Дина Ельцева. Снеговик. 2024

Художник Дина Ельцева. Ностальгия и современность

in Интервью 1124 views

Дина Ельцева. Современный автор. Современней некуда. Нам приятно с ней встретиться, а вам предложить короткое интервью. Дина Валерьевна Ельцева (г.р. 21.12.1965), художник. Постоянно живёт в г. Королёве, что важно для понимания творчества.

Современные художники разные. Одни делают перформансы и изобра­жают «нечто», что требует додумы­вания и постоянного объяснения, а другие создают удивительный мир, который сам вас охватывает и затягивает в себя. Дина Ельцева создаёт то, что первоначально кажется знакомым, но оказывается миром в совершенно новом, сказочно-волшебном ключе.

Помните, что класс художника зависит от величины прошлого, что он носит с собой. Это зависит от мироощущения и миропередачи. Поэтому понятно, что автору есть чем с нами поделиться, а творчество строится на серьёзном базисе.

С Диной Ельцевой (Д.Е.) встретился главный редактор журнала «Кол­лекция» Алексей Сидельников (А.С.).


Дина Ельцева. Времена года. 2024
Дина Ельцева. Времена года. 2024

А.С.: Добрый день! Мы начали встречу с упоминания г. Королёва. Что с ним у вас связано?

Д.Е.: Так получилось, что у меня почти всё связано с Королёвым. Я жила и училась в изостудии в г. Королёве. Первые, если можно так назвать, художественные работы, первые шаги художника, также связаны с Королёвым.

А.С.: А учёба?

Д.Е.: Окончила художественную шко­лу при институте, а в 1989 году и сам Московский государственный худо­же­ст­вен­ный институт им. В.И. Сурикова. Потом рисовала. Много рисовала, а в 1991 году принята в Союз Художников России.

А.С.: А выставки?

Д.Е.: В 1996 году первая персональная выставка в ЦДХ.

Дина Ельцева. Курица с цыплятами. 2024
Дина Ельцева. Курица с цыплятами. 2024

А.С.: У вас особый характерный стиль. Вы его придерживались всегда?

Д.Е.: Стиля нельзя было придер­живаться, его нужно было сначала вырабо­тать, прочувствовать и сде­лать частью своей руки. Короткое время основным направлением твор­чества были натюрморты. Однако интересы и стремление найти себя в искусстве привели к созданию собственного стиля, который получил поддержку и стал популярным.

А.С.: Но стиль рисования у вас получается двойным: изображение и подача — это такие предметы большого размера…

Д.Е.: Идея стиля витала в воздухе. Архетип с большими овощами у всех с детства в головах. Например, сказка о репке, истории о бобах и т.д. Если люди друг другу пересказывают эти истории, то сюжет поддержат — он уже в головах. Ну и, естественно, художественная классика. Примером может служить картина с посло­вицами типа Брейгеля. Об этом я много говорю. Но повторю, что мне стало важно напомнить зрителям о нашем прошлом, о пословицах, о детских играх.

А.С.: Наши с вами игры уже не совсем популярны.

Д.Е.: Так, да не совсем. В муни­ципальной галерее в Коломне была выставка с моими работами. Так пришли дети узнали и назвали на картине детские игры моего детства, в т.ч. игры, которые сегодня не самые популярные. Как-то дети переняли, как-то прочувствовали. Это неожи­данно и очень приятно. И тут снова может быть проведена линия от Брейгеля, батюшки-кормильца.

Дина Ельцева. Пословицы. 2024
Дина Ельцева. Пословицы. 2024

А.С.: Как же ваш стиль назвать?

Д.Е.: Мне говорили о наивном искусстве в моём творчестве. Но наивное искусство — это когда художник умеет профессионально рисовать, но работает в наивном примитивном стиле. И часто этот стиль не является максимально возможным для художника. Просто этот стиль может пользоваться популярностью и быть интересным автору. Вот мне интересно работать так, как я работаю. И эти работы хорошо принимаются. Зачем же мне менять свой стиль? К тому же со временем стиль становится твоей важной частью. Ты на мир смотришь и его передаёшь, исходя из него.

А.С.: Но вы сегодня придер­жи­ваетесь в творчестве своего вкуса?

Д.Е.: Конечно. Это как базис. Итогом становится, что современная машина меньше пользуется спросом, чем советская, пусть уступающая по разный техническим характери­сти­кам, но она ближе по тем воспо­минаниям, которые привозит её изображение. Ностальгия и современность.

Люди носят одежду более вневре­менную, удобную. В кепках, платках мало ходят. Теперь все в трениках. Но мы помним прошлое. Меняется мир, восприятие, ожидание другое.

Обычно рисуют то, что слегка устарело. Хотя электричку уже не всегда нарисуешь.

Хрущёвки считаются чем-то милым и тёплым, ковёр у бабушки. А чело­вейники страшные и холодные.

А.С.: Ностальгия и современность. Отлично. Можно сделать названием материала.

Д.Е.: Мне нравится совмещать. Прошлое не прошло.

Дина Ельцева. Капуста. 2024
Дина Ельцева. Капуста. 2024

А.С.: А современность принимаете? Например, современное кино, по мнению художника.

Д.Е.: О, это тема для большого разговора. Тут есть, что рассказать. В кино много разного не понятного. Но, чтобы не утомлять, простой пример. Снимают кино, где оформляют комнату персонажа. Из комнаты работницы делают герцогские хоромы. Сразу ещё массу примеров вспомнила, но даже не хочу всё это современное кино обсуждать, чтобы не расстраиваться.

В СССР продавали фото котят из под полы, продавали ковры с лебедями. Делали иконы из фотографий и фольги в обрамлениях, но правда жизни была. Теперь только видео­фантазия создаёт условный мир. Раньше этим занималось изобра­зительное искусство — изобразиловка. Потом фото, затем кино.

А.С.: А кроме кино, что сегодня не принимается?

Д.Е.: Даже скажу, что совсем не нравится. Вы обратили внимание что слово «пошлость» не используется. Знаете почему? Для того, чтобы понимать пошлость нужно два понятия: пошлость и не пошлость. Хотя бы условно на сегодняшний день. В СССР пытались порицать то, что как-то согревало людей. Людям хотелось изображения котят, фигурки слоников, красавиц под пальмами. А это, вроде как плохо. Но что плохого? Сегодня всё возможно. Но что в этом хорошего?

Дина Ельцева. Вечер в городе. 2024
Дина Ельцева. Вечер в городе. 2024

А.С.: Что у вас, как автора, с идеями картин и с заказами?

Д.Е.: Заказов много. Это и хорошо, но и сложно: нужно успеть всё сделать. А для этого нужны быстро писать и успевать идеи оформить на холсте. Хотя идеи есть. Они просто постоянно вокруг. Даже что-то может забыться на время.

А.С.: А как с конкуренцией у художников?

Д.Е.: Конкуренция… Художники относятся друг к другу лучше, чем актёры и певцы. Пожалуй, помогают, находят заказы и т.п. Художники почвенники и западники разве что могли конкурировать, но они тоже не конфликтовали. Художники иногда заказы друг другу скидывают. 🙂

А.С.: Вам как зрителю, что нравится в живописи?

Д.Е.: Не нравится, а интересует. Это — гиперреализм. На солидном уровне. Искусство стоит дорого, солидно выставляется. Но выглядит фокусом. А тут ощущение другое. Что-то полу­чается не так. Могут работать руками, но ощущение механичности. Но гиперреализм — это реакция на засилие технологий. Какое-то посла­ние в этом есть. Идеологическое. Интересно посмотреть и подумать.

А.С.: Ваши работы идеологичны? Как принимаются?

Д.Е.: Ностальгичны. Всё искусство всё же всегда было функционально. Основа: агитация и пропаганда. Не только в СССР. Но и на Западе. Наглядно, просто, понятно. Не читали, не разрешали, а смотрели. Вот в России читали, хоть и на бытовом уровне. Но были ещё портреты предков. Вот я, а вот за мной прошлое. Это тоже идеология.

Можете проверить, что картина на стене определяет, за кого будет человек голосовать. Искусство всегда идеологично. Та же ветка в Третьяковке идеологична.

Сначала контркультура, потом галереи, а потом народные массы. Я пока в центре.

Спасибо за внимание!

Дина Ельцева. Снеговик. 2024
Дина Ельцева. Снеговик. 2024

Художник Дина Ельцева

А.С.: Почему крупные музеи ещё не обратили внимание на работы Дины Ельцевой остаётся вопросом. Может быть она просто не знает, что её работы где-то в запасниках. Сейчас самое время искать работы этого автора для пополнения музейных коллекций. Если говорить, как сложно музею поставить в план приобретение, как долго ждать средств и как сложно ставить приобретённое в своё собрание — то с этим согласишься, но! Есть автор, который открыт для творчества и общения. Нужно просто волевое решение. И всё получится.

Нужно работать и не терять время.


Материал мы подготовили ко дню рождения Дины Валерьевны! Поздравляем и желаем всего самого доброго и много новых картин для нашей радости!

Художник без выставок. Александр Бойцов

Художник Николай Базунов

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Геликон Ступак Интервью

Выставки театра Геликон-опера

Владислав Ступак, студент Российской ака­де­мии му­зыки име­ни Гне­си­ных. Спе­циаль­ность — ди­ри­жи­ро­ва­ние ака­де­ми­чес­ким
Перейти К началу страницы