Две жизни - одна судьба. И.Г. Фрих-Хар и М.П. Холодная

Две жизни — одна судьба: Исидор Фрих-Хар и Мария Холодная

in Новости музеев/Фарфор, керамика, стекло 1608 views

В Музее-заповеднике «Кусково» 27 июля 2023 г. открылась выставка, посвящённая творчеству семей­ной пары известных со­ветских скульпторов, мастеров деко­ра­тивно-при­клад­ного искусства Исидора Григорьевича Фрих-Хара и Марии Петровны Холодной. Выставка приурочена к 130- и 120-летиям со дня их рождения. Художники создали немало уникальных, хорошо узнаваемых и любимых многими произведений, внесли заметный вклад в реформы советской керамической промыш­ленности и развитие такового значимого явления в советском прикладном искусстве как авторская керамика.

Становление художников, поиск ими собственного пути проходило в унисон глобальным социальным изменениям в стране, в которых они приняли активное участие, незаметно для самих себя став частичкой истории. Имея разные стартовые позиции – сын виноградаря и дочь украин­ского художника, поли­тичес­кого и обще­ствен­ного деятеля – они оба стре­мились стать про­фессиональ­ными скульпторами, новаторами в искусстве. Пробуя силы в разных материалах, художники почти одновременно увлеклись керамикой. Повышенный интерес к ней во многом определил их встречу в 1930-е гг. в Художественной лаборатории при Конаковской фаянсовой фабрике им. М.И. Калинина.

  • И.Г. Фрих-Хар и М.П. Холодная в Конаково 1930-е (из семейного архива)
  • Петя Сагайдачный. Конец 1930-х гг. (из семейного архива)
М.П. Холодная. Блюдо «Пижма», 1979
М.П. Холодная. Блюдо «Пижма», 1979

На завод в Конаково И.Г. Фрих-Хар пришёл учеником ещё в 1926 г. с целью освоить новый для него материал. Выставку открывают его ранние произведения из керамики. Среди них ваза «Весна человечества», посвящённая 10-летию Мексиканской революции, что по времени совпало с десятой годовщиной празднования Великого Октября. К ранним работам относится и одна из первых советских электрических ламп из фаянса – «Негр под пальмой». Она стала откликом художника на реализацию ленинского плана электрификации страны, а у современников вызывала неизменную ассоциацию с проблемой колонизации Африки.

  • И.Г. Фрих-Хар. Фрагмент фонтана «Мальчик с голубями», 1938 (из семейного архива)
  • И.Г. Фрих-Хар на Киевском стекольно-термосном заводе. Монтаж Хрустального фонтана для советского павильона на Международной промышленной выставке в Брюсселе. 1958
  • И.Г. Фрих-Хар. Автопортрет. 1932 (из семейного архива)

Участник Гражданской войны, И.Г. Фрих-Хар не раз обращался к этой теме. В 1920-е – 1930-е гг. появляются скульптуры матросов и красноармейцев, а также яркие образы торговцев шумных восточных базаров, кипучую жизнь которых И.Г. Фрих-Хару не раз наблюдал в Средней Азии, где в рядах Красной армии сражался с басмачами на Туркистанском фронте.

На выставке экспонируется и редкое монументальное произведение художника – барельеф «За власть Советов!» 1967 г., созданный к 50-летию Октябрьской революции и отреставрированный Музеем специально к открытию выставки.

Отдельный раздел посвящен деятельности основанной в 1934 году под руководством И.Г. Фрих-Хара Художественной лаборатории при Конаковском фаянсовом заводе, в штат которой в числе других профессиональных художников была приглашена и М.П. Холодная. Главной задачей  Лаборатории стало создание тиражной продукции нового поколения – простотой, удобной, недорогой, призванной изменить быт и образ мыслей граждан новой страны, стать идейным проводником советской власти. И если И.Г. Фрих-Хар в работе над формой отталкивался от традиционных «кузнецовских» моделей посуды, меняя их порой до неузнаваемости, то М.П. Холодная за основу брала родную ей украинскую майолику. Осенью 1934 года на выставке изделий Художественных лабораторий в Москве молочник работы М.П. Холодной был отмечен как наиболее удачный для тиражирования.

На выставке представлен также сервиз «Граненый» по модели И.Г. Фрих-Хара 1936–1937 годах, ставший один из первых тиражных столовых сервизов нового образца. Лаконичный по форме, со строгим ритмичным рельефом по борту, он оказался востребованным и продолжал выпускаться на заводе вплоть до конца 1950-х годов.

  • И.Г. Фрих-Хар. Предметы из сервиза «Гранёный», 1941–1957 гг. (модель 1936–1937); кувшин с зелёной веткой, 1935
  • М.П. Холодная. Прибор для воды, 1935; сухарница, 1936
  • И.Г. Фрих-Хар. Барельеф «За власть Советов!», 1967. Фрагмент экспозиции
  • М.П. Холодная. Скульптура «Соня, лежащая на боку», 1969

В 1930-х годах И.Г. Фрих-Хар и М.П. Холодная создали немало скульптурных моделей, в том числе и фарфоровых. На выставке представлены,  преимущественно, фаянсовые скульптуры. Тематически они отвечали запросам времени, отражали социально-идеологические изменения в обществе. Зачастую в них зеркально отражались свойства характера и увлечения авторов. Так, прообразом скульптуры «Лезгинки» И.Г. Фрих-Хара могли быть не только жители Кавказа, откуда родом художник, но сам И.Г. Фрих-Хар, частенько танцевавший ее для рабочих завода по выходным на берегу реки пока готовилась уха.

В своем творчестве И.Г. Фрих-Хар часто обращался к жанру анималистики. Неизменный интерес у художника вызывали кони, тигры и голуби, в образ которых он всегда старался вжиться, «прочувствовать» лично их характер и повадки. В начале 1930-х годов тема голубей поглотила его настолько, что в любом предмете он видел силуэт птицы. Дети ходили за ним по пятам, прося вылепить очередную  фигурку. Интерес к ним сохранялся на протяжении всей жизни, а 1938 году И.Г. Фрих-Хар создал фаянсовый фонтан «Мальчик с голубями», который в 1940–1941 ггодах украшал розарий Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького.

Тема Великой Отечественной войны на выставке представлена исключительно работами М.П. Холодной. Семья вынуждена была эвакуироваться в столицу Киргизии, и по пути в глубокий тыл больше всего художницу волновало положение детей. Созданные М.П. Холодной образы соединили в себе и мечту о мирном, благополучном детстве, и гордость за маленьких граждан, их терпение, желание помогать старшим, стремление самостоятельно справляться с житейскими трудностями.

  • И.Г. Фрих-Хар. Скульптура «Лезгинка», 1935
  • И.Г. Фрих-Хар. Скульптуры «Девушка и красноармеец», 1933; «Матрос», 1934

Особое место занимают работы, посвященные старшему сыну художницы Петру Сагайдачному. Уйдя добровольцем на фронт, он погиб в 1942 году за две недели до совершеннолетия так и не воплотив давнюю мечту стать по примеру деда военным моряком. На выставке экспонируется изданный в 1963 г. дневник Пети Сагайдачного 1940–1941 годов, где опубликованы также и его письма матери с фронта.

  • М.П. Холодная. Скульптура «Девочка с лейкой», 1949. Фрагмент экспозиции
  • М.П. Холодная. Скульптура «Кореянка с голубем», 1951

Тема «мирного детства» в первое послевоенное десятилетие стало доминирующей в творчестве М. П. Холодной. И этот раздел выставки открывает скульптура «Кореянка с голубем», едва ли не единственное произведение художницы с политическим подтекстом. Работа посвящена войне в Корее 1950–1953 годов, войне без правил, которая началась всего через пять лет после окончания Второй мировой, и это казалось художнице, как и многим другим, совершенно невероятным и недопустимым.

В этот период М.П. Холодная создала множество скульптурных композиций, пронизанных ощущением «идеального детства». Главные сюжетные линии – отдых на природе, учеба и труд во благо. Ее моделями становились обычные дети окрестных домов, но, прежде всего, свои собственные – Митя и Ганна Фрих-Хар. Особая любовь к детям, умение поймать момент и запечатлеть навеки неуловимую чистоту души ребенка позволили ей создать трогательные, неповторимые детские образы.

  • М.П. Холодная. Скульптура «Маленький Петя с корабликом», 1967
  • М.П. Холодная М.П. Скульптура «Друзья птиц», 1954
  • М.П. Холодная. Скульптура «Ветерок», 1955
И.Г. Фрих-Хар. Ваза «Весна человечества», 1927 (модель 1926 )
И.Г. Фрих-Хар. Ваза «Весна человечества», 1927 (модель 1926 )
  • М.П. Холодная. Скульптура «Татлин с бандурой», 1984
  • И.Г. Фрих-Хар. Скульптурная лампа «Негр под пальмой», 1929
  • И.Г. Фрих-Хар. Скульптура «Каран д’Аш» (Народный артист СССР М.Н. Румянцев), 1945
  • М.П. Холодная. Скульптура «Ёлочка», 1949
  • И.Г. Фрих-Хар. Скульптура «Старый город», 1928
  • М.П. Холодная. Скульптура «Телятница», 1935 (модель 1934)

Многие скульптуры тиражировались на протяжении многих лет, и среди них художница признавала особенно удачными представленные на выставке конфетницы «Украинка» и «Киргизка», скульптуру «Друзья птиц», а также «Ветерок», удостоенной Бронзовой медали Всемирной промышленной выставки в Брюсселе 1958 году.

Диплом о награждении М.П. Холодной Бронзовой медалью Всемирной выставки в Брюсселе. 1958
Диплом о награждении М.П. Холодной Бронзовой медалью Всемирной выставки в Брюсселе. 1958

В 1950-е гг. И.Г. Фрих-Хар и М.П. Холодная продолжили прерванную войной работу по созданию новых образцов тиражной посуды. Это было особенно востребовано и активно поддерживалось государством в связи с массовым строительством экономичного жилья, по выражению Н.С. Хрущева «маленького, но собственного». Посуда и предметы интерьера должны были стать выразительным дополнением конструктивных, но очень уж похожих друг на друга квартир многоэтажных жилых домов. Новый стиль получил название «белая линия». Представленные произведения И.Г. Фрих-Хара и М.П. Холодной наглядно иллюстрируют эволюцию формообразования – от привычного и проверенного временем рельефного декора, излишней и непрактичной декоративности до тщательно продуманного соотношения формы и цвета предмета.

В этот период И.Г. Фрих-Хар обратился и к совершенно новому для него материалу – стеклу, создавая не только посуду, но и фонтаны для общественных мест, городских улиц и скверов.

Среди советских керамистов И.Г. Фрих-Хар и М.П. Холодная одни из первых обратились к созданию авторских произведений. Уже ранние работы И.Г. Фрих-Хара явились прологом для формирования этого уникального направления прикладного искусства СССР. Для последующих поколений они стали своего рода эталоном, примером для поиска своего индивидуального стиля. Эмоциональный и впечатлительный, И.Г. Фрих-Хар мгновенно реагировал на важные события в жизни страны, памятные даты, значимые личности, глубоко переосмысливая их, умело превращая обычный сюжет в целое социальное явление.

  • И.Г. Фрих-Хар. Скульптура дамы в кресле из композиции «Пушкин среди друзей», 1950-е
  • М.П. Холодная. Пласт «Петя», 1940
  • М.П. Холодная. Ваза-кашпо «Смородина», 1951
  • И.Г. Фрих-Хар. Прибор для специй из сервиза «Простой», 1954
  • М.П. Холодная. Кувшинчик для молока, 1935
  • И.Г. Фрих-Хар. Скульптура «Голубь», 1933
  • И.Г. Фрих-Хар. Скульптура «Тигр», 1934–1935
  • И.Г. Фрих-Хар. Скульптура «Голубь», 1933
  • М.П. Холодная. Скульптура «Галя», 1951
  • И.Г. Фрих-Хар. Курительный прибор, 1934
  • И.Г. Фрих-Хар. Скульптура «Гармонист», 1946
  • М.П. Холодная. Скульптура «Золотое яблочко», 1951
  • М.П. Холодная. Композиция «Киргизские дети. Сбор тёплых вещей для фронта», 1944
  • М.П. Холодная. Конфетница «Украинка с ковром», 1959 (модель 1953)

В произведениях М.П. Холодной всегда проявлялись её главные человеческие качества – женственность и чувство материнства ко всему, не только к детям. Ее природная внимательность, утонченность и поэтичность нашли отражение в многочисленных портретах людей близкого окружения, в бытовых сюжетах и в «керамических натюрмортах» на зеркале блюд и тарелок, созданных по многочисленным дачным акварельным эскизам букетов полевых цветов, садовых фруктов и овощей с соседских огородов.

Фрагмент экспозиции

Юбилейная выставка «Две жизни – одна судьба» является первой в истории Музея керамики в Кусково, на которой почти в полном объеме представлены монографические коллекции И.Г. Фрих-Хара и М.П Холодной – свыше 170 произведений, среди которых многопредметные композиции, предметы посуды, сервизы, скульптура, тиражные и авторские работы. Экспозицию дополняет презентация фотографий из семейного архива. И хотя на выставке демонстрируется лишь часть богатейшего творческого наследия этих именитых мастеров, в них в полной мере отражены все стороны их жизни и творчества в неразрывной связи с историей страны и народа.

Экспозиция расположена в воксале Большой Каменной Оранжереи. По предварительному запросу по выставке проводятся авторские экскурсии.

Ольга Пучнина
Научный сотрудник отдела "Музей керамики"
ГМЗ "Останкино и Кусково"
куратор выставки

Государственный дворцово-парковый музей-заповедник

«Останкино и Кусково»

Москва, улица Юности, дом 2

27 июля — 3 декабря 2023 г.

Vetro artistico. Венецианское стекло XVI–XX веков

__________________

>>><<<