Миниатюрная копия (фрачник) знака ордена «За заслуги перед Отечеством». Миниатюрная копия знака ордена с мечами, розетка

Страсть коллекционера: Андрей Хазин. Ч. 2

in Интервью/Награды РФ 5315 views

Продолжение беседы известного кол­лек­цио­не­ра-фа­ле­рис­та, го­су­дарст­вен­но­го и об­ще­ст­вен­но­го дея­те­ля Андрея Лео­ни­довича Хазина и ис­кус­ствове­да Михаила Тре­нихина

Страсть коллекционера. Андрей Хазин

Часть 2

Начало. Страсть коллекционера. Андрей Хазин ч.1

___________________________________________

М.Т.: Разговоры о Маннергейме популярны сейчас. Он ведь и на рабочем столе держал портрет императора Николая II.

А.Х.: Портрет – другой вопрос. Но знак ордена Святого Георгия носил. Напомню, Маннергейм в имперское время был только генерал-майором. И долгое время, имея право на получение чина генерал-лейтенанта не инициировал свое производство. Почему? Думаю, по той же причине, по которой Столыпин умер в чине лишь действительного статского советника (соответствовал тому же генерал-майору). Дело в том, что Маннергейм был генерал-майором Свиты. Так, как и Столыпин — статс-секретарём. Соответственно, в случае повышения в чине он терял бы положение свитского генерала. Назначили ли бы его генерал-адъютантом – это был большой вопрос, а так он оставался в свите. Как только император отрёкся, Маннергейм был Временным правительством произведён в генерал-лейтенанты, и это его вполне устроило. Так и Столыпин умер действительным статским советником, но зато сохранил позицию статс-секретаря.

М.Т.: То есть, как часто бывает, должность оказалась важнее звания?

А.Х.: Это не только и не столько должность, как прямой доступ к императору. А потом, какая разница, — он был министром внутренних дел, премьером… Мудрый человек!

М.Т.: А вот ещё вопрос по современной наградной системе России – Святой Георгий. Но непонятно, отчего кресты стали давать младшим офицерам, а ордена старшим.

А.Х.: Во-первых, хочу отметить, что восстановление и ордена Святого Георгия, и Георгиевского креста – замечательное и мудрое решение. Во вторых, конечно, Георгиевский крест – это солдатская награда, поэтому вручать её офицерам было довольно странно. На мой взгляд, надо восстановить историческую функцию награждения Крестом именно солдат и сержантов, а награждение орденом Святого Георгия распространить на всех офицеров. Также можно подумать о том, чтобы дополнить Статуты возможностью награждения гражданских лиц, в случае, если они в связи с какими-либо событиями исполняли обязанности военно­служащих перед лицом врага. Такие случаи бывают, единичные, но бывают.

Проблема, и на мой взгляд, это была огромная ошибка, – что георгиевскими наградами не награждали в 1990-е годы за события на Кавказе. В имперское время такие награждения были всегда, и более того, если говорить об идеологии, то в 90-е было принято считать, что Георгиевские награды могут вручаться только за войны с внешним врагом, но разве события на Кавказе не подогревалось в значительной мере внешними врагами,  многие из которых там и лично против нас воевали?! Да и за что же в основном награждали в течение XIX века? Если вспомнить Скобелева? А если вспомнить Евдокимова? А если вспомнить Ермолова? Паскевича? А Муравьёва-Карс­кого? И многих других! Я уж не говорю про Барятинского. Ситуация непростая.

С советского времени награждение военнослужащих принято осуществлять закрытыми указами. В результате, общество не знает, что у нас есть геройские кавалеры! Более того, указы закрытые, а на досках в Георгиевском зале уже есть фамилии современных кавалеров, т.е. по факту никакой секретности нет — эти доски можно свободно фотографировать. Есть явная нестыковка. Более того, георгиевские кавалеры носят и знаки, и орденские ленты. И большинство из них известно именно в связи с этим –  люди просто видели кавалеров с орденскими знаками. Есть вопросы… На мой взгляд, наших героев должны знать! Был покойный заме­чательный под­полковник Анатолий Лебедь: три ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени. Четыре советских ордена у младшего офицера! А в российские времена — три Ордена Мужества…

Анатолий Вячеславович Лебедь (10 мая 1963 — 27 апреля 2012). Фото Андрея Лобанова
Анатолий Вячеславович Лебедь (10 мая 1963 — 27 апреля 2012). Фото Андрея Лобанова

М.Т.: Герой России и возрождённый орден Святого Георгия.

А.Х.: Герой! Это совершенно поразительный человек! Он погиб, к сожалению, разбившись на мотоцикле. Лебедь – подполковник, не был ни маршалом, ни генералом, а на его похороны приезжал Верховный Главнокомандующий! Таких подлинных героев должна знать вся страна!

М.Т.: Да, человек, который собой много раз закрывал простых солдат!

А.Х.: Выдающийся абсолютно человек!

М.Т.: У нас, кстати, есть фото Лебедя при орденах в интервью нашего фотографа Андрея Лобанова. Да, вот он – положительный образ!

А.Х.: В чистом виде! Герой из героев.

На мой взгляд, с введением новой российской системы наград из неё должны были быть изъяты советские полководческие ордена, или оставлены только для награждения воинских частей. При наличии георгиевских наград, полководческие — просто нонсенс! Но теперь уже есть случаи награждения физических лиц. Немного, но есть.

М.Т.: А есть ли вопросы с точки зрения дизайна наград?

А.Х.: Ещё какие! С мечами, например! Их поместили на знаки орде­на «За заслуги перед Отечеством» в таком месте только потому, что Монетному Двору не хотелось возиться с традицион­ным расположением! Конечно, мечи на русских орденах появились в подражание прусским, а в Пруссии, в свою оче­редь, в подражание Королевскому Ордену Гвельфов после распада унии Ганновера с Великобританией, когда Ганновер стал самостоятельным собственно германским государством. После этого ввиду ближайшего родства монархов мечи уже переш­ли к нам. Но прошу прощения, почему же у нас сейчас мечи на таких замечательных наградах – абсолютно немец­кого образца?! Конечно, мечи должны перекрещиваться, как положено в русской традиции — под центром медальона. «Верхние» мечи, как известно, в русской традиции означали получение кавалером ордена с мечами предыдущей степени по отношению к той, на которые они помещались! Ну и чисто внешне, когда знак ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени с мечами – он висит ниже в колодке, чем остальные знаки. Смотрится, конечно, не по-нашему. В соответствии с русской традицией – это странно.

Пример ношения знака ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени с мечами на колодке с другими наградами. Фото Андрея Лобанова
Пример ношения знака ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени с мечами на колодке с другими наградами. Фото Андрея Лобанова

М.Т.: Да, между плечами креста ближе как-то.

А.Х.: И к вопросу о том, где изготовлять наградные знаки. Кроме Монетного Двора есть огромное количество производителей! И многие бы с удовольствием исполнили такой почётный заказ. «Ярославские ремесла» же изготовляют знаки ордена Андрея Первозванного! Очень достойно исполнены многие награды Министерства обороны. А при наличии конкуренции, и Мондвор заработает, как положено, и как он умеет!

Ещё к проблемам дизайна наградных знаков. На звёздах ордена «За заслуги перед Отечеством» мечи вообще не помещают, по непонятной причине. При том, что у нас уже есть награждения с мечами даже I-ой степени. У нас, в конце концов, есть награждение орденом Андрея Первозванного с мечами.

Справедливости ради надо сказать, что Управлением по государственным наградам Президента проводится серьезная работа в том числе, и по улучшению качества исполнения наградных знаков. Думаю, что им непросто и из-за несовершенства законодательства, и по другим причинам. Но прогресс, безусловно, в последние годы серьёзный. Особо хотелось бы выделить новое исполнение знака ордена Дружбы.

М.Т.: У Министра обороны Сергея Кожугетовича Шойгу на Параде Победы прошлого года был Орден Андрея Первозванного.

А.Х.: Не только прошлого. Но при этом он носит только звезду. И я думаю, это связано прежде всего со знаками, вернее, качеством их изготовления и степенью практичности при ношении. Вообще, если бы он на Параде надел бы полные знаки – это было бы замечательно.

Сергей Кужугетович Шoйгу, министр обороны РФ. Фото Андрея Лобанова

Замечательно, что Орден Андрея Первозванного вручается очень редко. У нас два награждения за президентство Д.А. Медведева (Даниил Гранин и М.С. Горбачёв) и одно награждение за нынешнее президентство В.В.Путина (С.К. Шойгу, с мечами). И это означает, что статус ордена по-прежнему очень высок.

М.Т.: И награда не девальвировалась. У нас ведь и заслуги Героев Советского Союза и России, к сожалению, не всегда соответствуют статусу награды.

А.Х.: По-моему, 627 крестов Виктории за всю Первую мировую войну и 181 — за Вторую выдано Великобританией, и это с доминионами. А у нас порядка десяти тысяч Героев Советского Союза. Не хочу сказать, что эти люди незаслуженно получили награды. Но можно было бы подумать, поднять планку для награждения. Повторных награждений Крестом Виктории только три, а у нас — два аж четырежды Героя! Понятно, что четырежды Герой — это как кавалер всех степеней ордена Святого Георгия в каком-то смысле, их за 150 лет было всего четыре, и КТО — Кутузов, Барклай, Дибич и Паскевич! Ни к ним, ни трём первым Звёздам Жукова вопросов нет. А Брежнев?.. Кстати,  здравствует последний кавалер ордена «Победа».

М.Т.: Да, король Михай.

А.Х.: К сожалению, он в тяжёлом состоянии. Его супруга скончалась несколько месяцев назад, исполнение обязанностей главы Королевского Дома он летом передал старшей дочери. Человек первый раз стал королём в 1926 году!

М.Т.: Король-комсомолец!

А.Х.: Потом, конечно, «король-комсомолец». Но были основания сделать его кавалером ордена «Победа»? Были! И его имя находится на доске, которая помещена Кремле. Кстати, любопытно, что доска с именами кавалеров ордена «Победа» должна была быть размещена там в соответствии с Указом Президиума об учреждении ордена. А появилась она только при президентстве В.В. Путина.

М.Т.: Даже не знал этого факта!

А.Х.: Интересно, что из трёх дважды кавалеров ордена «Победа» двое – семинаристы. В этом смысле духовное образование растит героев лучше, чем собственно военное! Ну и, тем не менее, что еще раз  важно отметить про современную наградную систему в целом: она, будучи создана в политически сложных и сжатых по времени условиях, на самом деле получилась неплохой! К слову, на мой взгляд, выдающимся решением было введение медали ордена «За заслуги перед Отечеством», огромное количество награждений этой двухстепенной медалью означает, что столько же раз не были выданы ордена, не произошла девальвация орденской части наградной системы.

Конечно, в значительной степени задачи, которые стоят перед ней, наша нынешняя наградная система решает. Не всё. Иногда не лучшем образом. Но тем не менее, в целом, наградная система удалась. На мой взгляд, её можно было в значительной степени «подсушить» и решить те проблемы, о которых мы говорили выше: иностранцы, дамы, нехристиане. И конечно, надо более чётко формализовать условия награждения тем или иным орденом и, наконец, прекратить практику награждения низшей степенью одного и того же ордена после высшей.

Последнее, понятно, – исправление старых ошибок. Если рассматривать орден как институт, то награждение более низкой степенью, после награждения более высокой – это нонсенс. Если же рассматривать орден, как только знак, как было в советское время, – тогда это логично. В этом смысле наши ордена, к сожалению, по-прежнему являются только знаками орденов, а неплохо было бы возродить институцию  в её полноте — с капитулами, орденскими думами, заботой о престарелых или немощных кавалерах, орденскими днями, когда, например, Президент в Кремле устраивал бы приёмы, куда приглашаются старейшие по времени награждения и другие избранные соответствующим образом кавалеры. Причём и выбор дат для таких дней очевиден. Для ордена «За заслуги перед Отечеством» – день Святого Владимира, ордена Святого Георгия – День Героев Отечества 9 декабря, зимний день этого святого; Андреевский день, Александровский, Екатерининский и т.д. Президент мог бы устраивать прием в соответствующих залах Московского Кремля, названных именно в честь российских орденов, аналогичные приемы устраивали бы губернаторы во всех субъектах Федерации, послы в зарубежных странах. Сейчас что часто происходит? Дали человеку орден… и забыли о нём! А его надо помнить всю его жизнь, а после кончины — организовать достойное погребение и уход за могилой. Кавалер ордена не должен прозябать в нищете! И ордена как институты раньше заботились о своих кавалерах. Когда же кавалер высокого ордена живёт в нищете – это плевок в лицо государству. Он сделал что-то важное для народа и страны, его отметили, и что?

Например, в Британии некоторые кавалеры Ордена Подвязки давно уже на покое – но каждый год миллиард человек смотрит на них во время  трансляции орденской церемонии в Виндзоре, и это создаёт потрясающий (причём с минимальной материальной себестоимостью) эффект, внутреннюю мотивацию молодым людям сделать что-то для страны, быть среди лучших  ее представителей. «Ты будешь среди них!». И всю жизнь, каждый год ты будешь с главой государства, с лучшими людьми страны, перед лицом всей нации. Было бы очень правильно если бы у нас такое случилось.

М.Т.: А что думаете о фрачниках? Думаю, что они нужны и притом официально.

А.Х.: Любопытно, что каждый русский император запрещал использование фрачных знаков наград, так что это – не русская традиция. Конечно, фрачники носили, и в России, и, в особенности, при выезде за границу. Но миниатюры настолько удобное и практичное изобретение, что, конечно,  учреждение такого рода знаков при президентстве Д.А. Медведева стало абсолютно естественном событием.

Более того, в советское время были уже изготовлены миниатюрные копии наград для Брежнева. То есть предполагалось введение фрачников еще в советское время. Что касается нынешних знаков, они ведь сейчас изготавливаются не по установленному стандарту — сами знаки более крупные. Вот несколько образцов.

Миниатюрные копии знаков орденов «За заслуги перед Отечеством», Александра Невского, Почёта
Миниатюрные копии знаков орденов «За заслуги перед Отечеством», Александра Невского, Почёта

То, что миниатюрные копии есть,  утверждены Указом Президента, — огромный шаг в  развитии нашей наградной системы.

М.Т.: Это прекрасно, это существенно лучше, чем ничего. Что дальше?

А.Х.: Моё мнение – надо вносить изменение в закон о госслужбе, требующее, чтобы в рабочей обстановке, при исполнении своих должностных обязанностей госслужащие, а равно и депутаты, носили бы розетку своей высшей награды. И тогда немедленно наградная система становится инструментом управления.

Миниатюрные копии (фрачники) знаков ордена «За заслуги перед Отечеством». Миниатюрная копия знака ордена с мечами, розетка
Миниатюрные копии (фрачники) знаков ордена «За заслуги перед Отечеством». Миниатюрная копия знака ордена с мечами, розетка

Вообще государственные награды – это инструмент государственного управления. И именно так к наградной системе и надо относится. Как любая искусственная иерархия она для этого и нужна. Это нормально. Бенджамин Дизраэли, человек, который придумал империализм, который придумал Британскую империю, возродил интерес к монархии в стране, говорил так: «Дешевле дать человеку орден, чем деньги». Когда у государства нет денег, надо создавать подобные инструменты. Надо сказать, что «великий вождь», не к ночи будет помянут, в этом прекрасно разбирался. Советская наградная система при нем и примерно до середины 1970-х годах работала прекрасно.

Страсть коллекционера. Андрей Хазин

Страсть коллекционера: Андрей Хазин. Ч. 3

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы