Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы

Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы

in Новости музеев 538 views

РОСИЗО и Музей Москвы пред­­став­­ляют вы­став­ку «Ис­кус­ство в масш­та­бе. Мо­ну­мен­таль­ная живопись Москвы».

Москва — современ­ный и ди­на­мич­но развиваю­щийся мегаполис с богатым исто­рическим и куль­турным на­следием. Источник неис­черпаемого вдохновения и предмет увле­ка­тель­ного исследования. Познако­миться с особенностями мону­мен­тального искусства столицы, органично вписанного в городское пространство, предлагает выставка РОСИЗО «Ис­кус­ство в масштабе. Монументальная живопись Москвы», которая откроется 31 января 2025 года в Музее Москвы в Провиантских складах на Зубовском бульваре.

Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы
Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы

Более 300 художественных произ­ведений из музейных фондов, архивов и частных коллекций, а также редкие документы из ведущих российских архивов, фотографии и кадры кинохроники дадут пред­ставление о развитии монумен­тально-деко­ра­тив­ного искусства Мос­квы с 1918 года по 1980-е годы. В экспозиции можно будет увидеть разные этапы создания, а также техники монументальной живописи: мозаики, фрески, сграффито, предназначенные для фасадов зданий и общественных пространств Москвы.

Среди экспонатов выставки произ­ведения В.А. Фаворского, А.А. Дейнеки, Е.Е. Лансере, П.Д. Корина, Е.С. Зер­новой, Э.А. Жареновой, Е.М. Аблина, Г.Г. Дервиза, А.В. Васнецова, Ю.К. Ко­ро­лёва, а также уникальные эскизы Л.Г. Полищука и С.И. Щербининой. Впервые будут показаны мозаичные пробы для Мавзолея В.И. Ленина, созданные под руководством В.А. Фролова, фрески В.А. Фаворского для Музея охраны материнства и младенчества и сохраненные фрагменты мозаики с фасада плавательного бассейна ЦСКА.

  • Владимир Фаворский. Эскиз картуша для бассейна ЦСКА. 1954. Бумага, акварель, карандаш. Собрание семьи художника
  • Владимир Фаворский при участии Дмитрия Шаховского. Рабочая модель картуша для фасада здания бассейна ЦСКА. 1954. Гипс, акварель. Собрание семьи художника

Отдельное внимание уделено одному из первых монументальных произ­ведений — мемориальной доске С.Т. Коненкова, установленной на Сенат­ской башне в 1918 году, а также работе художников-монументалистов в годы Великой Отечественной войны, в том числе эскизам маскировки Москов­ского Кремля, полностью изменив­шим привычный архитектурный образ.

Пространством выставки станет весь город, а её отправной точкой — му­зейная экспозиция, позволяющая проследить развитие идей мону­мен­тального искусства, понять его особый язык и значение в масштабе государства, города и человека.

Вениамин Кремер. "Большие надежды". Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. 1947. Холст, масло. Частное собрание
Вениамин Кремер. «Большие надежды». Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. 1947. Холст, масло. Частное собрание
Екатерина Зернова, Алексей Штейман. Панно "Восстание сипаев в Индии". 1961. Дерево, картон, цветная штукатурка, сграффито. Российский государственный архив социально-политической истории
Екатерина Зернова, Алексей Штейман. Панно «Восстание сипаев в Индии». 1961. Дерево, картон, цветная штукатурка, сграффито. Российский государственный архив социально-политической истории
Неизвестный художник мозаичной мастерской под руководством Владимира Фролова. Пробный набор мозаики "Серп и молот"для мавзолея В.И. Ленина. До 1930. Мозаика, смальта, бетон. Мозаичная мастерская Российской академии художеств
Неизвестный художник мозаичной мастерской под руководством Владимира Фролова. Пробный набор мозаики «Серп и молот» для мавзолея В.И. Ленина. До 1930. Мозаика, смальта, бетон. Мозаичная мастерская Российской академии художеств
Евгений Аблин. Эскиз оформления типового кинотеатра в Москве. Архитекторы Евгений Гельман, Феликс Новиков, Игорь Покровский. 1958. Бумага на картоне, темпера. Собрание Дмитрия Аблина
Евгений Аблин. Эскиз оформления типового кинотеатра в Москве. Архитекторы Евгений Гельман, Феликс Новиков, Игорь Покровский. 1958. Бумага на картоне, темпера. Собрание Дмитрия Аблина

Партнёрами и участниками проекта выступили:

Департамент культурного наследия города Москвы, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Российская Академия Художеств, Центр научных учреждений РАХ, Российский государственный архив социально-политической истории, Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Государ­ственный исторический музей, Государственный музей изобрази­тельных искусств имени А.С. Пуш­кина, Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Государственный централь­ный музей современной истории России, Пермская государственная художественная галерея, Музей современного искусства «Гараж», Государственный геологический музей имени В.И. Вернадского, Геологоразведочный музей Института Карпинского, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово», Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации, Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив кинофото­фонодокументов, Российский государ­ственный архив литературы и искусства, Государственное бюджет­ное общеобразовательное учрежде­ние города Москвы «Воробьёвы горы», Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки, частные архивы и коллекции.

Владимир Соломенцев
Руководитель службы
по связям с общественностью РОСИЗО
17.01.2025

30 января 2025 года

30 января 2025 года в Музее Москвы открылась выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы». Уникальный исследовательский проект РОСИЗО посвящен искусству городского пространства столицы: мозаикам, барельефам, витражам и сграффито. Его важной составляющей является анализ художественных приемов, формирующих образ, который создает пространственную среду.

Первыми посетителями выставки стали руководители Министерства культуры России, директора музеев, художники, продюсеры, актёры и режиссёры, общественные и культурные деятели. В их числе — Директор Департамента музеев и поддержки циркового искусства Министерства культуры Российской Федерации Е.М. Харламова, депутат Государственной Думы Т.В Буцкая, директор ГМИИ им. Пушкина О.Н. Галактионова, генеральный директор архитектурного бюро «Planeta 9» А.В. Стерлигова, историк искусства, куратор, программный директор фонда V-A-C А.Ю. Прудникова, искусствовед З.И. Трегулова и др.

Евгений Аблин, Алексей Губарев, Григорий Девиз, Игорь Пчельников. Эскиз мозаичного панно главного входа. Архитекторы Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Феликс Новиков, Борис Палуй, Игорь Покровский, Михаил Хажакян; инженер Юрий Ионов. 1958-1962. Бумага, акварель, гуашь. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Евгений Аблин, Алексей Губарев, Григорий Девиз, Игорь Пчельников. Эскиз мозаичного панно главного входа. Архитекторы Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Феликс Новиков, Борис Палуй, Игорь Покровский, Михаил Хажакян; инженер Юрий Ионов. 1958-1962. Бумага, акварель, гуашь. Музей архитектуры им. А.В. Щусева

​​​​​​​​​​​​​​К собравшимся обратилась Директор Департамента музеев и поддержки циркового искусства Министерства культуры РФ Елена Харламова, она подчеркнула:

Монументальное искусство неразрывно связано с историей страны. Оно не только хранит память о значимых событиях, но и формирует культурную идентичность, вступая в живой диалог с жителями города и становясь неотъемлемой частью нашей повседневности. Многие из представленных здесь произведений стали визуальными символами своего времени, определив облик целой эпохи. Важно, что такие проекты позволяют заново обратить внимание на уже ставшие привычными объекты, по-новому познакомиться с тем, что окружает нас каждый день, и прочувствовать значение этого уникального пласта нашего наследия для истории и современности».

Евгений Аблин. Автопортрет на фоне мозаики "Покорение Земли" на парковом фасаде Дворца Пионеров. 1960-1961. Холст, темпера. Собрание Дмитрия Аблина
Евгений Аблин. Автопортрет на фоне мозаики «Покорение Земли» на парковом фасаде Дворца Пионеров. 1960-1961. Холст, темпера. Собрание Дмитрия Аблина

Директор ГМИИ им. Пушкина Ольга Галактионова поздравила коллег с открытием выставки:
«Я благодарна Музею Москвы. У нас сложилось здоровое и мощное партнерство, которое, я уверена, будет и впредь продолжаться с РОСИЗО. Потрясающие кураторы выставки Алина Корень и Алла Цехмистренко верили в эту историю и активно ее продвигали. Я была рада вести с ними этот проект. Я благодарна Департаменту музеев и поддержке циркового искусства за то, что всегда с доверием относился к нашим идеям. Спасибо всем большое».

​​​​​​​Приветствуя гостей и коллег, генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова сказала:
«Выставка “Искусство в масштабе” — это не только уникальное исследование, но и способ поменять свое отношение к городу и взглянуть на столицу как на настоящий музей под открытым небом. Надеемся, что наша совместная с РОСИЗО экспозиция для многих посетителей станет отправной точкой для дальнейшего изучения Москвы».

И.о. генерального директора РОСИЗО Георгий Москвичев отметил:
«Главная сложность при создании этой экспозиции заключалась в том, чтобы продемонстрировать во всём многообразии произведения монументальной живописи в рамках выставочного пространства. Но кураторы нашли возможность, используя уникальные эскизы, рисунки, зарисовки, современные мультимедийные технологии, показать масштаб, красоту и величие монументального искусства Москвы».

Об особенностях экспозиции гостям рассказала куратор выставки Алина Корень:
«Эта выставка поразит Вас, потому что она поменяет Ваше восприятие города и окружающего пространства. Когда Вы посмотрите ее, Вы вдруг начнете не просто замечать, но и проживать контакт с монументальным искусством. Процесс ее создания был столь же монументальным, как и сама тема. Хочется поблагодарить тех, кто помог впервые сделать выставку такого масштаба про монументальную живопись Москвы».

Искусство в масштабе
Искусство в масштабе

Пространством выставки «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» станет весь город, а ее отправной точкой — музейная экспозиция, позволяющая проследить развитие идей монументального искусства, понять его особый язык и значение в масштабе государства, города и человека.

Владимир Соломенцев
Руководитель службы
по связям с общественностью РОСИЗО
30.01.2025

Фотографии Михаила Тренихина
Журнал "Коллекция"
30.01.2025

11 февраля 2025 года

Выставка РОСИЗО «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы».

Пять экспонатов, которые нельзя пропустить.

31 января 2025 года в Музее Москвы открылась выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы». Уникальный исследовательский проект РОСИЗО посвящен искусству городского пространства столицы: мозаикам, барельефам, витражам и сграффито. В экспозиции можно увидеть редкие экспонаты, представляющие неоспоримую культурную и историческую ценность. Некоторые из них заслуживают особенного внимания. 

1. Мемориальная доска «В память павшим за мир и братство народов» Сергея Конёнкова

Одной из самых значимых монументальных работ раннего советского периода является барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов», созданный Сергеем Коненковым к первой годовщине революции в 1918 году. В течение 30 лет барельеф располагался на стене Сенатской башни Московского Кремля, однако с началом ее реставрации был снят «за ветхостью». В настоящее время мемориальная доска находится в Русском музее. На выставке воссоздана часть стены вместе с образом панно и восходящим солнцем по документальным фотографиям 1918 года.

Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы. Фото Василий Буланов
Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы. Фото Василий Буланов

2. Карта «Индустрия социализма»

Карта «Индустрия социализма» была выполнена художниками Мозаичной мастерской Академии художеств под руководством Владимира Фролова в технике флорентийской мозаики с добавлением цветных природных камней. Она состоит из 98 отдельных сегментов, а ее общий размер составляет 591 х 450 см. Изначально карта создавалась для Всемирной выставки 1937 года в Париже, но после своего колоссального успеха была также представлена и на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке.

В настоящее время карта находится в Геологическом музее Института Карпинского. Из-за своих габаритов и структурных особенностей она не подлежит транспортировке. В экспозиции она воспроизводится при помощи цифровой печати, которая для более целостного понимания всей работы дополняется демонстрацией настоящих природных камней, аналогичных тем, что были использованы при создании карты. Специально для выставки эти камни были подобраны сотрудниками Государственного Геологического музея Российской академии наук.

Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы. Фото Василий Буланов
Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы. Фото Василий Буланов

Эскизы к Кинотеатру «Октябрь» Андрея Васнецова

В экспозицию вошло два оригинальных эскиза Андрея Васнецова, сделанных им во время работы над мозаичным панно для кинотеатра «Октябрь», который был построен в 1967 году в честь пятидесятилетия Октябрьской революции. Отсюда не только название самого кинотеатра, но и сюжет панно, украсившего периметр его фасада. Художники поставили перед собой задачу –– выразить в обобщенных монументальных образах движение революции, её завоевания и свершения.

Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы. Фото Василий Буланов
Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы. Фото Василий Буланов

Эскизы к сграффито «Трудовые резервы» Екатерины Зерновой

В экспозиции представлены два эскиза к последней монументальной росписи Екатерины Зерновой — сграффито «Трудовые резервы», созданному ей в 1976 году для фасада ПТУ № 153 на Каширском шоссе, д. 64. Работа сохранилась и стала узнаваемым символом здания на Каширке.

Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы. Фото Василий Буланов
Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы. Фото Василий Буланов

Мозаика «Исцеление человека» на фасаде библиотеке РНИМУ им. Н.И. Пирогова Леонида Полищука и Светланы Щербининой

Впервые на выставке представлен полный корпус эскизов, макетов и подготовительных работ художников Леонида Полищука и Светланы Щербининой к уникальной по своему размеру и замыслу мозаике «Исцеление человека». Расположившаяся на всех четырех фасадах библиотеки РНИМУ им. Н.И. Пирогова, мозаика является одной из самых больших в Москве и занимает площадь более 2000 кв. м. Мозаика до сих пор сохранилась и недавно была отреставрирована.

Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы. Фото Василий Буланов
Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы. Фото Василий Буланов
Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы. Фото Василий Буланов
Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы. Фото Василий Буланов
Владимир Соломенцев
Руководитель службы
по связям с общественностью РОСИЗО
11.02.2025
Фото Василий Буланов

РОСИЗО логотип

РОСИЗО — это мно­го­про­филь­ная ор­га­ни­за­ция, зани­мающаяся раз­ра­бот­кой и реа­ли­­за­цией вы­ста­воч­ных проектов, са­мо­стоя­тель­но и в парт­нёрстве с ве­дущими ми­ровыми му­зеями и куль­тур­ными ин­сти­туциями.

Фонд РОСИЗО насчитывает более 45000 произведений искусства.

РОСИЗО осуществляет все музейные функции: от хранения, изучения, реставрации и публичного пред­ставления музейных предметов и музейных коллекций до культурно-просветительских программ и между­народного культурного сотрудниче­ства.

Одна из главных задач РОСИЗО — популяризация художественного нас­ледия России и современного российского искусства.


Логотип Музей Москвы

Музей Москвы основан в 1896 году. Му­зей рас­полагается в Провиант­ских скла­дах, памят­нике архитектуры федерального значения.

Фондовая коллекция насчитывает более 890 тысяч единиц хранения, в том числе богатое собрание археологических артефактов.

Музей Москвы также включает несколько филиалов: Музей археологии Москвы, Музей истории Лефортово, Центр Гиляровского, Музей Зеленограда, музей «Садовое кольцо», Гербовый зал города Москвы  и Библиотека им. Н. А. Добролюбова

РОСИЗО

Музей Москвы, Зубовский бульвар, 2 корпус 1

31 января — 13 апреля 2025 г.

Билеты можно приобрести на сайте https://www.mos.ru/afisha/event/328985257/

_________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Tags:

Рекомендуем

Перейти К началу страницы