Немного о ГАЗ-21

Немного о ГАЗ-21

in Музей/Реконструкция 7257 views

Фотограф Андрей Лобанов при­сут­ствовал на авто­па­ра­де, происхо­див­­шем в музейно-про­из­вод­ст­вен­­ном комплексе па­ровозного де­по «Подмосковная». Для зрителей парад — это праздник. Столько автомобилей собраны вместе и проезжают мимо. Можно ли позавидовать владельцам? Ужасно завидуем, хотя и представляем как непросто под­держивать ра­ботоспособ­ность такого автомобиля. Интересно было смотреть и на автомобили, и на пассажиров: даже самые строгие из них выглядели довольными.  Многие зрители просто случайно оказались рядом при появлении колонны — они оста­навлива­лись, фотографиро­вали, делились впечатлениями. Количество автомобилей ГАЗ-21 «Волга» в одной колонне выглядело солидно. Однако, проезжавшие мимо автомобили, все будучи «Волгами», имели и различия. Это навело нас на мысль сегодня вспомнить эту любимую многими автомашину. Чтобы получить профессиональную консультацию мы обратились к известному специалисту-реставратору и коллекционеру автотранспорта Михаилу Михайлову. На нашей памяти Михаил Борисович восстановил автомобили марок Победа, Волга, Жигули, Запорожец, Мерседес (тут  модели опустим, поскольку это увеличит объём вос­становленного). Что нам особенно импонирует, так это максимальное использование «родных» деталей для каждого возрождаемого «пациента». Приятно, что Михаил нашёл время и просмотрел все наши изображения.

Сразу скажем: всё понравилось. Даже то, что явно с элементами настоящего «колхоза».



ГАЗ-21 «Волга»

На вопросы Вадима Поляка (В.П.) отвечает эксперт Михаил Михайлов (М.М.), наш друг, коллекционер и реставратор автотранспорта.

В.П.: Михаил, требуется консультация об автомобилях «Волга». Мы об автомашинах не писали, поэтому хотели бы, не вдаваясь в технические детали, просто вспомнить именно этот автомобиль. 

М.М.: Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» популярный в СССР и сегодня остаётся не только популярным, но и стал одним из символов советского периода. Он нам знаком не только по любимым кинофильмам — эта машина продолжает встречаться на улицах, хотя всё реже и реже. При этом обыкновенно мы не задумываемся, какую из «Волг» мы видим. А их было три основных серии, различающихся по времени выпуска, внешнему и внутреннему виду, а сегодня и по популярным доработкам.

ГАЗ-21 «Волга» прожила долгую жизнь, выпускавшись между ГАЗ-20В «Победа» и ГАЗ-24 «Волга».

Первая серия ГАЗ-21 «Волга» (со звездой на решётке) выпускалась с 1956 по 1958 годы.

Вторая серия («акулья пасть») выпускалась с 1959 по 1961 годы.

И третья, самая массовая серия («китовый ус»), выпускалась с 1962 до 1970 года. Но, как известно, деталей данного автомобиля выпущено много, поэтому его сборка осуществлялась и после официального прекращения выпуска всех ГАЗ-21″Волга» в 1970 году и перехода на новую основную модель на ГАЗ-24 «Волга».

Автомобили ГАЗ-21 выпускались в СССР с 1956 по 1970-е годы. Кстати, машины делали дольше указанного времени. Такая же история была с ГАЗ-20В «Победа», когда её последние экземпляры собирались параллельно с ГАЗ-21.

В.П.: Встречать словосочетания «акулья пасть» и «китовый ус» относимые к ГАЗ-21 в разговор­ной речи или в ли­тературе не при­ходилось. Не факт, что этого не было раньше, но и не факт, что эти сло­восочетания вообще упот­ребля­лись, а не были при­думаны в последние десятилетия. Нужно перечитать Шугурова. 

Если предположить, что выпуск продолжался ещё лет пять, то…

М.М.: Предположим, что делали их ещё три года, то в этом году практически неофициальный юбилей прекращения выпуска ГАЗ-21. 🙂

В.П.: Что так нравилось в этой машине при её появлении?

М.М.: Конечно, оригинальный внешний вид на тот момент. Даже её закруглённые стёкла ветровое и заднее были новинкой — вспомните ГАЗ М-20 «Победа», выпускавшийся 1946-1958 годы. Это не говоря о технических новинках, о которых сейчас говорить не будем.

В.П.: Что можно сказать о моделях ГАЗ-21?

М.М.: Нужно учесть, что автомобили постоянно модернизировались. Выпускались так называемые «тропические» варианты машин. Их можно узнать по добавляемому к базовому индексу букве «Ю» — южный в наименовании модели, например ГАЗ-М-21ГЮ (1956—1957). Были автомобили с непривычным для нас правым рулём, с АКПП, много моделей такси. Кстати, ГАЗ-21А, т.е. как первая модель, — такси, а потом и ГАЗ-24-01, также первый из двадцать четвёрок — также был такси. Вообще моделей ГАЗ-21 очень много, более тридцати. И это модели не считая универсала ГАЗ-22 («сарай») также выпускавшихся в разных модификациях и ГАЗ-23. Существует и китайский вариант ГАЗ-21.

Но многие модификации никак внешне неотличимы, да и не имели широкого распространения. Основных, внешне отличимых друг от друга моделей, было три: ГАЗ-М-21Б, ГАЗ-М-21И и ГАЗ-М-21Л (с 1965 года ГАЗ-21Р). В разговорной речи все они называются ГАЗ-21 или просто «Волги».

В.П.: Теперь эти автомобили называются «Как у Деточкина», после выхода на экраны в 1966 годы кинокартины режиссёра Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где «Волга» играет одну из главных ролей.

М.М.: Можно и так сказать.

В.П.: Ниже известная, но немного нами дополненная таблица по моделям ГАЗ-21.

Автомобиль легковой ГАЗ-21 «ВОЛГА»

Справка:

ГАЗ-М-21Б

  • ГАЗ-М-21Б  (1956-1957) — базовый седан модели 1956 года (двигатель имеет нижнее расположение клапанов; несколько больший вес автомобиля — 1400 кг; имеет несколько большую длину — 4830 мм; повышенный расход горючего — до 10 л на 100 км пути); 
  • ГАЗ-М-21Г  (1956-1957) — такси (двигатель имеет нижнее расположение клапанов);
  • ГАЗ-М-21ГЮ (1956-1957) — тропический вариант (двигатель имеет нижнее расположение клапанов);
  • ГАЗ-М-21В (1957-1958) — базовый седан модели 1957 года (двигатель имеет верхнее расположение клапанов; автомобили всех моделей, начиная от этой модели В, выпускались в двух вариантах: с ручной и централизованной системой смазки);
  • ГАЗ-М-21ВЮ (1957-1958) — тропический вариант модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21Д (1957-1958) — экспортный вариант модели 1957 года (двигатель имеет степень сжатия 7,5, мощность 80 л. с.; топливо — автомобильный бензин с октановым числом 80);
  • ГАЗ-М-21ДЮ (1957-1958) — тропический экспортный вариант модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21Е (1957-1958) — экспортный вариант модели 1957 года с АКПП, двигатель с повышенной степенью сжатия и выпускавшийся в двух вариантах: со степенью сжатия 7,15 и 7,5, соответственно мощность двигателей 75 и 80 л. c.; топливо — автомобильный бензин с октановым числом 76 и 80;
  • ГАЗ-М-21ЕЮ — тропический экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;
  • ГАЗ-М-21АЮ (1958-1959) — тропический вариант такси модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21А (1959-1962) — такси модели 1959 года;
  • ГАЗ-М-21АЮ (1959-1962) — тропический вариант такси модели 1959 года

ГАЗ-М-21И

  • ГАЗ-М-21И (1958-1962) — базовый седан модели 1958 года (отличается несколько иной облицовкой радиатора, бамперами, подфарниками, радиоприёмником; укомплектован опрыскивателем ветрового стекла);
  • ГАЗ-М-21К (1959-1962) — экспортный вариант модели 1958 года;
  • ГАЗ-М-21КБ (1960-1962) — машинокомплект для Бельгии модели 1958 года;
  • ГАЗ-М-21КЮ (1959-1962) — тропический экспортный вариант модели 1958 года;

ГАЗ-М-21Л

  • ГАЗ-М-21Л (1962-1964) — базовый седан модели 1962 года;
  • ГАЗ-М-21М (1962-1964) — экспортный вариант модели 1962 года;
  • ГАЗ-М-21МЮ (1962-1964) — тропический экспортный вариант модели 1962 года;
  • ГАЗ-М-21ЕЮ — тропический экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;
  • ГАЗ-21Н (1964) — экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;
  • ГАЗ-21НЮ (1964) — тропический экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;
  • ГАЗ-21П — экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём;
  • ГАЗ-21ПЕ — экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём и АКПП

ГАЗ-21Р

  • ГАЗ-21Р (1965-1970) — базовый седан модели 1965 года;
  • ГАЗ-21С (1965-1970) — модификация люкс, экспортный вариант модели 1965 года;
  • ГАЗ-21Т (1962-1964) — такси модели 1962 года;
  • ГАЗ-21ТС (1965-1970) — такси модели 1965 года;
  • ГАЗ-21У (около 1959-1964) — модификация с улучшенным оформлением моделей 1959 и 1962 годов;
  • ГАЗ-21Ф — опытная с форкамерным двигателем;
  • ГАЗ-21Э (1965-1970), седан модели 1965 года с экранированным электрооборудованием;
  • ГАЗ-21УС (1965-1970) — модификация с улучшенным оформлением модели 1965 года.
ГАЗ-22 «Волга» и автомобили ГАЗ-21 «Волга»
ГАЗ-22 «Волга» и автомобили ГАЗ-21 «Волга»

В.П.: Так что мы можем сказать о машинах на картинках?

М.М.: Во-первых отметим, что «Волги» продолжают пользоваться популярностью и через 50 лет после окончания их производства, а владельцы не только вкладываются в поддержание рабочего состояния своих автомобилей и в проявляют разнообразное эстетическое восприятие мира, но и готовы дарить праздник всем, кто видит их автомашины.

Во-вторых, к нашему сожалению, у нас нет возможности оценить интерьер представленных на изображениях автомобилей, чтобы точнее их представить.

А в-третьих, сейчас с удовольствием посмотрим картинки, хотя сразу видно, что всё не так уж просто, но и не так уж плохо. И мы помним, что даже приобретая автомобили, а уж тем более во время их эксплуатации, многие владельцы вносили изменения в их штатный внешний вид, согласно собственным желаниям и возможностям.

В.П.: Они их красили?

М.М.: И это тоже. Но выбор красок не был безграничным. На фото это увидим.

В.П.: Мы картинки сгруппировали по внешним признакам кузовов. Попробуем по фото? Посмотрим вышерасположенные изображения. Выберем несколько машин из группы и о них поговорим, отметив общие для всех моменты. Ну вот целый ряд машин. Что какие из них нравятся? Что правильно, а что нет?

М.М.: Всё нравится. Вообще на мероприятии, отражённом на фотографиях, все машины хорошие.

В.П.: Начнём с первой машины.

М.М.: Она и есть первая — первая серия в отличном состоянии. Крыло имеет характерный дизайн, не заводской, но имевший место быть. Опять же видно, что несколько машин от одного мастера со схожим элементом на крыльях (они показаны ниже, но у некоторым образцов заметно отличие цветов корпусов от красок времени выпуска машин).

ГАЗ-21 «Волга»

ГАЗ-21 «Волга»

В.П.: «Волга» с чёрным номером. 

М.М.: Вторая серия, 1958-1962. Здесь нормально всё сделано. Когда всё нормально — мало что скажешь. Колёса правильные, обода имеют правильный цвет. Бампер родной, с клыками.

ГАЗ-21 «Волга»

В.П.: Ещё одна машина.

М.М.: Третья серия. Похоже вообще не деланная машина. Когда-то может кем-то и делалась ещё во времена старых номеров. Возможно она даже в оригинальном цвете, потому что цвет такой был. Тем не менее машину можно показать на таком параде.

ГАЗ-21 «Волга»

В.П.: А более общее впечатление?

М.М.: Видно, что многие машины от одного мастера и делались все машины одинаково. Возможно некоторые несоответствия подлинным автомобилям сделаны по просьбам владельцев, которые хотят улучшить свои «Волги», но делают это на основании желания привнести, а не вернуться в исходный вариант. Это тоже неплохо. Но отметим, что может быть не так.

В.П.: Кстати, чаще всего излишне приукрашивают ГАЗ-21 третьей серии или из него стараются сделать ГАЗ-21 первой серии. И всегда неудачно. 

М.М.: Бывают «трёшки» с «двушечными» облицовками, или бамперы от разных моделей переставляют. Обычные изменения — неправильные колёса, несоответствующая резина. Прошло время и найти правильные и сложно, и не всегда владелец даже знает, что установленные колёса слегка диссонируют с автомобилем. Колёса могут быть похожими, но чуть меньше по размеру. Иногда колёса могут быть дополнены так называемыми «Трим рингами», как на картинке ниже. Они очень хорошо смотрятся. Но это не несоответствие, а желание владельца.

ГАЗ-21 «Волга»

От экспортной «Волги» может стоять молдинг на крыле, а опоясывающих молдингов не будет в наличии. Конечно, могли быть опоясывающие молдинги вместе с накладками на крыльях, но просто накладок без молдингов не бывает. Олень не должен стоять на «трёшке». Олени были как раз у первой и второй серий. Потом их убрали. И нигде не должно быть правого зеркала, которое теперь обязательно ставят по требованию ГАИ.

В.П.: Правого зеркала не было в принципе?

М.М.: Да. Ставили только левое. Теперь уже есть новодельные зеркала на любую сторону. Но смотрится хорошо. На «Победе» вообще зеркал не было, их тоже позднее начали ставить.

В.П.: А совсем широкая полоса на колёсах?

М.М.: Это американская резина. Она у нас продаётся. Смотрится нормально.

ГАЗ-21 «Волга»

В.П.: А тут на фото ниже сетка на колёсах.

М.М.: Эта такая «допопция». Делалась в Грузии, продавалась на рынках и бешеных денег стоила. Крутая вещь по тем временам. Да и по нашим, конечно, не рядовая.

ГАЗ-21 «Волга»

В.П.: На «двушке» решётка радиатора должна быть крашенная?

М.М.: Ниже ещё две «двушки». Решётка первой «двушки» крашеная, но бывают и хромированные — это нормально. Олени на месте. Цвета кузова встречающиеся. Правильные машины.

В.П.: Какие ещё бывают несоответствия?

М.М.: Напомню, что несоответствия могут быть сразу после покупки автомобиля, т.к. владелец тут же может внести нужные ему изменения. Наш разговор достаточно условный, да и говорим только об экстерьере. А если коснуться того, что может быть с мотором, с салоном, с багажником, с подвеской и т.д. — это долгий разговор. Так что прекращение заводского размещения оленей на капотах, основанное на статистике травматизма при авариях, привело к тому, что владельцы стали приобретать эти фигурки и дополнять свои ГАЗ-21 третьей серии. А уж сегодня с оленем они выглядят очень привлекательно, хотя и неправильно.

ГАЗ-21 «Волга»

На картинка выше экспортная третья серия. Сделано всё хорошо. Цвет тоже похож на оригинальный, т.е. соответствующий времени выпуска автомобиля. Зеркало родное стоит. Разве что вопросы к резине. Ну и надпись «Волга» на крыле от «ГАЗ-24. Салон… В салоне могут быть чехлы. Неплохая машина.

В.П.: А вот у машин заметны разные зазоры…

М.М.: Обращать внимание на зазоры не стоит. Заводские зазоры могут на одной машине различаться. Всё же технология производства не позволяла строго соблюдать зазоры для всего автомобиля. Вообще некоторые детали не подходили друг к другу и их подгоняли в процессе сборки. Восстановленные машины часто по качеству выше, чем заводские и зазоры могут быть идеально настроенными, но зазоры  не являются показателем неоригинальности или ошибки — всякое бывало.

ГАЗ-21 «Волга»

В.П.: Вот выше машина интересной расцветки. 

М.М.: Здесь всё правильно сделано. Красный цвет не заводской. Но такие машины были. Очень интересная «двушка». С удовольствием посмотрим интерьер. Но, скорее всего, там тоже всё как надо.

В.П.: Если говорить о расцветке, то…

М.М.: Говоря о расцветке, нужно понимать, что купив машину с ней могли тут же сделать то, что хочется владельцу. И перекраска — одна из самых возможных вещей. А уж то, что трёшку красят в два цвета — это можно понять, ведь двухцветная раскраска достаточно оригинальна и отлично смотрится. Но была она у первой и частично второй серий.

В.П.: А вот золотая…

М.М.: Это скорее всего оригинальная или близкая к оригинальной расцветка. Это такой бежевый, но при фотографировании может влиять освещение. Смотрится хорошо.

ГАЗ-21 «Волга»

В.П. Три похожие машины, но разных серий.

М.М.: Интересные машины. На «второй» и «третьей» стоит американская резина. Её многие ставят: она подходит по размеру, подходит по типажу один в один. И мягкая. А первая машина на оригинальной резине. Только задний бампер у неё не от «первой серии» стоит: у «трёшки» был обычный прямой бампер, только клыки клыки похожие на «двушечные».

В.П.: А какой автомобиль выделяется из общего удачного ряда?

М.М.: Не будем комментировать и обращать внимание на раскраску, зеркала, щётки, диски, эмблему на крыле. Но и она кому-то в радость.

ГАЗ-21 «Волга»

В.П.: Какая «Волга» предпочти­тель­нее? 

М.М.: На мой взгляд вторая серия самая красивая и лучшая: она избавлена от недостатков и простоты первой и не упрощена как третья. 🙂 А у «двушки» и хрома больше и салон побогаче: выбор тканей больше. «Трёшка»… в ней всё стало проще. Хотя все «Волги» — интересные машины. Ну и «Победы» тоже.

В.П.: Ну и как резюме. О машинах и о реставрации. Реставрация у нас ещё живая?

М.М.: Здесь все нормальные машины. Что-то отрестав­рирова­но лучше, что-то — хуже. Одни гармонично смотрятся в общем ряду, а другие выбиваются и их присутствие обосновано только радостью, которую они доставляют своим владельцам. Но реставрация живая, поддержанная как автолюбителями, так и производителями — можно купить недостающие элементы авто­транспор­та, вы­полненные сегодня. Другое дело — личное отноше­ние реставратора и владельца к новым вещам: кто-то не обратит внимание, а для кого-то дело принципа сделать всё как было первоначально, всё «по родне» до последнего винтика под педалями. Есть много элементов которые требуют полного обновления, например какие-то элементы из кожи, или резины — это в т.ч. вопрос безопасности, — но всё это просто расходные материалы. Главное, чтобы оставался дух пятидесятых-шестидесятых, чтобы не менялась суть автомобиля, когда его осовременивают или настолько видоизменяют, что он уже не является сам собой.

ГАЗ-22 «Волга»
ГАЗ-22 «Волга»

Говоря о ГАЗ-21 «Волга» решили посетить Музей техники Вадима Задорожного, где всегда можно увидеть множество предметов автостарины. Нашли три «Волги»: две первой серии и одну второй. Машина первой серии также обладает характерно покрашенным задним крылом, как и ранее рассмотренных машин.

В.П.: Что нужно рекомендовать почитать об автомобилях «Волга» и что можно посмотреть?

М.М.: Читать можно книгу Шугурова Л.М. «Автомобили России и СССР» 1994 года. Сохранилось много технической документации ГАЗ-21 по обслуживанию и ремонту. Что-то даже переиздавали. А сходить можно в Музей Вадима Задорожного, где «Волги» представлены не очень широко, но общий объём экспонатов не оставит равнодушными.

Этим материалом мы ставили для себя две задачи. Во-первых научить вас отличать первую, вторую и третью серии ГАЗ-21 «Волга». Во-вторых хотелось бы напомнить о времени рождения ГАЗ-21, времени прекращения его выпуска и, как самое важное, поддержать интерес к этому автомобилю.

Вадим Поляк

Алексей Сидельников, Михаил Михайлов и Вадим Поляк
Алексей Сидельников, Михаил Михайлов и Вадим Поляк
ГАЗ-24 «Волга» (1968-1986)
ГАЗ-24 «Волга»


Музей техники Вадима Задорожного
Музей техники Вадима Задорожного

P.S.

В.П.: Чтобы дополнить этот материал мы специально связались с Музеем техники Вадима Задорожного, посетив который подготовили дополнительные изображения ГАЗ М-21Г «Волга» и ГАЗ М-21И «Волга». Дополнили материал фотографии салона «Волги», мотора, багажника и некоторых примечательных элементов

  • ГАЗ М-21Г «Волга» (Первая серия). Музей техники Вадима Задорожного
  • ГАЗ М-21Г «Волга» (Первая серия). Музей техники Вадима Задорожного
  • ГАЗ М-21И «Волга» (Вторая серия). Музей техники Вадима Задорожного
ГАЗ М-21Г "Волга" (Первая серия). Музей техники Вадима Задорожного
ГАЗ М-21Г «Волга» (Первая серия). Музей техники Вадима Задорожного
ГАЗ М-21Г "Волга" (Первая серия). Музей техники Вадима Задорожного
ГАЗ М-21Г «Волга» (Первая серия). Музей техники Вадима Задорожного
ГАЗ М-21И "Волга" (Вторая серия). Музей техники Вадима Задорожного
ГАЗ М-21И «Волга» (Вторая серия). Музей техники Вадима Задорожного
ГАЗ М-21Г "Волга" (Первая серия). Музей техники Вадима Задорожного
ГАЗ М-21Г «Волга» (Первая серия). Музей техники Вадима Задорожного

Михаил Михайлов, Вадим Поляк и Алексей Сидельников

  • Фотограф Андрей Лобанов
  • Алексей Сидельников и Марат Хайрулин

 

Редакция благодарит Марата Хайрулина и Музей техники Вадима Задорожного за отзывчивость и помощь в проведении съёмок!

Дежурная группа журнала "Коллекция"
Вадим Поляк
Андрей Лобанов
Алексей Сидельников

Андрей Лобанов

P.p.s.

Вспомнили, что несколько лет назад был подготовлен ряд эскизов для заказчика, выпустившего серию значков, «Автомобили СССР», а какой-то неустановленный [скудоумный негодяй] украл эскизы, понаделал свои значки, к тому же низкого качества, и отдал в продажу другому неизвестному [подлецу]. Надеемся, что воры понесли наказание.

ГАЗ-21 "Волга" 1956 (Автор эскиза А. Сидельников)
ГАЗ-21 «Волга» 1956 (Автор эскиза А. Сидельников)
ГАЗ-21 "Волга" 1958 (Автор эскиза А. Сидельников)
ГАЗ-21 «Волга» 1958 (Автор эскиза А. Сидельников)
ГАЗ-21 "Волга" 1962 (Автор эскиза А. Сидельников)
ГАЗ-21 «Волга» 1962 (Автор эскиза А. Сидельников)

Выше наши значки.

Как называется тот, кто берёт чужое? Серия «Автомобили СССР»

Советские педальные автомобили Вадима Кунина

Значки MERCEDES-BENZ

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы