Билеты московской Олимпиады-80

in Интервью/История 3196 views

Александр Тринкер участво­вал в строи­тель­­стве мно­гих уни­каль­ных соору­­же­ний, построен­ных к мос­ковской Олимпиаде 1980 года. Также он обла­датель ряда арте­фактов того времени. Сегодня вашему вниманию небольшая беседа с Александром Борисовичем Тринкером (А.Т.).

Беседовал Главный редактор
Алексей Сидельников (А.С.)

Почтовые марки Олимпиада-80
Почтовые марки Олимпиада-80

Реет в вышине и зовёт олимпийский огонь золотой.
Будет Земля счастливой и молодой.
Нужно сделать всё,
Чтоб вовек олимпийский огонь не погас.
Солнце стартует в небе как в первый раз.

Автор Давид Тухманов
"Олимпиада-80"
Исполнитель Тынис Мяги

А.С.: Александр Борисович, добрый день!

А.Т.: Добрый день!

А.С.: Почему Вы сегодня вспомнили московскую олимпиаду?

А.Т.: Соблюдая ваши правила отсутствия политики, тем не менее вспомню, то в 1980 году в Москве была успешно проведена летняя Олимпиада, несмотря на очередную блокаду и непрерывные инсинуации фашиствующих руководителей большинства западных империалистических государств. Но считайте, что я это не говорил, а сказал что я сохранил документы истории создания уникальных олимпийских сооружений и некоторые артефакты, потому что я очень уважаю Историю которой занимаюсь более 60 лет.

А.С.: И как Вам история сегодня?

А.Т.: История Родины, по моему мнению, самая Первая наука которую каждому необходимо изучать с первого класса школы, причём изучать необходимо по произведениям летописцев и современников событий! Во взрослом возрасте мне довелось немного попутешествовать. Например я был два дня в Вене которую освобождал от фашизма мой отец в 1945-м, где удивился колоссальному величественному Памятнику в центре древней Вены построенному самым ПЕРВЫМ из всех памятников посвящённым Советским освободителям от западного интернационального (вся западная Европа) фашизма (1933-1945). Ещё очень удивился отсутствию разрушений красивого центра города, так как советский Верховный Главнокомандующий дал категорический приказ: в Вене не применять тяжёлые орудия! Был и в Париже несколько дней, удивился 100-метровому золотому мавзолею Наполеона Бонапарта в центре Парижа которого никогда никто не требовал снести. Был в Лондоне, где также очень удивился огромному комплексу памятников «героям Инкермана», то есть интер­вентам, которые за тысячи километров от Бри­та­нии высадились в русском Севастополе, чтобы грабить и убивать русский народ. Удивительный факт: история всех западных государств, которой они гордятся, показывает, что они всегда разрушали памятники русской истории (или тех, с кем они воевали), но сохраняли свои. Это я подвожу к чему? А к тому, что даже подготовка и проведение московской Олимпиады воспринималось как противостояние. Поэтому ниже покажу несколько артефактов в частности билеты на стадионы.

А.С.: Мы знаем о Вашем участии в строительстве. Но были конкуренты?

А.Т.: Были, конечно. МЫ строители высотных и специальных сооружений опередили весь остальной Мир. Нашими конкурентами-соперниками к Олимпиаде-80 были фирмы ФРГ (BASF, BAYER и др.), но МЫ победили их как и в 1945, а потом весь Мир учился у нас строить долговечные высотки! Было много совещаний на самом высоком уровне, в том числе в Моспроекте-1 у главного инженера Ю.А. Дыховичного, в 1-м Строительно-Монтажном тресте, управляющий Ю.А. Шилобреев, Минсредмаша СССР, который ремонтировал «Динамо» и строил универсальный спорткомплекс на ул. Лавочкина.

Кстати, я оставил себе на память визитки конкурентов. Тоже интересный артефакт.

А вот подготовка к Олимпиаде-80: всепогодный ледовый стадион в Москве у метро «Водный стадион» из цемента нового поколения:  Гидроспецбетон  ГСБ-20. Впервые в России неразрезная (!) бесшовная 400-метровая беговая дорожка, отличающаяся идеальным скольжением вне зависимости от температуры окружающего воздуха. Автор технологии, составов бетона, контроля качества, и руководитель строительства А.Б. Тринкер. И это не хвастовство — это просто часть истории, которую, как я понимаю, также нужно помнить и, как это может быть кому-то неприятно, нужно гордиться.

Подготовка к  Олимпиаде-80: всепогодный ледовый стадион в Москве у метро «Водный стадион»
Подготовка к Олимпиаде-80: всепогодный ледовый стадион в Москве у метро «Водный стадион» (Фото А. Тринкер, 1973)

А.С.: И как строительство повлияло на подборку билетов? Кстати, а как вообще распространяли билеты среди строителей?

А.Т.: Билеты на Олимпиаду-80 выдавали лучшим активным участникам строительства. Мои родители были на открытии и на закрытии Олимпиады-80, а мы с женой были на стадионах которые я построил, и, конечно, я сохранил билеты. Кстати 6 сентября 1980 состоялась наша свадьба.

Поздравляем!
Поздравляем!

А.С.: Билеты для строителей особенные?

А.Т.: Распространяли не только среди строителей, но и другие участники подготовки могли билеты приобретать. Но мне особенно приятно, что билеты для участников-строителей, учитывая заслуги, продавали по значительной скидке. На билетах надпечатка: скидка 70%. Это очень много. А вот для населения и иностранных гостей цены были высокие.

Почётная грамота
Почётная грамота

А.С.: Как выглядят билеты Олимпиады-80?

А.Т.: Билеты были очень красивые. Они как юбилейные открытки. Билеты Олимпиады-80 — это история нашей Родины, а сувенирные Мишки с олимпийскими кольцами были игрушками моих детей, а теперь они у моих внуков.

А.С.: А особенные билеты?

А.Т.: Кстати, у меня есть такой «особенный» билет. Это билет с почтовой маркой и соответствующим гашением специальным штемпелем. У меня марка и штемпель «Хоккей на траве». Не знаю, дорогая ли это коллекционная вещь, но она очень памятная.

Билет московской Олимпиады-80 с маркой и специальным гашением памятным штемпелем
Билет московской Олимпиады-80 с маркой и специальным гашением памятным штемпелем

А.С.: А что же по строительству нового было применено в то время?

А.Т.: В период подготовки к Олимпиаде-80 были проведены исследования и испытания новых инновационных Отечественных строительных материалов обладающих высшими в Мире качествами и применены новые технологии, обеспечившие экономичное строительство супер-долговечных спортивных сооружений различного назначения в суровом климате. Известно, что долговечная и гарантированно надежная гидроизоляция – одна из глобальных важнейших проблем, с которой сталкиваются строители всех стран мира при возведении жилых, спортивных, промышленных и специальных сооружений. Воспроизведена история разработки и масштабного применения уникальной многопрофильной технологии изготовления надёжной гидроизоляции, создающей особо­тонко­стенные железобетонные конструкции и сооружения неограниченной по масштабам площади, обладающие высокими долговечностью, водонепроницаемостью и коррозионной стойкостью при давлении воды и разрушающей солевой агрессии.

Центральный Московский стадион «Измайлово». (Фото А. Тринкер, 1974)
Центральный Московский стадион «Измайлово». (Фото А. Тринкер, 1974)

Я с 1970 года работал в НИИЖБе Госстроя СССР и участвовал во всех внедрениях технологии бетонов на ГСБ, в течение которых удалось решить многие научно–технические проблемы, наработать необходимый производственный опыт и отработать технологию широкого применения. Была решена проблема применения комплексной добавки СДБ (ЛТМ)+СНВ: проверка образцов бетона показала требуемую по проекту морозостойкость Мрз300 и долговечность.

В 1972-1975 годах появился опыт при возведении аэродромных (ВПП аэропорта города Кемерово и московского аэропорта Домодедово) и дорожных покрытий, ледовой арены конькобежного стадиона в Киеве, «Медео» в Казахстане, оболочек покрытий больших пролетов – здание автобусного парка в Киеве, подземных сооружений различного назначения (тюбинги для тоннелей метро от ВДНХ), сборных резервуаров, в Москве ледовая арена у метро «Водный стадион» и хоккейного поля на Стадионе Юных Пионеров у метро «Динамо»…

Рекордными темпами и с самым высоким качеством, в течении всего-то одного месяца был построен ледовый стадион в Москве у метро «Водный стадион», где главная задача была успешно выполнена: сделать единую толщину бетона покрытия всей 400-метровой неразрезной конькобежной дорожки без рабочих швов (!), что было достигнуто круглосуточной непрерывной работой квалифицированной бригады рабочих, круглосуточным инженерным контролем качества (мониторингом).

Длительная эксплуатация в течение более 45 лет стадионов в климатических условиях Москвы, при частых переходах температуры через ноль градусов, одновременных агрессивных воздействиях от активного выщелачивания водой (первый вид коррозии по теории проф. д.т.н. В.М. Москвина) и солевой коррозии (второй и третий виды коррозии железо­бетона) подтвердили высокие характеристики Отечественного напрягающего цемента как основы самона­пряжённого железобетона будущего  ГСБ  обладающего 100% водо­непро­ницае­мостью в любых (!) атмосферных климатических условиях.

Центральный Московский стадион «Измайлово» (200-тысячный, недостроенный в 1939, бывший им. Сталина) самый большой в Мире среди своих ровесников, реконструкция произведена в 1974-1975 при подготовке к Олимпиаде-1980, на фото автор инновационной стартаповской технологии ремонта-реновации уникального огромного сооружения старший инженер А.Б. Тринкер.   

Нижний и верхний ярусы стадиона «Измайлово» (в 1939 – имени И.В. Сталина) с правительственной ложей (в середине подковы трибун), соединяющейся подземным автомобильным (!) тоннелем со станцией метро «Измайловский парк» и далее в направлении Кремля, начало ремонта. 

Самые высокие показатели по прочности, морозостойкости, водоне­проницаемости, долговечности и износостойкости достигнуты в период реконструкции с 1976 года центральных стадионов : «Динамо» — Большая Арена (40 тыс. зрителей, построена в 1928) и Малая Спортивная Арена (20 тысяч зрителей),  также БСА «Лужники» ЦС им. В.И. Ленина (103 тыс. зрителей) и плавательный бассейн.

Центральный Стадион Измайлово, подтрибунная правительственная ложа («бункер Сталина»)

Центральный Стадион Измайлово, подтрибунная правитель­ственная ложа («бункер Сталина»), обнаруженный автором рекон­струкции и ремонта в 1974 году в период производства ремонтных работ, впоследствии реконструирован (фото после ремонта и отделки).

В настоящее время «Государственный музей обороны Москвы в 1941 году», запасной Командный Пункт Верховного Главнокомандующего РККА и ВМФ СССР.

Я отвлёкся от Ваших коллекционных вопросов. Как говорится «Старый  Мазай разболтался в сарае…». Поэтому развивать дальше эту тему не буду, т.к. она слишком специальная для большинства читателей журнала. Но без работы строителей не было бы никаких артефактов московской Олимпиады-80! Коллекционерам должно быть интересно узнать откуда что происходит. К тому же на билетах вы можете видеть сооружения, которые мы создавали.

А.С.: Сколько объектов, что вы строили, сегодня осталось в Москве?

А.Т.: Попробуйте самостоятельно в этом разобраться. Жизнь не стоит на месте. Это не кокетство, а просто тяжело узнавать, что что-то уже не существует.

Мы строили, чтобы поддержать и превознести честь Родины.

Всё остаётся нашим потомкам!

Всё остаётся нашим потомкам и все стадионы Олимпиады-1980 года были успешно применены нашими потомками.

Спорт самое лучшее что есть у Человека, в старости воспоминания о спорте и годах молодости прожитых не напрасно, а с пользой для людей, согревают душу!

С уважением и пожеланиями мира,
Александр Тринкер, д.т.н.
Изображения предоставлены автором

 

За мирное небо над планетой Земля!

Автор Олимпийского Мишки

Виктор Чижиков. Интервью

История Российского дизайна. Избранное

Олимпийский Мишка. Олимпиада-80

__________________

Обсудить материал на форуме >>>