Фотография крейсера «Аскольд» из альбома британского моряка

Фотография крейсера «Аскольд» из альбома британского моряка

in История 4960 views

Статья продолжает серию исторических расследований под условным названием «О чём рассказывает фотография». В статье «Прусские кресты для моряков кано­нер­ской лодки „Кореец”» мы рассмотрели фотографию, связанную с событиями в Китае в 1901 году. В статье «Герои с подводной лодки «Минога». Кто они?» рассмотрели подвиги русских «героев морских глубин». В новом небольшом расследовании мы поговорим о фотографии русского крейсера «Аскольд», которая попала ко мне вместе со сканами других фотографий одного британского моряка. В статье попробуем установить, как она там оказалась, когда, где и при каких обстоятельствах сделано фото.

Крейсер «Аскольд», фото из альбома британского моряка
Крейсер «Аскольд», фото из альбома британского моряка

Альбом Шейна Пинчера

История появления сканов фотографий с этого альбома, у меня довольно интересная.

В 2013 году в Вилейскую школу интернат приез­жала иностранная делегация, которая оказывала спонсорскую помощь и проводили обустройство территории указанного учебного заведения. Там они для детей построили игровую площадку в виде деревянного корабля.

Также делегация посетила деревню Забродье, где познакомились с Борисом Борисовичем Цитовичем, чело­веком, который внёс большой вклад в увековечение памяти о событиях Первой мировой войны в Беларуси. В частности, Борис Борисович был инициа­тором создания в 2012 году Местного благо­творитель­ного куль­тур­но-исто­ричес­кого фонда памяти Первой мировой войны «Кроки». Основной целью фонда является осуществле­ние деятель­ности, направленной на увеко­вечение памяти героев, жертв и событий Первой мировой войны 1914-1918 годов.

Один британец, из английского города Уэст-Бромидж, Шейн Пинчер (Shane Pincher), был так тронут проделанной работой фонда, что передал в дар для работы диск со сканами фотографий из альбома своего родственника, кадрового матроса британского флота, который участвовал в Первой мировой войне. Борис Борисович конечно передал мне диск для снятия копий и для последующей научной работы с этими фотографиями.

Фотографии на диске оказались очень интересными. Владелец фотоальбома прослужил на флоте не мало лет, и на нескольких кораблях британского флота в том числе на: эскадренном броненосце «HMS Royal Sovereign» броненосном крейсере «HMS Minotaur», легком крейсере «HMS Caledon». На них он побывал во многих местах мира и оказался свидетелем и участником многих исторических событий.

Когда я узнал про историческую ценность фотографий переданных Шейном Пинчера я попытался связаться с ним через социальную сеть фейсбук, для уточнения деталей в частности имени и фамилии первого владельца фотоальбома. Но связаться Шейном не удалось, его страница не обновлялась с августа 2015 года.

Так как я не общался непосредственно с человеком, который передал диск, вся доступная для меня информация — это сами сканы фотографий. Многие фотографии в альбоме были подписаны, часть из них, это фото и просто открытки начала ХХ века. По ним можно проследить жизненный путь и увидеть экзотические места глазами простого моряка из Великобритании. Часть фотографий имело прямое отношение к русскому флоту и событиям Русско-японской и гражданской войны в России.

Например в альбоме представлены фотографии и открытки, связанные с событиями Русско-японской войны 1904-1905 гг. Владелец альбома в это время скорее всего находился на Дальнем востоке и в его фотоальбоме есть лист со снимками того периода.

Гавань Порт-Артура на японской фотографии, с подписью на английском и японских языках.
Гавань Порт-Артура на японской фотографии, с подписью на английском и японских языках.
Японские 280-мм гаубицы обр. 1892 г
Японские 280-мм гаубицы обр. 1892 г

Японские 280-мм гаубицы обр. 1892 г. создавались как орудия береговой обороны, и поначалу они стояли в береговых крепостях Японии, защищавший Токийский залив. Такими орудиями обстреливался Порт-Артур и были уничтожены корабли 1-й Тихоокеанской эскадры.

Русский броненосец «Цесаревич», интернированный в немецкой базе Циндао после боя в Жёлтом море
Русский броненосец «Цесаревич», интернированный в немецкой базе Циндао после боя в Жёлтом море

Фотография русского броненосца «Цесаревич» в немецкой базе Циндао довольно известная. Существует целая серия снимков сделанных в то время. Непосредственно эта фотография, с этого же негатива была в коллекции известного московского коллекционера Олега Тютюкина. Надпись на английском языке сделана на негативе фотографом, сделавшем фото. А красными чернилами подпись владельца альбома.

Крейсер «Аскольд» и его служба на Дальнем Востоке

В альбоме есть фотография русского бронепалубного крейсера 1-го ранга «Аскольд» вовремя его службы на Дальнем Востоке. Сразу напрашивалась версия, что и фото «Аскольда» помещено тут, так-как крейсер тоже входил в состав Артурской эскадры. Но не все так просто. При более пристальном взгляде на фотографию становится ясно, что фото сделано после русско-японской войны.

Фотография с альбома более поздняя, на ней «Аскольд» вовремя его службы в Сибирской флотилии и судя по китайским джонкам на дальнем плане, скорее всего в одном из портов Китая. О том, что фотография именно послевоенная говорит шаровая окраска крейсера. До войны крейсер как и другие корабли дислоцировавшиеся на Дальнем Востоке был выкрашен в белый цвет с желтыми трубами. В годы русско-японской войны получил защитную окраску оливкового цвета.

Окраска крейсера «Аскольд» в разные годы службы. Рисунок из книги «Крейсер "Аскольд"»
Окраска крейсера «Аскольд» в разные годы службы. Рисунок из книги «Крейсер «Аскольд»»

О крейсере «Аскольд» издано несколько книг и журналов например: Крестьянинов В.Я. и Молодцов С.В. «Крейсер «Аскольд»»[1] которая выдержала уже не одно издание и Чернышев А.А. «»Аскольд». Лучший крейсер Порт-Артурской эскадры»[2]

Многие из них хорошо проиллюстрированы фотографиями и схемами. Но такой фотографии как в альбоме британского моряка в них я не нашел.

Точное место и время съемки фотографии русского бронепалубного крейсера 1-го ранга «Аскольд» вовремя его службы на Дальнем Востоке не известно. Но зная, что владелец альбома во время службы на Дальнем Востоке был в экипаже крейсера «HMS Minotaur»[3] (Минотавр), путем установления параллелей в службе обоих кораблей можно попытается определить место и дату съемки.

Рассматривать ТТХ и полную историю «Аскольда» смысла нет, остановимся на основных событиях в судьбе крейсера и фактах которые смогут помочь в датировке снимка.

Крейсер заложен 8 июня 1899 года на верфи «Germaniawerft» в Киле, спущен на воду 2 марта 1900 года. Вступил в строй в 1902 году.

Из-за нарастающего напряжения в отношениях России и Японии, на Дальний Восток России в 1903 году был направлен отряд боевых кораблей куда вошел и крейсер «Аскольд». На Тихий океан, «Аскольд» некоторое время находился в составе формирующегося Владивостокского отряда крейсеров.

Русско-японская война застала крейсер в Порт-Артуре. 28 июля (10 августа) 1904 года «Аскольд», под флагом командира отряда крейсеров контр-адмирала Н. К. Рейценштейна участвовал в бою в Жёлтом море. Из-за тяжёлых повреждений (имелись две подводные пробоины и один из снарядов попал в дымовую трубу, что привело к снижению мореходности и тяги, и как следствию падению скорости временами до 15 узлов, также была выведена из строя половина 6-дюймовой артиллерии) командир принял решение отправиться в Шанхай, где крейсер был интернирован китайским правительством до конца войны.

После окончания войны «Аскольд» вернулся в Россию и зачислен в состав Сибирской военной флотилии. Являлся флагманом флотилии и базировался во Владивостоке. В этом качестве совершил три дальних похода с заходами в иностранные порты. Вот тут и рассмотрим подробнее его плавания.

«В полдень 1 февраля 1907 года «Аскольд» с новым командиром капитаном 2 ранга С.А.Глизяном вышел в первый послевоенный дальний поход. После захода в Шанхай направился к берегам Индокитая. Здесь 15 марта, следуя в Сайгон под проводкой лоцмана, «Аскольд» сел на мель, не обозначенную на карте. Попытки сойти с нее, работая машинами назад, сначала результата не давали, но примерно через час прилив освободил крейсер. Впоследствии при доковании между горизонтальным и боковым килем правого борта обнаружили вмятину длиной около 40 м. Посчитав, что влияния на прочность корпуса и ходовые качества она не оказывает, ее решили не исправлять.

На обратном пути «Аскольд» посетил Гонконг, Амой, Шанхай и Циндао и 30 апреля вошел в бухту Золотой Рог.»[4]

Затем крейсер прошел ремонт и следующий поход прошел спустя несколько лет.

«9 ноября 1912 года «Аскольд» ушел в практическое плавание с учениками унтер-офицерами. За 3 месяца и 21 день крейсер прошел 11 038,5 мили, не имея ни одной серьезной поломки в механизмах и котлах. Состояние машин к концу плавания оказалось значительно лучше, чем при выходе из ремонта.»[5]

«Третье учебное заграничное плавание «Аскольда» продолжалось четыре месяца: с 1 ноября 1913 по 28 февраля 1914 года. На первом же переходе из Владивостока в Гензан появился стук в валопроводе средней машины и ее вывели из действия. После разобщения гребного вала и машины стук все равно продолжался. Поэтому пришлось дальнейшие переходы совершать без средней машины.

В свой последний мирный учебный поход «Аскольд» прошел по маршруту Владивосток—Гензан—Гонконг—Сайгон—Паданг—Батавия—Сурабая—Манила—Владивосток 10 711 миль. Всего за 1913 год крейсер имел 1686 ходовых часов и прошел 17 226 миль.»[6]

В этих книгах встреча с крейсером «HMS Minotaur» не отражена, а на момент первой британский корабль еще не был построен. Поэтому попробуем посмотреть, что известно о службе крейсера «HMS Minotaur» на Дальнем Востоке.

Броненосный крейсер «HMS Minotaur» и его пребывание на Дальнем Востоке

Не известно, когда владелец альбома попал в экипаж броненосного крейсера «HMS Minotaur». Но так как фотографии из альбома сделаны на Дальнем Востоке то нужно и рассматривать историю крейсера того времени. После прошедшей в 1909 году модернизации, в январе 1910 года «HMS Minotaur» из Европы отправился на Китайскую станцию. Здесь он сменил броненосный крейсер «HMS King Alfred» (Король Альфред) в качестве флагмана британской эскадры на Дальнем Востоке. 25 января 1910 года он стал флагманом вице-адмирала Альфреда Ли Уинслоу на Китайской станции с основной базой в Гонконге[7].

Броненосный крейсер «HMS Minotaur» на испытаниях машин. На фото видно, что крейсер прошел модернизацию и у него уже высокие дымовые трубы. Трубы были удлинены в 1909 году на 4,5 м для устранения задымления мостика
Броненосный крейсер «HMS Minotaur» на испытаниях машин. На фото видно, что крейсер прошел модернизацию и у него уже высокие дымовые трубы. Трубы были удлинены в 1909 году на 4,5 м для устранения задымления мостика

В Китайской станции «HMS Minotaur» был до начала Первой мировой войны. За это время совершил много заграничных походов в том числе в Японию и Россию. На сайте http://www.naval-history.net можно найти выписки с корабельного журнала крейсера и приблизительную карту его перемещений.

Карта перемещения броненосного крейсера «HMS Minotaur» в 1913-1914 гг. Изображение с сайта www.naval-history.net
Карта перемещения броненосного крейсера «HMS Minotaur» в 1913-1914 гг. Изображение с сайта www.naval-history.net

Рассматривая выписки корабельного журнала крейсера «HMS Minotaur» можно найти упоминания об русском крейсере «Аскольд».

«…8.15 утра: 5 декабря 1913 г. Прибыл русский крейсер «Аскольд» в Гонконг.

….

6.15 утра: 10 декабря 1913 г. русский крейсер «Аскольд» вышел в море из Гонконга.»[8]

Итак в ходе 3 визита по иностранным портам с 5 по 10 декабря 1913 года крейсер «Аскольд» был в Гонконге, где как раз и находился крейсер «HMS Minotaur». Но это не единственный случай когда встречались эти корабли.

10 июля 1914 года в ходе дальнего похода британской дальневосточной эскадры крейсер «HMS Minotaur» прибыл во Владивосток. В корабельном журнале есть запись.

«10.15 утра: Ответный салют [российского крейсера] «Аскольд» на Си-ин-Си[9] 15 пушками».

Во Владивостоке британская эскадра оставалась до 14 июля 1914 года и уходя опять были протокольные обмены салютами.

«10.15 утра: Ответный салют «Аскольда» Си-ин-Си из 15 орудий и салют Форта из 15 орудий».

Итак, как минимум два раза с 5 по 10 декабря 1913 года и с 10 по 14 июля 1914 года крейсера «HMS Minotaur» и «Аскольд» оказывались в одной базе в одно время. Но фотография «Аскольда» сделана не во Владивостоке а в одном из китайских портов следовательно скорее всего в Гонконге с 5 по 10 декабря 1913 года. Но есть ли на это еще какие свидетельства. Да косвенные но есть.

Дело в том, что фотография крейсера «Аскольд» наклеена на листе в альбоме с тремя другими фотографиями на двух из них запечатлён крейсер «HMS Minotaur» и еще на одном «H.M. Tug. Atlas». Скорее всего все они сделаны в одном месте и в близкий по времени промежуток.

Лист с альбома, где наклеена фотография крейсера «Аскольд»
Лист с альбома, где наклеена фотография крейсера «Аскольд»

H.M. Tugboat Atlas

О буксире «Атлас» (H.M. Tugboat Atlas) знают только узкие специалисты занимающиеся историей кораблей и военных флотов, поэтому расскажем немного о нем.

Буксир «Atlas»
Буксир «Atlas»

«Atlas» буксир, класса «Ровер» (Rover-class). Спущен на воду 2 февраля 1909 года в Чатеме. Водоизмещение 620 тонн. Размеры длина наибольшая 153 футов, между перпендикулярами 145 футов, ширина 29 футов, осадка 12 футов. Мощность машин 1400 л.с. позволяла развивать скорость в 11 узлов. Почти всю службу буксир провел в Гонконге, под синим флагом британского флота[10]. С 1917 года «Atlas» спасательный буксир. Продан 19 мая 1958 года.

Броненосный крейсер «HMS Minotaur» проводит артиллерийские стрельбы
Броненосный крейсер «HMS Minotaur» проводит артиллерийские стрельбы

В выписке из корабельного журнала крейсера «HMS Minotaur» можно встретить много записей о проводимых учениях например такую:

«9.00 утра: 11 Марта 1914 г. Гавань Толо и в море. Учения в штабе. Выполнил стрельбу из подкалиберного орудия по цели, буксируемой HMS Atlas.»

Что косвенно подтверждает место и время сьёмки всех кораблей на том листе фотоальбома. Да и последующие листы с фотографиями в альбоме тоже относятся к службе его владельца на крейсере «HMS Minotaur», но уже которые можно датировать весной 1914 года когда крейсер посещал Японию и британскую базу Вей-хай-вэй  в Китае.

Подведём итог нашего небольшого исследования. С большой долей вероятности можно утверждать, что русский крейсер «Аскольд», на фотографии из альбома британского моряка, был снят одним из фотографов в ходе его стоянки на рейде в Гонконге 5 — 10 декабря 1913 года. Фото сделано в ходе третьего и последнего мирного учебного похода крейсера «Аскольд».

 

Каркотко Андрей Юрьевич
Научный сотрудник ГУ «Вилейский краеведческий музей»
Магистр политических наук, историк

 

[1] Крестьянинов В. Я., Молодцов С. В. Крейсер «Аскольд» // Журнал «Морская коллекция». — СПб.: Велень, 1996. — № 1.

[2] Чернышев А.А. «Аскольд». Лучший крейсер Порт-Артурской эскадры. / Чернышев, А.А. Издательство «Вече», 2017.

[3] Крейсер «Минотавр» [Электронный ресурс]. // Дата обращения: 11.12.2022. Режим доступа: ­http://www.dreadnoughtproject.org­/­tfs/index.php­/­H.M.S._Minotaur_­(1906)

[4] Крестьянинов В. Я., Молодцов С. В. Крейсер «Аскольд» // Журнал «Мидель шпангоут» №4 (9) 2003 г. Издательство «Гангут» и Издательство «Техника молодежи». С. 39

[5] Там же С. 40.

[6] Там же С. 40.

[7] Крейсер «Минотавр» [Электронный ресурс]. // Дата обращения: 11.12.2022. Режим доступа: ­https://en.wikipedia.org/wiki/­HMS_Minotaur_(1906)

[8] Корабельный журнал крейсера «Минотавр» [Электронный ресурс]. // Дата обращения: 11.12.2022. Режим доступа: http://www.naval-history.net/OWShips-WW1-05-HMS_Minotaur.htm

[9] Протокольный обмен салютами при встрече кораблей при заходе в иностранный порт.

[10] Синий флаг правительственных (вспомогательных) судов

Боцманмат с минного заградителя «Нарова»

Герои с подводной лодки «Минога». Кто они?

Прусские кресты для моряков канонерской лодки «Кореец»

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы