Музей Хрусталя в Гусь-Хрустальном неразрывно связан с именем Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (1834-1913) — тайного советника, обер-гофмейстера, владельца стекольных заводов, но и известного благотворителя, почётного члена Московского археологического общества и почётного члена Императорской Академии художеств. Окончив с серебряной медалью 1-ю московскую гимназию, а после юридический факультет Московского университете, Юрий Нечаев перво&sht;начально пошёл по дипломатической линии, но, проявив себя в этой службе, оставил её и стал главным помощником Ивана Сергеевича Мальцова, своего дяди, у которого упорным трудом снискал уважение и стал основным наследником фабрик и заводов. Тогда-то он и прибавил к своей фамилии фамилию Мальцов.
Музей изящных искусств имени Александра III
Небольшое, но важное отступление. Чтобы представить себе масштаб этого человека вспомним труды Юрия Степановича Нечаева-Мальцова при строительстве здания Музея изящных искусств имени Александра III, теперь это Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина.
ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве смело можно назвать детищем Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, который являлся Заместителем председателя Комитета по устройству Музея изящных искусств имени Александра III. Секретарём комитета был Иван Владимирович Цветаев (1847-1913).
Так как император смог внести только 200.000 рублей из своих средств (многие не понимают, что даже у императора возможности не беспредельные!), то музей строился на пожертвования. Архитектором был известнейший Роман Иванович Клейн (1858-1924), а инженером не менее известный Иван Иванович Рерберг (1869-1932). К несчастью в 1904 году сильный пожар уничтожил не только результаты работ, но и часть коллекции. После этого Юрий Степанович Нечаев-Мальцов взял на себя основную финансовую ношу восстановления — 2.000.000 из 2.600.000 рублей. Музей открылся в 1912 году.
Музей хрусталя
В 1892—1903 годах на средства Юрия Степановича Нечаева-Мальцова в Гусь-Хрустальном по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (1856-1928) построен Георгиевский собор, подаренный им городу.
Нечаев-Мальцов был вице-председателем Общества поощрения художеств и субсидировал журнал «Художественные сокровища России» редактором которого состоял Александр Николаевич Бенуа (1870-1960), младший брат архитектора, знаменитый художник и критик.
Георгиевский собор, построенный в виде терема в русско-византийском стиле. Интерьер был оформлен Виктором Михайловичем Васнецовым (1848-1926). В музее можно увидеть подлинные его работы: полотно «Страшный суд» площадью 49 кв. м., над которым автор трудился 8 лет и мозаику из смальты, посвящённую Богородице «О тебе радуется Благодатная», выполненную по эскизу Виктора Васнецова в петербургской мастерской известного мастера по мозаике Владимира Фролова.
В 1983 году окончена серьёзная реставрация собора. Принято решение открыть в нём музей на основании «образцовой кладовой» завода — предметы серийного производства и спецзаказ. С тех пор Музей Хрусталя предоставляет возможность увидеть коллекцию — более 12 тысяч предметов.
Сегодня Музей хрусталя входит в Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Алексей Сидельников Главный редактор Фотографии Анна Неустроева специально для журнала "Коллекция"
Лучшие сувениры — овечка и кабанчик
Музей хрусталя
г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, д. 2 «А»
Купить билет в Музей хрусталя
__________________