Тафтяная церковь 1592 года

Тафтяная церковь 1592 года

in Новости музеев 1051 views

В Михайловском дворце Русского музея 29 августа с.г. открывается выставка, посвя­щён­ная уни­каль­но­му произведению – ши­той, или «таф­тяной» (тафта – дра­го­цен­ная шёлковая ткань) церкви царя Фёдора Иоан­новича и царицы Ирины Фёдоровны Годуновой.

В экспозиции будут представлены сохра­нившиеся в коллекции музея двадцать три изображения шитых икон, которые являются сви­детельством тро­гатель­но-воз­вы­шен­ного, совершенного в худо­жественном отношении искусства шитья Древней Руси.

Тафтяная церковь Фёдора Иоанновича и Ирины Фёдоровны Годуновых 1592 года

Выставка до октября станет частью постоянной экспозиции Михайловского дворца, разместившись в зале № 5 в непосредственной близости с коллекцией древнерусского искусства (залы № 1–4).

Тафтяная церковь Фёдора Иоанновича – это уникальный исторический памятник, объединивший русских монархов Рюриковичей и Романовых, ставший символом воинской славы в императорской России.

Иконостас, представлявший собой продуманную композицию икон, шитых шелками и золотыми нитями, был исполнен в 1592 году в светлицах царицы Ирины Фёдоровны Годуновой. Среди дошедших до наших дней произведений «шевчего искусства» он выделяется лиричностью воплощения, тонким психологизмом образов, артистизмом и искусностью исполнения. Его создание и особенно завершение в год рождения долгожданной наследницы престола царевны Феодосии можно рассматривать как часть масштабной государственной программы, направленной на сохранение династии Рюриковичей, или как образное выражение «моления о чадородии».

Икона. Фёдор Стратилат и Ирина. ГРМ
Икона. Фёдор Стратилат и Ирина. ГРМ

Во времена Смуты и в начале царствования Романовых, т.е., до середины XVII века иконостас Фёдора и Ирины хранился на Государевом дворе или украшал собой одну из многочисленных молелен Кремля, откуда был взят в мастерскую для «обновления».

С походной церковью, включавшей в себя образа из иконостаса царя Фёдора, «перешитой» в 1653 — 1654 гг., царь Алексей Михайлович совершил свой победоносный Смоленский поход. В исторических сочинениях, посвященных этому знаменательному эпизоду, сохранилось известие об устройстве перед царским станом напротив Молоховских ворот Смоленска тафтяной церкви и совершении в ней благодарственного молебна. Именно как военную реликвию своего отца тафтяную церковь перевез из Москвы в Северную столицу царь Пётр I.

В 1812 году император Александр I повелел перенести «походную церковь Алексея Михайловича и Петра I» из Зимнего дворца в церковь Чесменского дворца. В августе 1871 года в церкви случился пожар, и это было тяжелейшее испытание, выпавшее на долю памятника. На следующий год после пожара пострадавший иконостас заменили новым, однако и мемориальный, столь значимый и чтимый как святыня, удалось сохранить.

В 1922 году иконостас был передан в Русский музей. Сложное состояние сохранности шитых фрагментов и икон, претерпевших многие переделки и грубые монтировки, требовало проведения их срочной реставрации. В 1938 году иконостас поступил в мастерскую реставрации древнерусской живописи Русского музея, однако реставрация окружённого воинской славой памятника была прервана Великой Отечественной войной. Она продолжилась лишь в 1964 году и уже в новой мастерской реставрации шитья.

Икона. Троица Ветхозаветная. ГРМ
Икона. Троица Ветхозаветная. ГРМ

Несмотря на многочисленные утраты и ожоги, с которыми иконы поступили в реставрационную мастерскую Русского музея, очевидно высокое профессиональное качество шитья. Даже немногие сохранившиеся сегодня иконы тафтяной церкви дают возможность составить представление о художественном совершенстве и масштабности всего замысла. Исследователи отмечали, что всеми средствами художественной выразительности в иконостасе «подчёркнута парадность, отвечающая назначению произведения как походной церкви русского государя». Тафтяная церковь Фёдора Иоанновича – это уникальный исторический памятник, объединивший русских монархов Рюриковичей и Романовых, ставший символом воинской славы в императорской России.

Икона. Троица Ветхозаветная. ГРМ (фрагмент)
Икона. Троица Ветхозаветная. ГРМ (фрагмент)

Однако иконостас, собиравший вокруг себя на протяжении столетий, новые образы, и обретавший новые смыслы, мог изначально задумываться благоверным царем Фёдором Иоанновичем и царицей Ириной Фёдоровной совсем по иному поводу. Его главная мысль была связана с молением о чадородии. Обетная программа Фёдора Иоанновича распространялась не только на строительство храмов над мощами русских чудотворцев и возведение приделов во имя святых Феодора и Ирины, но и определяла содержание работы царицыной светлицы.

Пресс-служба ГРМ
28.08.2024

Государственный русский музей

Михайловский замок

Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2

29 августа — 7 октября 2024 г.

Купить билет в Русский музей

__________________

 В телеграмм >>>

Рекомендуем

Формы и образы. Стекло

Формы и образы. Стекло

В выставочных залах РОСИЗО стар­тует вы­став­ка «Фор­мы и об­ра­зы. Стек­ло», от­кры­ваю­щая се­рию вы­ста­воч­ных и куль­тур­но-про­све­ти­тель­ских ме­ро­прия­тий в рам­ках
Перейти К началу страницы