Надеемся, что идею не только воплотят, но и нам за неё достойно заплатят. Разговор о стульях. Нет, нет, Остап Бендер тут не причём, хотя его двенадцатый стул попал в музей, чем немного опередил наш материал.
В музеях перед выставками дизайнеры подготавливают проекты будущих выставочных пространств. По простому говоря, решают как будут выглядеть залы. Они в т.ч. подбирают удобную цветовую гамму постоянных стен, придумывают декорации, соотносят с экспозицией, исторической линией. Потом всё это цветовое решение утверждают. И вот уже маляры бегут за краской и работают день и ночь под надзором напряжённого цейтнотом одуревшего куратора. Скоро по стенам развесят картины, на подиумы взгромоздят скульптуру, по витринам рассыпят ненужную никому мелочь. Следом местный фотограф метнётся и заснимет всё, сделав несколько сотен фоток.
Открытие выставки. Пресс-показ. СМИшники шуршат как Штирлицы, пролезая куда не просят, снимая на видео и фотографируя напропалую то, в чём совершенно ничего не понимают, никогда не поймут и не хотят понять. Вот уже посетители начинают просачиваться, теребя ручонками дорогущие каталоги, которые нужны только как фотошпаргалки с кучей научного текста, который, чтобы не пролистывали через одну страницу, прерывается цветными картинками. В зале слышатся полупридушенные голоса: «Подержи книжку, я сфоткаю», «Дай-ка щёлкну!», «Я сам/сама щёлкну!». И все на фотокамеры телефончиков запечатлевают непрофессиональными ручонками то, что точно есть в каталоге, за что уже заплатили или ещё заплатят тысяч пять при выходе из музея.
И вот итог: шикарные фотографии местного фотографа, профессиональные фотографии и видео СМИ, никакие фотографии посетителей.
И абсолютно на всех фотографиях стоят, гордясь и приравнивая себя к произведениям искусства, никаким боком не подходящие в экспозицию стульчики смотрителей. Они яркими световыми пятнами выбиваются из общей гармонии экспозиции, сбивая с толку посетителей и нарушая слаженность зала. Эти стульчики часто снабжены подушечками, сшитыми по лекалам бабушки Петра Михайловича Третьякова. Стульчики, как национальная ценность, бдительно охраняются сотрудницами музея.
Отметим, что на фотографиях местных фотографов стульчиков может не быть по причине, что из ещё просто не принесли в зал. А вот ребята из СМИ уже стараются лишнее не фоткать, но тут уж как карта ляжет.
И вот что нам интересно, как так вышло, что за последнее время нормальные стулья для смотрителей мы увидели только в Царицыно? Даже не стулья, а кресла, разработанные чушь ли ни самим Филиппом Старком под прикольным названием «Исчезающий Людовик» (Louis Ghost). Эти кресла — прозрачные! Реально прозрачные и дружат с любой экспозицией.
Интересно, что удалось узнать о Старке и его творении. Филипп Старк — французский дизайнер-многостаночник, практически захвативший промышленный дизайн. Только не думайте, что мы хотим как-то его поддеть! Отнюдь! Это просто заслуженный ударник и практически невозможно вспомнить в какие области жизни не ступала его нога и не делала что-либо его рука. Он автор-дизайнер в промышленности, архитектуре и внутренней отделке. Он придумывает уличную и интерьерную мебель, в частности стулья. Под его мастеровитую руку попала бытовая техника, люстры, игрушки, транспорт и продукты питания. И т.д. и т.п., но сегодня рассказ не об этом трудоголике.
Естественно, что стул «Louis Ghost» 2003 года чертовски крут, хотя немного узковат и подходит не для всех. 🙂
Недавно заметили, как одна утомлённая экспозицией дама, решительно прицелилась кормой и, словно в молодые годы, начала неумолимо сближаться с заветным чудо-креслицем. Этим онавызвала ажиотаж менее смелых посетителей и возмущение сотрудницы музея, внезапно материализовавшейся из ниоткуда и невероятно быстро и грациозно воцарившейся на подушке предков, откуда стала смотреть сквозь ошалевшую посетительницу, словно та была тоже сделана из плексигласа, правда, потёртого годами.
Ну и в заключение. Нам импонирует кредо Филиппа Старка: un objet doit être bon et utile, avant d’être beau (прежде чем быть красивым, объект должен быть хорошим и полезным).
Вот так «хорошим и полезным». Почему стулья для смотрительниц не хорошие и не полезные, а просто какие попало или те, что в офисе не нужны? Почему их, скажем аккуратно, редко подгоняют под экспозицию? Можно же просто придумать под конкретную выставку или заказать стулья-невидимки, как в Царицыно, для постоянного использования. И пусть девчонки на них кладут подушки на свой вкус. А мы пришлём счёт для получения вознаграждения за идею.
Кстати, часто приходится видеть, что стоят стулья и лавки в музеях, но сидеть на них нельзя. Вот такая ситуация: они есть, но нельзя. Это бывает, если мебель в зале, но она ветхая, старинная, или решительно предназначена не для вас. И тут посреди сиденья натягивают верёвку или гоняют желающих отдохнуть и поковыряться с телефончике ковбойскими криками. А почему бы просто положить букет цветов (пусть даже искусственных или шляпу, близкую по времени — и вопрос решён)?
Алексей Сидельников Главный редактор
__________________