Мастер Репин

Мастер Репин. Впечатление от выставки

in Новости музеев 804 views

С 29 февраля по 28 июля 2024 года в музее «Новый Иерусалим» работает выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников». К нашему огорчению об этом интересном проекте узнали только недавно. Поэтому спешим рассказать о выставке и поделиться впечатлениями.

Илья Ефимович Репин (1844-1930) — русский живописец и рисовальщик, писатель и педагог. Академик (с 1876), профессор (с 1892) и действительный член (с 1893; по новому уставу) Императорской Академии художеств. Член Товарищества передвижников (в 1878–1891 и с 1891).

Илья Репин. Автопортрет. 1878. ГРМ
Илья Репин. Автопортрет. 1878. ГРМ

В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Иегошуа Шлуглейт, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие.

Борис Кустодиев увековечил «Мир искусства» в этюде (запланированная картина так и не была написана), изобразив групповой портрет художников членов «Мира искусств», сидящих за столом, накрытым к чаю в гостиной Мстислава Добужинского. Но Репина на картине нет. Изображены Грабарь, Рерих, Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Петров-Водкин, Бенуа, Лансере, Нарбут, Билибин, Добужинский, Сомов, Милиоти.

В экспозицию вошли 110 работ из собраний 20 музеев России и 4 частных коллекций, включая музей «Новый Иерусалим», Третьяковскую галерею, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Музей рус­ского импрес­сионизма, Научно-иссле­дова­тель­ского музея при Российской академии ху­дожеств, Новгородский музей-за­поведник, Ярославский худо­жествен­ный музей  и другие.

Выставка представила работы Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина, Исаака Бродского, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой, Игоря Грабаря, Ольги Делла-Вос-Кордовской, Анны Остроумовой-Лебедевой, Алексея Кокеля и других авторов.

Репин был плохим педагогом, но великим учителем.

Игорь Грабарь

Выставка получилась интересным сравнением мастерства мастера и учеников. Как обычно Репин выше всех. Хотя младшее поколение не отстаёт по уровню, хотя находит свой путь в живописи. Показательными являются совместно выполненные Репиным и Серовым портреты Софьи Михайловны Драгомировой. Какой лучше?

  • Илья Репин. Портрет Софьи Михайловны Драгомировой (1871-1953), в замужестве Лукомской. 1889. ГРМ
  • Валентин Серов. Портрет Софьи Михайловны Драгомировой. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

У самого же мастера увидели две работы, ранее не встречавшиеся нам: «Разрыв снаряда» и «Гибель самодержавия». Как кажется, это работы не совсем репинские по идее — он всё же более «мирный» художник даже в постановке «передвижнических» проблем, а тут такие эксперименты. В общем представлении Илья Репин — это всего несколько основных работ: «Бурлаки на Волге», «,Садко», «Царевна Софья Алексеевна…», «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы», «Не ждали». Ну, для знатоков ещё «Приём волостных старшин императором Александром III» и «Торжественное заседание Государственного Совета». А упомянутые работы ближе к картине «17 октября 1905 года», но являются неким послесловием. Вообще, события 1905 года были важными и переломными в жизни и творчестве Ильи Репина.

  • Илья Репин. Разрыв снаряда. Эскиз. 1905(?). Научно-исследовательской музей при Российской академии художеств
  • Илья Репин. Гибель самодержавия. 1905-1906(?). Научно-исследовательской музей при Российской академии художеств
Валентин Серов. "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?". 1905. ГРМ
Валентин Серов. «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?». 1905. ГРМ

Выставка, созданная в год 180-летия со дня рождения Ильи Ефимовича Репина, рассказывает посетителям, насколько важна в искусстве роль наставничества. Наверняка для многих станет открытием то количество известных имен русских художников, которые зазвучали благодаря мастерской Репина и при его поддержке. 20 музеев и 4 частных собрания со всей страны предоставили свои работы, чтобы рассказ получился наиболее полным и интересным. Уверен, что на эту выставку в подмосковную Истру стоит съездить всем, кто интересуется русским искусством.

Василий Кузнецов,
министр культуры и туризма Московской области
  • Илья Репин. Вид Святогорского женского монастыря на реке Северский Донец. 1880. ГТГ
  • Филипп Малявин. За книгой. 1895. ГТГ
  • Николай Богданов-Бельской. Лето. 1911. Музей русского импрессионизма
  • Исаак Бродский. Автопортрет. 1914. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
  • Игорь Грабарь. Дубок. Ольгово. 1921. Ярославский художественный музей
  • Илья Репин. По следу (Казаки в степи). 1881. Самарский областной художественный музей
Исаак Бродский. Портрет И.Е. Репина. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Исаак Бродский. Портрет И.Е. Репина. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
  • Дмитрий Щербиновский. Пейзаж. Конец — начало ХХ в. ГБУК КО «Калужский музей изобразительных искусств»
  • Анна Остроумова-Лебедева. Автопортрет. 1900-е. Собрание KGallery, Санкт-Петербург

Выставочные проекты с яркой уникальной концепцией стали важной экспозиционной линией нашего музея — каждый из них мы стараемся сделать особенным. Эта выставка с точки зрения зрительского восприятия задумана нами как целостное художественное высказывание, как фильм или спектакль, где и общий сюжет, и каждый эпизод имеют значение. Из сопровождающих картины воспоминаний, метких цитат с описанием случаев из жизни учителя и его учеников каждый посетитель сможет сам сложить свое понимание, какой он Мастер Репин. И, возможно для многих масштаб его фигуры увеличится, выйдя за рамки определения «великий русский художник».

Анна Антипенко,
директор государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим»
  • Борис Кустодиев. Утро. 1904. ГРМ
  • Илья Репин. Капуста. 1884. ГТГ
  • Илья Репин. Гопак. 1926-1930. МИРА коллекция

Нужно отметить, что многие работы выполнены Ильёй Репиным в Абрамцево, где он неоднократно находился в летние месяцы по приглашению Саввы Мамонтова, а это уже определило его круг общения, как позднее он являл круг общения для своих учеников. А круг общения направлял и развитие творчества: выставочный проект Бенуа и Дягилева — 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства». И тут была обоюдная заинтересованность, ведь Дягилев в журнал получил имя Репина, а Репин — получил новый и интересный толчок для творчества.

Борис Кустодиев. Групповой портрет членов "Мира искусств". Эскиз. ГРМ
Борис Кустодиев. Групповой портрет членов «Мира искусств». Эскиз. ГРМ
  • Константин Сомов. Вечерние тени. 1900. ГРМ
  • Ольга Делла-Вос-Кордовская. На даче в Крыму. Этюд. 1902. ГРМ
  • Игорь Грабарь. Косые лучи. 1941. ГТГ
  • Степан Колесников. Зимний пейзаж. 1942. Музей «Новый Иерусалим»
  • Филипп Малявин. Бабы. Вариант картины «Смех». 1899. Собрание Владимира Чеканова
  • Илья Репин. На академической даче. 1898. ГРМ

Говоря об учениках-художниках не забыт и младший коллега по писательскому цеху — Корней Чуковский, с которым у Ильи Репина были товарищеские отношения, вплоть до того, что он одолжил денег на приобретение Чуковским дачи в Куоккале, недалеко от своего дома. Чуковский долго старался, но ему всё же удалось уговорить Репина и написать о нём книгу.

Исаак Бродский. Портрет К.И. Чуковского. 1915. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Исаак Бродский. Портрет К.И. Чуковского. 1915. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
  • Алексей Кокель. Обнажённая женская модель со спины. До 1908. БУ «Чувашский государственный художественный музей» Минкультуры Чувашии
  • Борис Кустодиев. Натурщица. Начало ХХ в. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
  • Валентин Серов. Облетающие дубы. 1886. ГТГ
  • Алексей Маковский. Перед грозой. 1904. ГУК ТО «Тульское музейное объединение»
  • Валентин Серов. Архангельский порт. Этюд. 1894. ГБУК ВО «Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского»
  • Илья Репин. Речной пейзаж. Этюд. 1875. Новгородский музей-заповедник
  • Константин Вещилов. Август. Лес к реки. Этюд. Последняя четверть XIX в. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина
  • Илья Репин. На берегу Финского залива. Новгородский музей-заповедник

О впечатлении о выставке можно сказать, что жизнь кипит. Посещение музей «Нового Иерусалима» нужно планировать и, пока есть возможность, срочно ехать. Представленные картины, являясь результатом серьёзного труда куратора Ксении Новохатько, определившей концепцию выставки. Отметим архитектурное исполнение и дизайн проекта, выполненные на хорошем уровне для серьёзного музея, с которым надеемся сотрудничать в дальнейшем.

Автор концепции, куратор — Ксения Новохатько.

Архитектура — бюро PS Culture (Юлия Наполова, Екатерина Мочалова).

Графический дизайн — Ольга Киселёва.

Алексей Сидельников
Главный редактор

Фотографии Анна Неустроева
специально для журнала "Коллекция"


Музей «Новый Иерусалим»

Музей «Новый Иерусалим» занимает более 10.000 кв. м. выставочных площадей. Обладает уникальными историческими экспонатами, дополненными мультимедийными технологиями. Собственное фондовое собрание музея насчитывает 190.000 единиц хранения и включает археологические, исторические, этнографические, а также художественные коллекции.

Приоритет в экспозиции отдан живописи — наиболее важному жанру в формировании национального самосознания в XVIII–XIX веках. Широко представлены различные по времени и месту создания иконы. Задача этого тематического блока — рассказать об иконах разного назначения, об эволюции иконописи как искусства от Средневековья до Нового времени.

Музей «Новый Иерусалим»

Московская обл., г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1

29 февраля по 28 июля 2024 г.

Купить билет в музей «Новый Иерусалим»

Выставка к 140-летию Академической дачи им. И.Е. Репина

_________________

 Обсуждение в телеграмм >>>