Александр Иванов

Александр Иванов – рисовальщик, вдохновлённый классикой

in Новости музеев 798 views

Третьяковская галерея — эксклю­зивный об­ладатель графи­ческого наследия Алек­санд­ра Ан­дрее­вича Ива́нова (1806–1858), которое включает в себя более 700 са­мо­стоя­тель­ных лис­тов и око­ло 40 альбо­мов. Полно­та собра­ния по­зво­ляет сфор­ми­ровать несколь­ко сме­няющих друг дру­га экспо­зи­ций, каж­дая из ко­торых имеет ха­рак­тер ми­ни-выстав­ки. Экспо­зиция «Александр Иванов – ри­со­валь­щик, вдох­новлен­ный клас­сикой» являет­ся седьмой моно­гра­фической выстав­кой Ива­нова в Га­лерее и посвяще­на первым годам, проведённым ху­дожником в Ита­лии, ког­да он был восхищён па­мятниками античной скульптуры и произведениями гениев Высокого Возрож­дения. Рисунки Иванова сохра­ни­ли его удивление и трепет перед тайной искусства.

С сентября 2022 года это третья выставка работ мастера. «Первыми были Александр Иванов. На пути к храму» (2022 год) и «Александр Иванов — мастер акварели. Жанр и пейзаж» (2023 год).

Иванов А.А. Адам из фрески Микеланджело «Сотворение Адама». 1831. ГТГ
Иванов А.А. Адам из фрески Микеланджело «Сотворение Адама». 1831. ГТГ

В 1830 году Александр Иванов, как один из лучших учеников Императорской Академии художеств, был послан в Рим для дальнейшего совершенствования в исторической живописи. Уже по дороге он на­чал осмат­ривать ху­дожественные сокровища в музеях Европы. Сильнейшим впечатлением во Флоренции стало знакомство с подлинниками античной скульптуры. Увидев в галерее Уффици мраморный оригинал Венеры Медичи, художник с восторгом писал, что не знает «ничего совершеннее сего творения». Иванов несколько раз зарисовал Венеру, на выставке экспонируются два листа «Венера Медичи» (1830–1831), на одном из которых богиня любви и красоты изображена в различных поворотах, что создает впечатление кругового обхода статуи. Еще один рисунок — «Аполлино» (1830–1831) — изображает античную статую молодого Аполлона.

Иванов А.А. Мальчик, играющий на свирели. 1831-1832. ГТГ
Иванов А.А. Мальчик, играющий на свирели. 1831-1832. ГТГ

В Риме ближайшей задачей Иванова было копирование фрагмента фрески Микеланджело «Сотворение Адама», расположенной на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Картон, оконченный весной 1832 года, не сохранился, но представление о нём дают экспонирующиеся на выставке рисунки «Адам» и «Правая рука и голова Бога» (оба — 1831).

Ещё ожидая разрешения работать в Ватикане, Иванов начал картину «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831–1834). В ней воплотились первые итальянские впечатления, стремление погрузиться в атмосферу античности. В зале выставлены эскизы, свидетельствующие о начальной стадии работы над картиной.

Иванов А.А. Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой (игра на кифаре). 1831. ГТГ
Иванов А.А. Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой (игра на кифаре). 1831. ГТГ

Для фигуры Гиацинта Иванов исполнил двойной этюд «Гиацинт, играющий на свирели» (1831), где, возможно, впервые применил свой метод «сличения и сравнения». В поисках образа Кипариса художник выполнил рисунок «Спящий Эндимион» (1831) с античного рельефа. Образцом для лица героя стала античная статуя «Ганимед, кормящий орла», с которой сделан рисунок «Голова Ганимеда» (1831).

Создавая образ Аполлона, Иванов выполнил несколько рисунков «Голова Аполлона Бельведерского» (1831). На выставке экспонируется интересный лист, на одной стороне которого художник сделал набросок со слепка с головы Аполлона, а на другой — его прорись в нужном для картины повороте, смоделировал её светотенью и постарался наделить светом вдохновения.

Иванов А.А. Голова Аполлона Бельведерского. 1831. ГТГ
Иванов А.А. Голова Аполлона Бельведерского. 1831. ГТГ

Одной из целей, стоящих перед Ивановым в Италии, было изучение стиля великих мастеров прошлого. Художника восхищали фрески Рафаэля в Ватикане, выразительные группы фигур в композициях гениального мастера, его «свобода в драпировках», «грациозность и грандиозность» образов. Иванов сделал множество рисунков с фресок Рафаэля в 1830-е годы. Некоторые из них можно увидеть в экспозиции, как и копию, выполненную с рисунка Леонардо да Винчи «Голова девушки» из галереи Уффици.

Иванов А.А. Группа с Фра Беато Анжелико, Донато Браманте и Франческо Марией делла Ровере, герцогом Урбинским. Середина 1830-х. ГТГ
Иванов А.А. Группа с Фра Беато Анжелико, Донато Браманте и Франческо Марией делла Ровере, герцогом Урбинским. Середина 1830-х. ГТГ

Проникновенное переживание античности, восторг Иванова перед мраморными статуями древних богов и богинь нашли продолжение в серии изображений обнаженной женской натуры. Рисуя натурщиц в своей мастерской или в римской Академии Св. Луки, художник всегда видел обнаженную женскую фигуру как предмет искусства. Натурщицы в его рисунках полны целомудрия и грации, их образы возвышенны, а за естественными неидеальными чертами угадываются божественно прекрасные формы античных скульптур, которые обрели дыхание жизни. Неслучайно одну из своих моделей Иванов зарисовал в позе Гебы, древнегреческой богини юности, разливающей нектар на пиру богов.

Куратор

Куратор: Маргарита Крылова

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
28.05.2024

Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 11

31 мая — 17 ноября 2024 г.


Александр Иванов. На пути к храму

Александр Иванов — мастер акварели. Жанр и пейзаж

__________________

 Обсуждение в телеграмм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы