Третьяковская галерея — эксклюзивный обладатель графического наследия Александра Андреевича Ива́нова (1806–1858), включающего в себя более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Полнота собрания позволяет сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки. Экспозиция «На пути к храму» является четвёртой монографической выставкой Иванова в Галерее и демонстрирует новое отношение художника к храмовой религиозной живописи и к монументальному искусству.
Экспозиция «На пути к храму» предлагает вниманию зрителя произведения не столь известные, как знаменитый графический цикл «Библейские эскизы», но занимающие особое место в искусстве художника, в его творческих поисках.
Выставка включает эскизы неосуществлённого запрестольного образа «Воскресение Христово» в храме Христа Спасителя в Москве, исполненные в 1845 году, а также рисунки 1846–1848 годов на сюжеты из Ветхого Завета, получившие название «Протобиблейские эскизы». В творчестве мастера они стали своеобразным прологом к уникальному циклу «Библейские эскизы».
В декабре 1842 года Иванов узнал из письма отца, что архитектор К.А. Тон (1794–1881), руководивший строительством храма Христа Спасителя в Москве, собирается поручить ему написание двух больших образов — «Преображение» и «Вознесение». Художник, всецело поглощенный работой над большой картиной «Явление Христа народу (Явление Мессии)», старался уклониться от этого официального заказа. Однако под влиянием жизненных обстоятельств, заботясь «о доставлении себе способов на окончание картины», в конце 1844 года он начинает заниматься сочинением образа «Воскресение Христово», надеясь, что К.А. Тон передаст ему заказ, сделанный ранее К.П. Брюллову.
Иванов погрузился в изучение иконографии сюжета и в течение трёх месяцев разрабатывал три иконографических варианта, трактующих сюжет Воскресения: «Вознесение праведных», «Изведение из гробов», «Праведники парят над пустыми гробами». К каждому из них было исполнено несколько эскизов-вариантов.
В 1845 году Тон сообщил художнику, что ему предназначается роспись парусов в храме Христа Спасителя. Она представляла собой изображения четырёх евангелистов. Образ «Воскресение Христово» остался за Карлом Брюлловым (1799–1852).
- Александр Иванов. Воскресение Христово. Изведение из гробов. 1845. ГТГ
- Александр Иванов. Воскресение Христово. Изведение из гробов. 1845. Четвёртый вариант. ГТГ
Накопленный опыт работы в области храмовой живописи, погружение «в глубину нового предмета» оказались важны для дальнейших исканий Иванова. В начале 1846 года у художника рождается идея нового, «всемирного» храма Спасителя в Москве, который должен был быть заложен по повелению императора Николая I, объявленному в день 25-летия его коронации — в 1851 году.
Иванов предполагал, что этот храм «в духе Успенского собора и Василия Блаженного» будет украшен мозаиками, скульптурами и живописью так, чтобы «великолепием своим, огромностью и обширностью» превзошёл «все доселе существующие». Художник представлял храм как «результат всех верований, отданных на разбор последней нации на планете земле», а себя видел в числе его живописцев.
Вероятно, в 1846 году Иванов создает рисунки на сюжеты из Ветхого Завета, главным образом из Книги Бытия, которые рассматривает как эскизы росписей предполагаемого храма. Они включают две группы: большие сцены, исполненные карандашом, и перовые рисунки на небольших альбомных листах. Представлены сюжеты из жизни первых людей: «Бог благословляет Адама и Еву», «Изгнание из рая».
Особенно эмоционально выразительна композиция с изображением разгневанного Бога, посылающего стрелы на землю. Он стоит на спине летящего ангела, в левой руке держит лук, правой достает стрелу из колчана. Фон — тучи и молнии. Рисунок основан на тексте из Второй книги Царств, на песне царя Давида, воспетой Богу, своему избавителю от врагов. Впечатление буквально соответствует словам: «Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог» (псалом 17). В этом эскизе, предназначавшемся для «всемирного» храма Христа Спасителя, художник хотел изобразить Бога, каким его представлял человек «от самого создания мира до Христа» — «в виде всесильного Царя, способного казнить и истреблять».
- Александр Иванов. Бог благословляет Адама и Еву. 1846–1848. ГТГ
- Александр Иванов. Жертвоприношение Авраама. 1846–1848. ГТГ
В экспонирующихся на выставке перовых эскизах из цикла «Сотворение мира» Иванов представил сцены рождения мироздания. Бог и ангелы обращены спинами к зрителю. Они погружены в таинство создания вселенной. Главная тема рисунков — само действие, акт творения, который совершает на наших глазах Бог Творец, Бог Демиург. Лаконизм, простота и обобщённость форм сближают эти эскизы с монументальными работами. Расположенные в ряд, рисунки образуют красивый декоративный фриз, который легко представить на плоскости стены.
Выставленные графические работы непосредственно предшествовали созданию знаменитого цикла «Библейские эскизы». Они стали для Иванова подготовительным этапом к осуществлению цикла, во многом определили грандиозный замысел художника. В этих произведениях отражены новизна и оригинальность в подходе к изображению канонических сюжетов, свободу в их интерпретации. Они стали своеобразной творческой лабораторией мастера, где он решал специальные задачи, вытекающие из требований к стенной живописи. Работая в разных графических техниках, Иванов демонстрировал блестящее мастерство. В поисках своего храма великолепный рисовальщик создал эскизы, представляющие самостоятельную эстетическую ценность.
Третьяковская галерея
Лаврушинский переулок, 10, зал 11
21 октября 2022 г. – 16 апреля 2023 г.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 30.09.2022
Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–ХХ веков
Преподобный Сергий Радонежский
Иконы из коллекции рок-музыканта Александра Липницкого
__________________
>>><<<