В Калининградском музее янтаря объявили победителей Всероссийского конкурса авторского ювелирного и камнерезного искусства. Звания Гран-при удостоены художники из Санкт-Петербурга Наталья и Татьяна Тарасовы за серьги «Баррамунди» из бумаги, акрила и металла. Наградой за победу в конкурсе стала денежная премия в 100.000 рублей, один килограмм сувенирного янтаря и диплом.
Результаты объявили вечером 23 июня во время торжественной церемонии на крепостном валу за Музеем янтаря. Лауреаты в восьми номинациях были награждены сертификатами на 65.000 рублей и 600 грамм янтаря. В разделе «Ювелирное искусство» в номинации «Лучшее украшение с янтарем» победу одержала калининградский художник Татьяна Дробышева, представив на конкурс броши «Туман», «Дождь», «Ветер» из комплекта «Берег». В разделе «Камнерезное искусство» в двух номинациях «Диалог с камнем» и «Лучшее произведение из янтаря» звание лауреатов получили также калининградцы: Юрий Лопаткин с часами «Идунн (Iðunn)» и Вадим Лопаткин со шкатулкой «Колибри».
В этом году в конкурсе принимали участие художники из Калининграда, Ярославля, Казани, Москвы, Тольятти, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Махачкалы, Санкт-Петербурга, Уфы – всего более 10 регионов России. Среди новых участников этого года – Иркутск, Крым и Сибай (Республика Башкортостан).
- Магомедов Курбанали Магомедович, г. Махачкала. Браслеты «Богиня Гера» и «Заходящее солнце». 2022–2023. Металл, сердолик, авантюрин
- Магомедова Лаура Магомедовна Серьги «Вечные ценности». 2023. Металл, искусственный камень
Шестой всероссийский конкурс получил название «Кругосветное путешествие» как повод напомнить о важной дате в освоении Мирового океана нашей страной. «220 лет назад под общим руководством Ивана Федоровича Крузенштерна началось первое русское кругосветное плавание на двух парусных шлюпах «Надежда» и «Нева». Во время похода были сделаны важные географические открытия, изготовлены атласы, в которые входили ценнейшие картографические материалы и различные рисунки, иллюстрирующие описание природы стран, народов и их быта», – отмечают организаторы.
- Созин Денис Владимирович, г. Екатеринбург. Брошь «Моя Япония – Цветок Лилии». 2022. Металл, горячая эмаль, цирконы
- Гилязетдинов Азамат Салаватович, г. Санкт Петербург. Кабинетный нож. 2022. Латунь, металл
Оргкомитет конкурса предложил художникам отправиться в умозрительное путешествие по всем странам и континентам в поисках вдохновения. Результатом этого «плавания» должны стать работы ювелирного и камнерезного искусства. Ведь во все времена, возвращаясь из заморских стран, художники привозили с собой новые впечатления и образы будущих изделий. Знакомство с диковинными растениями или животными, встреча с культурой и бытом незнакомых народов могут стать источником создания произведений искусства.
Оценивать работы жюри в двух разделах по следующим номинациям: 1) Камнерезное искусство: Диалог с камнем; Профессиональное мастерство; Эксперимент в камнерезном искусстве; Лучшее произведение из янтаря; 2) Ювелирное искусство: Метафора в ювелирном произведении; Профессиональное мастерство; Эксперимент в ювелирном искусстве; Лучшее украшение с янтарем.
Гран-при
Тарасова Наталья Юрьевна, Тарасова Татьяна Юрьевна. г. Санкт-Петербург. Серьги «Баррамунди». 2022. Металл, акрил, бумага.
Ювелирное искусство
В номинации «Метафора в ювелирном искусстве»:
Лауреат
Пичкалова Светлана Валерьевна, г. Кострома. Закусочные сеты «Под Стук Колес», «На Взлет», «Полное Погружение». 2023. Металл, стекло, оксидирование.
Дипломы в номинации
1) Иванцова Анастасия Игоревна, г. Казань. Кольцо «Бег времени», 2022. Латунь, перламутр
2) Левина Анастасия Алексеевна, г. Москва. Подвеска «Африка». 2023. Белый металл, анодирование, покрытие под золото и черный родий, янтарь.
В номинации «Профессиональное мастерство»:
Лауреат
Жукова Елена Николаевна, г. Кострома. Серьги «Гиперборея». 2023. Желтый металл, топаз, цирконий.
Дипломы в номинации:
1) Залаев Даниль Рафкатович, г. Казань. Нагрудное украшение «Булгарские уточки». 2023. Белый металл; филигрань, зернь.
2) Шарифуллин Александр Геннадьевич, г. Кострома. Серьги «Наследие». 2023. Металл, нейзильбер.
В номинации «Эксперимент в ювелирном искусстве»:
Лауреат
Шарифуллин Александр Геннадьевич, г. Кострома. Брошь «Не ведая преград». 2023. Нейзильбер, стекло, сталь, алюминий, металл, корунд; всечка (белый металл, латунь, медь, сталь), оксидирование.
Дипломы в номинации:
1) Наумова Оксана Владимировн, г. Санкт-Петербург. Серия брошей «Течение». 2023. Бумага, мельхиор.
2) Колосовская Екатерина Денисовна, г. Санкт-Петербург. Бигуди «Огуречная свежесть». 2022. Фотополимерный пластик, медь, серебрение, фианиты.
В номинации «Лучшее украшение с янтарем»:
Лауреат
Дробышева Татьяна Алексеевна, г. Калининград. Броши «Туман», «Дождь», «Ветер» из комплекта «Берег». 2023. Янтарь, нейзильбер.
Дипломы в номинации:
1) Волков Роман Анатольевич, г. Тула. Кулон «От Балтики до Японского моря». 2023. Янтарь, жемчуг, металл, магниты.
2) Терещенкова Анна Александровна, г. Санкт-Петербург. Очки «Солнечные очки». 2023. Янтарь, эбеновое дерево, металл.
Камнерезное искусство
В номинации «Диалог с камнем»:
Лауреат
Лопаткин Юрий Рудольфович, г. Калининград. Часы «Идунн (Iðunn)». 2023. Янтарь, серебро, титан, бронза, ископаемая кость, дерево
Дипломы в номинации:
1) Ширяев Александр Александрович, г. Санкт-Петербург. «Путеводная звезда». 2023. Агат, обсидиан.
2) Жуков Анатолий Иванович, Вогулкина Елена Александровна, г. Екатеринбург. Кольцо арт-объект. «Отпечаток камня» из серии «Когда твой попутчик – камень». 2022. Агат; резьба, шлифовка, полировка.
В номинации «Профессиональное мастерство»:
Лауреат
Жуков Анатолий Иванович, Вогулкина Елена Александровна, г. Екатеринбург. Кольцо-печать. «Демидова – Чаша на Правую руку» из серии «Когда твой попутчик – камень». 2023. Яшма николаевская, яшма калканская.
Дипломы в номинации:
1) Семенцов Дмитрий Юрьевич, г. Сибай. Панно «Магнолия». 2022. Яшма, агат, кахолонг.
2) Кислицкий Сергей Антонович, г. Нижний Тагил. «Голландский букет». 2023. родонит, лазурит, лиственит, змеевик.
В номинации «Эксперимент в камнерезном искусстве»:
Лауреат
Жуков Анатолий Иванович, Вогулкина Елена Александровна, г. Екатеринбург. Кольцо арт-объект. «Твердь небесная» из серии «Когда твой попутчик – камень». 2023. Кварц, лазурит.
Дипломы в номинации:
Не присуждались.
В номинации «Лучшее произведение из янтаря»:
Лауреат
Лопаткин Вадим Рудольфович, г. Калининград. Шкатулка «Колибри». 2022. Янтарь, красная древесина, композитные материалы.
Дипломы в номинации:
Пешехонов Илья Александрович, г. Пионерский. Модель линкора «Роза ветров». 2023. Янтарь, эпоксидная смола, капрон.
Выставка «Кругосветное путешествие»
Калининградский областной музей янтаря
Калининград, площадь Маршала Василевского, 1
24 июня — 3 сентября 2024 года
Пресс-служба Музея янтаря Руководитель: Марина Кузнецова тел. +7 9062312552 8 (4012) 46-68-88
Фотограф Игорь Ткачёв
В рамках фестиваля 22 июня состоялась Всероссийская научно-практическая конференция
«Влияние национальных культур на развитие современного ювелирного и камнерезного искусства»
(куда в качестве докладчика был приглашён в том числе и заместитель главного редактора журнала «Коллекция» Михаил Тренихин).
С приветственным словом выступила директор Калининградского областного музея янтаря Светлана Александровна Загребина.
Модератор – Татьяна Юрьевна Суворова, заместитель директора Калининградского областного музея янтаря по научной работе.
Выступили с докладами:
Шамардина Наталья Владимировна. Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. «Украшения как историко-культурный феномен – магия, статус, фантазия».
Круглова Мария Геннадьевна. Творческое объединение «Художественный металл» Творческого союза художников России. «Эволюция статуса ювелирных украшений в истории культуры и их роль в межкультурных взаимодействиях».
Перфильева Ирина Юрьевна. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительного искусства Российской академии художеств, Москва. «Культурные реминисценции как фактор современного авторского ювелирного искусства России».
Габриэль Галина Николаевна. Санкт-Петербургский государственный институт культуры. «Ювелирные формы и материалы национальных культур в контексте постмодернистской художественной практики».
Алексеев-Апраксин Анатолий Михайлович. Санкт-Петербургский государственный университет. «Новая архаика & Этнософия: уймонский кейс».
Фёдорова Марина Владиславовна. Российский этнографический музей, Санкт-Петербург. «Кольца в культуре бурят».
Михайлова Татьяна Борисовна. Уральский федеральный университет им. Первого президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург. «Диалог национальных культур как фактор развития современного уральского ювелирного искусства».
Самойлова Татьяна Геннадьевна. Журнал «Русский ювелир», г. Санкт-Петербург. «Тенденция Гочао в ювелирном искусстве Китая как возрождение национальной идентичности».
Тюльпакова Ольга Николаевна. Журнал Jewel&Travel. «Культурно-исторические, природные и экономические факторы региональных особенностей развития камнерезного искусства России».
Попов Алексей Борисович. Студия ювелирного дизайна «Simvol-EKB», Екатеринбург. «Интерпретации традиций и архетипов культуры народов Урала в современном ювелирном и камнерезном искусстве».
Тренихин Михаил Михайлович. Государственный музей-заповедник «Царицыно», журнал «Коллекция», Москва. «Русские мотивы, традиции и псевдотрадиции в современном ювелирном искусстве и бижутерии. Некоторые наблюдения».
- Тренихин Михаил Михайлович, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Коллекция»
Заева Надежда Александровна. Костромской государственный университет «Художественное переосмысление национальных культурных традиций в работах молодых дизайнеров-ювелиров».
Торопова Елена Олеговна. Калининградский музей марципана (частный). «Artistic confectionery и национальные традиции».
К большому сожалению, по семейным обстоятельствам не смог поучаствовать в конференции Гилодо Андрей Акимович. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва. Но мы надеемся, что заявленный доклад «Синтез национальных культурных традиций и авторское творчество в современном ювелирном искусстве России» будет издан в виде статьи в готовящемся сборнике.
_________________