Иконы XVI-XIX веков из “Нарядной” коллекции рок-музыканта Александра Липницкого

Иконы из коллекции рок-музыканта Александра Липницкого

in Новости музеев 3346 views

Иконы XVI-XIX веков из «На­рядной» кол­лек­ции рок-му­зы­кан­та Александра Липницкого выставят на аукционе за 18 мил­лионов рублей. 

Собрание икон, общая стартовая стоимость которых составляет около 18 млн руб, представят на торгах Аукционного дома Клуба кол­лекционеров графики 17 декабря. Топ-лотом аукциона станет образ “Преподобного Алексия человека Божия”, созданный в последней трети XVIII века в известной артели Богдановых-Корбатовских. Эксперты оценили произ­ведение в 1,6 млн руб на старте. Эта и другие иконы являются наследием “Нарядной” коллекции лидера культовой рок-группы “Звуки музыки“ Александра Липницкого, который тра­гически погиб год назад. Музыканту принадлежало одно из круп­нейших в России собраний церковного искусства.

Иконы XVI-XIX веков из «Нарядной» коллекции рок-музыканта Александра Липницкого

Представители Аукционного дома также отмечают, что, по сути, это самая крупная в стране коллекция памятников иконописи северного происхождения XVII-XIX вв. Кроме того, на открытом рынке полное собрание артефактов высокого музейного уровня встретить практически невозможно. Отмечается, что всю кол­лекцию планируют распродать в несколько этапов, ее полная стоимость пока не раскрывается. По оценкам экспертов, стоимость первой части собрания, которую представят 17 числа, может достигать 30 млн руб.

«Это тот редкий случай, когда на арт-рынок вышла не единичная вещь, а музейное собрание. Свою кол­лекцию Липницкий начал еще в 1970-е годы. Впервые широкой аудитории её представили спустя почти 40 лет — в 2004 году иконы стали частью экспозиции громкой юбилейной выставки Музея имени Андрея Рублева. Тогда же у Александра и родилось точное и ёмкое название для коллекции – «моя нарядная», — ком­ментирует Сергей Подстаницкий, историк искусств, сооснователь Аукционного дома.

Топ-лотом торгов эксперты называют образ «Преподобного Алексия человека Божия», выполненный на высоком художественном уровне в последней трети XVIII века мастерами поонежской артели Ивана Богданова-Карбатовского. Стартовая цена  – 1,6 млн руб. 

Преподобный Алексий человек Божий. Последняя треть XVIII века Поонежье, артель Богдановых-Карбатовских

Преподобный Алексий человек Божий. Последняя треть XVIII века. Поонежье, артель Богдановых-Карбатовских

«В этой иконе примечательны три вещи. Во-первых, сам сюжет с преподобным Алексием встречается достаточно редко. Во-вторых, большие размеры иконы — 92 х 60 см — говорят о том, что её написали на заказ для церкви — приходской или монастырской. Скорее всего, образ был храмовым, то есть выполнял роль главной иконый храма или придела, освящённого в честь святого Алексия человека Божия. В этом случае икона находилась в местном ряду ико­ностаса справа от Царских врат и образа Спасителя. Либо же некий человек с именем Алексей мог заказать такую икону, чтобы почтить своего небесного покровителя. И, в-третьих, следует отметить высокий уровень мастерства, на котором исполнено представленное произ­ведение, его изумительное тонкое колористическое решение», — комментирует эксперт русской иконописи НИНЭ им. П.М. Третьякова, кандидат искусствоведения Наталья Мерзлютина.

Не менее значимый артефакт на аукционе — образ «Великомученицы Параскевы Пятницы», покровительницы торговли и ремесел. Стоимость на старте – 1,2 млн руб. «Древнюю икону, написанную в середине – второй половине XVI века среднерусским мас­тером, венчает редкий серебряный оклад, датированный первой третью XVIII века, с венцом, выполненным в конце того же столетия. Этот образ святой Параскевы, скорее всего, использовался для домашнего моления, о чём говорит небольшой аналойный размер», — разъясняет Наталья Мерзлютина. 

Великомученица Параскева Пятница. Середина – вторая половина XVI века. Средняя Русь. Происходит из собрания М.Е. Елизаветина

Великомученица Параскева Пятница. Середина – вторая половина XVI века. Средняя Русь. Происходит из собрания М.Е. Елизаветина

Примечательно, что икону великомученицы Параскевы Липницкий выкупил одной из последних у наследников знаменитого собирателя Михаила Де Буара, значительная часть коллекции которого перешла со смертью владельца в фонды Пушкинского музея, Царицыно и Музея русской иконы.

Похожий провенанс имеет икона «Святая Троица (Сопрестолие)», которую выставят на аукционе 17 декабря по стартовой цене 900.000 рублей. 

Святая Троица (Сопрестолие). Конец XVIII – начало XIX века Павлово-на-Оке. Происходит из собрания М.Е. Елизаветина

Святая Троица (Сопрестолие). Конец XVIII – начало XIX века. Павлово-на-Оке. Происходит из собрания М.Е. Елизаветина

«Троица Ветхозаветная (Сопрестолие)» — старообрядческая икона, прекрасный пример сложной иконографии, в Новое время бытовавшей, в основном, в среде староверов. Она написана на рубеже XVIII-XIX веков в крупном старообрядческом центре нижегородских земель – Павлово-на-Оке, произведения которого отличаются подчеркнутой нарядностью и ярким колоритом. Средник окружен богато орна­ментирован­ными полями с барочным узором. Представленная икона — бесспорно эталонный памятник этого художественного центра», — рассказывает Наталья Мерзлютина.

