В Михайловском дворце Русского музея 29 августа с.г. открывается выставка, посвящённая уникальному произведению – шитой, или «тафтяной» (тафта – драгоценная шёлковая ткань) церкви царя Фёдора Иоанновича и царицы Ирины Фёдоровны Годуновой.
В экспозиции будут представлены сохранившиеся в коллекции музея двадцать три изображения шитых икон, которые являются свидетельством трогательно-возвышенного, совершенного в художественном отношении искусства шитья Древней Руси.
Тафтяная церковь Фёдора Иоанновича и Ирины Фёдоровны Годуновых 1592 года
Выставка до октября станет частью постоянной экспозиции Михайловского дворца, разместившись в зале № 5 в непосредственной близости с коллекцией древнерусского искусства (залы № 1–4).
Тафтяная церковь Фёдора Иоанновича – это уникальный исторический памятник, объединивший русских монархов Рюриковичей и Романовых, ставший символом воинской славы в императорской России.
Иконостас, представлявший собой продуманную композицию икон, шитых шелками и золотыми нитями, был исполнен в 1592 году в светлицах царицы Ирины Фёдоровны Годуновой. Среди дошедших до наших дней произведений «шевчего искусства» он выделяется лиричностью воплощения, тонким психологизмом образов, артистизмом и искусностью исполнения. Его создание и особенно завершение в год рождения долгожданной наследницы престола царевны Феодосии можно рассматривать как часть масштабной государственной программы, направленной на сохранение династии Рюриковичей, или как образное выражение «моления о чадородии».
Во времена Смуты и в начале царствования Романовых, т.е., до середины XVII века иконостас Фёдора и Ирины хранился на Государевом дворе или украшал собой одну из многочисленных молелен Кремля, откуда был взят в мастерскую для «обновления».
С походной церковью, включавшей в себя образа из иконостаса царя Фёдора, «перешитой» в 1653 — 1654 гг., царь Алексей Михайлович совершил свой победоносный Смоленский поход. В исторических сочинениях, посвященных этому знаменательному эпизоду, сохранилось известие об устройстве перед царским станом напротив Молоховских ворот Смоленска тафтяной церкви и совершении в ней благодарственного молебна. Именно как военную реликвию своего отца тафтяную церковь перевез из Москвы в Северную столицу царь Пётр I.
В 1812 году император Александр I повелел перенести «походную церковь Алексея Михайловича и Петра I» из Зимнего дворца в церковь Чесменского дворца. В августе 1871 года в церкви случился пожар, и это было тяжелейшее испытание, выпавшее на долю памятника. На следующий год после пожара пострадавший иконостас заменили новым, однако и мемориальный, столь значимый и чтимый как святыня, удалось сохранить.
В 1922 году иконостас был передан в Русский музей. Сложное состояние сохранности шитых фрагментов и икон, претерпевших многие переделки и грубые монтировки, требовало проведения их срочной реставрации. В 1938 году иконостас поступил в мастерскую реставрации древнерусской живописи Русского музея, однако реставрация окружённого воинской славой памятника была прервана Великой Отечественной войной. Она продолжилась лишь в 1964 году и уже в новой мастерской реставрации шитья.
Несмотря на многочисленные утраты и ожоги, с которыми иконы поступили в реставрационную мастерскую Русского музея, очевидно высокое профессиональное качество шитья. Даже немногие сохранившиеся сегодня иконы тафтяной церкви дают возможность составить представление о художественном совершенстве и масштабности всего замысла. Исследователи отмечали, что всеми средствами художественной выразительности в иконостасе «подчёркнута парадность, отвечающая назначению произведения как походной церкви русского государя». Тафтяная церковь Фёдора Иоанновича – это уникальный исторический памятник, объединивший русских монархов Рюриковичей и Романовых, ставший символом воинской славы в императорской России.
Однако иконостас, собиравший вокруг себя на протяжении столетий, новые образы, и обретавший новые смыслы, мог изначально задумываться благоверным царем Фёдором Иоанновичем и царицей Ириной Фёдоровной совсем по иному поводу. Его главная мысль была связана с молением о чадородии. Обетная программа Фёдора Иоанновича распространялась не только на строительство храмов над мощами русских чудотворцев и возведение приделов во имя святых Феодора и Ирины, но и определяла содержание работы царицыной светлицы.
Пресс-служба ГРМ 28.08.2024
Государственный русский музей
Михайловский замок
Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2
29 августа — 7 октября 2024 г.
Купить билет в Русский музей
__________________