В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка-исследование «В поисках народного искусства», приуроченная к Году культурного наследия народов России, в преддверии 100-летия образования СССР. Кураторы проекта представляют феномен «народного искусства» как грандиозный социально-художественный эксперимент и предлагают свое объяснение причин его заката. На выставке — около тысячи экспонатов из царицынской коллекции и собраний музеев-партнёров. В поиск народного искусства вовлечены современные технологии — часть предметов представлена в 3D-оцифровке и анимации.
«Для нашего музея эта выставка важна по двум причинам, — говорит директор государственного музея-заповедника “Царицыно” Елизавета Фокина. — Во-первых, она позволяет продемонстрировать богатство коллекции, которую мы начали собирать с середины 1980-х годов, когда музей был образован как Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, а во-вторых, выставка помогает поднять серьёзные культурологические вопросы и обсудить роль государства в сохранении народных промыслов».
Представление о народном искусстве как преимущественно крестьянском сложилось в России в XIX веке, когда оно стало прочно связываться с деятельностью кустарей-ремесленников и домашними рукоделиями. Народное искусство как понятие впервые использовали деятели объединения «Мир искусства» в названии выставки 1913 года, организованной в Санкт-Петербурге.
С образованием СССР, заявившим о себе как о государстве рабочих и крестьян, внимание к народному искусству приобрело идеологическое значение. Однако в 1920-е годы преобладали попытки развивать самодеятельное творчество пролетарских масс в основном в городах. Специалисты старой школы, среди которых особенно следует отметить искусствоведов Алексея Некрасова и Василия Воронова, выступали за концепцию народного искусства как крестьянского, обладавшего признаками локальных ремесленных традиций.
В 1930-е годы родилось сталинское определение советского искусства – «национального по форме, социалистического по содержанию». В декоре «знаковых» архитектурных сооружений национальные мотивы нередко включали в себя элементы советской символики и служили прославлению счастливой жизни народов СССР. Но тогда делали это профессиональные художники.
Еще в довоенные годы шла борьба с кустарями-одиночками; городских и сельских ремесленников объединяли в артели, продукция которых направлялась на внутренний рынок. Художественные ремёсла чутко реагировали на покупательские запросы современников и в разных регионах большой страны их развитие шло по-разному. Наиболее дорогостоящие и художественно ценные предметы предназначались для вывоза за рубеж через экспортные организации. Особенно это относилось к изделиям из кружева, серебра, произведениям лаковых промыслов.
К началу хрущёвской оттепели народное искусство обрело новую актуальность. Оно стало представляться как необходимая часть культуры советского общества. В профессиональной среде, особенно на страницах журнала «Декоративное искусство СССР», началась дискуссия о формах его существования и значении для современного социума. Центральное место в ней занимала проблема понимания традиции, её сохранения или развития. К концепции: «народное искусство тождественно традиционному крестьянскому декоративному искусству» вернулись теоретики советской школы искусствоведения 1960–1970-х годов, разделив современное советское искусство на профессионально-учёное, народное и самодеятельное.
Выставка «В поисках народного искусства» охватывает сравнительно небольшой период — с начала хрущевской оттепели до начала перестройки. Именно эти тридцать лет стали судьбоносными для народного искусства, в течение которых оно прошло путь от полного забвения к возрождению. В девяти залах Большого дворца выставлены произведения, многие из которых до этого не экспонировались.
К 1960-м годам, с изменением хозяйственного уклада деревни, исходом её жителей в промышленные города, крестьянская традиционная культура, с которой принято связывать народное искусство, была обречена на вымирание. Городская среда, новые стандартные вещи, казалось, лишали кустарные изделия будущего.
Но именно в это время энтузиасты-исследователи стали искать и открывать высокохудожественные образцы современного народного творчества, в том числе наивное искусство; прославлять ещё живых мастеров-самородков. В общественном пространстве зазвучали призывы к спасению огромного культурного достояния страны, важное место в котором занимало уходящее народное искусство. К 1970-м годам прошлого века созрело понимание необходимости защиты наследия и художественных ремёсел, она переплелась с осмыслением интеллектуальными элитами своей национальной и культурной идентичности. Как базовая национальная ценность народное искусство превращалось в мощное средство становления самосознания и консолидации многочисленных этносов СССР.
Кураторы выставки «В поисках народного искусства»:
Заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Царицыно» Ольга Докучаева
Старший научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно» Юлия Иванова
«Путешествуя по залам, посетитель сможет как бы перемещаться во времени и пространстве, — делится планами сокуратор выставки Юлия Иванова. — Сначала он попадет в исследовательскую экспедицию, потом на выставку наивного искусства, после окажется в экспериментальной лаборатории дизайнеров, оттуда — прямиком на восточный базар или в московский магазин сувениров. Еще на выставке будет “капсула времени” — витрина с постоянно обновляющейся экспозицией, составленной из работ современных авторов».
В СССР само явление «народного искусства» воспринималось неоднозначно и истолковывалось по-разному — особенно в последние десятилетия существования государства. Одни исследователи считали, что народное искусство умирает, другие — что с развитием предприятий художественных промыслов, оно, наоборот, переживает ренессанс. В разных республиках развитие художественных производств тоже шло неравномерно: рядом уживались семейное рукоделие и живые ремесла, эксперименты по созданию нового ассортимента для массового производства и осмысления народной темы в творчестве художников декоративного искусства. В экспозиции есть удивительные предметы: коллекция среднеазиатских тюбетеек и войлоков, латгальская керамика, вязанные варежки прибалтийских мастеров, плетеные предметы из растительных материалов белорусских умельцев и многое другое. Отдельное место занимают произведения наивистов и так называемых «пограничных» художников, среди которых нижегородский мастер Степан Веселов, который с легкостью расписывал хохломским растительным орнаментом не только деревянные предметы, но и клеенчатые панно (используя их как основу вместо холста).
Но именно в это время энтузиасты-исследователи стали искать и открывать высокохудожественные образцы современного народного творчества, в том числе наивное искусство; прославлять ещё живых мастеров-самородков. В общественном пространстве зазвучали призывы к спасению огромного культурного достояния страны, важное место в котором занимало уходящее народное искусство. К 1970-м годам прошлого века созрело понимание необходимости защиты наследия и художественных ремёсел, она переплелась с осмыслением интеллектуальными элитами своей национальной и культурной идентичности. Как базовая национальная ценность народное искусство превращалось в мощное средство становления самосознания и консолидации многочисленных этносов СССР.
«Самородки» — так называли самодеятельных мастеров и художников, которые не имели художественного образования, но по-настоящему являлись творцами неповторимых произведений. В советское время это движение поощрялось специально созданными государственными и общественными институциями. С 1930-х годов активно работал Всесоюзный Дом самодеятельного народного творчества им. Н.К. Крупской. На местах были образованы региональные дома народного творчества, которые проводили выставки-смотры, конкурсы, занятия в кружках для любителей.
В 1960-е годы активизируется заочное обучение любителей. Многие ныне известные наивные художники получили свои первые навыки рисунка и композиции в Заочном народном университете искусств (ЗНУИ), где была выработана уникальная система дистанционного образования по переписке.
Народная тематика не обошла стороной и моделирование одежды. Благодаря партнёрам выставки — Дому моды Славы Зайцева и Ивановскому государственному историко-краеведческому музею им. Д. Г. Бурылина — в экспозиции можно увидеть ситцевые костюмы с кокошниками, созданные «красным Диором» Вячеславом Зайцевым. Также в экспозиции — предметы из собраний музейно-выставочного центра «РОСИЗО», музея традиционного искусства народов мира «Традарт», Музея игрушек Александра Грекова, частных коллекционеров, современных художников и дизайнеров.
В начале 1960-х годов кустарные артели преобразовали в государственные фабрики и комбинаты — предприятия народных художественных промыслов (НХП), планы, ассортимент, расценки для которых утверждались «сверху». В 1970–1980-е годы государством были построены просторные цеха для выпуска предприятиями НХП продукции массового производства.
С целью «удовлетворения потребностей трудящихся» шёл поиск новой стилистики и ассортимента изделий традиционных производств. К нему были привлечены искусствоведы и художники из Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП), союзов художников и музеев. В результате была создана уникальная методика работы с мастерами и промыслами, выработан механизм их функционирования. На основе разработанной теории о возможности научной реконструкции исчезнувших или частично сохранённых исторических ремёсел делались попытки их воссоздания с обновлённым ассортиментом.
В 1960-е годы, а потом с середины 1970-х адаптированные для современного восприятия «народные мотивы», интерпретации «народного стиля» получили широкое распространение в изделиях художественной и лёгкой промышленности: стекле, керамике, текстиле, индустрии моды, где развивался фолк-стиль. Яркий пример этого направления — представленное на выставке творчество модельера Вячеслава Зайцева.
Девиз политики нашей партии – всё для народа! Человек должен жить, трудиться и отдыхать в красивой и художественно выразительной обстановке, среди предметов, доставляющих ему радость и способствующих возникновению внутреннего чувства удовлетворения и гармонии.
Сергей Герасимов, Народный художник СССР, первый секретарь Союза художников СССР Из статьи «Коммунизм утверждает на земле мир, труд, свободу, равенство и счастье всех народов. Долг и право художника» Журнал «Декоративное искусство СССР», 1961, № 10
Почти при каждом крупном промысловом центре появились профтехучилища, которые частично заменили традиционное обучение молодёжи «из-под руки» опытного мастера. Наиболее талантливые ребята оканчивали профильные творческие вузы. С середины 1970-х годов новое поколение дипломированных художников пришло на предприятия, где возникли творческие группы для разработки ассортимента и выставочных работ. Образцы продукции, предназначенные для массового производства, проходили технологическую проверку с целью сокращения трудоёмких процессов. Мастера-исполнители (расписчики, резчики и др.) создавали серии изделий по уже утверждённому эталону, имея право варьировать декор. Хотя понятие дизайна к продукции предприятий НХП тогда не применялось, фактически это и был фолк-дизайн.
К 1980-м годам благодаря государственной политике, усилиям специалистов и художников проект по возрождению советского народного искусства был успешно осуществлён. Концептуально и визуально переосмысленное, укоренённое на новой почве, «советское народное искусство» стало частью массовой культуры, повседневного быта миллионов, а вместе с тем — и одним из символов страны, наряду с космосом и балетом. Предприятия НХП выпускали плановую недорогую продукцию огромными тиражами. «Презентационные» и «подарочные» произведения заполняли выставки и музеи, шли на экспорт.
Но расцвет длился недолго. Тогда же обнаружилась изнанка этого триумфального успеха. Вместе с закатом СССР началась стремительная девальвация прочно ассоциировавшегося с ним советского народного искусства. При распаде Советского Союза в 1990-е годы дешёвые подделки «под гжель и хохлому» заполонили сувенирные лавки для иностранцев, но не были востребованы на внутреннем рынке. Предприятия НХП были приватизированы и выживали как могли.
Сложность и грандиозный масштаб темы определили структуру выставки. Девять основных разделов, в которых представлено более 1000 предметов, дополнены двумя «капсульными» экспозициями, посвящёнными обстоятельствам создания ГМЗ «Царицыно» и крафтовому направлению в современном российском дизайне, а также сменной выставкой, рассказывающей о народном искусстве в странах СНГ и регионах России сегодня. Отправляясь в путешествие по экспозиционным залам, каждый посетитель сможет совершить свои собственные экспедиции и радостные открытия на просторах огромной вселенной народного искусства.
Благодаря совместному проекту «Царицына» с образовательной платформой Skillbox и технологической компанией DEVAR шестнадцать экспонатов станут частью виртуальной экспозиции, созданной с использованием технологии дополненной реальности. Это, например, набор из пяти туркменских колец «кокенли-йузик», глиняная игрушка «Чаепитие» из села Кожля Курской области и многое другое. Над их визуализацией в течение шести месяцев работали семь аниматоров и пять 3D-художников — лучшие разработчики игровой инди-студии GameBox от платформы Skillbox. Задачей разработчиков была передача первозданного вида экспонатов — сохранение в цифровом виде всех шероховатостей и асимметрии. 3D-модели музейных предметов можно будет не только рассмотреть деталях, но заодно и услышать занимательные истории о культуре и фольклорных традициях разных стран и регионов, рассказанные на разных языках. При этом никакого специального приложения скачивать и устанавливать на смартфон не нужно — виртуальная выставка будет доступна для просмотра в любом браузере, благодаря платформе для создания AR-контента MyWebAR, разработанной в DEVAR.
В рамках параллельной программы к выставке «В поисках народного искусства» запланированы лекции, кинопоказы, дискуссионный клуб, творческие встречи, участники которых будут говорить о судьбах художественных ремесел, дизайна и искусства. Раз в несколько месяцев основная экспозиция будет дополняться «выставкой в выставке». Первая откроется уже 15 декабря и будет посвящена Якутии. Последующие экспозиции-саттелиты расскажут о народных искусствах Узбекистана, Беларуси и других регионов России и стран СНГ.
Народное искусство – прошлое в настоящем. Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох.
Мария Некрасова, доктор искусствоведения Народное искусство как часть культуры: теория и практика. 1983
Понятие «экология культуры» в научный и общественный обиход ввел советский академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Под ним он подразумевал не только культурное и рациональное природопользование, но в целом отношение людей к памяти, связанной с прошлым, к культуре вообще. Человек нуждается в природной среде как биологическое существо, а в культурной среде – как существо духовное, нравственное. По мнению Д. С. Лихачева, природа – это дом, в котором живет человек, а культура – это дом, созданный самим человеком. Сюда входит все, что отражает богатство культуры: все духовные ценности и материально воплощённые идеи. Не беречь свой язык традиционные обряды и ремесла – это оскудение и разрушение человека и его жизненной среды. Актуализация частично или полностью исчезнувших культурных объектов «включает» культурную память социума о явлениях и людях, чьи имена имеют существенное значение в истории культуры).
Художественные ремесла в свете этой концепции были особенно ярким примером темы экологии культуры. В 1980-е годы еще не призывали так настойчиво к сокращению неперерабатываемых отходов, которые наносят вред планете. Но несмотря на распространение предметов из искусственных материалов (синтетика, пластики), население ценило одежду из природных, экологически чистых материалов: льна, хлопка, шерсти, шелка, мебель из натурального дерева и растительных материалов — всего того, что связывало человека и природную среду, из которой он вышел.
Сохранение ремёсел в месте их традиционного бытования близ природных источников сырья было наиболее естественным и предпочтительным. Работа с глиной, обработка камня, кожи и бересты, лозоплетение, ручное ткачество, резьба по дереву, вязание и шитье — эти и многие другие местные промыслы были хорошо развиты и продолжали сохраняться, что способствовало организации надомного труд – еще одной формы поддержки промыслов. Особенно она развивалась в прибалтийских республиках. Декоративное искусство в западных республиках Советского Союза было пронизано этническим компонентом, который является важным фактором, особым ключом для выяснения самобытности культуры той или иной народности в многонациональном советском государстве. Роль народного мастера в советском искусстве Украины, Молдавии, Белоруссии, прибалтийских республик была огромна; лучшие из них награждались государственными званиями и наградами. Их творчество популяризовали в публикациях, на выставках; поддерживается заказами от художественных фондов и музеев. Тогда как сельские промыслы были тесно связаны с природной средой, которая окружала мастера, его неспешным бытом, на городских комбинатах уже создавали высокотехнологичные изделия первоклассного качества для туристов: керамическую посуду, тканые покрывала, вышивки, вязаные варежки и др. По существу, изделия, созданные в местной национальной стилистике, были удобным, практичным и долговечным продуктом фолк-дизайна.
В Узбекистане, Таджикистане и в советские времена ни один дом не обходился без большого керамического блюда – лягана. Когда собиралась вся семья или приходили гости, как знак достатка и восточного гостеприимства его ставили в центре большого стола или дастархана (расстеленной на полу или небольшом возвышении скатерти). Он был символом единения, семьи и миролюбия. На большой ляган выкладывали плов, а в блюда поменьше – лепешки, сладости, фрукты. Керамика оставалась востребованной, она служила в быту, украшала жилища.
В местах традиционных керамических промыслов, где имелась хорошая глина для производства, уже в 1960-е годы началось строительство больших цехов для массового выпуска керамики. Если ранее мастера работали довольно изолированно, то теперь появилась возможность обмена опытом, изучения образцов различных школ. В 1970-е годы развивается фарфоровое производство с жёстким планированием и новыми технологиями по формовке предметов. Декорировать серийную продукцию начинают при помощи трафаретов и керамической деколи (переводной картинки). Это поставило изделия в разряд обычной массовой продукции или недорогих сувениров.
Ляганы к этому времени получили стандартные размеры, но ручную роспись в многочисленных традиционных центрах пытались сохранить, как и присущие этим изделиям особенности. В каждом ремесленном центре бытовали свои уникальные орнаменты и композиции, использовался свой состав керамической массы. Секретными были рецепты ангобов и глазурей, в том числе и знаменитого «ишкора», дающего бирюзовый цвет. Но были и общие черты. В центре лягана располагали изысканные геометрические узоры, стилизованные изображения растений, часто мотивы граната или «анор» – исходящий из единой точки узор, древний символ плодородия и обильного потомства.
В экспозиции представлены работы 1970–1980-х годов традиционных керамических промыслов Узбекистана и Таджикистана из коллекции музея. Назовем имена их создателей – прославленных усто (мастеров) из Узбекистана: Абдувахоб Юунусов (город Андижан), Ибрагимжан Камилов, Шарофиддин Юсупов (город Риштан), Мухитдин и Акбар Рахимовы (город Ташкент), Умаркул Джуракулов (город Самарканд), Махкам Аблакулов, Махкам Абдувахобов (город Ургут), Махсутали Турапов, Хакимбай Саттимов, Махмуджан Рахимов (посёлок Гурум-сарай), Ахат Музаффаров (город Шахрисябз), Ибрагимжан Камилов (город Коканд), Ибодулла Нарзуллаев (город Гиждуван); а также из Таджикистана: Негмат Хакимов (город Душанбе), Бобо (Бободжон) Мавлянов (город Канибадам), Сайфутдин и Сафарбай Сохибовы (кишлак Чорку).
Самую древнюю керамику на территории Кавказа и Закавказья археологи относят уже к VI тысячелетию до н.э., эпохе «гончарного неолита». Разные по составу, но качественные глины дали возможность развитию гончарных ремесел. В сельской местности производился и обжиг глиняной посуды в тонире – глубоко вырытом в земле очаге. Изучение традиций в послевоенные годы стало главной задачей армянской керамической школы, которая стала складываться в Ереване среди учеников и преподавателей художественного училища имени П. Терлемезяна. Большой известностью пользовалась мастерская гончара Амаяка Бдеяна, который призывал молодежь к изготовлению традиционной керамики, где еще «добавлено искусство». В 1960-е годы были найдены оригинальные сосуды – большие солонки-«агаманы» конца XIX века в виде женщины с отверстием во чреве. Эти сосуды предназначались для хранения соли и являлись сакральными предметами в доме. Образы агаманов стали символом и современной армянской керамики. В экспозиции представлена серия таких работ гончара Арарата Мартиросяна (город Армавир), выполненных для выставок. Гончарство не потеряло своего значения и в Азербайджане, но прежде всего – в сельском быту, где сохранялся широкий спрос на различные толстостенные изделия из глины для хранения продуктов и варки пищи, но самое главное – для различных жидкостей. В экспозиции можно увидеть редкие образцы традиционных сосудов мастеров Ризы Аббасова из села Сепаради, Аббаскулы Ибрагимова из Нахичеванской АССР и Шеюб Габибуллах оглы Мамедова из села Шеки.
В экспозиции представлены керамические сосуды мастеров и художников Азербайджана, Армении и Грузии 1960–1980-х годов, поступившие в коллекцию музея с последних всесоюзных выставок. И теперь после длительного перерыва мы показываем их все вместе. Главное место занимает сосуд для вина – необходимый предмет для праздничного кавказского застолья, продолжающий древние традиции в современных авторских решениях.
Народное декоративно-прикладное искусство, являющееся неотъемлемой частью советской социалистической культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики.
Из «Постановления ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» 1974 года. Публикация в газете «Правда» от 27 февраля 1975
На выставке мы показываем выдающиеся произведения, многие из которых стали мировыми брендами и визитной карточкой многонациональной страны. О «золотых» брендах России — Хохломе, Гжели, Жостове, Палехе и других производствах — рассказывает отдельный раздел выставки. Несколько других разделов посвящены разнообразию и особенностям художественных ремёсел и производств в советских республиках.
Архитекторы выставки: Эрик Белоусов, Дарья Черданцева
Координаторы: Мария Носкова, Екатерина Елисеева
Выставка «В поисках народного искусства» будет работать в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» с 15 декабря 2022 года до 28 июля 2024 года.
Михаил Тренихин По материалам текстов кураторов выставки Ольги Докучаевой и Юлии Ивановой Фотограф Дмитрий Щёлоков
_________________
>>><<<