Русский музей приглашает 20 июля в рамках культурной программы Экономического и гуманитарного форума «Россия – Африка» в Корпусе Бенуа открывает выставку «Африка в русском искусстве». Она познакомит зрителей с лучшими произведениями отечественных художников XIX–XX веков, посвящёнными Африке, из собрания Русского музея.
Основная часть экспозиции – это акварели, живописные этюды, исполненные художниками во время путешествий. На выставке будут представлены акварели побывавших в Египте братьев Никанора и Григория Чернецовых, князя Григория Гагарина, акварели и этюды Константина и Николая Маковских, а также известная картина Константина Маковского «Перенесение священного ковра в Каире» (1876) – одно из самых ярких проявлений ориентализма в русском искусстве 1870-х годов.
На рубеже XIX–XX веков расширяется география поездок художников, она включает не только Египет, но и Марокко, Алжир, Тунис. Эти страны посетили Ян Ционглинский, Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова, чьи живописные произведения включены в состав выставки.
Целый ряд экспонатов демонстрируется публике впервые, в частности, это уникальная серия портретов членов Первого марокканского посольства в Россию, исполненная Степаном Александровским в 1902 году.
- Серебрякова З.Е. Марокканка в белом. 1928. ГРМ
- Петров-Водкин К.С. Негритянка. 1907. ГРМ
- Ян Ционглинский. Марокко. Пейзаж с пальмой. ГРМ
- Серебрякова З.Е. Негритянские дети. 1928. ГРМ
Выставка в Корпусе Бенуа станет ещё одним связующим звеном между Россией и Африкой, демонстрируя выдающиеся примеры русского искусства, вдохновленные прекрасным континентом.
Государственный русский музей
Корпус Бенуа
Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2
с 20 июля — 14 августа 2023 г.
Пресс-служба ГРМ 18.07.2023
Русский музей впервые открыл выставку, посвящённую африканскому континенту.
20 июля в рамках культурной программы экономического и гуманитарного форума «Россия – Африка» в Корпусе Бенуа открылась выставка «Африка в русском искусстве». Выставка представляет более 50 произведений из собрания Русского музея, посвященных далекому континенту. Это работы братьев Никанора и Григория Чернецовых, Константина и Николая Маковских, князя Григория Гагарина, произведения Кузьмы Петрова-Водкина, Зинаиды Серебряковой, Яна Ционглинского, Веры Исаевой и других художников.
Расширение и углубление культурных и экономических связей между Россией и Африкой – важный аспект для развития нашей страны. Несмотря на географическое положение, Россию и Африку связывает давняя дружба, подкрепленная интересом к культуре и истории друг друга. Русский музей обладает интересной коллекцией произведений, связанных с южным континентом, и по инициативе и при идейной и спонсорской поддержке ПАО Сбербанк представляет их на выставке, которая станет частью культурной программы экономического и гуманитарного форума «Россия – Африка».
Генеральный директор Русского музея Алла Манилова:
«Выставка, относящая нас к теме Африки в отечественном искусстве, проводится в Русском музее впервые и претендует на то, чтобы быть сенсацией. Многие имена наших великих живописцев представлены по-новому – более 50 картин из наших фондов на экспозиции показывают, как поразила и захватила Африка русских художников. И Константин Маковский, и Зинаида Серебрякова, и Кузьма Петров-Водкин признавались в том, как развернулось их творчество после посещения Марокко, Алжира, Туниса и других стран. Сотрудничество с африканским континентом сейчас является одним из важнейших внешнеполитических треков для России. Этот диалог базируется на гуманитарном фундаменте, в первую очередь, на интересе наций к культуре друг друга. Эта выставка подчеркивает, что у русского народа этот интерес родился не сегодня. Она позволит нам совершенно по-другому посмотреть на историю наших взаимоотношений, не только на то, как мы влияем на Африку, но и как Африка с её культурой, природой, самобытностью влияет на наше искусство».
Наиболее ранние работы из представленных в экспозиции – серия акварелей 1842 года братьев Никанора и Григория Чернецовых. Они направлялись в Святую землю и по пути посетили Египет. Предметом внимания братьев преимущественно были древние памятники, египетские города – Александрия, Каир, Луксор. Впечатления от увиденного легли в основу ряда акварелей художников: Никанор Чернецов – «Великая пирамида в Гизе» (1842), «Вид Каира» (1842), «Площадь Мешиа в Александрии» (1842) и др.; Григорий Чернецов – «Вид Александрии» (1842). Все эти работы, изображающие главные достопримечательности Египта, заняли свое место на выставке.
Позднее, в 1891 году, в Египте побывал князь Григорий Гагарин. В его работах («Развалины храма на берегу Нила», 1891; «У статуй фараонов», 1891 и др.) присутствует удивительное стремление к точности и документальности, свойственное художникам более раннего периода. В графике Гагарина при этом ощутимее выражено внимание к повседневной жизни арабов, их кочевому образу жизни («Арабы на верблюдах у берегов Нила», 1891; «Верблюд в степи», 1891).
Константин Маковский — самый известный и значительный русский мастер второй половины XIX века, побывавший в Египте и соседних странах. Самым масштабным произведением на выставке является картина «Перенесение священного ковра в Каире» (1876), которая стала наиболее ярким отражением увлечения Востоком в русском изобразительном искусстве 1870-х годов.
Несмотря на живой интерес к природе и народам Африки, не все русские художники имели возможность отправиться в дальнее путешествие. Однако, как и сейчас, познакомиться с представителями Африки можно было и в других странах — например, Лев Бакст исполнил акварель «Молодой дагомеец» (1895), находясь в Европе. Россию же в 1901 году посетили представители Первого марокканского посольства, членов которого запечатлел Степан Александровский. Впервые зрители увидят уникальное собрание этих акварельных портретов: «Марокканский министр иностранных дел Си Абделкрим бен Слиман» (1902), «Управляющий финансами Эль Хадж Могаммед бен Шегрун» (1902) и др.
На выставке разнообразно представлено творчество художников XX в., посещавших Африку. В конце 1890-х–1910-х годах Ян Ционглинский и Гуго Бакмансон многократно приезжали в Тунис и Марокко. Гуго Бакмансон путешествовал по Северной Африке, где создал цикл путевых зарисовок и акварелей («Портрет негра», вторая половина 1900-х). Ян Ционглинский совершал творческие поездки в разные уголки России и мира – Крым, Кавказ, Марокко, Египет, Палестину, Индию, Туркестан и т.д. В Африке было сделано множество живых и ярких зарисовок мастера: «Танжер. Базар»; «Танжер. Утро. Солнце сквозь белый туман»; «Тетуан. Вечер»; «Марокко. Пейзаж с пальмой» (все – 1898).
Изучение русскими художниками мира Африки продолжилось и позднее. В 1907 году в Марокко и Алжире несколько месяцев провел Кузьма Петров-Водкин. Для Петрова-Водкина поездка в Африку была одним из важных этапов творческих поисков. На выставке представлена его работа «Негритянка», которая является этюдом для картины «Семья кочевника» (Государственная художественная галерея Республики Чувашия). В ней впервые была затронута одна из главных тем Петрова-Водкина – тема материнства.
В 1928–1929 и 1932 гг. в Марокко побывала и Зинаида Серебрякова. Марокканское путешествие вдохновило художницу на серию портретов жителей африканских городов («Голова негра (в фас и в профиль)», 1928; «Торговец фруктами», 1928; «Негритянские дети», 1928). Она изображала бытовые сценки, жизнь южных городов с их особой восточной атмосферой. Новые грани творчества знаменитых мастеров посетители также смогут увидеть в Корпусе Бенуа.
Позже, в 1920–1930-х годах интерес к африканскому искусству, стремление постичь его особый язык проявлялись в произведениях советских скульпторов и графиков. В экспозицию вошли скульптурные работы Веры Исаевой («Африканская статуэтка», 1920-е; «Танцующие негритята», 1920–1930-е), а также обложка к детской книге «Негры».
Выставка в Корпусе Бенуа станет ещё одним связующим звеном между Россией и Африкой, демонстрируя выдающиеся примеры русского искусства, вдохновленные прекрасным континентом.
Государственный русский музей
Корпус Бенуа
Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2
с 20 июля — 14 августа 2023 г.
Пресс-служба ГРМ 20.07.2023
_________________
>>><<<