Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла» представит произведения из коллекции художественного стекла XX–XXI веков музея-заповедника «Царицыно», дополненные современными произведениями из производственного музея Гусевского хрустального завода, а также из мастерских ныне действующих художников. Обширная экспозиция занимает десять залов Хлебного дома. Экспозиция воссоздаёт эволюцию искусства гранения и гравировки в нашей стране: его становление с конца 1940-х годов, расцвет, пришедшийся на 1960–1980-е годы, и дальнейшую историю. Работы, показанные на выставке, — образцы, которые получали высшую оценку экспертных комиссий. В дальнейшем на основе этих образцов налаживался малотиражный или массовый выпуск. Многие из них были отмечены наградами и премиями на международных и всесоюзных выставках и смотрах. Представлены также уникальные авторские произведения. На выставке демонстрируются более 200 предметов из собрания музея-заповедника «Царицыно» (многие работы показаны впервые); ещё около 40 произведений — из музея Гусевского хрустального завода и из творческих мастерских независимых художников.
Царицынское собрание советского и современного отечественного художественного стекла охватывает период XX–XXI веков. По своему качеству и полноте оно принадлежит к числу лучших коллекций в России. В настоящий момент научные сотрудники «Царицына» проводят подробное изучение музейной коллекции и готовят ее к изданию в рамках программы публикации генерального каталога. Также за последние годы музеем возобновлены тесные связи с мастерами, активно работающими в области художественного стекла и дизайна.
Произведения из хрусталя принадлежат к числу самых красивых и одновременно самых трудоёмких в декоративно-прикладном искусстве. Музей-заповедник «Царицыно» предлагает познакомиться с работами советских и российских художников-стеклоделов, созданными в период с 1940-х годов до наших дней. Все они выполнены из хрусталя с использованием техники гранения и гравировки.
Искусство гранения и гравировки пришло в стеклоделие из ювелирного ремесла, что вполне закономерно, поскольку оба способа обработки стекла издавна применяются в работе с природным хрусталём — полудрагоценным камнем. Именно гранение и гравировка наилучшим образом выявляют главные свойства стекла — прозрачность и взаимодействие со светом. Переливы, игра и рефлексы света, тени линий, цветовая глубина и прозрачность — эти завораживающие эффекты предстают на выставке во всём блеске.
До XVII века людям был известен только природный хрусталь, изделия из которого были единичными и очень дорогими, а их размеры ограничивались величиной исходного кристалла. Ситуацию изменило изобретение англичанином Джорджем Рейвенскрофтом (1632–1683) искусственного хрусталя. Рейвенскрофт занимался поставками венецианского стекла в Англию и увлёкся налаживанием собственного стекольного производства. Он долго экспериментировал со стекловарением и работал над тем, чтобы его продукция не уступала итальянской в прозрачности и чистоте стекла. В результате многочисленных опытов изобретатель заменил кремний на чистый кварцевый песок, а для запуска химической реакции при варке стекла использовал свинец. Рейвенскрофт создал не только особо прозрачное, но и искрящееся стекло, превзошедшее лучшие европейские образцы. Художники-стекольщики и поныне стараются именно с помощью гранения и гравировки выявить способность хрусталя сиять всеми цветами радуги. Их смело можно именовать художниками света.
Царицынское музейное собрание гранёного и гравированного стекла, сформированное в 1980-е годы, — одно из наиболее разнообразных по составу в России. В него вошли образцы продукции крупнейших стекольных производств СССР, а также целый раздел авторских работ как заводских, так и студийных художников. На выставке представлен хрусталь Ленинградского завода художественного стекла, Борисовского стеклозавода имени Ф. Э. Дзержинского (Борисов, Минская область, Республика Беларусь), Гусевского хрустального завода (Гусь-Хрустальный, Владимирская область) и Дятьковского хрустального завода (Дятьково, Брянская область). Экспозиция знакомит с произведениями художников, подолгу работавших на этих предприятиях и принадлежавших к двум ведущим школам художественного стекла — московской и ленинградской (петербургской). Именно эти школы на многие годы определили вектор развития искусства гранения и гравировки на всём пространстве СССР.
Революционные события 1917 года и индустриализация на основе жёсткой плановой экономики практически разрушили множество производств, связанных с обеспечением быта людей. В том числе были сведены на нет дореволюционные успехи в стеклоделии и налаженный импорт стекольной продукции. В 1930-е годы бедственное положение отрасли обратило на себя внимание Совета народных комиссаров СССР. Началось её возрождение.
Говоря о художественном стекле в СССР, прежде всего надо отметить его тесную связь с производствами. В 1938 году Главное управление стекольной промышленности (Главстекло) ввело на предприятиях должность главного художника, а также организовало художественные советы, которые должны были следить за качеством выпускаемой продукции и способствовать внедрению новых форм в производство.
Ещё одно важное событие в становлении советского стеклоделия — создание в 1940-м году по инициативе скульптора Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953) экспериментального цеха на базе Дёминской зеркальной фабрики в Ленинграде. При цехе существовала хорошо оборудованная лаборатория. Мухина, как художественный руководитель, с группой энтузиастов — художников и инженеров —активно занималась созданием нового советского художественного стекла.
Великая Отечественная война 1941–1945 годов нанесла серьёзный урон едва начавшей возрождаться стекольной промышленности. Но уже к концу 1950-х годов появились значительные успехи.
В это время сформировался центр ленинградской школы советского стеклоделия — Ленинградский завод художественного стекла. Тогда же значительно расширились и были модернизированы Гусевской хрустальный завод во Владимирской области, Дятьковский хрустальный завод на Брянщине, а также около десяти заводов за пределами РСФСР, в других союзных республиках. Многое было сделано для улучшения технического обеспечения предприятий и совершенствования технологии декорирования стекла: освоено окрашивание хрусталя новыми соединениями редкоземельных элементов, разработаны способы декорирования с помощью ультразвука. На предприятиях были созданы художественные лаборатории, где стали работать специалисты декоративного искусства, окончившие ведущие художественные вузы страны. Молодые, менее скованные традициями и канонами художники стекла, пришедшие на производство в 1950–1960-е годы, попали в особую атмосферу. Повсюду требовались новые изделия, их образцы охотно принимали на всесоюзных и зарубежных выставках и ярмарках, число которых росло с каждым годом. Стеклоделие стало одним из первых видов советского декоративного искусства, появившихся на мировой арене с передовыми идеями и новыми техниками и завоевавших любовь публики.
В 1970–1980-е годы наряду с работой над промышленными образцами мастера декоративного искусства обратились к свободному авторскому творчеству. К сожалению, расцвет авторского творчества и поиск новых форм сопровождались стагнацией на производстве и неэффективным руководством отраслью. В условиях экономического и политического кризиса, который переживали республики СССР, это стало причиной кризиса предприятий отечественного художественного стекла. Авторское искусство гравировки смогло более успешно пережить это время. Но сегодня мы видим, как искусство гранения, связанное с производством, возвращается на свои позиции.
Искусство гранения стекла
Неисчерпаемые возможности стекла как декоративного материала выявляются благодаря разным техникам обработки. Блеск и прозрачность наилучшим образом проявляет гранение — базовая техника при работе с хрусталём.
Гранение — это механический способ украшения изделий шлифованными и затем отполированными плоскостями-гранями, которые создают богатую игру света. Техника эта существует не одно тысячелетие, она описана ещё в I веке Плинием Старшим в его «Естественной истории» (77 год н.э.): гранение производится с использованием небольшого вращающегося круга, покрытого каким-либо абразивным материалом или выполненного из такого материала.
Процесс состоит из трёх основных этапов: обдирка (грубая шлифовка), дистировка (тонкая шлифовка), полировка (создание зеркально-гладкой поверхности).
C конца XVIII столетия таким способом обрабатывали не только края изделий: с помощью вырезанных на поверхности линий стали создавать сложные узоры. Началось развитие и совершенствование разных видов гранения.
Основных видов гранения два: алмазная и широкая грань. Алмазная грань даёт рельефный узор из канавных линий различной глубины. Широкая грань — это декорирование изделий крупными прямыми или изогнутыми гранями.
На рубеже XVIII и XIX веков одним из важных элементов декора стал так называемый камень. Фактически это создание на поверхности изделия из хрусталя подобия драгоценного камня: алмазной гранью формируется многоугольник, а затем его верхняя часть шлифуется. Одной из вершин мастерства в создании такого узора стал русский камень — усечённый восьмигранник, который превзошёл традиционную в Европе шестигранную бриллиантовую огранку. Камни на изделиях располагались в шахматном порядке и в точках пересечения линий рисунка дополнялись гранением «простой алмаз». Это создавало особенную искрящуюся поверхность. Наравне с богатой палитрой оттенков она стала отличительной чертой русского стекла и прославила его за рубежом.
Традиционное гранение исполнялось мастерами по памяти без предварительного нанесения узора. Однако в XIX веке с усложнением декора произведений из хрусталя стеклоделы разделились на художников и мастеров. Художники создавали образ изделия, придумывали декор. Мастера же (выдувальщики, гранильщики, шлифовщики) воплощали творческие замыслы художников.
Одним из самых популярных видов алмазного гранения на протяжении всего XX века была мальцóвская грань. Этот вид декора появился в последней трети XIX века на знаменитых заводах династии, основанной купцом Акимом Мальцовым (ум. 1785), прежде всего на Гусевском. Мальцовская грань представляет собой сочетание различных декоративных элементов (звёзд, медальонов, кустов, мельниц), создающих сплошной покров резного узора.
Возрождение искусства гранения в советский период, воссоздание старых техник и поиск новых, период упадка после распада СССР и дальнейшее медленное возвращение к прежним вершинам — все эти этапы представлены на выставке на примере произведений главных центров отечественного стеклоделия.
Технологически гранение связано с производственным процессом, поэтому отдельные разделы посвящены заводам — лидерам отрасли. На каждом из них художники и мастера искали собственный путь, тем самым определяя спектр стилистических особенностей конкретного предприятия.
Искусство гравировки по стеклу
Стекло — искусственный материал, который по своим свойствам близок к камню. Поэтому стекло, как и камень, можно гравировать, процарапывать на нём орнаменты и рисунки. Гравировка — одна из древнейших техник украшения стеклянных изделий методом частичного удаления материала с поверхности, её примеры встречаются ещё в Древнем Египте. Она относится к холодным способам декорирования стекла рельефным узором. Гравировка по стеклу может осуществляться механическим или химическим методом и по сути близка искусству гравюры. Выделяются глубокая (резцовая), пунктирная (точечная), матовая, кислотная (линии не прорезаются, а протравливаются кислотой) гравировки и цировка (процарапывание).
В отечественном художественном стекле ХХ века гравировка прошла сложный путь от полного забвения до возрождения и расцвета. После 1917 года из-за отсутствия постоянных заказов и трудоёмкости исполнения этот вид обработки стеклянных предметов постепенно вытеснялся более экономичными приёмами декорирования. С налаживанием рынка сбыта и перестройкой отрасли в 1930-е годы гравировка вновь стала применяться, но в течение 1930–1950-х годов в целом наблюдался упадок этого искусства в сравнении с периодом его расцвета на рубеже XIX–XX веков. Это объясняется отсутствием на производствах условий, необходимых для развития кропотливой ювелирной техники. С середины 1960-х в художественном стеклоделии началось постепенное возрождение традиционных технических приёмов и их переосмысление согласно новым эстетическим веяниям. Предметы с гравировкой стали появляться в ассортименте заводов, но чаще всего это были уникальные подарочные или сувенирные изделия оригинальных форм, с авторским декором. Возросшая востребованность гравированных предметов способствовала формированию навыков и знаний, необходимых гравёру на производстве.
В следующее десятилетие гравировальные цеха со своими художниками и мастерами появились на самых крупных хрустальных предприятиях РСФСР: Ленинградском заводе художественного стекла, Гусевском и Дятьковском хрустальных заводах. Задачи, стоявшие перед советской стекольной отраслью, способствовали возникновению удивительного явления: дорогостоящие изделия из хрусталя, создававшиеся при участии художников и с использованием высокотехнологичного ручного труда, стали предметами массового производства. Конечно, в отличие от гранёных изделий, предметы с гравировкой всё же выпускались малыми тиражами. Заказчиками выступали органы власти, крупные предприятия и организации. К единичным гравированным предметам, комплектам и целым сервизам предъявлялись особые требования: торжественность, нарядность, разнообразие декора.
В 1970-х годах развитие техник гравировки достигло наивысшего уровня. Гравированные предметы демонстрировались на крупных всесоюзных и республиканских выставках, а художники получили возможность создавать на заводах авторские произведения, что стимулировало индивидуальные творческие поиски.
В конце 1970-х стало развиваться студийное художественное стекло. Благодаря этому техника гравировки легче, чем гранение, преодолевала кризис, начавшийся в 1991 году с распадом СССР и с закрытием производств. Художники-гравёры не прекращали поиски и эксперименты в области технических приёмов. В первую очередь это относится к способам гравировки и резьбы.
На выставке представлены работы главных стилеобразующих школ художественной гравировки — ленинградской (петербургской) и московской, — а также произведения художников начала XXI века, отличающиеся яркой, выходящей за пределы традиционных школ индивидуальностью исполнения.
Александра Герасимова (Стёпина) Светлана Парчак Фотограф Дмитрий Щёлоков
На выставке Вы можете увидеть работы художников:
- Абрамова Антонина Ивановна (1926—2010), Хрустальный завод им. Ф.Э. Дзержинского, Белорусская ССР
- Аксенов Роман Николаевич (1939—2018), Гусевской хрустальный завод
- Антонова Галина Александровна (1926—2002)
- Артемов Петр Сергеевич (р. 1941), Хрустальный завод им. Ф.Э. Дзержинского
- Артемова Татьяна Андреевна (р. 1950), Хрустальный завод им. Ф.Э. Дзержинского
- Аствацатурьян Акнуний Арсенович (1925—2010), Ленинградский завод художественного стекла
- Бяков Юрий Михайлович (1938—2000), Ленинградский завод художественного стекла
- Гончарова Наталья Михайловна (р.1945), Ленинградский завод художественного стекла
- Грабарь Мирона Владимировна (р. 1938), Дятьковский хрустальный завод
- Грызунов Александр Эдуардович (р. 1969), Гусевской хрустальный завод
- Зайцев Вячеслав Сергеевич (1954—2012), Гусевской хрустальный завод
- Ибрагимов Фидаиль Мулла-Ахметович (1938—2020)
- Иванов Александр Алексеевич (1944—2011)
- Иванова Ирина Александровна (р. 1966)
- Исаевич Галина Анатольевна (1922—1998), Хрустальный завод им. Ф.Э. Дзержинского
- Касаткин Владимир Иванович (р. 1945), Гусевской хрустальный завод
- Кизлов Михаил Михайлович (р. 1946), Дятьковский хрустальный завод
- Киричек Ольга Борисовна (р. 1953), Ленинградский завод художественного стекла
- Климкович Раиса Павловна (р. 1953), Хрустальный завод им. Ф.Э. Дзержинского
- Козлова Ольга Ивановна (1942—2015), Гусевской хрустальный завод
- Колов Юрий Григорьевич (р. 1939), Иванищевский стекольный завод
- Корнеев Владимир Васильевич (1927—2008), Гусевской хрустальный завод
- Криммер Эдуард Михайлович (Менделеевич) (1900—1974) Ленинградский завод художественного стекла
- Курилов Адольф Степанович, народный художник России (р. 1937), Гусевской хрустальный завод
- Лаврищева Елена Валентиновна (р. 1955)
- Лаврова Александра Петровна (р. 1938), Ленинградский завод художественного стекла
- Липская Анна Александровна (1902—1981)
- Любимова Наталья Константиновна (р. 1988)
- Маковецкий Владимир Кириллович (р. 1954)
- Матушевская Надежда Павловна (р. 1925)
- Мачнев Иван Васильевич (1939—1997), Дятьковский хрустальный завод
- Морозов Максим Евгеньевич (р. 1982), Гусевской хрустальный завод
- Муратов Владимир Сергеевич (1929—2006)
- Остроумов Адольф Михайлович (1934—2013), Ленинградский завод художественного стекла
- Погребной Владимир Константинович (р. 1948), Дятьковский хрустальный завод
- Прокофьев Владимир Федорович (1936—2017), Хрустальный завод им. Ф.Э. Дзержинского
- Пыльд Хелле Мартыновна (1928—1987), Ленинградский завод художественного стекла
- Рогов Евгений Иванович (1918—1999), Гусевской хрустальный завод
- Савельева Любовь Ивановна (р. 1940)
- Смирнов Борис Александрович (1903—1986), Ленинградский завод художественного стекла
- Столярова Екатерина Валерьевна (р. 1999)
- Стрепетов Сергей Анатольевич, ООО Фирма «Макграф»
- Тихомирова Наталья Борисовна (р. 1946), Ленинградский завод художественного стекла
- Филатов Владимир Александрович (1933—2013), Гусевской хрустальный завод
- Шевченко Виктор Яковлевич (1935—2011), Дятьковский хрустальный завод
- Шувалов Евграф Сергеевич (1912—1985), Дятьковский хрустальный завод
- Шушканов Дмитрий Николаевич (1923—2002), Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика
- Шушканова Людмила Николаевна (1926—2008), Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика
- Яновская Екатерина Васильевна (1913—1993), Ленинградский завод художественного стекла
- Начальник отдела музейно-выставочной работы Департамента культуры города Москвы Антон Горянов осматривает выставку с кураторами Александрой Герасимовой и Еленой Карасёвой
- Директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина осматривает выставку с куратором Александрой Герасимовой
- Куратор выставки Светлана Парчак показывает экспозицию
- Директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина открывает выставку «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла» в музее-заповеднике «Царицыно»
Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»
Музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом
18 марта 2023 — 25 августа 2024
Кураторы проекта: Александра Герасимова, Светлана Парчак, Елена Карасёва
Дизайн экспозиции: Майя Фролова
Координаторы проекта: Елена Аракелян, Алина Ильина
Генеральный подрядчик: Фонд поддержки инновационных проектов в области искусства
Художественно-оформительские работы: ООО «Комюнит групп»
Световое оформление: Мария Горохводацкая, Галина Жирицкая, Станислава Котляр, Влад Обласов, Николай Потапов
___________________