Россия всегда славилась своей музыкальной культурой. Но начало 20-го века ознаменовалось новым культурным явлением, таким как песни каторжан, бродяг и беглых из далёкой-далёкой Сибири. Сейчас это называется «шансон». Эти песни нашли огромный отклик в душе российских обывателей тем, что простой, свободный и довольный человек для себя узнал, что человеческая душа живуча даже в негостеприимной тайге, тундре Сибири и ужасных казематах каторги. И эта душа рвётся куда-то и находит себе отражение хотя бы в песнях. Вот что писал В.Н. Гартевельд в 1912 году в своей книге «ПЕСНИ КАТОРГИ. Песни сибирских каторжан, беглых и бродяг»: «…Бродяга — человек отчаянный, способный из-за нескольких копеек зарезать кого угодно; и несколько песен мне пришлось записывать в тайге не то карандашом, не то револьвером. Сибиряки, или, как их презрительно называют бродяги, «чалдоны», стараются быть с бродягами в хороших отношениях, так как бродяги иначе способны спалить селение, перерезать скот, убить, ограбить и т. д. Поэтому ночью выставляют в селениях на окнах изб молоко и хлеб для бродяг, а картофель и репу сеют в Сибири около большой дороги опять для того, чтобы бродяги могли пользоваться этим. Вообще, сибиряки относятся гуманно как к каторжникам, так и к бродягам и никогда не называют их ни каторжниками, ни бродягами, а всегда «несчастненькими». Во всех песнях бродяг проглядывает огромная чисто народная поэзия, а местами высокий лирический подъём. Этот элемент поэзии можно объяснить только постоянным соприкосновением бродяг с природой».
Я приведу только одну такую песню.
Милосердная
(Поётся сибирскими бродягами, когда они ходят по сёлам и выпрашивают милостыню)
Милосердные наши батюшки,
Милосердные наши матушки,
Помогите нам несчастненьким,
Много горя повидевшим!
Выносите, родные, во имя Христа,
Кто что может — сюда,
Бедным странникам, побродяжникам
Помогите, рòдные.
Золотой венец вы получите
На том свете;
А в нынешнем поминать в тюрьмах
Будем мы вас, наши рòдные.
Немалое число порядочных, законопослушных и музыкально одарённых коллективов сразу же воспользовалась такой «жуткой» популярностью «блатных» песен, щекочущих нервы простому обывателю. В России появились «хоры и квартеты» всевозможных «каторжников», «бродяг» и «нищих».
Феномен «1-го в России квартета сибирских бродяг под управлением Б.Т. Гирняка», процветавшего на эстраде Российской Империи с 1912 по 1917 годы, представляет собой одну из самых колоритных, противоречивых и знаковых страниц в истории отечественного музыкального искусства.
В эпоху, когда революционные настроения нарастали с каждым днём, квартет уловил и мастерски воплотил в себе некий романтизированный образ социального протеста и тоски по свободе. Появление «квартета сибирских бродяг» тонко переплело в себе концертную деятельность, необычные театральные перевоплощения, которые, по сути, отражали реальную жизнь бездомных, и представляли собой своеобразную стилизацию под настроения того времени. Выступления квартета предлагали публике эстетизированное соприкосновение с миром каторжников, бродяг и маргиналов, демонстрируя, что и такие слои общества могут быть наделены бесценными талантами. Однако же стоит сказать, что на самом деле «бродяги» и «каторжники» бродягами и сидельцами не были — это был тонкий маркетинговый ход того времени, который пришёлся по душе публике и который идеально сливался с главными проблемами эпохи – бедностью и борьбой низших сословий и рабочего класса за свои права. Талантливые певцы и артисты смело примерили на себя образы каторжников и бездомных, тем самым завлекая всё больше людей на свои выступления.
Ключевой фигурой, стоявшей у истоков коллектива бродяг и осуществлявшей художественное руководство, был Борис Гирняк – одарённая личность, чья роль выходила за рамки деятельности обычного руководителя хора. Гирняк, которого газета «Курская быль» в 1915 году по праву именовала «любимцем публики» и «баяном русском песни», выступил как настоящий музыкант и постановщик, сформировавший не только звуковую палитру, но и до мелочей продуманный образ квартета.
Реклама из газеты «Курская быль», июль 1915 года
Под его началом группа артистов, среди которых, согласно мемуарам, был и Николай Носов-старший — отец знаменитого в будущем советского писателя, — превратилась не просто в исполнителей песен, а в виртуозных имитаторов, мастерски воплощающих на сцене хорошо отрепетированные роли. Вот как описывает это сам Николай Носов в книге «Тайна на дне колодца»: «…По профессии он был актёром, или, вернее сказать, артистом, а если сказать совсем точно – эстрадным артистом, певцом. В дореволюционные годы на эстраде существовал так называемый квартет «сибирских бродяг». Все четверо участников этого квартета (и отец в том числе) одевались в ветхую, изорванную одежду, покрытую всевозможнейшими заплатками, обувались в крестьянские лапти, изображая собой арестантов, бежавших с каторги и пробиравшихся сквозь дебри сибирской тайги к себе на родину. Нарядившись в такую живописную рвань, артисты выходили на сцену и пели про то, как «глухой неведомой тайгою бежал бродяга с Сахалина звериной узкою тропой», или популярнейшую в те времена «Дубинушку» и другие «Песни тюрьмы и воли», как значилось на афише. Этой своей артистической, «бродяжьей» деятельности отец отдавался до самозабвения… Песни, исполнявшиеся квартетом «сибирских бродяг», были очень созвучны эпохе… И, конечно же, именно поэтому квартет «сибирских бродяг» пользовался большой известностью. Он выступал во многих городах тогдашней России и везде имел шумный успех. Весь или почти весь его репертуар был записан на граммофонных пластинках…».
Популярность коллектива была столь велика, что в той же «Курской были» за 1915 год можно было найти объявление о предстоящем выступлении 27 июля, где обещалось, что каждый желающий сможет проникнуться духом подлинных песен бродяг и их образа жизни.
Стоит отметить, что у квартета Гирняка существовали конкуренты и подражатели, поэтому выходили такие предупреждения.

Одним из конкурентов был коллектив, носивший очень похожее название «Сибирские бродяги» под управлением А. Г. Карпова-Демиденко.

Однако, как отмечали современники, публика и критика не жаловали квартет сибирских бродяг Карпова-Демиденко. Причина крылась не в отсутствии вокальных данных, а в слаженности исполнения. Участники его, по отзывам, «обладали весьма недурными голосами, но очень плохо спевались», в результате чего «получалась какая-то немузыкальная разноголосица: кто – в лес, кто – по дрова».
В то же время состав Гирняка пользовался заслуженным и неизменным успехом, поскольку считался «прекрасно спевшимся» ансамблем с тщательно подобранным голосовым составом. Особое впечатление на зрителей и критиков неизменно производил мощный, выразительный баритон. Но не только музыкальное мастерство определяло триумф квартета. Публику восхищали и безупречно проработанные сценические образы: соответствующие костюмы, грим и характерные аксессуары бродяжнической жизни, которые создавали эффект полного погружения в предлагаемые обстоятельства.
Их сценические костюмы – нарочито рваная одежда, грубые заплатки и лапти – представляли собой не случайный реквизит, а тщательно разработанный визуальный код, способный вызывать массу эмоций у зрителей: от восхищения и удивления до чувства глубокого сострадания. Этот образ был далёк от подлинной нищеты; это была театрализованная бедность, превращённая в мощный эстетический приём. Репертуарная политика квартета была столь же продуманной. В его основу легли подлинные каторжные баллады, тюремные лирические песни и народные произведения вроде «Маруся отравилась», «Отец скончался мой в тюрьме», «В рудниках, да в цепях», «Умер бродяга» и многие другие, которые были тщательно отобраны, отредактированы и аранжированы для гармонического квартетного исполнения. Эти тексты, повествующие о невыносимых тяготах каторжной жизни, тоске по утраченной свободе и трагической судьбе беглецов, оказывались глубоко созвучны предреволюционным настроениям, царившим в широких слоях общества. Они резонировали с надвигающимся протестом против существующего порядка, что и объясняло их шумный, повсеместный успех. Технический прогресс сыграл ключевую роль в популяризации коллектива: записи его выступлений на граммофонных пластинках тиражировались по всей стране, превращая квартет из явления столичной эстрады в подлинно всероссийский феномен, доступный даже в самых удалённых уголках империи.
Особый интерес для историков искусства представляет визуальное наследие квартета, в частности, несколько дошедших до нас редких фотографий. На одной из таких фотографий запечатлены все четверо артистов в своих знаменитых сценических костюмах, причём подписи указывают на голосовые партии: слева направо выстроились первый тенор, второй тенор, баритон и бас.


Мемуары Николая Носова позволяют выдвинуть обоснованное предположение, что его отец, будучи участником коллектива, – это второй тенор, то есть фигура, вторая слева. Однако здесь возникает интригующая загадка. Писатель упоминает, что партию баритона исполнял некий Василий Галковский. В то же время, сохранившиеся портретные фотографии Бориса Гирняка демонстрируют поразительное внешнее сходство с человеком, стоящим на этой групповой фотографии как раз на позиции баритона, то есть третьим слева. Также известно, что Борис Гирняк был искусным баритоном, поэтому велика вероятность, что на этой фотографии изображён первый состав квартета, о котором я узнала из газеты «Отклики Кавказа» от 13 мая 1912 года: «11 мая закончил свои первые три гастроли в театре «Гранд-Электро» концертный квартет «Сибирских бродяг». Все три гастроли усиленно посещались нашей публикой, которая, кстати сказать, осталась вполне удовлетворённой художественным исполнением песен далёкой тайги. Правда, тема песен не из лёгких, и самые грим и костюмы напоминают о страдании людей, но тем не менее этот оригинальный квартет выделяется из числа форм вокального искусства этого рода синематографа. Четыре исполнителя Б.Т. Гирняк (баритон), Г.Н. Миргородский (тенор), Н.И. Михайлов (тенор) и А.С. Орлов (бас) весьма ярко создают типы «отверженных», правдиво передавая их духовную жизнь в мотивах песен каторги.»

В своих воспоминаниях об отце, втором теноре Николае Петровиче Носове, детский писатель упомянул имена ещё двух участников квартета — это баритон Василий Галковский, и бас Александр Николаевич, «самый строгий и сердитый человек во всём квартете… До того, как начать петь в квартете, он был учителем пения в школе.» Я лишь могу предположить, что во втором составе квартета первым тенором мог быть Г.Д. Шам, который упоминается в качестве руководителя квартета наряду с Гирняком на большинстве известных граммофонных пластинках того времени.
Я пришла к такому выводу, найдя документ, в котором Г.Д. Шам упомянут как тенор, исполняющий соло партии. Версия требует подтверждения. Фамилия баса в этом квартете мне пока неизвестна. Может кто из читателей подскажет?
Таким образом, феномен квартета «Сибирских бродяг» служит ярким примером того, как эстрадное искусство рубежа веков активно и эффективно работало с актуальными социальными запросами, стилизуя, упаковывая и предлагая их массовой аудитории в форме мощного художественного высказывания. Этот коллектив был сценической иллюзией высочайшего класса, проектом, в котором грим, костюм, драматургия номера и, что немаловажно, сама музыка сливались в единое, эмоционально заряженное высказывание. Его наследие — это не только несколько сохранившихся граммофонных записей и фотографий, но и важный прецедент в истории российского шоу-бизнеса, демонстрирующий рождение одной из первых по-настоящему успешных и узнаваемых музыкальных «масок», чья популярность пережила саму империю, в недрах которой она и родилась.
Последняя гастроль квартета состоялась в апреле 1917 года в Казани, о чём сохранилась афиша.
Уважаемые читатели! Если желаете познакомиться с творчеством «1-го в России квартета бродяг Гирняка и Шама» глубже, то настоятельно рекомендую перейти по этой ссылке:
За ней спрятана уникальная запись песни «Варяг» в исполнении квартета на старом граммофоне. В Интернете можно найти много записей песен этого хора, но «Варяга» нет на просторах сети, поэтому представляю вашему вниманию настоящий эксклюзив.
Приятного прослушивания!
Юдкевич Эвита Владимировна
_________________







