Белорусский текстиль: от традиции к современности. Древо жизни

Белорусский текстиль: от традиции к современности

in Новости музеев 728 views

Экспозиция «Древо жизни» продолжает серию небольших сателлитных выставок музейного проекта «В поисках народного искусства» ГМЗ «Царицыно», отражающих многогранность процесса развития традиционных ремесел сегодня на постсоветском пространстве. Национальный центр современных искусств Республики Беларусь (г. Минск) стал главным партнером музея-заповедника «Царицыно» в совместном проекте «Древо жизни», рассказывающего о новом явлении в декоративном искусстве Беларуси — современное ткачество, наследующее высокий профессионализм художников и народные традиции текстиля.   В основе новой экспозиции -объемно-пространственные объекты и композиции талантливого художника по ткачеству Христины Высоцкой из Минска.

Дрэва жыцця / Древо жизни. Белорусский текстиль: от традиции к современности. Художник Христина Высоцкая

Вернисаж выставки «Древо жизни». 19.06.24. Фото Д. Щелоков
Вернисаж выставки «Древо жизни». 19.06.24. Фото Д. Щелоков

Тема древа – семейного, родового, сакрального – основная в творчестве художника Высоцкой. В белорусской мифологии дерево означает семью, плодородие, а также обновление жизни. «Дрэва жыцця» (древо жизни) у белорусов объединяет энергию рода, корней, связи с землей и вселенной.

Домашнее ткачество у белорусов доминировало среди других техник текстиля. В начале ХХ века практически в каждом крестьянском доме был ткацкий станок. С раннего детства девочки приобщались к процессам создания ткани, начиная от простых и переходя к более сложным техникам ткачества. Каждая молодая девушка должна была подготовить приданое, в которое входили пояса, рушники, покрывала, скатерти, элементы одежды.

  • Рушники (ручники) из коллекции Ольги Семашко (г. Минск)

Как известно, скатерти, рушники, покрывала имели не только утилитарное, но и обрядовое значение. На выставке можно будет увидеть традиционные «Свадебные» ручники первой половины ХХ века, покрывало «Розовое» — яркий образец белорусского двустороннего переборного ткачества и другие этнографические предметы, выполненные в многонитовых узорчатых техниках вроде «дымки» и браного ткачества.

Покрывало «Розовое» из коллекции Ольги Семашко (г. Минск)
Покрывало «Розовое» из коллекции Ольги Семашко (г. Минск)

В экспозиции есть предметы из минского собрания Ольги Семашко, основой которого стало семейное наследие – ткачество бабушек коллекционера Леонидии Карпович и Ксении Ганисевской, и прабабушки Татьяны Карпович.

Экспозиция этнографических тканых предметов из различных регионов Беларуси, представленная Музеем «По сусекам», г. Москва
Экспозиция этнографических тканых предметов из различных регионов Беларуси, представленная Музеем «По сусекам», г. Москва

Домотканый текстиль из разных регионов Беларуси в экспозиции представлен также этнографическими костюмами и рушниками из Московского музея русского быта «По сусекам». Московский музей «По сусекам»  основан Еленой Тюняевой, экс-директором Парка искусств «Музеон».Уже 15 лет она коллекционирует предметы традиционного быта и руководит музеем, который собирает вокруг себя единомышленников –мастеров и исследователей народного искусства.  В музее проходят занятия с детьми и взрослыми, здесь можно взять в руки старинную утварь, посидеть за ткацким станком и соткать свою дорожку, а после выпить чашечку ароматного чая из старинного самовара. На выставке под эгидой музея «По СУСЕКАМ» представлен этнографический белорусский текстиль из собраний Любови Мироновой и Эльмиры Ахмедовой.

Реконструкция свадебного полотенца из д. Таль Любанского района Минской области середины ХХ века. Дипломная работа студентов Московского государственного института культуры. Педагог Л. Миронова
Реконструкция свадебного полотенца из д. Таль Любанского района Минской области середины ХХ века. Дипломная работа студентов Московского государственного института культуры. Педагог Л. Миронова

Любовь Миронова и ее московский  ткацкий клуб «Тархан» представили на нашей выставке несколько реплик традиционных белорусских рушников. Один из них соткан из серого льна, здесь композиция с вазоном и древом с птицами – реконструкция свадебного полотенца из д. Таль Любанского района Минской области середины ХХ века.

Белорусский народный текстиль отражает в первую очередь женское творчество и мировосприятие. Известный белорусский исследователь традиционного текстиля Ольга Александровна Лобачевская в своей книге «Белорусский народный текстиль» дает смелое определение всем процессам, традициям и обрядам, связанным с ткачеством, как женская «субкультура» Беларуси. Как известно, скатерти, рушники, покрывала имели не только утилитарное, но и обрядовое значение. Орнаментальный мир белорусов исходит из общеславянских корней: геометрические, растительные, зооморфные мотивы очень близки по изобразительной трактовке и глубинному содержанию. Это все символы благопожелания любви, здоровья, достатка, сохранения семьи, защиты от злобных сил. И один из главных символов «дрэва жыцця» (древо жизни) остается знаком жизни, семьи, силы рода и связи поколений.

Христина Высоцкая. Древо рода. 2015
Христина Высоцкая. Древо рода. 2015

У Христины Высоцкий рушники и могучие леса Беларуси становятся одними из любимых образов. Специально для выставки в музее «Царицыно» она создала композицию «Лес рушников».2024

Христина Высоцкая. «Лес рушников». Фрагменты. 2024
Христина Высоцкая. «Лес рушников». Фрагменты. 2024

Христина Высоцкая рассказывает: «Меня глубоко ранит вид вырубленного леса или срубленного дерева, каждый раз, когда я вижу такое в деревне или городе. В этом проекте я хотела показать через современную стилизованную форму “ручников” образы деревьев в вырубленном лесу. За источники инспирации были взяты мои фотографии, сделанные в 2023 году во время одной из прогулок по лесу рядом с домом моей бабушки на опушке леса. Каждый ручник в триптихе – это образ дерева. Каждый знак (отметка) на полотне  — это обозначение той судьбы, что ждет дерево при вырубке леса».

Работа состоит из трех тканых полотен, где происходит интегрирование гобеленового ткачества в структуру узорчатого переплетения, и в то же время рождаются сложные мелкоузорчатые рисунки – образы коры дерева. «Мне хотелось добиться эффекта природного плавно перетекающего рисунка из одного паттерна в другой»- объясняет художник.

  • Христина Высоцкая. «Лес рушников». Фрагменты. 2024

Триптих стал результатом ее арт-резиденции в Текстильном центре г. Хаслах в Австрии в феврале 2024 г. Работа выполнялась на 24-х ремизном ткацком станке, в котором у художника была возможность вручную программировать подъем ремизок. Эта сложная техническая модификация позволила ей добиться непрерывного, плавно меняющегося рисунка. Некоторые орнаменты достигали более 450 прокидок нити утка прежде, чем рисунок снова повторялся. На этом технологические инновации заканчивались и в остальном следовал кропотливый процесс ручного ткачества.

Рушники как деревья – дуб, сосна, береза и на каждом отметина, увы обозначающая, что деревья идут под вырубку.

Христина Высоцкая. «Души леса». 2020
Христина Высоцкая. «Души леса». 2020

Тема экологической угрозы для белорусской пущи звучит и в другом ее объемно-пространственном объекте «Души леса», ставшим центром экспозиции зала.

Художник видит Лес как огромный и сложный живой организм, в котором всё взаимосвязано. Деревья и растительный мир взаимодействуют друг с другом и влияют на жизнь соседей посредством особой «лесной сети». В нынешнюю цифровую эпоху и наша жизнь тесно переплелась с виртуальными информационными пространствами, интернетом и нескончаемым объемом больших данных. «А если представить, что задолго до появления социальных сетей и мета-вселенной, сверх-связи леса уже существовали? Это не современные возможности технологий человека, а свойства природы, которым миллионы лет. Образ композиции «Души леса» отражает реальность, где души леса соединяются в едином потоке энергии. Мы видим лес по ту сторону от материального мира — пространство энергии и информации, где всё взаимно связанно» — рассуждает художник. И теперь вырубленные леса могут посылать свои сигналы бедствия во Вселенную. Композиция строится на ритмическом сочетании тканых цилиндрических форм, отражающих образ стволов деревьев. Они словно парят над землей как призраки.

  • «Древо Познания» Христины Высоцкой на всемирной выставке «Экспо-2020» , г. Дубай, 2021. Фото Х. Высоцкая

Этот прием цилиндрических форм был использован для самого монументального текстильного объекта в Беларуси — «Древо Познания» Христины Высоцкой на всемирной выставке «Экспо-2020»

С 1 октября 2021 года по 31 марта 2022 года в г. Дубай, Объединенные Арабские Эмираты, проходила Всемирная выставка «Экспо 2020» /World Expo 2020. И одним из самых интересных проектов текстильного искусства на выставке стала монументальная девятиметровая скульптура «Древо Познания». Этот масштабный объемно-пространственный текстильный арт-объект выступил центральным художественным произведением Национального павильона Республики Беларусь. «Древо Познания» было разработано и полностью изготовлено вручную специально для WOW-зоны Павильона белорусской художницей по текстилю Христиной Высоцкой в сотрудничестве со скульптором Александром Дранцем.

По итогам выставки «Древо Познания» заняло Второе  место среди 217 павильонов World Expo 2020 в номинации «Лучшие элементы и детали» Международной премии «World EXPO Award» по версии профессионльного журнала Exhibitor (США, 2022). В этом конкурсе Беларусь была удостоена премии впервые. Произведение было признано одним из самых интересных художественных и культурных экспонатов World Expo 2020 по версии главного медиа-партнера EXPO-2020 CNN-Arabic. Белорусский Павильон вошел в Топ-20 лучших Павильонов выставки.

«Древо Познания» – это дерево из Эдемского сада, дающее способность сознательно решать, что есть добро, а что зло. В белорусской мифологии дерево означает семью, плодородие, а также обновление жизни. «Дрэва жыцця» (Древо жизни) у белорусов объединяет энергию рода у корней с настоящим и устанавливает связь с потусторонним миром – с космосом.

 Техника ручного ткачества передает ощущение самобытности и связь с энергией уникального традиционного искусства.  Девятиметровый ствол дерева из хлопковых канатов был сшит вручную во время монтажа Христиной и Людмилой Высоцкой, по окончании выставки конструкция была разобрана и привезена в Белоруссию. Гобелены «Древо Познания» экспонируются впервые после завершения Всемирной выставки World Expo 2020 в г. Дубай на этой выставке в музее-заповеднике Царицыно.

Художник Христина Высоцкая и замдиректора Национального центра современных искусств РБ Олеся Иноземцева в экспозиции в музее «Царицыно». 19 .06.24. Фото Ю. Иванова
Художник Христина Высоцкая и замдиректора Национального центра современных искусств РБ Олеся Иноземцева в экспозиции в музее «Царицыно». 19 .06.24. Фото Ю. Иванова

В других работах Христины Высоцкой отражаются глубокие размышления о самом главном: тайне рождения и смерти, родовых корнях и семейных ценностях, бренности жизни и вечных истинах.

Христина Высоцкая. Срез души. 2023
Христина Высоцкая. Срез души. 2023

Для создания авторских произведений она мастерски использует традиционные приемы народного ткачества, смело экспериментирует с новыми материалами и формами, делая их неожиданными и актуальными для зрителей ХХI века, когда каждое ее декоративное произведение несет и глубокую философскую концепцию.

  • Христина Высоцкая. Из серии «Внутри и снаружи»: «Далеко снаружи», 2021
  • Христина Высоцкая. Из серии «Внутри и снаружи»: «Высоко к гармонии», 2021
  • Христина Высоцкая. Из серии «Внутри и снаружи»: «Любовь широко». 2021
  • Христина Высоцкая. Сотворение Евы. 2019
  • Христина Высоцкая. Сотворение Евы (фрагмент). 2019

Каждый экспонат требует от зрителя предельного внимания, погружения в магию переплетения нитей и личную историю.

  • Христина Высоцкая, Олеся Иноземцева, Юлия Иванова, Михаил Тренихин, Яна Шклярская 
  • Христина Высоцкая и Юлия Иванова
Олеся Иноземцева
Олеся Иноземцева, замдиректора Национального центра современных искусств Республики Беларусь, сокуратор выставки

20 июня в ГМЗ «Царицыно» состоялась и дискуссия с участием представителей Республики Беларусь в рамках заседания Клуба знатоков и любителей народного искусства на тему «Актуализация ремесленных традиций в современном выставочном пространстве». Материалы Клуба можно отслеживать в группе Вконтакте.

Выставка «Древо жизни» в рамках проекта «В поисках народного искусства» будет работать до 1 сентября.

Глядзім з любоўю!

Юлия Иванова
старший научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»
 куратор выставки

Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Москва, улица Дольская, дом 1, Большой дворец 

20 июня— 1 сентября 2024 г.

Купить билет в Царицыно

Авторское ткачество в России: в поисках нового пути

В поисках народного искусства

Новая керамика древнего Риштана

Юрий Лисовский и мастера Республики Коми

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Хвалынск глазами художников

Хвалынск глазами художников

Экспозиция даёт пред­став­ле­ние, на­сколь­ко раз­но­об­раз­ным мо­жет быть ху­до­же­ст­вен­ный взгляд в рамках одного жанра.
Перейти К началу страницы