В Пространстве Айдына Зейналова 5 декабря откроется монографическая выставка известного советского и российского скульптора Иулиана Рукавишникова (1922-2000).
Этот мастер вошел в историю отечественной пластики как скульптор-монументалист, автор многих знаменитых произведений, таких, как памятник И. Курчатову (1971, Москва) и памятник А.П. Чехову (1960, Таганрог). Он также был одним из ярких портретистов своего времени — создал обширную портретную галерею выдающихся людей разных эпох.
В начале 1970-х Рукавишников пережил настоящее творческое перерождение, открыв для себя мир абстракции и отступив от столь привычного для скульптуры антропоморфизма. Такое превращение для многих стало неожиданным — скульптор, работавший в духе соцреализма, вдруг погрузился в мир биоморфных форм. С этого момента и до конца своей жизни он создавал анималистические образы, сложившиеся в легендарный цикл «Природа (Эволюция и превращения)».
Скульптурные изображения фрагментов растительного и животного миров составляют основную часть цикла, объединившего более 50 работ. Многие из них будут представлены на выставке в «Пространстве Айдына Зейналова». В этих скульптурах Иулиан Рукавишников, мастер реалистической пластики, отходит от прямого копирования и подражания, эффектно играя с контуром и линиями. Трансформация, гипербола, гротеск — вот главные свойства подобных работ скульптора. Природа стала для него тем источником вдохновения, который дал возможность его творческому таланту раскрыться с иной стороны.
«Эти удивительные, сакральные, загадочные произведения, особенно в контексте того времени, стали рождаться одно за другим, сначала мучительно и редко, потом быстрее, смелее, отвязнее, пока не образовалась вертикальная связь с Всевышним, превратившаяся в мощный поток», — вспоминает сын, скульптор Александр Рукавишников. «На мой взгляд, он был великим скульптором, родившимся не там и не в то время. Работая над чем-то, он смело развивал, трансформировал, отказывался от чего-либо в пользу чего-либо, часто привносил подходящие по форме, но чуждые по смыслу элементы. О бережном отношении к форме и об искреннем, трепетном отношении к объему я услышал от него в первый раз».
Айдын Зейналов, будучи, в свою очередь, учеником Александра Рукавишникова, также имел возможность познакомиться с мэтром отечественной скульптуры. «Мне посчастливилось застать Иулиана Митрофановича. Я имел возможность наблюдать, как он работал над своими произведениями. И я видел то, что сейчас, к сожалению, практически ушло из работы современных скульпторов — это определенная школа — когда мастер работает над своей гипсовой моделью, так называемой промежуточной моделью, перед отливкой в бронзе. Он тщательно прорабатывал в гипсе фактуру своего произведения, каждую его деталь, чтобы снять затем с модели последнюю, максимально качественную, форму и по ней уже лить в бронзе. Его произведения уникальны, они исключительны с точки зрения того, что, он был мастером советского периода, но при этом делал очень современные скульптуры, удивительные по пластике».
После уже состоявшихся в галерее выставок — «Школа «Рукав». Александр Рукавишников и ученики» и «Школа «Рукав» 2. Александр Рукавишников и Айдын Зейналов» — новый выставочный проект возвращает зрителя на два поколения назад, к основам той самой школы, во многом сформированной еще во второй половине ХХ столетия Иулианом Рукавишниковым.
Иулиан Митрофанович Рукавишников (1922-2000) – действительный член Российской Академии Художеств (1997), Народный художник СССР (1988). Сын известного скульптора Митрофана Рукавишникова — основателя скульптурной династии. Мечтая стать пилотом, окончил лётную школу, в 1941 году в первые дни Великой отечественной войны записался добровольцем на фронт. После крушения самолета и тяжелого ранения вынужден был отказаться от карьеры летчика. Вернувшись в Москву, начал работать трафаретчиком в мастерской отца, впоследствии окончив Московский Государственный Художественный Институт им. В. И. Сурикова по специальности «Скульптура». Был одной из ключевых фигур, принимавших участие в создании всемирной ленинианы: выполненные им скульптурные изображения В. И. Ленина имели распространение не только в Советском Союзе, но и за рубежом при посольствах СССР.
Также среди его произведений — портрет академика И.П. Павлова, академика И.В. Курчатова, писателя Н.А. Островского, просветителя М.В. Ломоносова, памятники писателям М.А. Шолохову и М.А. Булгакову (в соавторстве с сыном Александром), а также архитектору В.И. Баженову и композитору Д.Д. Шостаковичу.
В 1997 Иулиан Рукавишников создает центральный горельеф «Воскресение Христа» для фасада восстановленного Храма Христа Спасителя в Москве. В 1993 в Российской Академии Художеств прошла выставка «Династия Рукавишниковых». В 2010 в Государственной Третьяковской Галерее — ретроспективная выставка работ Иулиана Рукавишникова, представившая скульптуру и графику из цикла «Природа (Эволюция и превращения)». В 1999 за этот цикл скульптур мастер получил Государственную премию РФ. Произведения Иулиана Рукавишникова находятся в музейных и частных коллекциях в России и за рубежом.
Наталья Кортунова Изображения предоставила Юлия Струкова
Галерея Айдына Зейналова
Москва, Серебрянический переулок, 8
5 декабря – 30 декабря 2025 г.
4 декабря 2025 г. Фотоотчёт
Скульпторы Александр Рукавишников и Айдын Зейналов








Скульптор Александр Рукавишников и Алексей Сидельников

Фотограф Андрей Лобанов, Алексей Сидельников и Андрей Соловьёв
Фотограф Андрей Лобанов
Галерея Айдына Зейналова
Москва, Серебрянический переулок, 8
5 декабря – 30 декабря 2025 г.
__________________































































