Юрий Лисовский и мастера Республики Коми

in Новости музеев 1462 views

В музее-за­поведни­ке «Царицыно» 27 ян­варя открывается выставка, посвя­щённая на­родному ис­кусству народа ко­ми и его современной интер­претации в работах худож­ника Юрия Лисовского. Зиль-зёль, вачеги, паголенки, туеса, шестиногий лось, летающие грибы и четырнадцать графических листов, рассматривать которые можно бесконечно – всё это в экспозиции «Жернова времени» в Большом дворце.

В центре выставки – Юрий Лисовский и его графические работы, посвященные северной мифологии. В них все, во что верили коми на протяжении многих веков, и то, как мы это понимаем сегодня. Одна из работ «Очень быстрый лось, короткое лето» посвящена мифу о шестиногом лосе, который был так быстр, что ни один охотник не мог его догнать: у Лисовского лось становится символом быстротечного северного лета. Частые персонажи его картин – медведь-первопредок, спустившийся, как сказано в мифах, с неба, наделенные мудростью и несущие достаток рыбы – налим, щука, лосось, постоянно живущие в народных мифах птицы – ворон, ястреб, тетерев, и многочисленные антропоморфные образы.

Работы художника в экспозиции выставлены вместе с предметами декоративно-прикладного искусства, созданные современными мастерами из бересты, дерева, керамики, кожи, льна и шерсти.

Мне хотелось постичь философию финно-угров, их дохристианское отношении к природе, – говорит Лисовский. С этой целью я объездил всю Удмуртию, был в Саранске, Эстонии, Финляндии, даже до Венгрии добрался. Стал общаться с этнографами, археологами, изучать пермский звериный стиль, и в конечном итоге пришел к идее, что нет смысла копировать, но можно создавать собственный художественный мир, используя знаки и стилизованные формы.

В финно-угорской мифологии у дерева есть не только корни, которыми оно держится за землю, но и корни, тянущиеся к небу – его крона. Часть энергии приходит из почвы, часть из космоса, и из этого складывается гармония жизни. Удивительно, что люди считают живым все, что их окружает: с домами здороваются, с лесом. В Коми впервые узнал об «ас пу» – «своем дереве», символизирующем то, как мир устроен на самом деле.

«Жернова времени» – это культурный симбиоз прошлого и настоящего, идейная коллаборация современного и народного искусства. В Сыктывкаре в 1990-е годы сложилось активное сообщество ученых, художников и местных умельцев. Вместе они основали журнал «Арт», который выходит по сей день. Благодаря этому партнерству родилось мощное этнофутуристическое движение, лидерами которого стали Юрий и Павел Микушевым. В 1993 году был создан Союз мастеров Республики Коми, который уже более тридцати лет поддерживает мастеров и успешно инициирует новые формы и новые методы работы с природными материалами. Смелые художественные эксперименты членов Союза мастеров Республики Коми, которые представлены на выставке – лучшее доказательство того, как знание истории и понимание национальных традиций помогают создавать стильные и современные произведения искусства.

Среди работ, созданных современными мастерами из Республики Коми – плетеная из корня сосны посуда Елены Кокориной, глиняные свистульки Валерия Торопова, изображающие Чудь, Человека-птицу и других персонажей северных сказок, шерстяная одежда – носки, паголенки, вачеги и исподки ижемских коми, связанные из шерсти Ольгой Томиловой, и изготовленные  Дианой Бачевич и Алексеем Гавриловым зиль-зёль – национальные музыкальные инструменты из дерева и бересты, которые при встряхивании издают нежный звук, похожий на журчание воды.

  • Куратор выставки — старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», заслуженный работник культуры РФ, кандидат искусствоведения Юлия Борисовна Иванова
  • Вернисаж выставки, открывает директор Государственного музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Борисовна Фокина
  • В экспозиции выставки
  • Заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Республиканского Центра народного творчества и повышения квалификации Ксения Качер показывает работы мастеров Коми

Новая экспозиция продолжает серию сателлитных выставок проекта «В поисках народного искусства» — они отражают современное разнообразие традиционных ремёсел России.

Впервые в Москве представляется северный этнофутуризм как одно из наиболее интересных и перспективных направлений этнического искусства. Это пример успешного сотворчества профессиональных художников и народных мастеров, которые занимаются возрождением и развитием региональных художественных ремёсел.

Куратор проекта: Юлия Иванова

Партнёры и участники выставки:

  • Центр народного творчества и повышения квалификации, Сыктывкар
  • Союз мастеров Республики Коми
  • Сыктывдинский Дом народных ремёсел «Зарань», село Выльгорт, Сыктывдинский район Республики Коми
  • Коми республиканская академическая филармония, Сыктывкар
  • Студия Tuzfilm, Ухта, Республика Коми
Художник Юрий Лисовский
Художник Юрий Лисовский

Юрий Николаевич Лисовский родился в 1964 году в городе Шепетовка Украинской СССР. Учился в речном училище в посёлке Красный Затон республики Коми. После службы в армии и нескольких лет работы речником решил поступить в Сыктывкарское художественное училище, где в эти годы преподавали ведущие республиканские художники, которые ориентировали своих учеников на творческие эксперименты. После окончания училища в 1990 году Юрий Лисовский стал членом Молодежного объединения «Форма», участвовал в международных этнофутуристических фестивалях. В 1997 году вошёл в круг художников журнала «Арт». Постоянно участвовал в арт-проектах Международного фестиваля современных этнических культур KAMWA и экспедициях международного пленэра визуальных искусств «Клюква» в Республике Коми.

Сейчас Юрий Лисовский работает не только как график, он успешно занимается художественной фотографией, устраивает выставки и семинары в России и за рубежом. Его оригинальные рисунки широко известны, их используют в совершенно разных областях от анимации до рекламы, им подражают, ждут новых. В графике художника не только узнаются образы северной мифологии, но и отражаются общечеловеческие архетипы. Необыкновенная динамичность композиций, их современный ритм соединяются с устойчивостью архаичных образов: солнце, звезды и небо, вода, земля и древо, зверь (олень, лось, медведь), птица, рыба, дом и человек.

Художественный метод Юрия Лисовского культуролог Александр Котылев сравнивает со спиралью: «Автор, создавая картину, закладывает в ней множество смыслов, “сворачивая” их в лаконичное изображение». Зрителю будто предлагается проделать обратный путь — постепенно разворачивать эту спираль, прочитывая картину как закодированный текст. Но уже на невербальном уровне рождаются иные обобщения, связанные с чувственным и духовным посланием художника, которое чутко улавливает современный зритель.

Художник сознательно стремится к двухмерности, считая, что только так образы превращаются в знаки. Материальный хаос и побеждающее духовное начало, тайна жизни и смерти, творения и метаморфозы… И время, соединяющее все части триединого мира. Время, оставшееся неподвластно человеку.

Художник Юрий Лисовский и искусствовед Михаил Тренихин
Художник Юрий Лисовский и искусствовед Михаил Тренихин

«Медведя знают все – медведь не знает никого»

Пословица народов коми

Союз мастеров Республики Коми объединяет местных художников и мастеров декоративного искусства. Организация проводит персональные и групповые выставки, семинары, мастер-классы, различные ярмарки и конкурсы. Основными событиями считаются съезд мастеров и республиканская выставка-конкурс «Мастер года». На нашей выставке представлены работы мастеров и художников – членов этого объединения. Их произведения отражают своеобразие декоративного искусства республики, передают его узнаваемый стиль, а также демонстрируют необходимость экспериментов в творчестве. Художественная обработка растительных материалов — один из основных видов художников и мастеров Республики Коми. Мастера Василий Попов, Леонид Агеев, Виктор Кустов и Павел Махов для работы используют капокорень и сувель — наросты на дереве. В своих произведениях они демонстрируют совершенное владение мастерством обработки этого редкого материала. В экспозиции также можно видеть первоклассные изделия Артема Чичкарёва из пластовой бересты, плетёные из корня и игл сосны предметы Елены Кокориной и Галины Кудиновой. В Республике Коми возрождают верхневычегодскую и пижемскую роспись по дереву.  В витринах представлены работы художников Натальи Мелешевой, Ольги Потаповой и Ольги Артеевой, а также исследователя росписей, художника-педагога Ирины Земцовой. В стилистике верхневычегодской росписи декорирована серия музыкальных инструментов зиль-зёль и фигур рыб, созданных из дерева мастерами Дианой Бацевич и Алексеем Гавриловым.  Работы Валерия Торопова и Наталии Буториной — примеры экспериментального и классического подхода к работе с местной глиной. Интерес к изучению традиционного текстиля, стремление к новому видны в произведениях современных мастериц Александры Никулиной Анны Сурниной, Натальи Шелепановой, Екатерины Станкевич, Ольги Томиловой, Юлии Тчанниковой. Художник Майя Волкова активно экспериментирует, сочетая в своих работах натуральную кожу и самоцветы. Также на выставке представлены реконструкции традиционных костюмов нижневычегодских коми — охотника и замужней женщины из села Визинга Сысольского района.

Пресс-служба ГМЗ «Царицыно»
Фотографии: Дмитрий Щёлоков

Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Москва, улица Дольская, дом 1, Большой дворец 

27 января — 12 мая 2024 г.

Купить билет в Царицыно

В поисках народного искусства

Выставка «Фарфор может всё»

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Живопись нитью

Живопись нитью

Искусство средневекового цер­ковного шитья до сих пор ос­таёт­ся ма­ло­из­ве­ст­ным ши­ро­кой аудитории. Па­мят­ники,
Конструкторы науки

Конструкторы науки

Музей архитектуры имени А.В. Щусева совместно с РАН представляет выставку «Конструкторы науки»,
Перейти К началу страницы