Одной из популярнейших тем коллекционирования, которая не оставляет равнодушными не только фалеристов, является увлечение нагрудными знаками так или иначе касающимися автомобильной (транспортно-технической) тематики. Изображения автомобилей и товарных знаков автомобильных компаний. Естественно, среди автокомпаний выделяется компания Mercedes-Benz.
В 2018 году будет отмечена интереснейшая дата 130-летие легендарной поездки Берты Бенц на автомобиле на расстояние в 100 километров.
Казалось бы 100 километров — какая мелочь! Но ведь нет! Эти 100 километров показали надёжность автомобиля, как транспортного средства и возможности «самодвижущихся экипажей» Карла Бенца. А по большому счёту повлияла и на уверенность в планах самого Карла Бенца и на дальнейшее развитие всей компании, известной под торговой маркой MERCEDES-BENZ.
Но сначала о тех, кто является основными участниками этой истории (по материалам сайта www.mercedes-benz.com).
И, собственно, предметы Фалеристики — значки-логотипы в футляре, подаренные представителями Mercedes-Benz.
Главный редактор «SAMMLUNG / Коллекция» Алексей Сидельников
«Не тратьте время на автомобили»
Макс Роуз (Max Rose)
Готлиб Даймлер, Вильгельм Майбах, Карл Бенц, Берта Бенц, Мерседес Еллинек
Как все это началось 1834: Готлиб Даймлер
«Это не идея, это реализация, которая имеет значение»
Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler) родился 17 марта 1834 года в Шорндорфе (Schorndorf). После обучения в качестве оружейника и работы во Франции он посещает Политехническое училище в Штутгарте (Polytechnic School in Stuttgart) с 1857 по 1859 год. После окончания различных технических занятий во Франции и Англии он начинает работать рисовальщиком в Гейслингене (Geislingen) в 1862 году, а в конце 1863 года назначается инспектором цеха на станкостроительном заводе в Ройтлингене (Reutlingen), где в 1865 году встречается с Вильгельмом Майбахом (Wilhelm Maybach). В 1872 году Готлиб Даймлер становится техническим директором производителя газовых двигателей Дотц Газмоторенфабрик (Deutz Gasmotorenfabrik), где знакомится с технологией четырёхтактных двигателей Отто (Otto). Однако, в 1882 году, после разногласий с управляющим директором он покидает компанию. Даймлер создаёт мастерскую в теплице на своей вилле Каннштатт (Cannstatt), чтобы сконцентрироваться на разработке четырёхтактных бензиновых двигателей. Работая с Вильгельмом Майбахом в 1884 году, он разрабатывает двигатель внутреннего сгорания, известный сегодня как «Дедушкины часы» (Grandfather Clock). Благодаря компактной конструкции с малым весом двигатель возможно устанавливать в автомобиле. Однако расходы на пробные операции вскоре поглощают все средства Даймлера, поэтому возникла необходимость найти деловых партнёров. Он основал «Daimler-Motoren-Gesellschaft» 28 ноября 1890 года вместе с Максом Даттенхофером (Max Duttenhofer) и его деловым партнёром Вильгельмом Лоренцем. Но пока Даттенхофер хотел производить стационарные двигатели, Готлиб Даймлер предпочитал сосредоточиться на производстве автомобилей, и возник спор. Поэтому Даймлер потребовалось найти деловых партнёров. 28 ноября 1890 года вместе с Максом Даттенхофером и его деловым партнёром Вильгельмом Лоренцем Даймлер основывает «Daimler-Motoren-Gesellschaft» (DMG).
После того, как Вильгельм Майбах уходит в отставку в 1891 году из-за неприемлемых условий контракта, Даймлер прибегает к уловке. Он продолжает строить двигатели с Майбахом, но оформляет все патенты на своё имя. Всё более напряжённые отношения с Даттенхофером и Лоренцем приводят их к исключению Даймлера из числа акционеров. Ухудшение финансов приводит к стагнации технического развития, что побуждает DMG попытаться обратно пригласить на работу Майбаха в 1895 году. Майбах отказывается, указывая, что он не вернётся без Даймлера. В итоге, коммерческое давление приводит к тому, что оба они возвращаются в компанию. Благодаря двигателю Феникс (Phoenix), построенному Майбахом, двигатель Daimler завоёвывает популярность за рубежом. Группа английских промышленников готова заплатить 350.000 марок за лицензионные права. Майбах назначен техническим директором DMG, и Готлиб Даймлер получает должность в Техническом совете и становится Генеральным инспектором наблюдательного совета. Их возвращение в DMG явилось неожиданным стимулом для компании. Готлиб Даймлер пользуется этим быстрым развитием всего за короткий промежуток времени.
6 марта 1900 года Готлиб Даймлер умер от сердечных заболеваний.
Как все это началось 1844: Карл Бенц
«Любовь к изобретению никогда не умрёт»
Карл Бенц родился в Карлсруэ 25 ноября 1844 года. Его отец умер в июле 1846 года. Несмотря на то, что он финансовые средства были ограничены, его мать сделала всё возможное, что её сын посещал гимназию, а затем получил профессию: изучил машиностроение. Молодой инженер быстро продвинулся от слесаря до мастера-дизайнера и мастерской.
В 1871 году Карл Бенц объединил усилия с «механиком» Августом Риттером, основав свою первую компанию «Карл Бенц и Август Риттер, Инженерная мастерская» в Мангейме. Когда Риттер проявляет себя как ненадёжный партнёр, Карл Бенц вынужден выплатить ему компенсацию за уход из компании из приданого жены Берты Рингер и управляет компанией в одиночку. С 1878 года Карл Бенц интенсивно работает над двухтактным газовым двигателем, чтобы реализовать своё видение «автомобиля без лошадей». После долгих и кропотливых попыток, он впервые запустил двигатель в канун Нового года в 1879 году. В октябре 1882 года он основал акционерную компанию Gasmotorenfabrik Mannheim (Mannheim Gas Engine Factory). Доля Бенца в компании составила всего 5 процентов, однако он имел неограниченное влияние в технических областях. Его сторонники в первую очередь занимались безопасным бизнесом стационарных газовых двигателей.
В январе 1883 года Бенц покидает компанию и объединяет усилия с новыми деловыми партнерами Максом Роузом (Max Rose) и Фридрихом Вильгельмом Эслингером (Friedrich Wilhelm Eßlinger). Они основали компанию «Benz & Cie. Rheinische Gasmotoren-Fabrik Mannheim» (Benz & Co. Rhine Gas Engine Factory Mannheim) и запустили в производство двухтактный двигатель «System Benz». В то время как Бенц стремится реализовать своё автомобильное видение, его деловые партнеры Роуз и Эсслингер скептически относятся к результату: Карл Бенц снова столкнулся с поиском новых инвесторов. Джулиус Ганс (Julius Ganß) и Фридрих фон Фишер (Friedrich von Fischer) в мае 1890 года заменили Роуза и Эсслингера. При уходе, Роуз даже оставляет Бенцу знаменитый совет: «Не тратьте время на автомобили».
Объединённая бизнес-модель производства стационарных и автомобильных двигателей имела успех. Лёгкий и недорогой, этот двухместный автомобиль считается первым серийным автомобилем с объёмом производства около 1200 единиц. В 1897 году Бенц разработал двигатель «Сontra» („Contra-Motor“), предшественник современных оппозитных двигателей (боксёрский двигатель). Между 1890 и 1899 годами рабочая сила предприятия увеличивается с 50 человек до 430. В течение финансового года 1899 года Бенц производит 572 автомобиля, а в следующем году — до 603.
С новыми партнёрами Rheinischen Gasmotoren-Fabrik Benz & Cie развивается до такого уровня, что становится вторым по величине производителем двигателей в Германии и ведущим мировым производителем автомобилей до рубежа веков. Экономический прорыв приходит с четырёхколёсным моторизованным Velocipede — широко известным как «Velo» — который производится между 1894 и 1901 годами.
Всё же Бенц хотел сосредоточиться исключительно на транспортных средствах и в 1906 году основал компанию Carl Benz Söhne (Carl Benz & Sons) в Ладенбурге (Ladenburg). А в 1912 году, Карл Бенц уходит в отставку в качестве Управляющего директора и передал единоличный управленческий контроль своим сыновьям. Это свидетельствует о росте моторизации и реализации его идей. В свой 80-летний юбилей «когда-то высмеиваемый и непонятый изобретатель», как его видели в прошлом, награждается аплодисментами со всего мира! В последние годы (1926-1929) Карл Бенц оставался активным членом совета директоров новой компании Daimler-Benz AG.
Как все это началось 1846: Вильгельм Майбах
Король дизайнеров
Вильгельм Майбах (Wilhelm Maybach), сын мастера-столяра, родился в (Хейльбронне) 9 февраля 1846 года. С десяти лет после смерти обоих родителей, Вильгельм был принят в Ройтлингер Брудерхаус (Reutlinger Bruderhaus ) в 1856 году. Во время учёбы в 1864 году, работая в механическом цехе в Брудерхаусе, Вильгельм Майбах познакомился с Готлибом Даймлером. Их тесные отношения будут сохраняться на протяжении всей их жизни. Вильгельм Майбах сначала следует за Даймлером в Карлсруэ (Karlsruhe), а затем в 1872 году к производителю двигателей Деуцу (Deutzer Motorenwerken). В январе 1873 года после короткого пребывания в качестве рисовальщика он назначен главным дизайнером. После внутренних споров, когда Готлиб Даймлер покидает Deutz Gasmotorenfabrik, Вильгельм Майбах присоединяется к своему другу в Каннштате (Cannstatt) в октябре 1882 года. Здесь они сотрудничают в разработке лёгкого высокоскоростного двигателя внутреннего сгорания. Первоначально Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах сталкиваются с серьёзной проблемой: разработать высокопроизводительный двигатель, способный управлять автомобилем. Из-за их веса и размера имеющиеся в то время «приводные машины» были непригодны для установки в моторной карете. Два инженера должны были разработать миниатюрные версии существующих конструкций для создания концепции привода в соответствии с планами Даймлера. Лёгкий, компактный дизайн являлся ключевым фактором в этом процессе. Исходя из этого, Даймлер и Майбах построили испытательный двигатель с вертикальным цилиндром («Дедовские часы» из-за его внешнего вида). Мощность двигателя составила около 1 л.с. (0,8 кВт) с частотой вращения двигателя 600 об/мин. Компактная, экономичная конструкция сделала её идеальной для установки на транспортных средствах. Впоследствии он используется в Daimler Reitwagen («Верховая езда») и моторной карете. Эта конструкция прокладывает путь Даймлеру и Майбаху для установки двигателя в автомобиле.
Работая с небольшой командой в отеле Hermann в Каннштате (Cannstatter Hotel Hermann), Вильгельм Майбах разрабатывает важные концептуальные концепции, в том числе ременный привод и двигатель Phoenix и распылительный карбюратор с жиклёром типа шприца, которые используются в автомобильной промышленности десятилетиями.
Интересно, что в 1885 году, основанный на шаблоне Деда Мода, Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах строят меньший одноцилиндровый двигатель. Первым испытательным объектом является «карета» с велосипедной системой с усиленной деревянной рамой. Он становится известен как «Daimler Reitwagen» («Riding Car»). Установка двигателя вертикально в деревянной раме, Готлиб Даймлер, по сути, изобретает мотоцикл. 28 августа 1885 года Даймлер получил патентную заявку DRP 36423 на «автомобиль с газовым или нефтяным приводом».
Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) основан в ноябре 1890 года Даймлером и двумя деловыми партнёрами — Максом Даттенхофером (Max Duttenhofer) и Вильгельмом Лоренцем (Wilhelm Lorenz). Хотя Вильгельм Майбах ожидал, что возьмёт на себя роль главного дизайнера, он остался недоволен контрактными условиями и покинул DMG в феврале 1891 года.
В ноябре 1895 года Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах восстанавливаются в DMG по просьбе английского промышленника Фредерика Симмса (Frederick Simms), который вёл переговоры о существенном лицензионном бизнесе с компанией. Основной задачей Maybach становится восстановление конкурентоспособности DMG за счёт технических инноваций и надёжных материалов. Внедрены обширные разработки для продвижения концепций, разработанных в отеле Hermann, до серийного статуса. Самым значительным результатом является автомобиль с ременным приводом, первый автомобиль, который будет выпускаться DMG в большом количестве. После смерти Макса фон Дуттенхофера в августе 1903 года положение Майбаха внутри компании постепенно ухудшалось, что привело к его окончательной отставке из DMG в апреле 1907 года.
Неожиданно Майбах занялся автобизнесом со своими сыновьями, создающими теперь легендарные транспортные средства, получившими его собственными имя.
Вильгельм Майбах умирает в Каннштате 29 декабря 1929 года в возрасте 83 лет. Он похоронен рядом с Готлибом Даймлером на кладбище Уфф-Кирххоф (Uff-Kirchhof).
Не так давно, узнав о увлечении коллекционированием, коллеги, работающие в компании ведущего дилера автомобилей MERCEDES-BENZ в Москве, презентовали замечательную коробочку с несколькими значками. Значки представляют собой логотипы MERCEDES-BENZ разных исторических периодов.
Девичья дальняя поездка 1888 год
Берта и Карл Бенц поженились 20 июля 1872 года. Впоследствии Карл Бенц напишет в своих мемуарах: «На этом этапе я был идеалистом, ведь кто знает, чего она хочет, от маленького и узкого до великого, ясного и обширного». Берта Бенц (Bertha Benz) явилась ключевым фактором успеха Карла Бенца! Она стала первым человеком, совершившим дальнее путешествие на автомобиле с бензиновым двигателем.
Чтобы продемонстрировать повседневную пригодность автомобиля на практике, она отправилась со своими сыновьями пятнадцатилетним Юджином и четырнадцатилетним Ричардом на расстоянии в 100 км от Мангейма до Пфорцхайма, чтобы навестить свою мать. Её автомобиль являлся третьей версией «Патентного Автомобиля», оснащённого спицами из твёрдого дерева и более мощным двигателем. Начиная с рассвета и после приключенческого драйва, который потребовал значительного импровизационного таланта у миссис Бенц и её сыновей, путешественники приезжают в Пфорцхайм. Обратный путь через пять дней прошёл через Бреттен, Брухзал и Шветцинген обратно в Мангейм. Слово этой сенсации вырывается в мгновение ока, и Берта Бенц достиг своей цели.
Критики теперь знали о надёжности транспортного средства, и Benz Patent Motor Car был разговором о городе.
Первый современный автомобиль
Одна из самых выдающихся конструкций Maybach для совместного предприятия, Готлиб Даймлер больше не испытывает смерти из-за его ранней смерти: первый Мерседес, который взорвался на «Неделе Ниццы» в марте 1901 года. Это лёгкий и мощный автомобиль с низким центром тяжести, который заметно выделяется из всех ранее построенных автомобилей. Mercedes 35 л.с. получает не на что не похожую ранее форму и, таким образом, заканчивает предыдущую эру в автомобильной промышленности. Эта новаторская конструкция, которая считается первым современным автомобилем, обязана своим происхождением не только конструктивному гению Вильгельма Майбаха, но и инициативе Эмиля Еллинека (Emil Jellinek).
Эмиль Еллинек бизнесмен и автомобильный энтузиаст с резиденциями в Бадене недалеко от Вены и Ниццы приобрёл свой первый автомобиль Daimler в 1897 году и с тех пор требовал всё более мощные и быстрые транспортные средства от Maybach и DMG.
С впечатляющими гоночными победами и столь же впечатляющими успехами в продажах автомобили Mercedes вступают в новую эру.
Как все началось: трёхлучевая звезда. Создание
С сентября 1902 года DMG имеет защищённую патентом, успешную торговую марку «Mercedes». Но он всё ещё не имеет узнаваемого товарного знака. Сыновья Готлиба Даймлера Пол и Адольф (Paul und Adolf) помнят, что их отец ранее использовал звезду в качестве символа. Готлиб Даймлер был с 1872 по 1881 год техническим директором газового завода Deutz. В начале своей деятельности он отметил звездой свой дом с видом на Кёльн и Деутц. В то время он пророчествовал жене, что эта звезда однажды благословит его работу. Совет Daimler-Motoren-Gesellschaft принимает предложение и регистрирует в июне 1909 года как трёхлучевую, так и четырёхконечную звезду в качестве товарного знака. Оба знака защищены законом, но напрямую используется только трёхлучевая звезда. С 1910 года звезду можно увидеть на автомобилях в передней части радиатора в объёмном виде. Всемирно известная трёхлучевая звезда Daimler-Motoren-Gesellschaft ассоциирована с торговой маркой «Mercedes», а также знаменитой торговой маркой «Benz» — оба слова, связанны лавровым венком.
Трёхлучевая звезда также является символом усилий Даймлера по универсальной моторизации «на суше, в море и в воздухе». На протяжении многих лет звезда дополняется различными элементами. Например, в 1916 году она вписана в круг, в котором установлены четыре маленькие звёзды и слово «Мерседес» или название фабрик DMG «Унтертюркхайм» (DMG-Werke Untertürkheim) и «Берлин-Мариенфельде» (Berlin-Marienfelde).
В ноябре 1921 года DMG применил для защиты своих моделей новые варианты своего товарного знака и подала пластиковую трёхлучевую звезду вписанную в кольцо в Патентное ведомство также в виде радиаторной фигурки. Регистрация в качестве товарного знака произошла в августе 1923 года.
Слияние
Период после Первой мировой войны сильно затронут инфляцией и плохими показателями продаж — особенно для предметов роскоши, таких как легковые автомобили. Только сильные бренды, продаваемые финансово стабильными компаниями, могут выжить. Предприятия часто вынуждены искать слияния или партнёрства. Конкуренты на протяжении многих лет, DMG и Benz & Cie объединяются в совместное предприятие в мае 1924 года. Они сосредоточены на сохранении конкурентоспособности посредством совместных проектов, технологий производства, стратегий закупок, продаж и рекламы. В это время обе фирмы рекламируют свою продукцию в основном вместе, но всё же с отдельными товарными знаками. Два года спустя, в июне 1926 года, два самых старых автомобильных завода объединились, чтобы сформировать Daimler-Benz AG. Создаётся и новый товарный знак, который включает в себя основные элементы предыдущих эмблем:
Трёхлучевая звезда Daimler-Motoren-Gesellschaft окружена словом «Мерседес», а также брендом «Benz», чей лавровый венок объединил в себе оба слова.
Этот товарный знак, который почти не изменился за последние десятилетия, по-прежнему украшает автомобили марки «Мерседес-Бенц» сегодня. «Звезда» стала символом качества и безопасности на каждой улице, а название «Мерседес-Бенц» является синонимом традиций и инноваций во всём мире, и автомобиля будущего.
Сидельников Алексей По материалам сайта компании Mersedes-Benz https://www.mercedes-benz.com/en/mercedes-benz/classic/history/ (Corporate history) https://www.mercedes-benz.com/de/mercedes-benz/classic/historie/unternehmensgeschichte/
__________________