Александр Иванов. На пути к храму

Александр Иванов. На пути к храму

in Новости музеев 1763 views

Третьяковская галерея — эксклю­зивный облада­тель гра­фическо­го наследия Алек­санд­ра Андреевича Ива́нова (1806–1858), вклю­чающего в себя более 700 само­стоя­тель­ных листов и около 40 альбомов. Полнота собрания позволяет сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки. Экспозиция «На пути к храму» является четвёртой монографической выставкой Иванова в Галерее и демонстрирует новое отношение художника к храмовой рели­гиозной живописи и к мону­менталь­ному искусству.

Экспозиция «На пути к храму» предлагает вниманию зрителя произведения не столь известные, как знаменитый графический цикл «Библейские эскизы», но занимающие особое место в искусстве художника, в его творческих поисках.

Выставка включает эскизы неосу­ществлён­ного запрестольного образа «Воскресение Христово» в храме Христа Спасителя в Москве, исполненные в 1845 году, а также рисунки 1846–1848 годов на сюжеты из Ветхого Завета, получившие название «Протобиблейские эскизы». В творчестве мастера они стали своеобразным прологом к уникальному циклу «Библейские эскизы».

Александр Иванов. Воскресение Христово. Изведение из гробов. 1845. Пятый вариант. ГТГ
Александр Иванов. Воскресение Христово. Изведение из гробов. 1845. Пятый вариант. ГТГ

В декабре 1842 года Иванов узнал из письма отца, что архитектор К.А. Тон (1794–1881), руководивший строительством храма Христа Спасителя в Москве, собирается поручить ему написание двух больших образов — «Преображение» и «Вознесение». Художник, всецело поглощенный работой над большой картиной «Явление Христа народу (Явление Мессии)», старался уклониться от этого официального заказа. Однако под влиянием жизненных обстоятельств, заботясь «о доставлении себе способов на окончание картины», в конце 1844 года он начинает заниматься сочинением образа «Воскресение Христово», надеясь, что К.А. Тон передаст ему заказ, сделанный ранее К.П. Брюллову.

Иванов погрузился в изучение иконографии сюжета и в течение трёх месяцев разрабатывал три иконографических варианта, трактующих сюжет Воскресения: «Вознесение праведных», «Изведение из гробов», «Праведники парят над пустыми гробами». К каждому из них было исполнено несколько эскизов-вариантов.

В 1845 году Тон сообщил художнику, что ему предназначается роспись парусов в храме Христа Спасителя. Она представляла собой изображения четырёх евангелистов. Образ «Воскресение Христово» остался за Карлом Брюлловым (1799–1852).

  • Александр Иванов. Воскресение Христово. Изведение из гробов. 1845. ГТГ
  • Александр Иванов. Воскресение Христово. Изведение из гробов. 1845. Четвёртый вариант. ГТГ
Александр Иванов. Воскресение Христово. Праведники парят над пустыми гробами. 1845. ГТГ
Александр Иванов. Воскресение Христово. Праведники парят над пустыми гробами. 1845. ГТГ

Накопленный опыт работы в области храмовой живописи, погружение «в глубину нового предмета» оказались важны для дальнейших исканий Иванова. В начале 1846 года у художника рождается идея нового, «всемирного» храма Спасителя в Москве, который должен был быть заложен по повелению императора Николая I, объявленному в день 25-летия его коронации — в 1851 году.

Иванов предполагал, что этот храм «в духе Успенского собора и Василия Блаженного» будет украшен мозаиками, скульптурами и живописью так, чтобы «великолепием своим, огромностью и обширностью» превзошёл «все доселе существующие». Художник представлял храм как «результат всех верований, отданных на разбор последней нации на планете земле», а себя видел в числе его живописцев.

Вероятно, в 1846 году Иванов создает рисунки на сюжеты из Ветхого Завета, главным образом из Книги Бытия, которые рассматривает как эскизы росписей предполагаемого храма. Они включают две группы: большие сцены, исполненные карандашом, и перовые рисунки на небольших альбомных листах. Представлены сюжеты из жизни первых людей: «Бог благословляет Адама и Еву», «Изгнание из рая».

Особенно эмоционально выразительна композиция с изображением разгневанного Бога, посылающего стрелы на землю. Он стоит на спине летящего ангела, в левой руке держит лук, правой достает стрелу из колчана. Фон — тучи и молнии. Рисунок основан на тексте из Второй книги Царств, на песне царя Давида, воспетой Богу, своему избавителю от врагов. Впечатление буквально соответствует словам: «Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог» (псалом 17). В этом эскизе, пред­назначавшемся для «всемирного» храма Христа Спасителя, художник хотел изобразить Бога, каким его представлял человек «от самого создания мира до Христа» — «в виде всесильного Царя, способного казнить и истреблять».

Александр Иванов. Воскресение Христово. Вознесение праведных. ГТГ
Александр Иванов. Воскресение Христово. Вознесение праведных. ГТГ
  • Александр Иванов. Бог благословляет Адама и Еву. 1846–1848. ГТГ
  • Александр Иванов. Жертвоприношение Авраама. 1846–1848. ГТГ

В экспонирующихся на выставке перовых эскизах из цикла «Сотворение мира» Иванов представил сцены рождения мироздания. Бог и ангелы обращены спинами к зрителю. Они погружены в таинство создания вселенной. Главная тема рисунков — само действие, акт творения, который совершает на наших глазах Бог Творец, Бог Демиург. Лаконизм, простота и обобщённость форм сближают эти эскизы с мону­менталь­ными работами. Расположенные в ряд, рисунки образуют красивый декоративный фриз, который легко представить на плоскости стены.

Выставленные графические работы непосредственно предшествовали созданию знаменитого цикла «Библейские эскизы». Они стали для Иванова подго­товительным этапом к осуще­ствлению цикла, во многом определили грандиозный замысел худож­ника. В этих произведениях отражены новизна и оригинальность в под­ходе к изображению кано­нических сюжетов, свободу в их интерпретации. Они стали своеобразной творческой лабораторией мастера, где он решал специальные задачи, вытекающие из требований к стенной живописи. Работая в разных графических техниках, Иванов де­монстри­ровал блестящее мастерство. В поисках своего храма великолепный рисовальщик создал эскизы, представляющие самостоятельную эстетическую ценность.

 

Третьяковская галерея

Лаврушинский переулок, 10, зал 11

21 октября 2022 г. – 16 апреля 2023 г.

 

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
30.09.2022

Александр Иванов — мастер акварели. Жанр и пейзаж

Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–ХХ веков

Иконы Игоря Сысолятина

Иконы петровского времени

Преподобный Сергий Радонежский

Иконы из коллекции рок-музыканта Александра Липницкого

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Удивительные мелочи

Удивительные мелочи

Всероссийский музей де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ст­ва и Му­зей В.А. Тро­пи­ни­на от­кры­вают выстав­ку, где пред­ста­вят
Перейти К началу страницы