Ваза «Канал имени Москвы»

История страны в одном предмете. Ваза «Канал имени Москвы»

in Музей/Фарфор, керамика, стекло 3005 views

Ювелирное искусство России за свою многовековую историю переживало разные периоды. После взлёта рубежа XIX–XX веков произошёл зна­чи­тельный спад, связанный с рево­люцион­ными событиями. Со второй трети ХХ века ювелирное искусство в СССР возрождается. В нем формируются два основных направления — массовые, типовые ювелирные изделия, к которым можно отнести изделия художественных промыслов, и авторские произведения ювелирного искусства. В стране возрастает интерес к деко­ративно-приклад­ному ис­кус­ству, худо­жест­вен­ным промыслам и их изу­чению, проходят регулярные Всесоюзные выставки. С 1957 года издаёт­ся журнал «Декоративно-прикладное искусство СССР».

История страны в одном предмете. Ваза «Канал имени Москвы». Из собрания музея Царицыно

  • Ваза «Канал имени Москвы». Ваза «Канал им. Москвы». 1959 г. СССР, РСФСР, Москва. Артель «Московский ювелир». Стекло, серебро, металл; скань, зернь, гравировка. Клейма: «АМЮ9» в прямоугольном щитке. Ваза – 215х143 мм; Оправа — 308х138 мм. Общий вес – 1704,67 г. КП-434/1-2

В 1932 году в Москве был учреждён Научно-исследовательский институт художест­венной промышленности (НИИХП)[1], в его состав вошёл Музей народного искусства (бывший Музей кустарных изделий московского земства, сущест­вовавший с 1885 года). В деятельности института сочетались задачи развития промыслов как с худо­жествен­ной, так и с производ­ствен­ной точек зрения. Это был первый и единственный в стране исследовательский центр, занимавшийся изучением, сохранением и «адаптацией» к современным условиям народ­ного деко­ративно-при­клад­ного искус­ства. НИИХП выпускал каталоги-обзоры, в том числе и по ювелирным изделиям, в них давалась краткая харак­теристика основным пред­прия­тиям художественных промыслов. В 1992 году деятельность НИИХП прекращена, что было обусловлено исто­рическими и экономическими событиями в стране.

Музей «Царицыно» был основан в 1984 году как Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР (ГМДПИ народов СССР). Первым поступ­лением в коллекцию музея стала безвозмездная передача предметов из НИИХП. На основании письма Мини­стерства местной промышленности РСФСР от 08.08.1984 № 1-12/3037 в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 12.06.1965 № 2084-р «Министерство местной промышленности разрешает научно-ис­следовательскому институту художественной промышленности передать безвозмездно Госу­дарствен­ному музею декора­тивно-приклад­ного искусства народов СССР Министерства культуры СССР изделия из серебра в количестве 424 штуки на сумму 48 885 рублей 81 коп., согласно при­лагае­мому списку». На музейный учёт было поставлено 440 музейных предметов, это связано с наличием комплектов предметов, пере­числен­ных в списках как одна единица.

Среди этих первых поступлений была ваза «Канал имени Москвы»[2]. Ваза в серебряной оправе поступила в фонд драгоценных металлов и драгоценных камней. Оправа выполнена мастерами артели «Московский ювелир» в 1959 году. В каталоге ювелирных изделий, изданном НИИХП в 1955 году, дается следующее описание артели: «Артель „Московский ювелир“ — быстро развивающееся производство. Ассортимент артели весьма широк. Здесь выпускают посудные изделия: подстаканники серебряные, черневые с позолотой и просечкой; стопки и блюдечки серебряные с гравировкой; портсигары серебряные с чернью, а также с рельефом, исполненным штампом; ювелирные изделия, в том числе кольца, броши, кулоны, серьги фили­гранные, окси­дированные и позолоченные с искус­ственными камнями, а также запонки с эмалью. В артели оправляют филигрань. Серьги и броши резной кости работы мастеров артели „Народное искусство“»[3].

Тенденция образования ювелирных арте­лей началась ещё до революции, когда мастера известных предприятий стали формировать небольшие самостоятель­ные мастерские — артели. Они выпускали более дешёвые художественные изделия, доступные широкому кругу менее состоятельных покупателей, не конкурируя с известными ювелирными домами. После революции ювелирные заводы и мастерские стали собственностью государства, часть мастеров-ювелиров объединились в произ­водствен­ные кооперативы, которые так же, как и ранее, называли артелями.

Артель «Московский ювелир», мастера которой выполнили оправу вазы, имеет интересную историю. В 1920-е годы мастера известных в прошлом ювелирных домов К.Г. Фаберже, П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова, потом­ственные мастера-сканщики А.В. Воронин, И.К. Ефремов, М. Фирсов основали артель, которая в настоящее время стала Московским ювелирным за­водом. В 2020 году заводу испол­нилось 100 лет, в 2021 году компа­ния провела ребрендинг, новое имя предприятия — MIUZ Diamonds[4].

История предприятия тесно связана с историей страны. В 1920–1930-е годы артель, в которой работали опытные мастера старой школы, возрождает производство ювелирных украшений в технике скани. В 1936–1943 годах артель под названием «Шомпол» относилась к Мосгорметпромсоюзу и размещалась на улице Володарского, дом 38.

В 1940–1950-е годы происходит массовая реорга­низация отдельных артелей в ювелирные фабрики, это, по сути, ста­новится началом советской ювелирной промышленности. С 1947 года отдельные работы мастеров-ювелиров участвуют в выставках как авторские произведения искусства. Этот факт можно считать рождением советского ювелирного искусства. По образцам мастеров М. Фирсова и А. Ефремова (сына И. Ефремова) начинается массовый выпуск изделий с драгоценными камнями и сканью. В 1944–1960 годах артель получает наименование «Московский ювелир» и входит в состав Росхудожпромсоюза Управления метал­лообрабаты­вающей промышленности Мосгорисполкома. Раз­мещалась артель по адресу Капельский переулок, дом 7. Именно в это время была выполнена оправа вазы из коллекции музея.

1950–1960-е годы — период возрождения традиций, мастерства и ювелирного творчества как особого само­стоятель­ного вида декоративно-прикладного искусства. По данным открытых источников, в 1959 году в артели «Московский ювелир» работали 236 человек, продукции выпускали на 91 миллион рублей (по сегодняшнему курсу)[5].

В 1961 году предприятие преобразовано в Московский ювелирный завод Металлоуправления Мосгорисполкома. Завод размещался в Слесарном переулке, дом 5. В 1971 году было построено новое здание на улице Нагатинская, дом 5, которое Московский ювелирный завод занимает и сегодня.

В 1990–1992 годах Московский ювелирный завод перешёл на выпуск золотых украшений, прекратив выпуск серебряных изделий. Техника скани сохранялась на заводе до 2005 года. В 1990 году завод вошёл в крупный международный холдинг, который осуществляет всю цепочку производства ювелирных изделий: добычу золота, алма­зов, огранку, производство ювелирных изделий и продажу через собственную сеть ювелирных магазинов. В настоящее время ОАО «Московский ювелирный завод» — MIUZ Diamonds является одним из крупнейших ювелирных предприятий страны с мощным производством и сетью магазинов по всей России[6].

Декоративно-прикладное искусство в СССР, как и другие виды искусства, откликалось на наиболее значимые исторические события, в нём нашли отражение великие стройки и масштабные архитектурные проекты. Эта традиция не нова, она идёт из прошлого. Можно вспомнить такие знаменитые произведения ювелиров, как пасхальное яйцо фирмы К.Г. Фаберже с изображением Транссибирской магистрали и моделью поезда[7]; письменный прибор фирмы П.А. Овчинникова «Памятник освобождению от крепостной зависимости»[8] и другие. В большом количестве разнообразных предметов декора­тивно-приклад­ного искусства СССР изображены значимые для истории страны темы, события, памятники: освоение Арктики и космоса, сооружение системы каналов, постройка Московского метро­политена, зданий Московского университета и Северного речного вокзала и т.п.

Советские мастера-ювелиры в своих произведениях смогли найти тонкую грань совмещения задач социа­листи­ческого реализма по отражению достижений страны и их воплощению в высоко­художе­ствен­ных произведениях.

Ваза «Канал имени Москвы» из коллекции музея «Царицыно» сделана из синего стекла и помещена в изящную серебряную оправу, которая, собственно, и создаёт худо­жественный образ. Мода оправлять хрусталь в серебро получила широкое распространение ещё со второй половины XIX века. Оправа вазы в форме кубка на невысоком стояне с кольцевым основанием придает простому, коло­коло­образному стеклянному сосуду вид торжественного кубка, который был символом побед ещё с эпохи Средневековья.

Оправа выполнена в технике скани или филиграни, известной в России с древних времен[9]. В технике различают много видов и разно­видностей скани. Основные виды: напайная или накладная — когда рисунок из проволоки накладывают на листовой металл; ажурная — когда узор спаивают без фона, образуя как бы кружево из металла; объёмная — когда из неё выполняются объёмные предметы — шкатулки, кубки, фигурки и т.п. Особенность технологии изготовления скани состоит в использовании ручного труда. В настоящее время механизированы отдельные технологические процессы, введена малая механизация и специальные приспособления, ускоряющие трудоёмкие процессы. Весь технологический процесс разбит на отдельные операции в зависимости от их сложности. Но по-прежнему рисунок узора набирается и паяется вручную. Ещё одной особенностью технологии является обязательное исполь­зование высокопробного материала, поскольку низкопробный драгоценный металл не имеет требуемой пластичности.

В рассматриваемой оправе вазы мастера артели «Московский ювелир» используют самый сложный вид этой техники — объёмную, скульптур­но-рельефную ажурную скань, которая представляет собой рельеф, образованный ажурной сканью, создающей объёмную форму пред­мета. Помимо художественной функции, скань имеет ещё и конструк­тивное значение, создавая непосредственно форму предмета.

Декоративное решение представляет четырёх­частную флоральную композицию из вертикально расположенных букетов, в которую орга­нично включены овальные медальоны с изображением наиболее узнаваемых памятников каналов Москва — Волга и Волга — Дон.

В цветочном декоре мастера создают четыре разных букета, которые сочетают в себе легко узнаваемые злаки и цветы: клевер, овес, колоски ржи и декоративные цветы разной формы и размера. Вместе они представляют собой пышные, сформи­рован­ные по центральной оси композиции букеты, с плавными линиями и объемными формами. При этом букеты лишены абсолютной симметрии и нижние части композиции асимметричны и перетекают одна в другую. Изображение растений создаётся за счёт различной формы, размера, конфигурации и элементов сканного узора. Букеты выглядят как символ изобилия и благоденствия, так характерного для искусства сталинского ампира.

При чётко выраженной формообразующей задаче несущая опорно-каркасная функция изысканно скомпонованного узора не читается. Ажурная композиция заключена в своеобразную раму. Верхний край украшен арочным фризом, придающим оправе архитектурную завершенность. В нижней части сферический объём создан прямоугольными геометри­ческими формами с изображением колосков. Это придает устойчивость и символичность декору. На ножке оправы-кубка — ана­ло­гичный верхнему краю арочный орнамент, гармонично завершающий декор. Художественное решение и уровень технологического исполнения сканной оправы можно отнести к произведениям высокого ювелирного искусства и мастерства. Но помимо флоральной темы, характерной для произведений декора­тивно-при­кладного искус­ства и техники скани в том числе, оправа дополнена тематическими изображениями.

Особенностью художественно-деко­ративно­го решения оправы вазы является включение в сканный узор овальных медальонов с силуэтно-рельеф­ными изображениями различных монументальных памятников. В этих памятниках опосредованно отражена история строительства каналов Москва — Волга и Волга — Дон.

Каналы, построенные в 1930–1950-е годы, создавали единую воднотранспортную систему, соединяющую крупнейшие реки и моря страны. Их постройка относилась к значимым проектам, так называемым стройкам коммунизма. Каналы рас­сматрива­лись не только как крупные гидро­технические сооружения. Это были монументаль­ные произведения искусства эпохи социализма. Поэтому их украшали работы известных архитекторов и скульпторов, которые нашли отражение в различных видах искусства.

В первом из четырёх медальонов оправы вазы разме­щено изображение каравеллы, пара которых украшают шлюз № 3 канала им. Москвы в Яхроме. Видимо, по этому наиболее узнаваемому для москвичей памятнику ваза и получила своё название — «Канал имени Москвы».

Канал Москва — Волга был открыт 15 июня 1937 года, а в 1947 году, к 800-летию Москвы, переименован в Канал имени Москвы. Протяжённость канала 128 километров, на нём построено 11 шлюзов. Идею соединения двух великих рек — Москвы и Волги — пред­лагал ещё Пётр I, в 1720–1721 годах разработали три проекта, но все они были дорогими и трудно осуществимыми. Советское правительство для решения проблем с водоснабжением столицы, а также для воплощения амби­циозной задачи превращения Москвы в порт пяти морей утвердило решение о строительстве канала Москва — Волга. Строительство началось 3 сентября 1932 года, а для движения судов канал был открыт 15 июля 1937 года. С историей строительства связаны и траги­ческие события с использованием труда заключённых.

Возведение шлюза №3 в Яхроме по проекту архитектора В.Я. Мовчана велось в 1933–1936 годах. На башнях нижней головы шлюза установлены деко­ративные парусные корабли — каравеллы. Их часто называют каравеллами Колумба, но специалисты по парусным судам называют эти модели парусников караккой без одной мачты. Они появились позже, чем был открыт сам шлюз: прежде на вершинах башен находились флаги. В ноябре 1941 года две башни шлюза взорвали отступавшие советские войска, в 1942 году они были восстановлены. В 1990–1991 годах обвет­шавшие макеты каравелл были изготовлены заново.

Каравеллы изображались на сувенирах, на предметах декоративно-прикладного искусства, марках; герои фильма «Волга-Волга» трижды проходили на теплоходе мимо шлюза с каравеллами.

Остальные медальоны оправы вазы изображают памятники канала Волга — Дон. Как известно, первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения относят к 1569 году, когда турецкий султан Селим II направил солдат прорыть канал, но попытка не удалась. Вторая попытка относится к периоду правления Петра I, работы велись в 1697–1701 годах, финансирование было прекращено в связи с Северной войной. До 1917 года было создано свыше тридцати проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реали­зоваться. В 1920 году вернулись к вопросу строительства канала в рамках разработки плана ГОЭЛРО. Но проект канала создали только в середине 1930-х годов. Решение о начале строи­тельства было принято в сентябре 1940 года. Реализовать проект помешала Великая Отечественная война, работы возобновились после Сталинградской битвы в 1943 году, земляные работы велись с марта 1948 года. Уже 31 мая 1952 года на южной окраине возрождённого Сталинграда слились воды двух великих рек — Волги и Дона. Судоходство открыто 1 июня 1952 года.

Это знаменательное событие нашло отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. С.С. Прокофьев написал к торжествам праздничную симфоническую поэму «Встреча Волги с Доном».

Второй медальон изображает монумент «Мать-Волга». Он располагается на косе дамбы шлюзов и водосбросной плотины Рыбинской ГЭС. Скульпторы — С.Д. Шапошников и В. Малашкина, архитектор — Н. Донских. Скульптура, украшающая парадные врата Волги, воплотила образ великой реки в виде женщины, правой рукой она указывает на канал, в левой руке держит его чертежи, рядом летит буревестник. Торжественное открытие состоялось летом 1953 года. Первоначально планировалось поставить другой монумент. В августе 1939 года в специальном выпуске газеты «Большая Волга», посвящённом сооружениям «Волгостроя», был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС с пояснительным текстом: «Скульптура „Рабочий и колхозница“, работы скульптора В.И. Мухиной».

Третий медальон изображает Памятник-маяк морякам Волжской военной флотилии. Он расположен справа от шлюза № 1 в Волгограде, у входа Волго-Донской в канал, на Сарпинском полуострове. Памятник был открыт в 1953 году в составе комплекса канала по проекту архитектора Р.А. Якубова. Четырёхгранная стелла-маяк украшена чугунными рострами — изобра­жениями носовых частей судов. На памятнике надпись-посвя­щение: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын (1918–1919), Сталинград (1942–1943)».

Четвёртый медальон изображает конную скульптуру казака, которая украшает шлюз № 15 Цимлянского гидроузла на северо-западной окраине Волгодонска. По двум сторонам шлюза стоят мощные пилоны, увенчанные скульптурами казаков на вздыбленных конях, по проекту архитектора Л.Н. Полякова и скульптора Г.И. Мотовилова, открыты в 1952 году. Скульптуры казаков символизируют подвиг гвардейцев Кубанского казачьего кавалерийского корпуса в годы Великой Отечественной войны и военную силу донского каза­чества. На мемориальной доске надпись: «Здесь в августе 1942 года стояли насмерть, защищая ворота Кавказа, гвардейцы Кубанского казачьего корпуса, удивив мир своей стойкостью и величием духа».

Включив в оправу вазы изображения украшающих каналы монументальных сооружений, мастера артели «Московский ювелир» через изображения памятников прослеживают важные вехи истории страны и симво­лически обозначают основные линии системы каналов. В изящных овальных медальонах — силуэтные рельефные изображения монументальных памятников и архитектуры. В них выдер­жано пропор­циональное соотношение объемов и частей, точность очертаний и тщательность проработки деталей. Все памятники узнаваемы. Введение не соответ­ствующих лёгкому ажурному цветочному узору силуэтов гармо­низировано и органично вписано в орнамент. Как конструктивную особенность следует отметить, что все изображения не имеют верхней точки крепления к обрамлению медальона. Это решение создаёт ассоциативный художественный образ — вид на памятники в иллюминаторы проплывающего теплохода. Каркасная система плотного и изящного узора с воздушными медальонами использует традиции мастеров сканного искусства, а сами медальоны вносят современную тематику.

Оправа вазы «Канал имени Москвы» выполнена в период, который принято называть эпохой «оттепели», когда зарождается своеобразный лаконичный стиль «без излишеств». В художественном решении вазы «Канал имени Москвы» мастера сохранили лучшие традиции классического ювелирного искусства, включив в него элементы так называемого сталинского ампира: классическая форма кубка, пышный растительный декор, тематические изображения. Эта оправа, которая не является уникальным, заказным, штучным предметом, ещё раз подтверждает высокий художественный и технический уровень мастеров-ювелиров середины ХХ века.

Ваза «Канал им. Москвы»
Ваза «Канал им. Москвы»

 

[1] Хохлова Е.Н. Как возрождали народное искусство в СССР. [Электронный ресурс]. URL: https://art-life.biz/rus/files/xoxlova.PDF. (дата обращения: 28.01.2022). С. 1.

[2] Акт № 13 п. п. от 11.11.1984. Ваза «Канал имени Москвы». 1959. СССР, РСФСР, Москва, Артель «Московский ювелир». Стекло, серебро, металл; скань, зернь, литье, гравировка. Клейма: «АМЮ9» в прямоугольном щитке. Ваза — 215×143 мм; оправа — 308×138 мм; общий вес — 1704,67 г. КП-434/1-2.

[3] Ювелирные изделия: Каталог / сост.: Б.И. Бродский; Роспромсовет. Науч.-исслед. ин-т худож. пром-ти. [Москва]: КОИЗ, 1955. С. 24.

[4] История Московского ювелирного завода. [Электронный ресурс]. URL: https://miuz.ru/history/ (дата обращения) : 28.01.2022.

[5] [Электронный ресурс]. URL: https://madeinrussia.ru/ru/catalog/2645 (дата обращения: 12.02.20022).

[6] История Московского ювелирного завода. [Электронный ресурс]. URL: https://miuz.ru/history/ (дата обращения: 28.01.2022).

[7] Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда («Транссибирская магистраль»). 1900. СПб, Фирма К.Г. Фаберже, мастер М. Е. Перхин. Музеи Московского Кремля.

[8] Письменный прибор «Памятник освобождению от крепостной зависимости», украшенный рельефами, изображающими чтение манифеста 1861 года и основные события царствования Александра II. Его венчала скульптура крестьянина, который, крестясь, начинает сеять рожь на собственной земле. Фирма П.А. Овчинникова, Москва. Был представлен на Всемирной выставке в Париже 1867 года.

[9] Термин «филигрань» более древний, он произошел от двух латинских слов: «filum» — «нить» и «granum» — «зерно». Термин «скань» русского происхождения, происходит от древнеславянского глагола «съкати» — «ссучивать, свивать, сучить». Оба термина обозначают технологию изготовления.

 

Надежда Иванова,
кандидат искусствоведения,
заместитель заведующего отделом хранения музейных предметов
ГБУК. г. Москвы «ГМЗ «Царицыно»,
хранитель фондовой коллекции предметов
из драгоценных металлов и драгоценных камней

Фотограф Максим Горлов

Иванова Надежда Юрьевна

Окончила МГАХИ им. В.И. Сурикова, факультет теории и истории искусства, кандидат искусствоведения.

Много лет преподавала в МГАХИ им. В.И. Сурикова, вела предметы: введение в историческое изучение искусства; описание и анализ произведений искусства; русское искусство XVIII века, доцент кафедра теории и истории искусства.

С 2000 года работает в ГБУК г. Москвы «ГМЗ «Царицыно», более двадцати лет является хранителем фондовой коллекции драгоценных металлов и драгоценных камней. Кураторские выставочные проекты – постоянная экспозиция «Серебряная кладовая» (2010–2021); выставка «Серебряный Восток» (2015–2016); сокуратор «Выставки новых поступлений» (2021–2022). В настоящее время в работе авторский выставочный проект, посвящённый советскому ювелирному искусству.

Андреевские научные чтения. Новые поступления, атрибуции, исследования архивов. Сборник статей / ред.-сост. А. Г. Герасимова, М. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2022. — 272 с.
Андреевские научные чтения. Новые поступления, атрибуции, исследования архивов. Сборник статей/ ГМЗ «Царицыно», 2022

Ведёт активную работу по изучению фондовой коллекции, уточнению атрибуции, введению в научный оборот и публикации музейных предметов. Постоянно участвует в научных конференциях с последующей публикацией материалов. В том числе с 2007 года участвует в международной научно-практической конференции «Ювелирное искусство и материальная культура», проводимой Государственным Эрмитажем. Автор более двадцати статей, посвящённых русскому ювелирному искусству.

 

Данная статья в сокращённом виде была опубликована в сборнике Андреевских научных чтений:

Иванова Н.Ю. История страны в одном предмете. Ваза «Канал имени Москвы» из коллекции ГМЗ «Царицыно» //Андреевские научные чтения. Новые поступления, атрибуции, исследования архивов. Сборник статей / ред.-сост. А. Г. Герасимова, М. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2022. C. 27—38.


Один кубок — одиннадцать судеб

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы