Ольга Розанова (1886–1918)

Ольга Розанова. «Революционер искусства»

in Новости музеев 1201 views

В Мраморном дворце Русского музея открывается выставка «Ольга Розанова (1886–1918). «Рево­люцио­нер искус­ства»». Творчество Роза­новой будет представлено наиболее полно благодаря уникальному собранию работ художницы в Русском музее – более 120 произведений живописи и графики.

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства»

Экспозиция включает около 40 живописных и более 60 графических произ­ведений из собраний музеев России. Представлены все периоды творчества Ольги Розановой: от первых, ещё робких, рисунков до поражающих органической слит­ностью и особой выра­зитель­ностью цветовых отношений абстрактных композиций.

Ольга Розанова (1886–1918)
Ольга Розанова (1886–1918)

Ольга Розанова была настоящей авангардисткой, яркой звездой в созвездии «амазонок русского авангарда». На выставке будут представлены такие известные ее произведения, как «Кузница» (1911–1912, ГРМ), «Портрет молодой женщины» (вторая половина 1900-х, ГРМ), «Натюрморт с помидорами» (1910-е, ГРМ), «Натюрморт» (1910-е, СГХМ), «Портрет А.В. Розановой» (1911–1912, ЕМИИ), «Автопортрет» (1912, ИОХМ), «Кувшин с цветами» (1912–1913, ГРМ), «Городской пейзаж» (начало 1910-х, ГРМ), «Зелёная полоса» (1917, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»), цикл «Игральные карты».

Ольга Розанова (1886–1918). Беспредметная композиция. Около 1916. Х.,м. 78.5 х 53. ГРМ
Ольга Розанова (1886–1918). Беспредметная композиция. Около 1916. Х.,м. 78.5 х 53. ГРМ

Принято считать высшей точкой творческой эволюции Ольги Розановой беспредметные компо­зиции и, наконец, её «цветопись», уносящую нас в область чистой абстракции. Самую известную работу последнего периода творчества художницы – «Зелёную полосу» – часто сравнивают с «Чёрным квадратом» Малевича.

Ольга Розанова (1886–1918). Зелёная полоса. 1917. Холст, масло. 71,2 × 49 см. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов
Ольга Розанова (1886–1918). Зелёная полоса. 1917. Холст, масло. 71,2 × 49 см. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов

Сегодня значимость наследия Ольги Розановой очевидна для русской культуры XX века. Уникальная во многих отношениях персональная выставка в Русском музее призвана лишь ещё раз напомнить посетителям о выдающихся дости­же­ниях художницы, о свое­образ­ном преломлении в её творчест­ве всех наиболее актуальных в то время художественных течений.

Государственный русский музей

Мраморный дворец

Санкт-Петербург, Миллионная, д. 5/1

15 мая — 2 сентября 2024 г.

Купить билет в Русский музей

Пресс-служба ГРМ
13.05.2024

_________________

>>><<<

Ольга Владимировна Розанова (21 июня [3 июля] 1886 или 22 июня [4 июля] 1886, Меленки, Владимир­ская губерния — 7 ноября 1918, Больница им. К.Т. Солдатёнкова) — русский живописец, график, художница книги и деко­ративно-при­кладного искусства, автор статей по искусству, поэтесса, организатор культурного строительства в ранней советской России. Одна из крупнейших представительниц русского авангарда с уникальным колористическим талантом. Создала собственное направление в абстрактном искусстве — т.н. «цве­топись», на несколько деся­тилетий предвос­хитив развитие сходного направления в американском абстрактном искус­стве. В 1917 году создала один из шедевров абстракционизма — картину «Зелёная полоса».

После февральской революции 1917 была членом Коллегии Профес­сиональ­ного союза художников-живописцев Москвы, работала «ради картошки» в Союзе городов. После октябрьской революции 1917 писала в газету «Анархия», участвовала, в качестве вышивальщицы знамён, в офор­млении Москвы к празднику 1 мая. 22 июня 1918 назначена заведующей подотделом художественной промыш­ленности Отдела ИЗО НКП. Вместе с Александром Родченко готовила к реформированию ряд крупных худо­жествен­но-промышленных центров во Мстёре, Богородске и Иваново. Участвовала в оформлении Москвы к годовщине революции.

7 ноября 1918 года умерла от дифтерита в Солдатёнковской больнице (ныне — Боткинская). Похоронена в Новодевичьем монастыре, рядом с Антоном Чеховым. Специально к похоронам Малевич и Клюн сделали траурный супрематический флаг. После перенесения могилы Чехова, захоронение Розановой было утрачено. Имя Розановой сразу после её смерти было присвоено Иваново-Вознесенской художественной школе.

Рекомендуем

Перейти К началу страницы