Преображение традиционной керамики в Узбекистане – яркий процесс, разворачивающийся на наших глазах. Это убедительно показывает и новая выставка в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» под названием «Новая керамика древнего Риштана» (Кураторы: О.В. Докучаева, Ю.Б. Иванова, А.Н. Назиров).
Выставка впервые в России масштабно представляет произведения лучших мастеров из города Риштана – ведущего и самого значительного центра керамики Узбекистана.
Обращаясь к истории, вспомним, что появление поливной керамики в Средней Азии, в том числе в городах Ферганской долины, относится к концу VIII столетия и связано с завоеванием этих территорий арабов. В IX –XIII веках под влиянием религиозных запретов повсеместно распространяется эстетика растительного и геометрического орнамента, включаются каллиграфические надписи, стилизованные изображения птиц и животных. В XIV –XVI веках господствует стиль сине-белой керамики, подражающей китайскому фарфору. Секреты голубой краски ремесленники сохраняли с эпохи Тимуридов в Бухарском, Хивинском и Кокандском ханствах.
К XIX веку сложились основные художественные центры керамики Средней Азии, среди которых особое место занимали производства посуды в Ферганской долине: Гурум-Сарай, Андижан, Наманган, Чорку, Кани-Бадам, и другие. В кишлаке Риштан производилась керамика, отличавшаяся особым лиризмом и виртуозностью росписи, разнообразием посудных форм.
Риштан –по одной из версий означает «красная земля». На территории города находится запас пластичных глин, поэтому здесь издревле процветало гончарное производство.
После банкротства большого керамического завода в Риштане, созданного еще в советскую эпоху, мастера работали разобщенно, могли годами не видеть друг друга. В начале ХХI века стали возникать индивидуальные мастерские, но многие талантливые художники не могли реализовать себя.
Благодаря поддержке Правительства Республики Узбекистан в начале 2021 года в городе был открыт Международный центр риштанской керамики.
Инициатор проекта Центра керамики – выдающийся художник-керамист и педагог Алишер Назиров, сокуратор выставки.
Теперь здесь, в мини-городке, живут и работают 20 семей опытных мастеров, осознающих личную ответственность за преемственность традиций риштанского промысла. Новый центр стал подобием цеховым объединениям средневековых мастеров со своими правилами, школами семейного ученичества.
- Усто Бахтиер Назиров с женой и сыном. г. Риштан. Май 2023 г. Фото И. Талызиной
- Семья гончаров Элембаевых. г. Риштан. Май 2023 г. Фото И. Талызиной
Главная задача Центра – открыть миру истинное лицо риштанской керамики, познакомить поклонников с тайнами, заложенными в ее технологиях и рисунках.
В мае 2023 года для подготовки выставки в Международный центр риштанской керамики из Москвы выехали куратор выставки Ю.Б. Иванова, фотограф И.Г. Талызина и научный консультант Е.С. Ермакова, ведущий научный сотрудник Музея Востока. Они провели мини-экспедицию, отобрали работы для московской выставки, собрали сведения о мастерах. Часть этих материалов представлены в экспозиции: тексты, сведения, фотопортреты мастеров и фотозарисовки Ирины Талызиной в слайд-шоу «Страницы узбекского альбома».
У каждой семьи в Центре керамики существует свое мини-производство, маленькая фабрика керамики, где различные функции выполняют все члены семьи.
Традиционно мастера различаются на создателей гончарных форм, формовщиков (кузагары) и тех, кто расписывает готовые формы (наккоши).
Особое внимание современные мастера уделяют экологичности своей продукции, не допуская использования свинцовой глазури. Мастера, как и предки, занимаются производством традиционных ремесленных изделий по древней технологии с использованием только натурального местного сырья.
- Ляган. 2023. Автор – Алишер Назиров. Фото Д. Щёлокова
- Ляган. 2022. Автор – Исмаилжон Камилов. Фото Д. Щёлокова
- Ляган. 2023. Автор – Мавсун Мамажонов. Фото Д. Щёлокова
- Большое блюдо «Бог велик». 2020. Автор – Мавсун Мамажонов. Фото Д. Щёлокова
- Блюдо «Весна». 2021. Автор – Мавсун Мамажонов. Фото Д. Щёлокова
Секреты технологии производства, красителей, глазури, в том числе ишкоровой. Ишкор – особая глазурь, дающая краскам переходы множества синих оттенков – от темно-грозового до небесно-лазурного цвета. Основным ее элементом является зола, пепел, получаемые при сжигании травы киркбугин (чоройнак), произрастающей в предгорьях Чаткальского хребта. В послевоенные годы технология изготовления ишкоровой глазури, была почти утрачена, но ее восстановили уже в 1970-е годы по рассказам старожилов. Траву киргбугин гончары собирают сами всего две недели в году – в конце сентября – начале октября.
Сегодня город Риштан – самый крупный керамический центр Узбекистана, сохранивший верность традициям и в тоже время, мощно развивающийся, живущий творческими экспериментами. Керамическая продукция из Риштана востребована. Здесь в последние годы развиваются и большие предприятия, выпускающие предметы массового потребления, в том числе и по новым технологиям, которые дают возможность удешевления изделий и создания массового ассортимента посуды усредненного «восточного стиля» низкого качества. «Псевдориштанской» керамикой наполнены магазины и в России. Но настоящее искусство керамики Риштана – иное.
«В XXI век Риштан вступил с новыми надеждами и перспективами. Город, как и вся страна, развивается динамичными темпами, одновременно бережно сохраняя свои традиции, славу крупнейшего в регионе центра керамики ручной работы. Здесь по-прежнему крутятся гончарные станки, гулко шумит огонь в печах для обжига, а мастера обмакивают кисти в чаши с краской, чтобы уверенной рукой нанести на поверхность новых блюд узор, который восхитит после обжига своей небесной синевой с россыпью смарагдов» — увлеченно рассказывает научный консультант выставки Е.С. Ермакова, кандидат искусствоведения, Музей Востока , г.Москва
- Медавон. 2023. Автор – Гафур Бабажанов. Фото Д. Щёлокова
- Кувшин.2023. Автор – Мухамадер Назиров. Фото Д. Щёлокова
Керамическая посуда предназначена не только для любования, она используется в быту – и в будни, и праздники. Риштанская сине-бирюзовая керамика — это посуда-праздник. Узнать ее можно по летящей кистевой росписи, гармоничным композициям символов и знаков, несущих в себе вековые благопожелания.
Высокую планку творчества задают мастера, чьи произведения представлены на выставке: Исмоилжон Камилов, Мухаммадали Таджалиев, Махмужон Азизов, Мавсун Мамажонов, Нумонжон Дехканов, Икром Камбаров, Хает Рахимов, Гафур Бабаджанов, Алишер и Бахтиер Назировы.
- Заседание Клуба знатоков и любителей народного искусства в музее-заповеднике «Царицыно»
Они сумели сохранить верность неуловимому культурному коду, смогли вдохнуть в керамический промысел новую жизнь, сделав его настоящим искусством. «Риштанский стиль» – это всегда плавность линий свободной кистевой росписи с узнаваемыми сакральными мотивами, светоносность лазуревой ишкорной глазури и особое изящество пропорций гончарных форм, а еще надежный в пользовании, легкий и звонкий черепок.
Об этих и других секретах говорили во время творческой встречи с Алишером Назировым и его учениками в рамках заседания Клуба знатоков и любителей народного искусства в музее-заповеднике «Царицыно».
Керамика Риштана — изобильный мир красоты, гармонии и душевного тепла мастеров. Чтобы понимать и ценить подлинное искусство, его надо узнать.
На выставке в музее-заповеднике «Царицыно» новая керамика древнего Риштана покоряет зрителя сразу и навсегда.
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Москва, улица Дольская, дом 1
29 августа — 12 ноября 2023 года
Юлия Иванова Фотографии: Дмитрий Щёлоков, Ирина Талызина, Юлия Иванова
_________________
>>><<<