Очень часто, читая, мы представляем героев книги, но не всегда можем правильно понять время, а, в ситуации с фалеристикой, возникает соответствующий интерес: какие награды? Сегодня вашему вниманию предлагаем исследование занимательного романа Габриэля Шевалье «Клошмерль» (Gabriel Chevallier «Clochemerle»), выполненное нашим коллегой.
Эта книга, роман Габриэля Шевалье «Клошмерль» чудом каким-то (по-иному и не скажешь) попала в казарму одной из войсковых частей Советской Армии (правда, издание было другое).
Сказать, что все бойцы имели привычку что-то читать – нельзя, многим и прочтение пары абзацев Устава гарнизонной и караульной было трудом превеликим, а у понимание – тем паче.
Боец читал и ржал. Это привлекло внимание. Стали делать так – один читает с выражениями, а остальные слушают.
Гогот стоял сильный.
И пуще глаза книгу берегли, чтоб не украли другие подразделения.
Хотя, как сейчас понимаю, вора по гоготу вычислили бы быстро.
О чём книга? В Интернете просто:
«В романе «Клошмерль» (1934) автор создаёт картины строго сатирического накала, главной мишенью которой является французский буржуа 20-х годов и католическая церковь.
События происходят в маленьком французском провинциальном городке Клошмерль в начале ХХ века. Основные занятия жителей сплетни, интриги, выпивка и секс. В оставшееся от этих достойных занятий время все прочие дела. Страсти разгораются вокруг общественного писуара на площади у собора. Постепенно в скандал влезают политики. В 1948 году по этой книге французы сняли фильм «Скандал в Клошмерле».»
Короче так.
Провинциальный французский винодельческий городок, одна улица, с одной стороны гора с феодальным замком, с другой – виноградная долина.
В центре – церковь, муниципалитет, гостиница и трактир, магазин. Ну и аптека.
И вот в голове мэра Пьешю при поддержке вонючеротого учителя Тафарделя рождается идея – украсить центр города туалетом.
Вблизи церкви, в которой служит кюре Понос (да, именно так, с ударением на последнем слоге).
И понеслось. Это нельзя пересказать, это надо прочитать, при этом имея в доступности баклажку вина.
Ну и теперь о фалеристике в данной книге (ведь проскальзывала же идея сделать такой небольшой цикл).
Итак, фалеристика в Клошмерле.
Да, этот очерк не для фалеристов, которые это всё знают. И не попытка рассказать об орденах ВСЁ. Это очерк.
Это для непосвященных (хотя, откуда они на фалеристическом форуме?).
Время действия – 1923 год.
Часть 1. Награда, без которой не обойтись в книге о Франции – орден Почётного Легиона
Цитаты.
«Пышный бант у подбородка и ленточка Почётного легиона в петлице подчёркивали строгую внешность этого господина. Незнакомец поклонился и широким жестом снял шляпу. При этом он доказал, что не следует судить о пышности всей шевелюры по изобилию волос на затылке».
Но, наконец, на третье утро послышались звучные тенора петухов, которые заново распушили зобы и петушились больше, чем когда бы то ни было, гордясь своими гребешками, как новым орденом Почётного легиона. Рано поутру они известили во весь голос о рождении великолепного дня. Заря породила мир. Горизонт казался ещё не высохшей акварелью, где восхитительно плавились голубые тона, сочетаясь с волнующим цветом роз. Мягко очерченные пригорки казались молодыми грудями, а холмы напоминали бёдра в полном расцвете. Земля напоминала юную девушку, которая только что вышла из ванны и которая, не подозревая, что за ней наблюдают, прилежно вслушивается в мелодии своего сердца, согласуя с их ритмом грациозные движения своего тела. Это было новое перемирие. Его возвестили трубы, а солнце, преодолевая последнюю ступень восхода, заняло свой небесный трон. И едва по мановению его жезла феерически заблистали лучи, как в душах людей возникли первые побеги надежды. А затем солнце, затянув веселый напев, приказало своему наследнику Амуру спуститься к людям. И Клошмерль понял, что он прощён».
Основанный в 1802 году орден Почётного легиона, является высшей наградой Франции за заслуги перед французской республикой, как в военной, так и в гражданской сферах.
Награда выполнена в виде пятиконечной звезды с лучами вида «ласточкин хвост» с шариками на концах и покрыта белой эмалью. В центр звезды помещён медальон, с профилем богини Цереры, символизирующей республику, вокруг которого синий ободок с надписью «Французская Республика». Сам крест наложен на венок из лавровых (слева) и дубовых (справа) листьев, эмалированных зеленой эмалью. Верхний луч также крепится к венку из лавровых и дубовых листьев. Сама награда выполнена из серебра, и для двух высших степеней позолочена.
Ранее, в периоды Империй, венок заменялся короной, менялись и профили на центральном медальоне.
Франция тема не моя, посему знак ордена у меня далеко не в коллекционном состоянии, показывается как иллюстративный материал.
Так же к двум высшим степеням награды полагается звезда ордена Почётного Легиона. Звезда так же представляет собой крест, но в данном случае венок, заменен на расходящиеся солнечные лучи, и выполнена без применения эмали. Для высшей степени – Кавалер большого креста звезда позолочена, и носится на левой стороне груди, для степени «Великий офицер» звезда серебряная и носится на нижней части груди справа.
Лента награды ярко красная, по некоторым данным унаследована от ордена Святого Людовика. Степень кавалер большого креста носится с широкой лентой через плечо, великий офицер, офицер и кавалер на верхней стороне груди справа, лента великого офицера украшена розеткой, степень командор носится на шейной ленте.
То есть награждённые, посещавшие Клошмерль, носили в петлице красную ленточку, ну а все клошмерльские петухи – красные гребни.
Часть 2. Орден Академических пальм
Цитаты.
«Скоро на сцену выйдет множество горожан, забушуют новые страсти, возникнут новые распри. Но скажем уже теперь: и «Тупик монахов», озираемый Жюстиной Пюте, которая денно и нощно стоит на своём посту у окна, укрывшись за занавеской, и писсуар, сооружение коего скоро будет предпринято, и удвоенная энергия Тафарделя, алчущего увидеть, как, наконец, расцветут в его петлице вожделенные пальмы, и далеко идущие замыслы Бартелеми Пьешю, и апостольское простодушие кюре Поносса, и влиятельность высокомерной баронессы де Куртебиш – все это первоэлементы той смуты, каковая, причудливым образом возникнув, внезапно разразится «скандалом в Клошмерле» и в конечном итоге обернётся драмой».
«Вот уже несколько лет учитель тщетно ожидал «Академических пальм», которые сильно подняли бы его авторитет в Клошмерле. Поскольку распоряжение о награде всё не приходило, он воображал, что имеет врагов в высших сферах. На самом деле забывчивость начальства объяснялась просто: на Тафарделя никто не обращал внимания. Инспекторы редко посещали округу, к тому же им казалось, что из-за своих чудачеств наш учитель мало подходил для почётных наград. Мнение несправедливое, ибо преподавательская деятельность Тафарделя была образцом самоотверженности. Преподавал Тафардель скверно – в том были повинны его нудный характер и неисправимое доктринёрство – но старался изо всех сил, не жалея трудов. Свои уроки он приправлял многочисленными тирадами о гражданском долге, которые забивали детям головы и самым плачевным образом перемешивались с предметами школьной программы.
Наряду с заслугами на педагогическом поприще Тафардель имел таковые и на поприще политическом: его преданность партии была общеизвестна, и никто не мог оценить её лучше, чем Пьешю. Мэр вполне был в силах выхлопотать для учителя долгожданную награду».
«Этот день был во всех отношениях знаменательным для обитателей городка. Но для одного из них – для Эрнеста Тафарделя – он был единственным в своём роде: в этот день Александр Бурдийя, с разрешения министра, наградил его орденом «Академические пальмы». Этот символ блистательных заслуг учителя снова сделал его молодым. Тафардель помолодел до такой степени, что весь день резвился, как лицеист, и необычайно много пил. Он пил до тех пор, пока не закрылись ставни последнего кабака. Он уже успел замучить за день своих сограждан потоком слов, которые свидетельствовали о высоком полёте ума, к сожалению, подпорченном с девяти часов вечера похабными словечками. Оставшись в одиночестве, Тафардель величественно помочился прямо посреди главной улицы и громовым голосом изложил своеобразное кредо».
«Он взял своего наперсника за отворот пиджака в том месте, где лиловело широкое пятно «Академических пальм».
– Из этой ленточки, – лукаво сказал он, – мы скоро сделаем розетку. Что вы думаете об этой реформе?
– О, господин Пьешю!.. – пролепетал трепещущий Тафардель. Затем учитель машинально взглянул на красную ленту, украшающую петлицу Бартелеми Пьешю. Сенатор перехватил его взгляд.
– А почему бы и нет? – проговорил он».
Орден Академических пальм (фр. l’Ordre des Palmes académiques) — награда Франции за заслуги в образовании и науке.
Орден Академических пальм ведёт свою историю от ордена (как организации), учреждённого 19 марта 1808 года императором Наполеоном I для академиков и профессоров Парижского Университета и некоторых лицеев. Иерархически орден состоял из трёх ступеней:
• Титуляры (фр. Les titulaires) — великие магистры, канцлеры, казначеи и пожизненные советники университета;
• Офицеры университета (фр. Les officiers de l’université) — ординарные советники и инспекторы университета, ректоры и академические инспекторы, а также профессора факультетов. Также могли приниматься директора, цензоры и профессора первых двух классов лицеев, «наиболее достойные талантами и заслугами»;
• Офицеры академий (фр. Les officiers des académies), с 1837 г. Офицеры академии (фр. Les officiers d’académie) — директора, цензоры и профессора первых двух классов лицеев и директора колледжей. Также могли приниматься регенты колледжей, начальники институтов и другие профессора лицеев, «за значительные заслуги».
В 1866 году введён металлический знак в виде овального венка из пальмовой и оливковой ветвей на лиловой ленте, покрытых лиловой эмалью. Высота знака около 5 см.
Офицеры народного просвещения носили золотой знак на левой стороне груди на ленте с розеткой.
Офицеры академии носили серебряный знак на левой стороне груди на ленте без розетки.
27 декабря 1866 года награда была распространена на учёных и литераторов, как лиц, также способствующих народному просвещению.
То есть кавалер ордена Почётного Легиона, бывший мэр Клошмерля, а ныне сенатор Пьешю намекает учителю, что может поднять его из офицеров академии в офицеры народного просвещения, с получением розетки на Академические пальмы, а то и дотянуть до Почётного Легиона.
Часть 3. Колониальные медали
Цитаты:
«Всё это не обошлось без крупных потерь. Лейтенант отправился к майору, которому уже сообщили о его сказочном возвращении. Майор ожидал его у входа в землянку.
– Тардиво, – проорал он, – теперь вам не миновать ордена Почётного легиона! Как вам удалось вырваться из их лап?
Тардиво знал, что начальству нельзя противоречить. Он сымпровизировал, как сумел, историю своего подвига.
– Я убил часовых, – ответил он.
– И много их было?
– Два, господин майор, два здоровенных парня, из которых получилось два превосходных трупа.
– А как вам удалось пройти через их окопы?
– С большим трудом, господин майор. Но я пристукнул ещё парочку мерзавцев – мне показалось, что они слишком уж внимательно смотрели в мою сторону.
– Ну и стервец же вы, Тардиво! – сказал майор. – Орёл, да и только! Вы, конечно, пропустите стаканчик после такого приключения?
– Не откажусь, господин майор. Раз уж такой случай, так я бы и перекусил».
«Капитан Тардиво, вышедший из рядовых, был типичнейшим военным. Вот, вкратце, карьера этого офицера – она не лишена некоторого интереса. В 1914 году тридцатидвухлетний Тардиво, унтер-офицер сверхсрочник, служил в алжирском городке Блида. Расхаживая по казарменному двору, он часто размышлял об окончании своей карьеры. Если всё будет благополучно, он выйдет в отставку в чине старшины и подыщет себе скромную штатскую работёнку, что-нибудь наподобие праздной должности консьержа. Живописное безделье казалось ему прекрасным завершением жизни для разудалого вояки. Он размышлял о подобной награде за свою беспорочную службу и уже видел себя в тёмном мундире, украшенном медалями колониальных войск».
(Текст взят с сайта (Виктор 2), картинки с сайта http://al-valore.com/index.php?route=common/home)
В 1892 Виконт Луи-Филожен де МОНФОР предложил Палате депутатов законопроект, направленный на создание универсальной памятной медали для награждения (с добавлением различных планок) военных за их участие в некоторых особенно памятных военных кампаниях. Эта медаль, названная Колониальной Медалью, была создана статьей 75 закона о государственном бюджете 26 июля 1893. Изначально предусматривалось, что она могла вознаграждать предшествующие колониальные военные кампании. Тогда она присуждалась Президентом Республики по предложению министров Войны, Флота и Колоний от имени государства, но, начиная с 1920 г, она «не будет больше вручаться бесплатно имеющим право на нее, чьи звания были приобретены после августа 1914».
Закон от 27 марта 1914 дополнит первоначальный текст вознаграждая также «длительную службу в мирное время на некоторых территориях» с предоставлением медали без планки. Декрет от 11 октября 1921 предусматривает предоставление медали военным и морякам, получившим ранения в течение военных действий во французских колониях или в стране протектората, если эти раны не давали право на Крест за боевые заслуги Внешнего Театра военных действий.
Не секрет, что Пятая Республика не ограничивала себя в колониальной политике. Сферой действия французских колониальных войск была почти вся Африка, Юго-Восточная Азия.
По планкам на французских медалях вполне можно изучать не только историю, но и географию.
И, опять-таки, рассказ о всех колониальных войнах Франции – дело не одной дае статьи, к сожалению.
Вот несколько видов колониальных медалей.
Медаль за военные операции в Марокко. С планкой «MAROC». Учреждена в 1909 году. Планкой «Maroc» награждали после 1 июня 1912 года. «Сasablanca» — награждали с 1907 по 1909 год.
Медали с планками за Сахару, Мадагаскар, Тунис, Ориент.
Тонкинская медаль
Медаль за военные операции в Леванте. С планкой: «LEVANT» — этой планкой награждали в период с 1918 по 1921 год.
Так что капитан Тардиво мог увешаться как новогодняя ёлка, да ещё с Почётным Легионом.
С уважением Чечако 1
Мобилизационный балканский крест Австро-Венгрии. Исследование 1