Русский антиминс

Русский антиминс в музее Рублёва

in Новости музеев 152 views

Уже в первые века христианства для богослужений вне храма использовали особый переносной столик, а впоследствии — кусок ткани со вшитыми в него частицами мощей, служивший престолом. В дальнейшем этот прямоугольный плат, получивший название антиминс (вместопрестолие), стал обязательным для совершения литургии. На Руси антиминсы известны с XII века – на протяжении нескольких столетий их изготавливали рукописным способом. На выставке представлены несколько таких ранних образцов с изображением Креста.

Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII – XIX веков

История гравированных (печатных) антиминсов связана с реформами патриарха Никона. Сразу после Московского собора 1655 года последовал указ патриарха о подготовке первого гравированного антиминса. В качестве изображения для него была выбрана композиция «Оплакивание Христа», известная в антиминсах Православного Востока. В XVIII веке над созданием антиминсов работали выдающиеся мастера — знаменитые граверы петровской эпохи братья Иван и Алексей Зубовы, с именами которых связано окончательное утверждение антиминсов Нового времени, известный живописец и рисовальщик А.П. Антропов, гравер И.А. Соколов и другие. Автором последнего рисунка для гравированного антиминса стал академик живописи Ф.Г. Солнцев (1855 год). После этого для изготовления антиминсов начинают применяться новые полиграфические технологии, в частности, гальванопластика.

Антиминс церкви Благовещения (Голгофский Крест). Неизвестный автор. 1630 год. Холст, чернила, перо, кисть. 22,5 х 19,5 см. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
Антиминс церкви Благовещения (Голгофский Крест). Неизвестный автор. 1630 год. Холст, чернила, перо, кисть. 22,5 х 19,5 см. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
  • Антиминс. «Положение во гроб». 1657 г. (доска 1655 г., 1-е издание). Холст, гравюра на дереве, типографский набор, чернила, перо. 44,5×49,0 смМузей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет». Московской духовной академии
  • Алексей Нефедьев (вторая половина XVII века). Антиминс (переосвящение храма) церкви Воскресения Христова. 1674 год (доска 1667 год). Холст, гравюра на олове, типографский набор, чернила, перо. 48,5 х 48,0 см. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
  • Антиминс «Оплакивание Христа». Иоасаф по рисунку Паисия. 1758 г. (доска 1678 г.). Церковь Св. Николая Чудотворца. Холст, гравюра на олове, типографский набор, чернила, перо. 45,0×48,0 см. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
  • Антиминс. «Положение во гроб». И.Ф. Зубов. 1754 г. («Средний» антиминс, доска 1720-е гг.). Церковь Святого апостола Иоанна Богослова. Холст, офорт, резец, чернила, перо. 45,5×52,5 см. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
  • Антиминс «Положение во гроб». 1752 г. (1745 г., копия «Большого» антиминса И.Ф. Зубова). Церковь Всемилостивейшего Спаса (что в Спасской в приделе Тихвинской Богородицы). Жёлтый шёлк, офорт, резец, чернила, перо. 53,0×68,0 см. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
  • Антиминс «Оплакивание Христа». И.А. Соколов, В.А. Иконников по оригиналу Э. Гриммеля. 1764 г. (доска 1756 г.). Церковь Св. великомученицы Варвары. Шёлк, офорт, резец, чернила, перо. 46,5×55,0 см. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
  • Антиминс «Положение во гроб». По рисунку А.П. Антропова1798 г. (рисунок – 1775 г., доска – 1778 г.). Шёлк, гравюра не меди высокой печати, типографский набор, чернила, перо. 48,5×54,5 см. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
  • Антиминс «Положение во гроб». К.Я. Афанасьева по оригиналу Ф.Г. Солнцева. 1859 г. (оригинал – 1855 г., доска – 1856 г.). Церковь Богородицы Казанской сельца Глебово Звенигородского уезда. Жёлтый шёлк, гравюра на стали, чернила, перо. 48,5×60,0 см. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
  • Эскиз антиминса «Положение во гроб». Ф.А. Бруни. Середина XIX в.Бумага, акварель. 48,3×59,8 см. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
Икона «Оплакивание». Около 1497 года. Дерево, паволока, левкас, темпера. 84,0×66,0×2,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублёва
Икона «Оплакивание». Около 1497 года. Дерево, паволока, левкас, темпера. 84,0×66,0×2,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублёва

Посетители выставки смогут увидеть практически все иконографические варианты гравированных антиминсов с начала их появления в России в 1655 году и до середины XIX века, когда на смену гравюре пришла новая техника печати. Среди экспонируемых произведений – редкие памятники иконописи, а также гравюры и литографии с видами монастырей и портретами церковных иерархов из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.

Двусторонняя икона-таблетка «Распятие – Положение во гроб». Середина – вторая половина XVI века. Вологда. Собрание Музея имени Андрея Рублёва

Кураторы

Кураторы выставки – О.Р. Хромов, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела; Л.И. Антонова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела.

Отдел по связям с общественностью
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
16.09.2024

Редакция благодарит Дарью Николаевну Шведову за постоянное любезное внимание и сотрудничество!



Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва — музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени. Основан в 1947 году учёными Петром Барановским, Игорем Грабарём, Николаем Ворониным и Петром Максимовым, по инициативе которых началась реставрация Спасо-Андроникова монастыря. Официальное открытие музея состоялось 21 сентября 1960 года и было приурочено к 600-летию со дня рождения иконописца Андрея Рублёва. Коллекция состоит из более чем тринадцати тысяч икон XII—XX веков, фресок, деревянных скульптур, рукописных и старопечатных книг, предметов медного художественного литья, шитья, изразцов, а также археологических находок.

До 1949 года в музее не было директора — из-за проводимой религиозной политики советских властей многие кандидаты отказывались занимать пост. Однако благодаря инициативе начальника главного управления по охране памятников министерства культуры СССР Шалвы Ратия, на должность был приглашён грузинский учёный Давид Арсенишвили.

Основное выставочное пространство расположено в церкви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва

Москва, Андроньевская пл., д. 10

26 сентября – 24 ноября 2024 года

Купить билеты в Музей Андрея Рублёва

Повелитель гроз

Михаил Миндлин. Модерн в русской иконе

_________________

Мы в Телеграмм>>>

Рекомендуем

Россия-Беларусь. Пересечение судеб

Государственный Рус­ский му­зей и На­цио­наль­ный ху­до­же­ст­вен­ный му­зей Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь пред­став­ляют сов­ме­ст­ный вы­ста­воч­ный
Перейти К началу страницы