Каталог аукциона дополнят еще два ценных образа в окладах русского стиля — «Ангел-хранитель с избранными святыми» и «Благоверный князь Александр Невский, преподобные Петр и Феврония Муромские». Оба произведения написаны в «подстаринной» манере в кругу московско-мстёрских мастеров, ориен­тиро­вавших­ся на древнюю иконописную традицию.  Стоимость лотов на старте — 1.100.000 рублей каждый.

  • Ангел-хранитель с избранными Святыми. Вторая половина XIX века. Мстёра
  • Благоверный князь Александр Невский, Преподобные Пётр и Феврония Муромские. Первая половина XIX века. Центральная Россия

Всего каталог первой части продажи «Нарядной» коллекции объединил 46 предметов, большая часть из них – артефакты северного происхождения XVI-XIX веков. По словам Степана Вишневского, коллекционера и сооснователя Аукционного дома, это направление Александр Липницкий выбрал не случайно.

«В 1970-1980-х годы, когда формировалось ядро коллекции, главной целью собирателей иконописи были древние иконы, созданные в крупных художественных центрах. Липницкий посчитал, что достойной конкуренции владельцам уже существовавших таких собраний древностей он составить не сможет. Кроме того, ему хотелось, чтобы коллекция сразу обрела собственное лицо», — комментирует Степан Вишневский.

Коллекция примечательна и громким именем создателя. Александр Липницкий, основавший в начале 1980-х андеграунд-группу «Звуки музыки», был одним из ярких представителей ленинградского рок-клуба той эпохи. Музыкант поддерживал дружеские отношения с Виктором Цоем, Майком Науменко, Сергеем Курёхиным и Борисом Гребенщиковым. С последним Липницкий долгие годы разделял общую страсть к коллекционированию иконописи.

В арт-сообществе Александра Липницкого знали как профессионала высокого уровня и крупного мецената. Значительную часть своих находок он передавал в дар музеям по всей России. Кроме того, коллекционер курировал собрания русских икон при фонде Андрея Первозванного, провёл несколько выставок в музее Андрея Рублёва.

Торги пройдут 17 декабря в 17 часов в штаб-квартире Аукционного дома — историческом особняке Вишневских.

Посмотреть коллекцию также можно будет с 12 по 17 декабря 2022 года

в рамках предаукционной выставки —

вход свободный для всех желающих

 

Пресс-служба Клуба коллекционеров графики
6.12.2022


От 19 декабря 2022 года

Образ XVI века покровительницы торговли Параскевы Пятницы продали на аукционе за 2.000.000 рублей Икона принадлежала “нарядной” коллекции музыканта Александра Липницкого, первую часть которой рынок оценил в 15.000.000 рублей.

Образ XVI века покровительницы торговли Параскевы Пятницы продали на аукционе за 2.000.000 рублей

Стартовая стоимость шедевра северной иконописной школы начала XVI века составила 1.200.000 рублей, однако в процессе торгов цена взлетела почти до 2.000.000 рублей. Икона, наравне со «Святой Троицей (Сопрестолием)» и образом «Преподобного Алексия, человека Божия”, считалась топ-лотом аукциона и жемчужиной собрания рок-музыканта Александра Липницкого, который трагически погиб год назад. По словам представителей аукционного дома Клуба коллекционеров графики, участники приобрели около 80% лотов. Притом каждая вторая купленная икона ушла дороже стартовой цены, а суммарная стоимость продажи достигла 15 млн руб.

«Мы ожидали, что рынок оценит собрание, которому Александр Липницкий посвятил почти 40 лет своей жизни, по достоинству. Липницкий осознанно начал собирать редкую иконопись мастеров северных артелей, которую в погоне за произведениями традиционных художественных центров сообщество из вида упустило. Таким образом, в его руках оказалась самая крупная в стране коллекция памятников иконописи северного происхождения XVII-XIX вв. На наших торгах 17 декабря первая часть этого собрания ушла за 15 миллионов. Можно сказать, ставка Александра Давидовича сыграла”, — рассказал Степан Вишневский, совладелец Аукционного дома Клуба коллекционеров графики.

Рост цены показали и другие топ-лоты. Так “Святая Троица (Сопрестолие)” при стартовой цене 900.000 рублей была приобретена за 1.400.000 рублей. Отмечается, что икона в богато орнаментированном среднике с барочным узором была написана на рубеже XVIII-XIX веков в крупном старообрядческом центре нижегородских земель – Павлово-на-Оке.

“Святая Троица (Сопрестолие)” при стартовой цене 900.000 рублей была приобретена за 1.400.000 рублей

В отношении большой храмовой иконы «Преподобного Алексия, человека Божия’ рынок согласился с оценкой экспертов Аукционного дома. Выполненный на высоком художественном уровне в последней трети XVIII века мастерами поонежской артели Ивана Богданова-Карбатовского артефакт был куплен по стартовой цене — 1.600.000 рублей.

“Мы планируем реализовать всю коллекцию в 2 этапа. На торгах 17 декабря 2022 года была выставлена только первая её часть. Из 47 икон 39 нашли новых владельцев. Притом каждый второй лот продался дороже старта. Учитывая этот успех, мы предполагаем большой ажиотаж вокруг оставшейся части собрания. Тем более что для коллекционеров это будет, вероятно, последняя возможность в ближайшие годы купить иконы из “нарядной” коллекции Липницкого”, — комментирует Сергей Подстаницкий, историк искусств и сооснователь Аукционного дома Клуба коллекционеров графики.

 

Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–ХХ веков

Иконы петровского времени

Преподобный Сергий Радонежский

Александр Иванов. На пути к храму

Иконы Игоря Сысолятина

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Память о счастье

Память о счастье

Новая выставка «Память о счастье» раскрывает тему семейного и детского портрета –
Перейти К началу страницы