подготовил материал Алексей Сидельников
Будёновка
Кроме пилоток в коллекции Бориса Бурукина обращают на себя внимание несколько будёновок. К сожалению не все из них выдержали битву с молью, наносящей стремительные удары по ним, начиная с шитых звёзд. Надеемся, что вам будет интересно посмотреть и на эту часть коллекции.
Будёновка — народное устоявшееся название головного убора, существовавшего в Красной Армии в 1919–1941 годах. Принадлежность будёновского шлема о определённым войсковая внешне определяется по цвету нашитой матерчатой звезды.
Шлем для командного и начальствующего состава образца 1935 г. (уши на петлях). У шлема образца 1938 г. — петли прорезные.
Шлем рядового состава ВВС РККА образца 1931 г.
Шлем НКВД
__________________