Константин Фёдорович Богаевский

Художник Константин Богаевский

in Новости музеев 1679 views

В Строгановском дворце Русского музея 9 февраля 2023 г. открылась первая моно­гра­фическая выставка ра­бот Константина Фёдоровича Богаевского к 150-летию мас­тера. На экспо­зиции представлено около 40 картин, акварелей, рисунков и литографий выдающегося представителя отечественного нео­клас­сицизма из собраний Русского музея и KGallery. Большинство из них мало известно зрителям и экспонируется впервые. Многие произведения Богаевского погибли в ходе революций и войн или оказались за рубежом, тем значимее выставка его работ, охватывающая все периоды творчества мастера.

К.Ф. Богаевский. Генуэзская крепость. 1920-е. ГРМ
К.Ф. Богаевский. Генуэзская крепость. 1920-е. ГРМ
К.Ф. Богаевский. Древняя земля. 1922. Из альбома Автолитографии. М., 1923. ГРМ
К.Ф. Богаевский. Древняя земля. 1922. Из альбома Автолитографии. М., 1923. ГРМ

Константин Богаевский (1872–1943) — один из крупнейших деятелей Серебряного века русской культуры. Мастер, живший в Феодосии, известен рядом крымских пейзажей, изображений архитектурных памятников и вымышленных видов полуострова. Некоторое время художник учился у Ивана Айвазовского. В 1891-м поступил в Императорскую академию художеств, где его педагогами были Иван Шишкин и Архип Куинджи, благодаря которому Богаевский побывал в Европе. Художник был близким другом знаменитого поэта Максимилиана Волошина, разделявшего любовь к Крыму.

К.Ф. Богаевский. Киммерийские сумерки. 1911. Эскиз одноименной картины (1911, местонахождение неизвестно). ГРМ
К.Ф. Богаевский. Киммерийские сумерки. 1911. Эскиз одноименной картины (1911, местонахождение неизвестно). ГРМ

Выставка представляет работы Константина Богаевского разных периодов – от мрачных крымских пейзажей в начале его творчества до работ индустриального жанра и изображений среднерусской природы на закате жизни мастера.

В 1903-м Богаевский стал одним из учредителей Нового общества художников, в среде которого формировались принципы неоклассицизма, повлиявшего на русскую культуру конца 1900-х – начала 20-х. В этой стилистике он создал свои лучшие работы середины 1900-х – начала 10-х («Берег моря у Коктебеля» (ГРМ), «Утро. Розовый гобелен» (ГРМ)).

  • К.Ф. Богаевский. Классический пейзаж (Сумерки в долине). 1910. ГРМ
  • К.Ф. Богаевский. Пейзаж. 1910. ГРМ

Выставка в полной мере отражает любовь художника к родному полуострову. Античному Крыму, словно увиденному сквозь призму пышных полотен и гобеленов XVII века, посвящены работы «Классический пейзаж» (1910, ГРМ), «Корабли. Вечернее солнце» (1912, ГРМ) и одно из самых совершенных его произведений – монументальная акварель «Киммерийские сумерки» (1911, ГРМ).

Помимо живописных работ мастера в экспозицию вошел ряд литографий 1922 г. (ГРМ) из альбома «Автолитографии». Работы посвящены необычной теме — ранним векам планеты, когда в ходе исторических событий и природных катаклизмов формировался ее облик («Ночь» и «Атлантида»). Богаевский активно развивал исторический жанр в отечественном искусстве. Так, в духе композиций XVII века выполнены литографии «Вечернее солнце», «Пейзаж с озером» и др.

К.Ф. Богаевский. Нефтепромыслы. 1931. Х.,м. ГРМ
К.Ф. Богаевский. Нефтепромыслы. 1931. Х.,м. ГРМ

Во второй половине 1920-х – 30-х наметились изменения в творчестве художника – его пейзажи стали более солнечными и яркими: «Южная страна», «Солнечный̆ берег» и др. Тогда же в творчестве Богаевского исторический пейзаж соединился с индустриальным жанром. Художник посещал крупные стройки пятилеток и запечатлевал их с должным масштабом и монументальностью («Нефтепромыслы», 1931, ГРМ).

Самые поздние работы, которые посетители смогут увидеть в Строгановском дворце, были созданы в конце 1930-х. «Киммерийский пейзаж» (1940, KGallery) вновь изображает природу Крымского полуострова, а работа «Окрестности Тарусы» (1940, KGallery) является примером редких в творчестве Богаевского видов среднерусской природы.

Художник погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии немецкой авиацией.

 

Государственный русский музей

Строгановский дворец

Санкт-Петербург, Невский пр., 17

10 февраля — 22 мая 2023 г.

Вход на мероприятие свободный

 

Пресс-служба ГРМ
2.02.2023
9.02.2023

Вдохновлённые классикой

Тактильный макет Мраморного дворца ГРМ для незрячих и слабовидящих

Русскому музею 125 лет!

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Живопись нитью

Живопись нитью

Искусство средневекового цер­ковного шитья до сих пор ос­таёт­ся ма­ло­из­ве­ст­ным ши­ро­кой аудитории. Па­мят­ники,
Конструкторы науки

Конструкторы науки

Музей архитектуры имени А.В. Щусева совместно с РАН представляет выставку «Конструкторы науки»,
Перейти К началу страницы