Николай I. Идеальный самодержец

Николай I. Идеальный самодержец

in Новости музеев 1759 views

Истори­чес­кий му­зей от­кры­вает вы­став­ку «Ни­ко­лай I. Идеаль­ный са­мо­дер­жец». Вы­став­ка по­свя­щена 200-ле­тию вос­ше­ст­вия на прес­тол Ни­колая I, им­пера­тора, чьё прав­ление ста­ло зо­лотым ве­ком русской куль­туры, вре­менем важнейших го­судар­ственных реформ, развития про­мышленности и экономики, началом создания первых железных дорог в России.

16 сентября 2025 года в Го­судар­ст­вен­ном ис­тори­чес­ком му­зее от­кры­вается вы­ставка «Николай I. Идеальный самодержец», посвящённая 200-летию вступления на престол монарха, чей образ столь же многогранен и про­тиворечив, как и эпоха его правления.

Джордж Доу. Портрет великого князя Николая Павловича (1796-1855), 1826. Холст, масло. ГИМ
Джордж Доу. Портрет великого князя Николая Павловича (1796-1855), 1826. Холст, масло. ГИМ

Мятеж декабристов и трагические события на Сенатской площади задали тон всему правлению Николая I: «я вступил на престол, начав с пролития крови моих подданных. Но смиряюсь перед Богом и прошу Всевышнего: да отвратит от меня и государства навсегда подобные гибельные происшествия». Стараясь быть идеальным монархом и считая стабильность высшим благом для подданных, Николай I правил жёстко, рассудительно и вдохновенно: «николаевская эпоха» стала золотым веком русской культуры, науки, временем небывалых успехов в промышленности, торговле и экономике.

Ладюрнер А.И. Приход к Зимнему дворцу батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года, 1852 г. Холст, масло. ГИМ
Ладюрнер А.И. Приход к Зимнему дворцу батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года, 1852 г. Холст, масло. ГИМ

О выставке «Николай I. Идеальный самодержец» 

Николай Павлович искренне верил, что его личной монаршей волей и не­по­сред­ст­вен­ным участием в го­сударствен­ном уп­равлении можно сохранить сле­дование на­цио­нальным традициям в обществе и государстве и при этом без ре­во­лю­ционных потрясений справиться с вы­зовами времени — не­об­хо­ди­мостью модер­ни­за­ции эко­номики, армии и образования.

Этим опреде­ляется двой­ст­венность ни­колаевской эпохи, в которой консер­вативные черты (ох­ра­ни­тель­ная политика, поддержание сослов­ного строя, покро­витель­ство нацио­наль­ным сти­лям в культуре) соче­таются с рефор­маторской политикой, оказавшей влияние на модер­низацию России (ко­дифи­кация рос­сийского за­ко­но­да­тель­ства, создание спе­циа­ли­зи­ро­ванных от­рас­ле­вых учебных уч­реж­дений, усилия по раз­витию фаб­рич­ной промыш­ленности).

  • Неизвестный художник. Порт­рет великого князя Николая Павловича, первая половина XIX в. Копия с Кипренского. Холст, масло. ГИМ
  • Швабе А.П. Николай I с цеса­реви­чем Александром Николае­вичем, 1840-е гг. (1843?). Холст, масло. ГИМ

Николай I размышлял об отмене крепостного права: «Крепостное право есть зло. Я не понимаю, каким образом человек сделался вещью. Этому нужно положить конец. Однако думать об эмансипации крестьян в настоящий момент — значит подвергать опасности общественный порядок. Нужно подготовить пути к постепенному переходу к другому порядку вещей».

В царствование Николая I после­довательно был создан десяток секретных комитетов для обсуждения реформы положения крестьян; была запрещена варварская система продажи крестьян без земли. Но решиться на отмену крепостного права «неустрашимый рыцарь самодержавия» так и не смог, оставив решение крестьянского вопроса сыну Александру.

Николай I ввёл жесточайшую цензуру, но сам выступил против запрета публикации «Ревизора» Н.В. Гоголя; объявил «крестовый поход» против взяточничества и коррупции, прямо давая понять чиновникам, что знает «не только их дела, но и их проделки».

Одним из символов николаевского правления стало появление в России железных дорог. Николай Павлович, великолепный инженер по обра­зованию, лично конт­ролиро­вал железно­дорож­ное строи­тельство в стране, понимая сколь важно развивать транс­портное сообщение внутри огромной державы. Зимой 1842 года был подписан царский указ о сооружении железной дороги Санкт-Петер­бург — Москва протяжён­ностью 650 км. При строительстве дороги по личному распоряжению императора была выбрана ширина колеи в 1524 миллиметра — больше европейской на 89 миллиметров, чтобы ей не мог воспользоваться неприятель. Через сто лет ширина “русской колеи” сильно затруднит снабжение не­мец­ко-фа­шистских войск, рвавшихся к Москве.

Голике В.А. Портрет императрицы Александры Фёдоровны (1798-1860), супруги императора Николая I, в коронационном облачении, 1830. Холст, масло. ГИМ
Голике В.А. Портрет императрицы Александры Фёдоровны (1798-1860), супруги императора Николая I, в коронационном облачении, 1830. Холст, масло. ГИМ

У Николая I была большая и дружная семья, обожаемая супруга – прусская принцесса Шарлотта, в православии наречённая Александрой Фёдоровной. Их брачный союз не был лишён испытаний, но супруги до конца дней сумели пронести искренние чувства любви и уважения друг к другу. «Вот источник моего счастия: жена и дети» — любил повторять Николай Павлович.

Ваза с портретом императрицы Александры Фёдоровны. Императорский фарфоровый завод. Вторая половина 1830-х годов. ГИМ
Ваза с портретом императрицы Александры Фёдоровны. Императорский фарфоровый завод. Вторая половина 1830-х годов. ГИМ

Баронесса Мария Фредерикc вспоминала: «К себе самому император Николай I был в высшей степени строг, вёл жизнь самую воздержанную, ел всегда мало, большей частью овощи, ничего не пил, кроме воды, разве иногда рюмку вина, никогда не курил, но и не любил, чтобы другие курили. Прохаживался два раза в день пешком обязательно — рано утром перед завтраком и занятиями и после обеда, днём никогда не отдыхал».

«Исторический музей, продолжая серию выставок, посвящённую российским правителям, впервые за долгое время обращается к проти­воречивому образу Николая I и до конца не оценённому современниками и исследователями периоду его правления. На выставке можно будет познакомиться с уникальным документальным и изобразительным наследием великого князя Николая Павловича; предметами, связанными с его детством и юностью, женитьбой и служебной деятельностью до воцарения; редчайшими документами и нумиз­ма­тическими памятниками, вос­создаю­щими историю междуцарствия», — говорит Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.

Неизвестный художник. Портрет императора Николая I (1796-1855) в австрийском мундире, конец 1840-х - начало 1850-х гг. Холст, масло. ГИМ
Неизвестный художник. Портрет императора Николая I (1796-1855) в австрийском мундире, конец 1840-х — начало 1850-х гг. Холст, масло. ГИМ

В экспозиции будет представлено более 260 предметов, в том числе личные вещи монарха. Особый интерес представляет коллекция военной униформы, портреты венценосных особ, а также основных сподвижников Николая I: А.Х. Бенкендорфа, С.С. Уварова, М.М. Сперанского, И.Ф. Паскевича. Известно, что Николай I любил живопись, покровительствовал высоким искусствам и сам неплохо рисовал. Так, на выставке будет представлен автопортрет Николая I и картина его любимого художника-баталиста А.И. Ладюрнера. Интересно, что основой для картины Ладюрнера, запечат­левшей подход к Зимнему дворцу лейб-гвардии Преображен­ского полка 14 декабря 1825 г., стал каран­дашный набросок, выпол­ненный главным участником тех событий — императором Николаем I.

На выставке будут представлены предметы из собрания Государственного архива РФ, Музеев Московского Кремля, музея «Новый Иерусалим», Центрального музея железно­дорожного транспорта РФ, музея-запо­ведника «Бородинское поле», музея-за­повед­ника «Петергоф», Российского института истории искусств, Российской госу­дарствен­ной библиотеки — а также из частной коллекции А.Г. Егорова.

Сервиз великого князя Константина Николаевича, 1848
Сервиз великого князя Константина Николаевича, 1848. ГИМ
Крюшонница с крышкой, на бронзовом стояне с ручками, 1848
Крюшонница с крышкой, на бронзовом стояне с ручками, 1848. ГИМ

К выставке подготовлено издание «Николай I. Рыцарь империи», автор которого известный историк Ольга Эдельман исследует образ императора, причины и мотивы его политических и экономических деяний.

Пресс-служба ГИМ
11.08.2025

Государственный исторический музей

Красная площадь, д.1., вход 3

17 сентября 2025 г. – 22 июня 2026 г.

Купить билет в Исторический музей (ГИМ)

О выставке «Николай I. Идеальный самодержец» 

Выставка Александр II. Освободитель

Выставка Александр III Миротворец

Николай II: семья и престол

_________________

Обсуждение в  Телеграм >>>

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы