Иулиан Рукавишников в Пространстве Айдына Зейналова

Иулиан Рукавишников в Пространстве Айдына Зейналова

in Новости музеев 457 views

В Про­ст­ран­ст­ве Ай­ды­на Зей­налова 5 де­каб­ря откроется мо­но­гра­фи­чес­кая вы­став­ка из­ве­ст­ного со­вет­ского и рос­сий­ского скульп­тора Иулиана Ру­ка­виш­ни­кова (1922-2000).

Этот мастер вошел в историю оте­че­ст­вен­ной пластики как скульп­тор-мо­ну­мен­та­лист, автор мно­гих зна­ме­нитых произ­ведений, таких, как памятник И. Кур­чатову (1971, Москва) и памятник А.П. Чехову (1960, Таганрог). Он также был од­ним из ярких порт­ретистов своего времени — создал обширную порт­ретную галерею вы­дающихся людей разных эпох.

В начале 1970-х Ру­ка­виш­ников пе­режил настоя­щее твор­ческое пе­ре­рождение, открыв для себя мир абстрак­ции и отступив от столь при­вычного для скульптуры ант­ро­по­мор­физ­ма. Такое пре­вра­щение для мно­гих стало не­ожи­дан­ным — скульптор, ра­бо­тавший в ду­хе соц­реа­лиз­ма, вдруг погрузился в мир био­морфных форм. С этого момента и до конца своей жизни он создавал ани­ма­лис­ти­чес­кие образы, сло­жившиеся в ле­гендарный цикл «Природа (Эволюция и пре­вра­щения)».

Скульптурные изображения фрагментов растительного и животного миров составляют основную часть цикла, объединившего более 50 работ. Многие из них будут представлены на выставке в «Пространстве Айдына Зейналова». В этих скульптурах Иулиан Ру­кавишников, мастер реалистической пластики, отходит от прямого копирования и под­ражания, эффектно играя с контуром и линиями. Трансформация, гипербола, гротеск — вот главные свойства подобных работ скульптора. Природа стала для него тем источником  вдохновения, который дал возможность его творческому таланту раскрыться с иной стороны. 

«Эти удивительные, сакральные, загадочные произ­ведения, особенно в контексте того вре­мени, ста­ли рождаться одно за другим, сна­чала му­чительно и редко, потом быст­рее, сме­лее, отвязнее, пока не обра­зовалась вер­тикальная связь с Всевышним, пре­вра­тившаяся в мощный поток», — вспоминает сын, скульптор Александр Рука­вишников. «На мой взгляд, он был великим скульп­тором, родившимся не там и не в то время. Работая над чем-то, он смело развивал, трансфор­ми­ровал, отка­зывался от чего-либо в пользу чего-либо, часто привносил под­ходящие по форме, но чуждые по смыслу элементы. О бережном отношении к форме и об искреннем, трепетном отношении к объему я услышал от него в первый раз».

Айдын Зейналов, будучи, в свою очередь, учеником Александра Рукавишникова, также имел возможность познакомиться с мэтром отечественной скульптуры. «Мне посчастливилось застать Иулиана Митро­фано­вича. Я имел возможность наблюдать, как он работал над своими произведениями. И я видел то, что сейчас, к сожалению, практически ушло из работы современных скульпторов — это определенная школа — когда мастер работает над своей гипсовой моделью, так называемой промежуточной моделью, перед отливкой в бронзе. Он тщательно прорабатывал в гипсе фактуру своего произведения, каждую его деталь, чтобы снять затем с модели последнюю, максимально качественную, форму и по ней уже лить в бронзе. Его произведения уникальны, они исключительны с точки зрения того, что, он был мастером советского периода, но при этом делал очень современные скульптуры, удивительные по пластике».

После уже состоявшихся в галерее выставок — «Школа «Рукав». Александр Рукавишников и ученики» и «Школа «Рукав» 2. Александр Рукавишников и Айдын Зейналов» — новый выставочный проект возвращает зрителя на два поколения назад, к основам той самой школы, во многом сформированной еще во второй половине ХХ столетия Иулианом Рукавишниковым.

Иулиан Митрофанович Рукавишников (1922-2000) – действительный член Российской Академии Художеств (1997), Народный художник СССР (1988). Сын известного скульптора Митрофана Рукавишникова — основателя скульптурной династии. Мечтая стать пилотом, окончил лётную школу, в 1941 году в первые дни Великой отечественной войны записался добровольцем на фронт. После крушения самолета и тяжелого ранения вынужден был отказаться от карьеры летчика. Вернувшись в Москву, начал работать трафаретчиком в мастерской отца, впоследствии окончив Мос­ковский Госу­дарствен­ный Худо­же­ст­венный Институт им. В. И. Сурикова по спе­циаль­ности «Скульптура». Был одной из ключевых фигур, принимавших участие в создании всемирной ленинианы: выполненные им скульптурные изображения В. И. Ленина имели распро­стране­ние не только в Советском Союзе, но и за рубежом при посольствах СССР.

Также среди его произведений — портрет академика И.П. Павлова, академика И.В. Курчатова, писателя Н.А. Островского, просветителя М.В. Ломоносова, памятники писателям М.А. Шолохову и М.А. Булгакову (в соавторстве с сыном Александром), а также  архитектору В.И. Баженову и композитору Д.Д. Шоста­ковичу.

В 1997 Иулиан Рукавишников создает центральный горельеф «Воскресение Христа» для фасада вос­станов­ленного Храма Христа Спасителя в Москве. В 1993 в Российской Академии Художеств прошла выставка «Династия Рукавиш­никовых». В 2010 в Государ­ствен­ной Третья­ковской Галерее — ретро­спектив­ная выставка работ Иулиана Рукавиш­никова, пред­ставив­шая скульп­туру и графику из цикла «Природа (Эволюция и превращения)». В 1999 за этот цикл скульптур мастер получил Госу­дар­ствен­ную премию РФ. Произ­ведения Иулиана Рукавиш­никова находятся в музейных и частных коллекциях в России и за рубежом.

Наталья Кортунова
Изображения предоставила Юлия Струкова

Галерея Айдына Зейналова

Москва, Серебрянический переулок, 8

5 декабря  – 30 декабря 2025 г.


4 декабря 2025 г. Фотоотчёт

Скульпторы Александр Рукавишников и Айдын Зейналов 

Александр Рукавишников и Айдын Зейналов
Александр Рукавишников и Айдын Зейналов
Ирина Седова и Александр Рукавишников
Ирина Седова и Александр Рукавишников
Юлия Струкова
Юлия Струкова
Автор скульптор Иулиан Митрофанович Рукавишников
Автор скульптор Иулиан Митрофанович Рукавишников
Автор скульптор Иулиан Митрофанович Рукавишников
Автор скульптор Иулиан Митрофанович Рукавишников
Алексей Сидельников и Ирина Седова
Алексей Сидельников и Ирина Седова
Галим Долмогонбетов. Ученик И.М. Рукавишникова. Заслуженный художник РФ, академик РАХ, доцент
Галим Долмогонбетов. Ученик И.М. Рукавишникова. Заслуженный художник РФ, академик РАХ, доцент
Галим Долмогонбетов, Андрей Соловьёв, Алексей Сидельников и Айдын Зейналов
Галим Долмогонбетов, Андрей Соловьёв, Алексей Сидельников и Айдын Зейналов

Скульптор Александр Рукавишников и Алексей Сидельников

Юлия Струкова и Алексей Сидельников
Юлия Струкова и Алексей Сидельников

Фотограф Андрей Лобанов, Алексей Сидельников и Андрей Соловьёв

Фотограф Андрей Лобанов

Галерея Айдына Зейналова

Москва, Серебрянический переулок, 8

5 декабря  – 30 декабря 2025 г.

 

Скульптор Айдын Зейналов

Школа Рукав 2

Данте Айдына Зейналова

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы