Аркадий Пластов. Образы русской жизни

Аркадий Пластов. Образы русской жизни

in Новости музеев 3462 views

На выставке в Ярославском художественном музее представлено более 90 произведений Аркадия Пластова – классика советского искусства, одного из самых значимых русских художников ХХ века. 

Аркадий Александрович Пластов (1893–1972) – живописец, график, народный художник СССР (1962).

Аркадий Пластов родился в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье, дед и прадед Пластова были иконописцами.

В 1903 г. Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 г. решил получить художественное образование и уехал в Москву. Учился в Строгановском училище у Фёдора Фёдоровского. В 1914 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, где учился у Сергея Волнухина. Посещал занятия Алексея Корина, Аполлинария Васнецова, Абрама Архипова, Алексея Степанова, Леонида Пастернака.

В 1917 г. Пластов вернулся домой в деревню. По­лу­чив, как без­зе­мель­ный кре­сть­я­нин, уча­сток зем­ли, вёл хо­зяй­ст­во. Работал над  плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей, создавал портреты и композиции на темы крестьянской жизни.

В 1935 г. в Москве с успехом были впервые показаны картины Пластова «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня».

С тех пор он стал постоянным участником крупных художественных выставок. В 1937 г. на выставке «Индустрия социализма» была представлена картина «Колхозный праздник», принесшая автору славу.

В 1942 г. Аркадий Пластов написал одно из самых пронзительных произведений о войне – картину «Фашист пролетел». В 1943 г. она находилась в залах советского посольства в Тегеране во время проведения совещания лидеров СССР, США и Велико­британии, на котором было принято решение об открытии второго фронта. Эту работу художник неоднократно повторял. На выставке можно увидеть последний вариант знаменитого полотна, исполненный художником в 1970 – 1972 гг.

Аркадий Пластов поч­ти по­сто­ян­но жил в При­сло­ни­хе, ино­гда вы­ез­жая в Мо­ск­ву, а так­же в творческие по­езд­ки. За свою деятельность художник был награждён двумя орденами Ленина, Сталинской премией, Государственной премией РСФСР имени Ильи Репина, а также медалями.

Живописец продолжал работать до последних дней жизни. Умер Аркадий Александрович 12 мая 1972 г. в родном селе, в котором в 1988 г. был открыт музей Аркадия Пластова.

В экспозицию вошли работы, охватывающие всю творческую жизнь художника – от произведений конца 1910-х гг. до «Последнего этюда», созданного 5 мая 1972 г.

На выставке представлены автопортреты, портреты односельчан и членов семьи художника, натюрморты, жанровые картины, многие из которых стали хрестоматийными. Среди них: «Купание коней» (1937), «Тройка» (1937–1946), «Родник» (1964).

Музей выражает благодарность семье Аркадия Пластова, предоставившей произведения для выставки.

Мы рады возможности представить творчество художника так широко и разнообразно и надеемся, что это станет событием в культурной жизни города.

Аркадий Пластов. Образы русской жизни



АРКАДИЙ ПЛАСТОВ.  ОБРАЗЫ  РУССКОЙ ЖИЗНИ

 

Аркадий Пластов большую часть своей творческой жизни проводил в селе Прислониха, среди крестьян, деля с ними радости и горе.

«Мне нестерпимо стало хотеться изображать бесконечно дорогой для меня деревенский мир со всей его щемящей сердце простой свежестью, с его, как говорят, радостью и горем, с его темнотой, таинственностью и стихийной силой в своих проявлениях» (Пластов А. А. Автобиография).

Эту особенность отмечал ещё в двадцатые годы его первый учитель –  симбирский художник Д. И. Архангельский: «Удаётся Пластову деревенский пейзаж; ветлянник вдоль речки, бани с земляными крышами, потонувшие в бурьяне и душистой полыни избы,  амбары, пустые околицы, гумны со скирдами, опушки – все это подлинное, все, что видел художник с детства, все то, чем дышит и жива деревня и он сам. Но более всего притягивает его сам народ, его серенькая будничная жизнь, его работа, его переживания. В знойный день в клубах пыли идет пахарь за плугом, допахивая свой загон. В полдень присели жнецы пообедать и закурить… Свинопас с подпаском пекутся на бугре со своим беспокойным стадом. Купание лошадей на пруду…»

Не закончив учебу в Москве, в революционном 1917 он возвращается в село:

«Я заделался пахарем, косцом, жнецом и т, п. Все эти сельские профессии я немножко знал и раньше, а тут пришлось их осваивать вплотную. Работая изо дня в день, я полагал, что это самый лучший случай, какой судьба предоставила мне наглядеться на крестьянскую жизнь досыта, узнать ее до последней мелочи, чтобы потом уже без всяких усилий и заминок воспроизводить её» (Пластов А. А. Автобиография).

Эти  впечатления, закрепленные в эскизах и зарисовках и обогащенные постижением величайших образцов русского и европейского искусства, воплотились впоследствии в его знаковые полотна – «Праздник урожая», «Купание коней», «Сенокос», «Жатва», «Лето», «Весна». Импрессионизм и открытия Сезанна, композиции и пластические модели Тициана и Тинторетто, рисующая кисть Франса Хальса, – весь арсенал достижений изобразительного искусства был постигнут и освоен им.

Важнейшим проявлением гуманистической сущности искусства  А.  Пластова явился воплощенный в его творчестве образ русского крестьянства, силой таланта художника ставший частью мирового искусства. Он создавал его «последний портрет».

«Меня особенно поразили простотой и силой жизненности некоторые портреты дожей Тициана. Они напоминают русских деревенских стариков, только роскошные темно-малиновые тоги придают им необычность» (Пластов А. А. Неопубликованные заметки).

Черты национального архетипа, являющиеся доминантой всех пластовских портретов, присутствуют и в портретах детей. Девочки с косами, повязанные платочками отражают традиционные представления о скромности и благочестии. Портреты мальчиков отличает простота и цветовая  собранность. Определенность и ясность взгляда подчеркивает уже обозначающиеся мужские черты.  

Художник осознавал трагичность судьбы русского крестьянства, символически воплотив это в картине «Смерть дерева». На его глазах уходило в небытие великое сословие и традиционный образ жизни.

«..Умер тот самый старик (Матвей Иванович Кондратьев – Т.П.), что фигурирует в картине «Смерть дерева»… Ушёл настоящий образчик настоящего русского мужика… один из тех, кто уже никогда не появится на святой Руси, богатырь телом и младенец душой, безропотный работник до последнего вздоха, на все руки мастер, да какой ещё, настоящий крестьянин во всем очаровании крестьянства, если кто еще понимает что-нибудь в этом деле или когда-нибудь задумывался, что такое был когда — то мужик» (Пластов А. А. Черновик письма Н. И. Соколовой 18.01.1963).

Благоговение перед жизнью, перед богосозданным миром лежало в основе всего его творчества.

«Я сегодня, когда встал после работы над последним этюдом и оглянулся вокруг на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким золотом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу вселенной, вышитую как бы перстами ангелов и серафимов, так опять, в который раз, все с большей убежденностью подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве природы черпали всю нетленную и, поистине, небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному» (Пластов А.А.   Письмо Н.А. Пластову. 30.09.1949).

 

Татьяна Пластова


Куратор:

Алексей Викторович Федорчук, заместитель директора ЯХМ

 

Ярославский художественный музей

Фонд А.А. Пластова

Аркадий ПЛАСТОВ.
ОБРАЗЫ РУССКОЙ ЖИЗНИ

Ярославль, Волжская набережная, 23

Выставка открыта с 9 июля до 16 октября 2022 г.

 

 

Марина Полывяная
Ярославский художественный музей
5.07.2022

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы