Вслед за Христом

Вслед за Христом. Священное Писание в русской живописи

in Новости музеев 1694 views

Русский музей в день Рож­де­ст­ва Хрис­то­ва пред­ста­вит в Пско­во-Пе­чер­ском мо­насты­ре вы­став­ку произ­ве­де­ний на библей­ские сю­жеты.

7 января, в день Рож­­де­ст­ва Хрис­това, в кар­тинной га­ле­рее ар­хи­манд­ри­та Али­пия (Во­ронова) в Пе­чорах от­кроет­ся вы­став­ка «Вслед за Христом. Свя­щен­ное Пи­сание в русской жи­во­писи конца XIX — на­чала XX ве­ка». В её со­ста­ве более 40 произ­ве­де­ний зна­менитых мас­теров оте­чественной жи­вописи из со­брания Русского музея. Среди авторов картин – Василий Су­риков, Ге­рих Се­мирадский, Вла­димир Маковский, Анд­рей Рябушкин и дру­гие известнейшие художники.

Выставка посвящена 100-летию со дня блаженной кончины святителя Тихо­на, патриарха Всероссийского.

Вслед за Христом.
Священное Писание в русской живописи
конца XIX — начала XX века

Васильев П.С. Явление Христа Марии по Воскресении. До 1900. Масло, картон. 67,5 х 43. ЖБ-1039. ГРМ
Васильев П.С. Явление Христа Марии по Воскресении. До 1900. Масло, картон. 67,5 х 43. ЖБ-1039. ГРМ
  • Рябушкин А.П. Исцеление двух слепых. 1888. 182 х 141. Холст, масло. ГРМ
  • Жуковский П.В. Богоматерь над телом Спасителя (Pietá). 1876. Холст, масло. 214 х 173. Ж-2392. ГРМ
  • Суриков В.И. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде. 1872. Холст, масло. 89 х 71. Ж-4257. ГРМ

Вслед за Христом

Веками Священное Писание было не­ис­черпае­мым ис­точ­ни­ком твор­ческого вдо­хно­ве­ния для ху­дож­ников. К сюжетам из Библии обращались прак­ти­чески все ве­ли­чай­шие живо­писцы в истории. Среди них русские мас­те­ра ака­де­ми­чес­кой жи­вописи, ше­девры ко­то­рых представлены в экспозиции в Печорах.

Создание произведе­ний на те­мы из Вет­хого и Но­вого За­вета яв­­лялось обя­­за­тель­ной частью обу­че­ния в ху­до­же­ст­вен­ных Ака­демиях. Во вто­рой по­ло­вине XIX ве­ка на еже­годных выставках в Им­пе­ратор­ской Академии художеств демон­ст­ри­ро­валось боль­шое число произведений на библейские сюжеты. Многие из этих полотен исполнялась учениками Академии для получения очередного ака­демичес­кого звания. Таковы представленные в экспозиции «Блудница перед Христом» (1879) Исаака Аскназия, «Овчая купель (Исцеление расслабленного)» (1885) Николая Бру́ни, «Давид, иг­рающий на гус­лях перед Сау­лом» (1873) Ни­колая Загорского, «Исцеление двух слепых» (1888) Андрея Ря­бушкина. В них мо­ло­дые художники про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ли высокую про­фес­сио­наль­ную выуч­ку и глубокое постижение темы.

Жители и гости Пскова увидят произведения Павла Жуковского «Богоматерь над телом Спаси­теля (Рiеtа)» (1876) и Вильгельма Котарбинского «Водружение крес­та» (1887). Жуковский и Котар­бинский получили художественное образование за границей, в Италии, и в их работах чувствуется ориентация на классическое итальянское искус­ство, которой придерживались тогда крупнейшие учебные центры Европы.

Посетители выставки смогут по­зна­ко­мить­ся с блестя­щими пр­имерами рус­ской церковной живописи, эс­кизами рос­писей и мо­заик крупных цер­ковных построек, для укра­шения которых при­глашались лучшие художники. Сое­динение в од­ном ар­хи­тек­тур­ном пространстве про­из­ведений многих художников п­оказывало мно­го­обра­зие творческих и ми­ро­воз­зрен­ческих под­хо­дов в разработке религиозных сюжетов.

Семирадский Г.И. Крещение Господне. 1878. Ж-2965. ГРМ
Семирадский Г.И. Крещение Господне. 1878. Ж-2965. ГРМ
  • Бру́ни Н.А. Овчая купель (Исце­ле­ние расслабленного). 1885. Холст, масло. ГРМ
  • Аскназий И.Л. Блудница перед Христом. 1879. Холст, масло. 205 х 267. Ж-2962. ГРМ
  • Суриков В.И. Первый Вселенский Никейский Собор. Эскизы росписи храма Христа Спасителя в Москве. Эскиз росписи в верхней части северной стены на хорах. 1876. Холст на картоне, масло. 33,9 × 32,3. Ж-4253. ГРМ
  • Семирадский Г.И. Тайная вечеря. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. 1877–1878. Холст на картоне, масло. 45 х 46,6. Ж-1344. ГРМ
  • Суриков В.И. Второй Вселенский Константинопольский Собор. Эскизы росписи храма Христа Спасителя в Москве. Эскиз росписи в нижней части северной стены на хорах. 1876. Холст на картоне, масло. 30,5 × 32,5. Ж-4254. ГРМ

В 1870-е – начале 1880-х годов боль­шая группа художников принимала участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве. В их работах, которые можно увидеть на выставке, отразились характерные тенденции искусства того времени, в котором академическая традиция соседствовала с набиравшим силу реализмом. В работах Генриха Семирадского «Тайная вечеря» (1877-1878) и «Крещение господне» (1878) чувствуется ориентация на классическое итальянское искусство. Василий Суриков в своих эскизах росписей, посвященных четырём Вселенским соборам (1876), стре­мился к максимальной исторической и психологической достоверности. Другой выдающийся реалист, Вла­димир Маковский, трактовал рели­гиозные сюжеты в бытовом ключе («Явление Богоматери и апостолов преподобному Сергию», 1875-1876).

Бруни Н.А. Святая великая княгиня Ольга. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-крови) в Петербурге. 1901. Холст, масло. 40 х 40. ЖБ-1044. ГРМ
Бру́ни Н.А. Святая великая княгиня Ольга. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-крови) в Петербурге. 1901. Холст, масло. 40 х 40. ЖБ-1044. ГРМ

Одним из наиболее крупных проектов в области храмового строительства на рубеже XIX – XX веков было воз­ве­дение храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас – на – крови) на месте смертельного ранения импе­ратора Александра II. К наружному и внутреннему украшению церкви мозаиками была приглашена целая плеяда известных мастеров. Для со­здания общей гармонии грандиозного мозаичного ансамбля художникам было рекомендовано работать, при­держиваясь стиля, выработанного Виктором Васнецовым при создании росписей Владимирского собора в Кие­ве, где академическая и реалис­тическая традиции органично соче­тались с традициями византийского и древнерусского искусства. Представ­ленные на выставке эскизы и ори­гиналы для мозаик, созданные таки­ми известными мастерами как Васи­лий Беляев, Николай Бодаревский, Николай Бру́ни, Николай Шахов­ской, ярко характеризуют стилевые особенности русской церковной живописи.

Пресс-служба ГРМ
28.12.2024

Государственный русский музей

Свято‑Успенский Псково‑Печерский монастырь

181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5

7 января 21 сентября 2025

__________________

 Обсудить в телеграмм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы