Выставка работ Виктора Попкова в стенах Третьяковской галереи не может быть пропущена любителями живописи — это удивительный автор. Хотя правильнее написать «не в стенах», а созданная многолетними трудами сотрудников Государственной Третьяковской галереи, которые не только пригласили нас на открытие выставки, но и предоставили возможность посетить кураторскую экскурсию. О Викторе Попкове и его работах рассказывает куратор выставки искусствовед Анна Мапо́лис.
Алексей Сидельников Главный редактор журнала "Коллекция"

Виктор Ефимович Попков (1932-1974) — советский художник, график. Лауреат Государственной премии СССР. Учился в Московском художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В.И. Сурикова (1952—1958) у Е.А. Кибрика. Жил в Москве. Имя Попкова всегда было на слуху, но заслужить такую масштабную персональную выставку он смог только спустя 50 лет после смерти. Конечно, Попкова много и часто экспонировали и на родине, и за рубежом. К примеру, РОСИЗО и Фонд Art Russe Андрея Филатова сделали выставку в Венеции в рамках биеннале, затем проект показали в Лондоне в Институте искусства Курто. Эти выставки были первым масштабным показом работ Попкова международному зрителю, они были необычными, очень зрелищными: например, картина Пушкина «Осенние дожди. А.С. Пушкин» висела над камином. И очень хорошей была реакция публики. Потом состоялась выставка в залах Академии художеств на Пречистенке. Наш проект – самая масштабная по количеству работ и охвату тем, которые волновали художника.
Когда мы изучили музейные и частные собрания, погрузились в наследие Виктора Ефимовича, то поняли, что он представлен почти во всех главных российских музеях. А это более 60 государственных институций по свей стране – от Калининграда до Сахалина. И, конечно, нашей мечтой наиболее широко и масштабно его художника Попкова, показать не только хиты, но и совсем не известные вещи. В окончательный состав выставки вошли произведения и 12 музейных и 7 частных коллекций. Работы с Сахалина мы так и не смогла привезти, к сожалению. Зато, помимо собраний Русского музея и Третьяковской галереи, есть произведения из Архангельска, Ульяновска, Томска, Иркутска. Все масштабные и значительные произведения нам удалось представить в проекте.
Непосредственно подготовка проекта заняла полтора года. Но речь о большой выставке Виктора Попкова в Третьяковской галерее шла около десяти лет. Важным и сложным аспектом был поиск финансирования. И вот, когда мы почти отчаялись, нашлась компания «Эн+», которая сегодня владеет «Братской ГЭС» — гидроэлектростанцией. Именно они и поддержали наш проект. К выставке осуществлено издание книги: это объемный – 328 полос – каталог-альбома «Виктор Попков». Его издание полностью оплатила Ольга Ярутина (The Art Newspaper Russia) — меценат, серьёзный собиратель.
Выставка построена тематически и раскрывает широкий круг проблем, к которым Попков обращался в течение своего очень непродолжительного творческого пути: всего 20 лет активной творческой жизни. Наследие художника в живописи и в графике так велико, что границы его продолжают для нас расширяться.
Строители Братска
Тема труда —- центральная в раннем творчестве Попкова. Прозвучавшая в графическом цикле «Транспорт» (1958), она получает своё продолжение в масштабных живописных полотнах «Весна в депо» (1958) и «На работу» (1961), где внимание художника сфокусировано на повседневных эпизодах трудовых будней и на фрагментах индустриального строительства. Самое значительное и самое известное произведение — полотно «Строители Братска» (1960-1961), ставшее в истории русской живописи эталоном «сурового стиля». Наряду с картинами «Ремонтники» Таира Салахова, «Наши будни» (обе — 1960) Павла Никонова, «Плотогоны» (1960-1961) Николая Андронова. Работа «Строители Братска» закрепила за Попковым статус молодого талантливого живописца и одного из лидеров своего поколения.
Замысел картины родился во время поездки на строительство Братской ГЭС, где Попков работал в составе творческой группы. Художник нашёл необычную композиционную форму, где строители не заняты трудом, но будто предстоят перед зрителем, а сама сцена напоминает театральные подмостки. Каждая фигура — это тип и характер, за которым прочитывается своя судьба.
- Попков В.Е. Мальчик родился. Холст, масло. 1962. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
- Попков В.Е. Весна в депо. Холст, масло. 1958. Коллекция Арт Русь





Виктор Попков одинаково ярко проявился в графике и в живописи, и мы постарались сохранить значимость каждого из этих видов искусства в нашем экспозиционном показе. Попков окончил Суриковский институт как художник-график. Но Виктор Попков безумно хотел быть именно живописцем, поэтому во время обучения он старался максимально глубоко изучить живописное мастерство, которое он осваивал параллельно с графическими занятиями в Суриковском институте. После занятий и во время практики он часто оказывался рядом с живописцами, наблюдая, впитывая, повторяя.
Первые работы, которые всесоюзно прославили Виктора Попкова — серия «Транспорт», — его дипломный проект, который были опубликовали. Созданные в стилистике своего времени, они воплотили дух конца 50-х годов: молодость, динамика, ясность палитры и языка. В этом же русле написаны и первые большие живописные полотна «Весна в депо» и «На работу», которые показывают, в каком направлении Попков двигался после окончания института.

Очевидно, что тема труда здесь решена традиционно: молодые, красивые, здоровые работники изображены во время труда, все наполнено энергией созидания, радостью, молодостью. Проходит, буквально, два года, и в творчестве Попкова происходит трансформация.
В 1960-м Попков едет на Братскую ГЭС вместе с группой других художников в творческую командировку с задачей создать серию произведений, посвящённых ударной комсомольской стройке Братской гидроэлектростанции. В этой поездке рождается замысел произведение, смелое и новаторское, которое заставило по-новому заговорить о Викторе Попкове как о лидере молодого поколения художников. Попков представил зрителю правдивый и смелый образ новых, других героев. Изображенные на полотне советские строители – немолодые, уставшие после трудового дня люди. Они не заняты ударным трудом, но будто предстают перед зрителем как на театральных подмостках, почти позируют. Попков освещает строителей светом фар как рампой; они смотрят прямо на зрителя, а зритель, на них. В этом столкновении рабочих со зрителем была новая форма открытости, особая правдивость в изображения их лиц, усталых фигур. Вот это, конечно, было абсолютно новым в подходе к теме труда, что принесло Попкову признание уже как живописцу. Работа написана в 1961-62 году и уже в 1963-м она была закуплена Третьяковской галереей в своё собрание, что закрепило за Попковым роль одного из ведущих художников своего поколения, а картина считается эталоном так называемого «сурового стиля».

Дальше начинается очень стремительное и активное развитие художника. Та же тема труда несколькими годами позднее решена совсем у другом ключе. Обратимся к произведениями «Бригада отдыхает», «Полдень» и «Студенты на практике». Очевидно, художник отходит от стилистики «суровых» и решает тему труда, обращается скорее к иконописным традициям, а также к традициям народного искусства, Палеха. Эти жанровые композиции по-новому раскрывают Попкова как живописца. Обратите внимание на вот этот прекрасный раскидистый дуб, который подобно театральному заднику закрывает задний план, и вот — жёлтая ветвь (Прим. ред. ниже левое изображение).
- Попков В.Е. Полдень. Холст, масло. 1964. Дар Союза художников СССР. 1985. ГТГ
- Попков В.Е. Бригада отдыхает. Холст, темпера. 1962-1965. Дар Союза художников СССР. 1983. ГТГ
- Попков В.Е. Студенты на практике. Холст, темпера. 1964. Государственный Русский музей. Картина написана на основе натурных впечатлений, полученных в окрестностях посёлка Черкизово
Отдельный небольшой раздел выставки посвящён поездкам на ударные стройки – Братскую и Иркутскую ГЭС, на строительство БАМа (сегмент Абакан-Тайшет). Здесь же представлены колоритные целинные гуаши и живописные северные городские пейзажи, которые были написаны в Архангельске: знаменитая «Белая лошадь» и «Мост в Архангельске», это мост через реку Кузнечиха.
- Попков В.Е. Белая лошадь. Холст, масло. 1961. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
- Попков В.Е. Мост в Архангельске. Холст, масло. 1962. Долгопрудненский историко-художественный музей. Мост через реку Кузнечиху, соединивший центральную часть Архангельска с районом Соломбала
В эти работах видно, насколько интересно было Попкову изучать разные, самые новые направления в искусстве. Очевидно его знакомство с американским искусством (на выставке в Сокольниках в 1959 году), свое влияние оказала и первая заграничная поездка в Италию. Попков пробует себя в разных жанрах, осваивает новые приёмы, разные направления. Здесь можно видеть и приближение к абстракции, и знакомство с русским авангардом, и интерес к супрематизму.
Двое
Середина 1960-х в творчестве Виктора Попкова отмечена активным обращением к бытовому жанру, а взаимоотношения людей и эпизоды из повседневной жизни становятся для художника одними из центральных тем. Интерес к жизни простых людей — характерная черта мирового искусства послевоенной поры, что наиболее ярко проявилось в кино. Киноискусство стало проводником и новой тематики, и новой эстетики, повлиявшей на другие области творчества. Неслучайно в наследии отечественных художников, среди которых Гелий Коржев, Георгий Никич-Криличевский и Виктор Попков, отмечается влияние кинематографа. Значительные по форме и наполненные глубоким содержанием произведения Попкова «Развод. Светлана, мама, папа и бабушка», «Двое» (оба —1966), «Семья Болотовых» (1967-1968) складываются в целый цикл.
- Попков В.Е. Двое. Холст, темпера. 1966. ГТГ. Картина была отмечена почётным дипломом 5-й Парижской биеннале—молодежной выставки, которая проходила в 1967 Году в Музее современного искусства
- Попков В.Е. Интерьер с картиной «Двое». Бумага, темпера. 1966. Дар К.И. Калиничевой, вдовы художника. 1976 Государственный Русский музей
Название раздела «Двое», как и в других разделов выставки, соотносится с одной из важных в творчестве Попкова работ, принадлежащих заявленной теме. Такое произведение в экспозиции помещено на стены тёмно-синего цвета.
Центральное полотно раздела – картина «Двое», — символ «оттепели» и еще одно из самых известных живописных произведений Попкова. Картина принесла автору почетный диплом Парижской биеннале молодого искусства в 1967 году. Очень интересная работа, очень тонкая, нежная, очень личная.
Интересно, как Попков решает фон. Он помещает две фигуры – мужчину и женщину — в своеобразные индивидуальные цветовые «капсулы». Помещает фигуры в двух разных регистрах картины, ракурс берет сверху; Попков находит оригинальное решение для изображения травы – какие-то фрагменты написаны тонально, другие – фактурно, несколько листьев он прорисовывает детально и помещает две белых ромашки в нижнем левом углу полотна. Так описана автором эта интимная, очень личная ситуация.
В этом же разделе представлены работы разных лет, которые тоже говорят про отношения между мужчиной и женщиной, про отношения внутри семьи.
Обратимся к работе, принадлежащей последнему году жизни Попкова. «Молодые из деревни «Уланово». Мы видим, как трансформируется стиль художника. Лица героев написаны в стилистике кватроченто, а ведь это просто молодые деревенские учителя. Обычные люди, известны даже имена этих моделей, но при этом Попков здесь увлекся совсем другой стилизацией. Героиня выступает в образе средневековой Прекрасной дамы. У Героя тонкие черты лица, а его поза и весь облик напоминают испанских конкистадоров. Этот удивительно тонкий, интересный портрет поступил на выставку из собрания семьи от сына.

Уланово — деревня в Калужской области, куда в 1974 году Виктор Попков приезжал вместе с художниками Карлом Шоломовичем Фридманом (1926-2001) и Анатолием Львовичем Руткиным (1930-1987)

«Семья Болотовых» — произведение из собрания Государственной Третьяковской галереи. Здесь художник изображает семью своей родной сестры Тамары, её супруга и их маленького сына. Бытовая, обычная ситуация разлада в семье, какой-то ссоры, конфликта, неизбежно сопровождающего семейные будни. Интересен этот своеобразный натюрморт, который «разбросан» Попковым отдельными предметами на плоскости стены. Эта разобщённость предметов подчеркивает психологическое состояние героев. А фигурка маленького ребёнка будто «соединяет» семью обратно.

Еще одно произведение из собрания Третьяковской галереи называется «Развод. Светлана, мама, папа и бабушка». Как трагически оно решено: тревожные сочетания разбелённых фиолетовых и малиновых тонов, структурированные геометрией белого и чёрного.

Напротив представлен идиллический семейный портрет «Лето. Июль». Очевидно, изображена та же самая семья Болотовых, но здесь совсем другой сюжет и композиция. Вспоминается картина «Бригада отдыхает», где Попков помещает своих персонажей на траву и располагает их силуэты по кругу, чтобы взгляд зрителя перемещался от одной фигуры к другой. Такое вращательное, поступательное движение. Интересно, как свет освещает эти фигуры. Все вместе создает образ семейной идиллии. Очень красиво!
- Попков В.Е. Июль. Семья. Холст, масло. 1969. Коллекция Арт Русь
- Попков В.Е. Отдых. Эскиз-вариант картины «Июль. Семья» (1969, Коллекция Арт Русь). Бумага, гуашь. 1968. Собрание семьи художника, Москва
Этот отсек условно называется «Мой день, моя ночь». Мы стоим в зоне, которая называется «Моя ночь». И здесь собраны работы, так или иначе относящиеся к темной стороне жизни, к переходному состоянию между сном и явью, между жизнью и смертью. В общем, всё то, что является оборотной стороной радости жизни и полноту бытия.
Мой день, моя ночь
Работа окончена
Картина «Работа окончена» (1970) — одна из программных в творческом наследии Виктора Попкова. Этот автопортрет, написанный в мастерской с узнаваемым видом на сталинскую высотку у Киевского вокзала. Автор смотрит на себя как бы со стороны, воспроизводя на холсте особое эмоционально-психологическое состояние, когда сон уставшего, обессиленного художника, отдавшего своей работе всю энергию и волю, становится похожим на тяжкое забытьё. Изображённая за окном ночная Москва теряет привычные очертания, граница между сном и явью стирается, свет лампочки с мастерской отражаясь в оконном стекле, усиливает ощущение ирреальности.
Метаморфозам переходного состояния между днём и ночью, посвящены и другие работы Попкова. Его «ночные» образы неконкретны и бессобытийны, но очень экспрессивны, зачастую гротескны.


Здесь, в этом же зале «Моя ночь», мы показываем два эскиза для нереализованных в формате большой картинки произведений. Одна картина называется «Приходите ко мне в гости», она была написана в 1974 году, в год гибели Попкова. Кажется, что художник в ней выразил свое «плохо предчувствие» — ожидание чего-то трагического, что может или даже должно произойти в его судьбе. При всей обыденности ситуации – племянники встречают дядю у калитки деревенского дома, — картина наполнена трагическим, тревожным чувством. Сумеречная, даже «похоронная» палитра, разделение пространства картины на «здесь» и «там». Племянники, освещенные дневным светом – «там», а босой Попков – в сумерках «здесь».

Вторая работа, которая есть на этой же стене «Игорь Павел и я». Нереализованная большая картина была задумана в Микулине. Была реальная сцена, когда они поехали выбирать дом для мамы Виктора Ефимовича Степанида Ивановна. В этом Микулине это Волоколамское шоссе, километров 120.
Ну там как-то отдохнули, утомились, прилегли на землю. Попкову эта ситуация впечатлила. И потом он попросил своих друзей художников Обросова, Никонова, и как бы сам тоже лёг, повторить эту же сцену. А четвёртый художник Луколов залез на дерево и сфотографировал. И на основе фотографии Попков разрабатывал вот такой вот тройной портрет художников. Но это тоже не успел реализовать.

Следующий раздел выставки называется «Мой день». И здесь собраны более оптимистичные, радостные работы, где Попков часто обращался к жанру автопортрета, а также к своим друзьям в качестве моделей.
Мой день. Встреча
Картина «Мой день. Встреча» (1968) занимает особое место в ряду многочисленных автопортретов художника, обилие которых стало проявлением присущего ему обострённого чувства сопричастности ко всему происходящему. От первых изображений, датированных периодом обучения и характеризующихся попыткой точного воспроизведения своего внешнего облика, творчество художника эволюционировало к масштабным полотнам, в которых традиционные формы автопортрета осложнены элементами, присущими другим жанрам, насыщены особым психологизмом и иносказаниями.
Не менее разнообразны выполненные Виктором Попковым портреты, посвящённые людям творческого труда. Живописные и графические, однофигурные и групповые, крупноформатные и небольшие по размеру — они стали итогом его размышлений о предназначении и ответственности художника, о сложности и многогранности творческого процесса.

Название этому залу дала работа, которая называется «Мой день. Встреча». По центру изображён сам художник, это автопортрет. Художник стоит перед холстом. Яркая палитра в руках художника развёрнута прямо к нам, будто ее демонстрируют, чтобы можно было точно рассмотреть все восемь цветов на ней. Интересно, что себя и двух других персонажей на картине Попков пишет по-разному. Если он почти по щиколотку утопает в снегу, то дамы стоят на какой-то другой плоскости, будто они существуют в другом пространстве. Другие детали картинного пространства также решены с большой долей условности: почти абстрактный снег, дерево на дальнем плане, ключ, брошенный на снег перед художником. Все это вызывает больше вопросов, чем даёт нам каких-то конкретных ответов. Какую картину пишет художник? Сама фигура художника в этой жёлтой шапочке. В 1963 году он себя в этой жёлтой шапке пишет, в 1968 он в ней себя повторяет.

Видимо, любимая шапка была, и она была для него важна. Вообще интересно, как он сам себя изображает. У меня вчера была журналистка, которая отметила, что он себя очень комплиментарно на портретах пишет. Что был он не такой симпатичный, и был у него нос картошкой, и вообще был не простоватый. Здесь практически уже такой написанный лик. Тонкий нос, брови.
Ну и смотрит на нас. То ли изучает нас, как современников, то ли вопрос какой-то нам задаёт. Ну и таинственный ключ, брошенный почему-то посредине снега. Вот, тоже развернут прямо, как бы лежит на плоскости. Прямо на зритель. Интересная работа из нашего собрания. Очень мы её любим. Но она рождает огромное количество интерпретаций и возможностей для размышления.
- Попков В.Е. Воскресенье. Холст, масло. 1967. Дар Союза художников СССР. 1983 ГТГ. Картина является своеобразным автопортретом художника
- Попков В.Е. Художник Николай Ерышев в Яновице. Холст, масло. 1970. Государственный Русский музей. Изображён живописец Николай Павлович Ерышев (1936-2004). Яновице — город на юго-западе Чешской Республики. Портрет создан после совместной творческой командировки в Чехословакию осенью 1967 года
Ещё один автопортрет, который действительно заслуживает нашего внимания, это «Воскресенье». И здесь Попков, конечно, прекрасно проявляется как график. Мы видим эти четкие линии крыш, эту городскую перспективу, которая строится регистрами, поднимаясь к самой границе холста.

Мне кажется, наибольший интерес представляет Карл Фридман, потому что работа относится к северным поездкам Попкова. Карл Фридман – это художник, с которым Попков часто ездил по России, в том числе был в Кимже.

Собрание семьи художника, Москва
Глубокий, философский, немножко пугающий автопортрет из собрания семьи художника. Он датирован 4 июля 1974 года. Обращает на себя внимание палитра, которую выбрал художник для этого автопортрета: букет искусственных, ножницы как символ обрывания связи между разными пространствами – картинным и зазеркальным. Сама форма этого зеркала напоминает начертание пропорции гроба. Может быть, это моя фантазия?
Шинель отца
Картина «Шинель отца» (1970-1972) стала программной не только в творчестве Попкова, но и для послевоенного искусства нашей страны. Наряду с темой переживания трагедии Великой Отечественной войны и сохранения памяти о погибших в произведении отразилось осознание их потомками собственной жизни, как отвоеванной отцами счастливой возможности жить и творить.
Обладая уникальной способностью конкретное и частное превращать во всеобщее, Виктор Попков раздвигает рамки личных воспоминаний о погибшем во время Великой Отечественной войны отце и создает полотно, повествующее об особом родстве поколений, об их живой и трепетной связи. Зримым, материальным воплощением этой связи стала старая солдатская шинель, хранившаяся в семье художника.
Изображенные за спиной героя «бесплотные тени» старух перенесены автором из его живописного цикла «Мезенские вдовы» (1960-е). Если шинель — память о погибшем отце, то образы вдов — дань любви и уважения к матери, на своих плечах вынесшей все тяготы вдовьей доли. Таким образом, в едином потоке времени, связывающем разные эпохи, оказываются погибшие на войне солдаты, овдовевшие и постаревшие с годами женщины, выросшие без отцов дети.
Шинель и палитра словно вступают в незримый диалог и воспринимаются равнозначными в борьбе за жизнь человека, его нравственность и духовность. Этот сложный переход в область символов и уподоблений художник продолжил в работах 1972 года — «Тишина» и «Манский праздник», где в одном ассоциативном ряду стоят памятники павшим солдатам, полуразрушенные храмы и дети.

- Попков В.Е. Тишина. Холст, масло. 1972. Собрание семьи художника, Москва
- Попков В.Е. Майский праздник. Холст, темпера, масло. 1972. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
Послевоенное поколение, пережившее военные тяготы, не могло не задаваться вопрососм, какой будет жизнь дальше? В творчестве Попкова есть несколько произведений, где художник предпринимает попытку дать ответ на этот вопрос: «Тишина» из собрания семьи художника и «Майский праздник» из Волгоградского музея.
Тоже тема памяти о войне, тоже тема очень сложная, но решена совсем по-другому. Если трагедия очевидцев войны в «Шинели отца» является главным содержанием произведения, то в «Тишине» здесь на первом плане доминирует фигурка маленькой девочки, которая абсолютно беззащитна, она наслаждается жизнью, радуется майскому солнцу. Она воплощает поколение, которое не знало ни трагедии войны, ни памяти о лишениях, не травмировано этой общечеловеческой трагедией. Но сама память о войне не исчезла и продолжает жить в сознании людей уже в памятниках, в архитектуре. Совершенное другое звучание, по сравнению с «Вдовами», приобретает красный цвет. В «Майском празднике» он радостный, торжественный, передаёт энергию и надежды молодости.

Воспоминания. Вдовы
В обширном цикле «Мезенские вдовы» (1960-е) судьба русской деревни показана в ракурсе драматических коллизий XX века. Через скорбное повествование о старухах, в одиночестве доживающих свой век, художник рассказал о запустении северных селений, мужское население которых сгинуло в огне выпавших на долю России воин, а молодежь разъехалась по городам. Вдовий цикл Виктора Попкова стал воплощением оплакивания утрат и сохранения великой памяти. Он освящён любовью художника к его матери — солдатской вдове, воспитавшей троих детей в трудные военные и послевоенные годы.
В основе картины «Воспоминания. Вдовы» (1966), одной из ключевых работ этого цикла, лежит реальная сцена, увиденная художником в деревне, расположенной на берегу северной реки Мезень. Совмещая живописные и графические приемы, пространственное построение с низкой перспективой и скупой контрастный колорит, художник придает композиции монументальную простоту и ясность. Он убирает всё второстепенное ради выражения главного чувства — строгой, торжественной печали.
Трагическое в картине тесно переплелось с героическим. Горе, омрачившее жизнь мезенских вдов, не сломило их и не ожесточило. Проявивший живое сострадание и искреннюю сопричастность к их жизни, Виктор Попков с невероятной силой запечатлел величие духа русских женщин, непреходящую ценность любви, добра и самопожертвования.

- Попков В.Е. В избе. Эскиз-вариант картины «Воспоминания. Вдовы» (1966, Государственная Третьяковская галерея) из серии «На Мезени» (1964-1973). Бумага, смешанная техника. 1966. Собрание семьи художника, Москва
- Попков В.Е. Три женщины. Рисунок к картине «Воспоминания. Вдовы» (1966, Государственная Третьяковская галерея). Бумага, графитный карандаш, пастель. 1966. Коллекция А.Г. Егорова, Москва

Попков отправился на Север в тот момент, когда уже очень многие художники на Север съездили. И уже Север был показан, и о нём было рассказано и на выставках, и в литературе, и в фольклорных экспедициях. В общем, Север стал таким достаточно модным, популярным местом. И 1965 год, когда Попков туда попал впервые, в общем, не должен был открыть для него ничего нового.
И удивительным образом там художник встречает тему, которая действительно стала для него одной из главных. Он там встречается с судьбами женщин, которые овдовели, остались одни, при этом продолжили тащить на себе и свою семью, продолжили работать в деревне, и воспитали не поколение. Перед нами вдовы не только после Великой Отечественной войны, это вдовы и Первой мировой, и вдовы Гражданской.
Жизнь на Севере тяжела сама по себе, с точки зрения климата и условий. Конечно, северные женщины привыкли быть одни, отправлять своих мужей на полгода в море за рыбой. Но вот столь трагической ситуации, когда несколько поколений женщин остались без мужей, земля осталась без хозяина, раньше её не бывало. Эта реальность в поэтическом сознании Попкова соединилась с судьбой его собственной мамы Степаниды Ивановны. Так рождается целый цикл произведений о горькой вдовьей доле.

Времена года
Представленные в разделе живописные пейзажи Виктора Попкова относятся к тем многочисленным и чаще всего небольшого размера этюдамщ эскизам, зарисовкам и наброскам, которые художник делал в любом месте, где он оказывался. Потому так широка их география — от Подмосковья до Сибири, от Крыма до Белого моря. А упомянутые в названии пейзажей топонимы завораживают своим музыкально-поэтическим звучанием: Велегож, Сороть, Воря, Ладыжино, Боровск, Асеньевская, Таруса.
Живописные пейзажи Виктора Попкова необыкновенно выразительны как в цветовом решении, так и в композиционном построении. В них авторский отбор и смелое обобщение подробностей окружающего мира органично сочетаются с мастерством выверенной компоновки объектов изображения и ритмизации пятен цвета. Колорит может быть контрастным или сближенным, локальным или наполненным множеством оттенков, но остается неизменно гармоничным и эмоциональным.
Пейзажи Виктора Попкова, запечатлевшие все места, где побывал художник, отразившие все времена года и суток, не только стали необходимой частью подготовительной работы при создании им крупномасштабных полотен, но и обладают завершенностью, выразительностью и ценностью самостоятельных произведений искусства.
- Попков В.Е. Пейзаж с охотником. Картон, масло. 1965. Собрание О.В. Ярутиной
- Попков В.Е. Золотые шары. Картон, масло. 1970-1971. Собрание В.И. Некрасова
- Попков В.Е. Радуга в Велегоже. Картон, масло. 1965. Собрание В.И. Некрасова
- Попков В.Е. Паутина. Картон, масло. 1963

- Попков В.Е. К весне. Картон, масло. 1965-1966. Собрание В.И. Некрасова
- Попков В.Е. Зимний пейзаж. Картон, масло. 1961. Собрание М.В. Дорофеева

- Попков В.Е. Вечер в Зехнове. Из серии «На Кенозере» (1972). Бумага, акварель, графитный карандаш. 1972. ГТГ
- Попков В.Е. Лето. Из серии «На Кенозере» (1972). Бумага, акварель, белила, графитный карандаш. 1972. ГТГ
Против живописного пейзажа мы расположили блок работ из Кенозерии. Это серия гуашей. Она поступила к нам в 2019 году, условно недавно. И сами кенозерцы из музея нам завидуют, потому что у нас самое полное сейчас собрание именно этого цикла.


У Белого моря
География творческих путешествий Попкова охватывает почти все пространство СССР от Братска до Паланги. Но именно Русский Север стал одним из тех мест, куда Виктор Попков возвращался много раз. Начиная с 1961 года художник приезжал сюда почти ежегодно. Так в его произведениях появляются узнаваемые виды Кенозера и деревни Кимжа, менее известных сёл — Лешуконское, Юрома и других на реке Мезень — и Зимней Золотицы. В этих поездках Попков всегда останавливался у местных жителей, погружался в их быт, писал интерьеры северных изб и много работал на пленэре. Натурные впечатления легли в основу многочисленных карандашных рисунков, акварелей, линогравюр и живописных полотен с мотивами девственной северной природы.
Центральным полотном этого раздела становится картина «Сентябрь на Мезени» (1969-1970). Художник точно улавливает атмосферу жизни в экстремальных условиях Севера, где брутальная природа и суровый климат не только определяют уклад жизни, но и накладывают отпечаток на характер местных жителей и их облик.

- Попков В.Е. У печи. Из серии «На Мезени» (1964-1973). Бумага жёлтая, чёрный карандаш, процарапывание. 1967-1969. ГТГ
- Попков В.Е. Женщина в платке. Из серии «На Мезени» (1964-1973). Бумага, чёрный карандаш. 1965-1966. ГТГ. В 1964-1969 годах Виктор Попков регулярно выезжал в Архангельскую область, где жил в старинных селах Кимжа, Юрома, Целегора и других. В Москву он привозил многочисленные графические работы, послужившие подготовительным материалом для живописного цикла «Мезенские вдовы» (1966-1973), а также для картин «Сентябрь на Мезени» (1969-1970, Государственный Русский музей), «Ожидание» (1972, местонахождение неизвестно)
- Попков В.Е. Семейные фотографии. Бумага, графитный карандаш. 1966-1969. Дар К.И. Калинычевой, вдовы художника. 1976. Государственный Русский музей
- Попков В.Е. Август в Кимже. Из серии «На Мезени» (1964-1973). Бумага, графитный и угольный карандаши. 1967. Дар К.И. Калинычевой, вдовы художника. 1976. Государственный Русский музей
- Попков В.Е. Мальчик и мужик (Деревня Зехнова.У самовара). Из серии «На Кенозере» (1972). Бумага серая, угольный карандаш. 1972. Дар К.И. Калиничевой, вдовы художника, 1976. Государственный Русский музей
- Попков В.Е. Голубой интерьер. Бумага, цветные мелки, фломастер. 1967. Государственный Русский музей
- Попков В.Е. Старуха из Юромы. Из серии «На Мезени» (1964-1973). Бумага коричневая, чёрный карандаш, процарапывание. 1966. ГТГ. Село Юрома Лешуконского района Архангельской области расположено на правом берегу реки Мезень, рядом с устьем ее притока, реки Юрома. Впервые упоминается в писцовой книге погостов, сел и деревень 1623 года
Ещё одно произведение связанное с видами деревни Кимжа приехало к нам из Архангельска — это «Девочки с обручем». Это этюд, написанный, очевидно, с натуры. Снова Попков обращается к образам беззаботных играющих на природе маленьких девочек, которые бросают в небо красный обруч. В высокое небо взмывает колокольня Одигитриевской церкви, соединяющая и гармонизирующая мир дольний и мир горний.

Ну и второй шедевр из Русского музея, посвящённый Кенозерью — «Северная часовня».

Города и дороги
Представленные в этом разделе графические произведения Виктора Попкова исполнены во время поездок в Италию, Финляндию, во Францию и в Узбекистан. В1961 году молодой художник, получив широкую известность благодаря созданию произведений, воспевающих созидательный труд рабочих, стал постоянным экспонентом многочисленных международных выставок и в этом же году смог осуществить свою давнюю мечту — путешествие по Ита-лии. Впервые не по репродукциям художник изучал памятники архитектуры, живописи и скульптуры великих итальянских мастеров. Неизгладимое впечатление произвела на Попкова Венеция, уникальный облик которой запечатлен в серии гуашей, передающих атмосферу города на воде с его многочисленными каналами и мостами («Венеция. Две гондолы», 1961). Лаконизмом и декоративностью отличаются графические листы, исполненные летом 1962 года в Хельсинки во время посещения художником Международного фестиваля молодежи и студентов. В них заметно стремление к сильным эффектам, что выражается прежде всего в остроте и оригинальности композиционного и колористического построений («Хельсинки. Евгений Евтушенко», 1962). Из поездки во Францию в 1963 году Попков привез в Москву этюды и путевые зарисовки («Ночной Руан»), а выразительные гуаши «Эрфурт» (1969) и «Пейзаж с самолетом» (1971) созданы мастером в Германии и Узбекистане.

Попков В.Е. Дети. Переславль. Этюд для картины «Дети из Переславля» (1961-1962, местонахождение неизвестно) из серии «Переславль-Залесский» (1961-1963) Бумага, гуашь. Дар К.И. Калиничевой, вдовы художника. 1986. 1961-1962. Переславль-Залесский музей-заповедник
Деревня
В многочисленных творческих поездках для Виктора Попкова неисчерпаемым источником впечатлений и переживаний была русская природа. Известна любовь мастера к сельской жизни, которая дарила ему такие светлые, радостные минуты, что он с полной серьезностью размышлял о переезде из столицы в деревню с ее сложившимся незатейливым бытовым укладом и вековыми традициями. Попков часто изображал природу в тесной связи с жизнью людей. Жанровая трактовка представленных в экспозиции пейзажей «Вечер в деревне» (1963-1966), «Охота» (1972-1974), «Розовый мяч» (1974) придает созданным художником образам более глубокое содержание. Поэтическая просветленность восприятия русской природы органично свойственна мастеру. Об этом свидетельствуют великолепные акварели «Деревня», «Ветлы», «Лето» (все —1972), в которых автору удалось добиться удивительной целостности и выразительности композиционного и колористического решения. Художник был убежден, что только работа на пленэре, а не в мастерской позволяет передать с живой достоверностью красоту и изменчивость окружающего мира. Одна из лучших графических работ «деревенского» цикла — «Весна в Велегоже» (1971), построенная на тонких тональных отношениях и гармоничном сочетании темных и светлых пятен, — убедительно передает атмосферу начала весны в средней полосе России, когда кое-где ещё лежит подтаявший снег. Созданные Виктором Попковым простые и близкие каждому человеку образы деревенской жизни пробуждают чувство щемящей нежности и любви к родному краю.
- Попков В.Е. Хельсинки. Евгений Евтушенко. Бумага, гуашь. 1962. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
- Попков В.Е. Улица в Хельсинки. Бумага, гуашь. 1962. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
- Попков В.Е. Правление колхоза. Из серии «Узбекистан» (1971). Бумага, гуашь. 1971. Собрание семьи художника, Москва
- Попков В.Е. Хельсинки. Памятник Алексису Киви. Бумага, гуашь. 1962. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
- Попков В.Е. Пейзаж с самолётом. Из серии «Узбекистан» (1971). Бумага, гуашь. 1971. Собрание семьи художника, Москва
Графический раздел представляет натурные наблюдения художника во время многочисленных путешествий по СССР и за его пределы. Художнику посчастливилось посетить Италию, Францию, скандинавские страны. Лично познакомиться с мировыми шедеврами в оригиналах. Все эти впечатления, весь этот новый для Попкова-художника визуальный опыт от переносит на бумагу в талантливых и разнообразных акварелях, гуашах, рисунках.
- Попков В.Е. Венеция. Женщина в красном. Бумага, гуашь. 1961. Собрание семьи художника, Москва
- Попков В.Е. Венеция. Две гондолы. Бумага, гуашь. 1961. Собрание семьи художника, Москва
Кульминацией нашей выставки стала ротонда с последними работами Попкова.
Хороший человек была бабка Анисья
«Хороший человек была бабка Анисья» (1971-1973) — итог размышлений Виктора Попкова о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о людской признательности и благодарности. Жизнь в своем неизбежном и закономерном течении предстает на полотне как нескончаемый поток, в её вечный круговорот — от увядания и смерти до нового зачатия и рождения — включены и природа, и человек.
В бытовой сцене скромных деревенских похорон открывается философский масштаб авторского замысла — воплощение величия земли и значительности жизни каждого, самого «маленького» человека, уход которого оказывается определяющим для сохранения в мире красоты, добра и правды. Достойно прожившая свой век, простая деревенская бабка Анисья — современница тех мезенских вдов, которых с такой поразительной силой сопереживания запечатлел Виктор Попков. В этой картине он словно подвел итог их земного пути — тяжелого, полного лишений, но светлого и возвышенного.
Картина родилась в процессе многолетних поисков. В наследии художника сохранился обширный, тщательно собранный и проработанный подготовительный материал — выполненные в разных техниках рисунки, фрагменты и эскизы композиции. Но со временем Попков отказался от подробного рассказа, от деталей и частностей. Он использовал обобщающие, условно иносказательные приёмы, характерные как для фресковой и иконописной практики, так и для цветной линогравюры.

Виктор Попков был человеком интуитивным, предчувствующим, что что-то трагическое может произойти. Во многом перед нами итог долгих размышлений художника о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о людской признательности и благодарности. Многие считают, что картина «Хороший человек была бабка Анисья» — это его реквием. Действительно, перед нами — самое большое по масштабу и самое глубокое по содержанию произведение Виктора Попкова, которое раскрывает тяжелые, философские размышления автора о жизни. Попков размышляет о законах природы, о цикличности жизни, о её начале и неизбежном конце, о том, какой след можно оставить после своего ухода. И шире: Попков заставляет задуматься о глобальных законах бытия, которые не зависят ни от каждого из нас в отдельности, ни в целом от большого количества людей, ни даже от человечества. Эти размышления возвышают над суетой, отрывают от нашей повседневностью.
В картине больше вопросов, чем ответов. В ней можно обнаружить много цитат из его более ранних произведений..

Если обратиться к эскизу и сравнить, становится очевидным, как трансформировался замысел художника и прояснялась композиция. Ото многих второстепенных деталей он отказывается: венский стул, игрушечная лошадка. С «большой картины» нет больше синей полоски неба на горизонте, нет стада животных, пастуха, художника на пленэре – от всего это в итоге он отказывается, обнажая основной замысел и фикусируя внимание на главном – сцене похорон. Попков разворачивает всю композицию в плоскости выносит линию горизонта за пределы холста, выгибая пространство как чашу. Обычно мало кто замечает оттиск монеты на свежей могиле. Это 20 копеек, которые здесь были впечатаны в ещё пластичный грунт. На выставке на Кузнецком мосту, по легенде, монета эта упала и кто-то её подобрал.
Кто же провожает в последний путь бабку Анисью? Есть сухие силуэты старух, которые напоминают нам героинь «Мезенского цикла» — скорбящие об усопшей тоже скоро пересекут последнюю черту. Кажется, что жизненная сила если уже не покинула, то очень скоро оставит покинули и их. Другие собравшиеся, напротив, создают ощущение жизни, полноты бытия – это группа горожанок в ярких красных одеждах, каждая из которых наделена яркими индивидуальными чертами. Но если всмотреться повнимательнее, их образы тоже вторят фигурам вдов из Мезенского цикла, но здесь уже — композиционно.
При всей многочисленности изображенных персонажей, на картине мало мужчин. Над группой женщин справа от могилы возвышается фигура офицера-отставника в плащ-палатке и в бурках. Есть подросток, наблюдающий за происходящей сценой с ветви раскидистого дуба. Ребёнок, натянувший ворот свитера почти до линии ушей, кажется, тоже мальчик – он напоминает одного из племянников на племянников с картины «Приходите ко мне в гости». Видимо, таким и был состав деревенских жителей: большинство — пожилые бабушки; с ними дети, приехавшие к родственникам; приехали из города и молодые девушки, тоже почему-то знавшие Анисью. Всех их собрала смерть. Название картины как бы подводит к тому, что Анисью, героиню, не называли «хорошим человеком» при жизни, и только здесь, над ее свежей могилой, то что она была человеком хорошим, стало для всех очевидно.
- Попков В.Е. Похороны. Рисунок к картине «Хороший человек была бабка Анисья» (1971-1973, Государственная Третьяковская галерея). Бумага, графитный карандаш. 1969-1971. ГТГ
- Попков В.Е. Девушки. Детали женских фигур и головы. Наброски к картине «Хороший человек была бабка Анисья» (1971-1973, Государственная Третьяковская галерея). Бумага, графитный и чёрный карандаши. 1969-1971. Собрание семьи художника, Москва

«Хороший человек была бабка Анисья» (1971-1973, Государственная Третьяковская галерея). Бумага, гуашь. 1971-1973. Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово
Осенние дожди (А.С. Пушкин)
Картина «Осенние дожди (А.С. Пушкин)» (1974) стала одной из самых последних работ Виктора Попкова. Именно она стояла на мольберте в мастерской художника после его трагического ухода из жизни и впервые была показана на гражданской панихиде в Доме художника на Кузнецком Мосту. Невольная аналогия между двумя роковыми выстрелами принесла этой картине широкую известность.
Работа над пушкинской темой началась в конце 1960-х в Велегоже, где Попков делал первые зарисовки фигуры поэта. Осенью 1973 года и весной 1974 Попков приезжал в Михайловское и Тригорское, здесь родилась серия пейзажей с видами Тригорского, Михайловского и Петровского, которые художник в дальнейшем использовал для создания картины «Осенние дожди. А.С. Пушкин».

«Осенние дожди» – последняя работа Попкова, написанная в Пушкиногорье. Действительно, тема Пушкина очень волновала Виктора Ефимовича. Известно большое количество рисунков и эскизов с фигурой Пушкина в совершенно разных ситуациях в временных пластах. Мне кажется, что отчасти Попков соотносил себя с Пушкиным в масштабе гражданских задач, в волновавшей его тематике. Очевидно, как гражданин Попков испытывал потребность говорить о том, что нужно и что важно для большого количества людей. Говорить публично и максимально открыто. И в этом смысле он, конечно, соотносил себя с Пушкиным.
Михайловское, осень, идет дождь. Перед поэтом открывается узнаваемый пейзаж. Но это не просто пейзаж: Пушкин изображен с закрытыми глазами, он как бы созерцает в целом пространство мира, пространство жизни. Очевидно, поэт не принадлежит этой ситуации, этому пространству – он где-то совсем в других сферах. Открывающаяся перед нашим взором река Сороть в пространстве полотна, с философском пространстве созерцаемого героем – Пушкиным — конечно, река жизни, если не река забвения.

Очень красивая работа и совсем другая по живописи. Такая более тонкая, более проработанная. Серия пейзажей, которая создаётся тоже в Пушкиногорье, представляет огромный интерес, потому что здесь совсем другая манера и другой живописец раскрывается в них. Живописец, который наслаждается именно видом живописи. Живопись как вид искусства.
Да, вот это вот практически рельефы уже здесь нарисованы. И вот этот снег, да, все знали, что снег написать не сложнейшая задача для любого живописца. В общем-то, с этими задачами со всеми папков пытаются справиться именно находясь в Пушкиногорье. Ну и здесь у нас несколько, несколько ещё работ созданных в Пушкиногорье.

Известно, как минимум, три модели, которые позировали Попкова для Пушкина. И даже есть легенда о том, что с Мосфильма привозили фрак. Но я думаю, что это все имеет второстепенное значение.


Эта работа, вызывающая и восхищение, и споры, во многом созвучна «Молодым из деревни Уланово». Однако здесь Попков смело изображает Пушкина и Керн практически нашими современниками!
Анна Мапо́лис Куратор выставки
Материал подготовлен при помощи онлайн преобразователя аудио и видео в текст any2text.ru Декабрь, 2024


Третьяковская галерея
Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной,
Москва. Кадашёвская набережная, 12
4 декабря 2024 — 11 мая 2025
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________