В Третьяковской галерее открывается выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Выставка любопытна подбором эпох, ставших её основой, а также фамильной линией художников, творчество которых можно увидеть, оценить и сравнить. Хотя сравнение не станет возможным для всех посетителей. Как бы не старались авторы выставки, но всегда найдутся те, кто скажет, смотря на работы Виктора Михайловича и Андрея Владимировича, что первый слишком сказочен и фантастичен, а второй просто просто показывает, что не всем дано держать в руках художественную кисть, а лучше всех рисует Аполлинарий Михайлович. Не все смогут соотнести время, место, традицию, вкус, тенденции развития определённой эпохи и т.д. Т.е. выставка, даже учитывая много известных работ, не всем посетителям будет по зубам. Нужна насмотренность хотя бы, чтобы многое понять и оценить.
Тем не менее, Государственная Третьяковская галерея открывает один из самых ожидаемых проектов 2024 года — выставку, посвящённую творчеству представителей выдающейся династии художников Васнецовых. Экспозиция объединяет живописные и графические работы Виктора Михайловича (1848–1926), Аполлинария Михайловича (1856–1933) и Андрея Владимировича (1924–2009). Проект приурочен к 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и к 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова.
Художественная династия Васнецовых внесла значимый вклад в историю отечественного искусства. Мастеров разных поколений, носивших одну фамилию, объединяло стремление к универсализму и синтезу искусств. Их мировоззрение формировалось на принципах гуманизма и христианской этики, интересе к литературе, философии, политике, науке и религии. Васнецовы поднимали в своем творчестве вечные темы, побуждая зрителей к постижению истиной красоты и гармонии. Виктор Васнецов создал собственный узнаваемый художественный стиль, предвосхитив в своих произведениях открытия эпохи модерна и символизма. Увлечение древнерусской историей и народной культурой привело его к открытию новых жанров в отечественной живописи — сказочного и фольклорно-эпического. На выставке представлены «Богатыри» (1881-1898), «Иван-царевич на Сером Волке» (1889), «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896) — и другие выдающиеся работы мастера. Впервые будут экспонироваться картины из «Поэмы семи сказок» «Царевна Несмеяна» (1916) и «Баба-Яга» (1917), которые обычно находятся в Доме–музее В.М. Васнецова. Русский фольклор помог художнику понять особенности национального характера. В сказках, пословицах и поговорках художник находил источник вдохновения для собственного творчества, так как именно в фольклоре, по его мнению, раскрывается русская национальная идентичность. Картины на тему русских сказок, непонятые современниками, приобретали Павел Третьяков и Савва Мамонтов.
Поиски национального характера помогли Виктору Васнецову переосмыслить отечественное религиозное искусство, создав настоящий шедевр — росписи Владимирского собора в Киеве (1885– 1896). Написанные автором образы стали потрясением для современников. Более 400 живописных и графических эскизов художника в 1893 году приобрел Павел Третьяков. Некоторые из них вошли в состав выставочного проекта.
Аполлинарий, младший брат Виктора Васнецова, впервые в русском искусстве обратился к теме живописной реконструкции архитектуры и быта Древней Руси. Из его большого творческого наследия для выставки отобраны монументальные пейзажи и картины из серии «Старая Москва», воссоздающие образ средневековой столицы. Уникальность творческого метода мастера заключается в подходе, соединившем в себе науку и искусство, реальность и вымысел.
Андрей, внук Виктора Васнецова, — крупный мастер монументальной и станковой живописи второй половины ХХ века, один из основоположников «сурового стиля». Основу экспозиции его работ составили более 50 произведений из собрания Третьяковской галереи, включая поступления последних лет, а также картины из других музейных и частных коллекций. Верхний этаж выставочного пространства посвящен творчеству Виктора и Аполлинария Васнецовых — художников-новаторов, расширивших границы русского искусства рубежа XIX–начала XX века. Произведения Андрея Васнецова представлены на двух нижних этажах. Экспозиция разделена на темы, нашедшие отражение в творчестве каждого из трех представителей выдающейся художественной династии Васнецовых: тема семьи, исторического прошлого и философского осмысления бытия. Подчеркивая индивидуальность художников, по-своему обогативших историю отечественного искусства, выставка демонстрирует точки сближения в творчестве Васнецовых.
- Васнецов Виктор Михайлович. Аленушка. 1881. ГТГ
- Васнецов Виктор Михайлович. Снегурочка. 1899. ГТГ
- Васнецов Виктор Михайлович. Царевна-Несмеяна. 1916. ГТГ
- Васнецов Виктор Михайлович. Иван-царевич на Сером волке. 1920. ГТГ
- Васнецов Виктор Михайлович. Палаты царя Берендея. 1885. ГТГ
- Васнецов Виктор Михайлович. Царевна-лягушка. 1918. ГТГ
- Васнецов Аполлинарий Михайлович. Кама. 1895. ГТГ
- Васнецов Аполлинарий Михайлович. Озеро. 1902. ГТГ
- Васнецов Андрей Владимирович. Завтрак. 1960. ГТГ
- Васнецов Андрей Владимирович. Вешают бельё. 1960. ГТГ
- Васнецов Андрей Владимирович. Большой обед. Семья Иванушкиных. 1953-1987. ГТГ
- Васнецов Андрей Владимирович. Разговор. 1962. ГТГ
Состав выставки
Состав выставки: более 200 произведений живописи и графики Собрания: Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Нижегородский государственный художественный музей, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственный исторический музей, Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Омский областной художественный музей имени М.А. Врубеля, Ярославский художественный музей, Московский музей современного искусства, Музей Москвы, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и частные собрания
Куратор
Куратор выставки: Ольга Атрощенко
Дизайн экспозиции: Студия ЧАРТ, Сергей Чобан и Александра Шейнер
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 17.05.2024
Третьяковская галерея
Новая Третьяковка
Москва. Крымский Вал, 10, Новая Третьяковка, залы 60, 61, 80–82
23 мая — 4 ноября 2024 г.
Купить билет в Третьяковскую галерею
Дополним от себя
Первоначальный замысел картины предполагал размещение правого богатыря Алёши Поповича несколько дальше двух других. Это позволяет уравновесить картину, достигнув симметрии и некоего золотого сечения одновременно. Однако, в ходе работы богатыри сблизились. По всей видимости Илья Муромец и Добрыня Никитич были выписаны раньше, чем третий персонаж. Илья Муромец персонаж для которого образцами стали несколько человек, попадавшихся художнику. В Добрыне находят сходство с самим Васнецовым, поэтому этот богатырь изображён старше, чем следовало бы. А вот для Алёши Поповича натурщиком послужил сын Саввы Мамонтова Андрей (Дрюша, 1869-1891), талантливый художник, успевший подготовить эскизы для росписи Владимирского собора в Киеве, являющегося памятником русским художникам Виктору Васнецова, Михаилу Нестерова и Андрею Мамонтову.
А зимой серьезно заболел Дрюша. Врачи определили болезнь почек в очень тяжелой форме. (Впоследствии это заболевание несколько раз вспыхивало, подтачивало организм, пока не свело Дрюшу в могилу совсем молодым человеком.)
По тому, что сделано, можно судить уже о том, что будет. Мне было очень отрадно видеть Дрюшину работу на стенах Собора и видеть, что она в полной гармонии с окружающим». Орнаменты, выполненные Андреем Саввичем и по его эскизам во Владимирском соборе, стали своего рода памятником рано ушедшему из жизни художнику.
(Цит. по Марк Копшицер. Савва Мамонтов. 2023)
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926). Богатыри. 1881-1898. Размер — 295,3 x 446. Материал — холст. Техника — масло. Инвентарный номер — Инв.1019. Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1898. ГТГ (фрагменты, табличка и подпись)
Возможно первоначальное отдаление Алёши Поповича (как бы рядом, но не вместе) было нужно для показа его характера, более лёгкого, независимого, не всегда удобного, не всегда приводящего к правильным поступкам. Ведь мы помним, что Илья Муромец был очень серьёзен в делах и мыслях, являясь практически идеалом защитника Родины, не всегда согласным с княжескими решениями. Добрыню можно назвать первым русским рыцарем, ведь помимо необычайной смелости, дерзости, об был обучен рыцарским наукам: игре в шахматы и шашки, танцам и пению, он был спортсмен, а также имел даму сердца в лице Настасьи, дочери Микулы Селяниновича, ставшей его женой. При этом Добрыня был приближен властью и являлся приближённым, которому доверяли приватные поручения. На фоне этих персонажей Алёша был чуть в стороне. Однако, Виктор Васнецов в ходе работы по-видимому решил, что сила в единстве и строй богатырей сомкнулся. Во время работы изменилось и вооружение богатырей. Добрыня должен был быть с мощным копьём, которое оказалось у Ильи Муромца, что позволило чуть сдвинуть обе фигуры влево. Наличие копья у Ильи смотрится более правильным, учитывая его силу и ударную мощь (которых нет у Алёши, но который и не столь прямолинейный), дополнительно усиленную палицей, висящей на его деснице. Добрыня же показан вынимающим меч из ножен, готовым поддержать Илью.
В 1918 году Васнецов вернулся к тебе Добрыни и снова нарисовал его, но этот портрет был уже сказочным, где художник, усилив и защитное вооружение, всё же оставил меч. Алёша держит лук с подготовленной стрелой. Меч более новой модели, чем у Добрыни. Для фалеристов отметим, что на шее него гривна — один из первых знаков отличия. Также на шее дорогая цепь, а на пальцах — перстни. С правого бока у Алёши находятся гусли. Так что перед нами очень непростой человек и, как видно, даже из другой эпохи, но молодой и современный. Не раз уже написано о несовпадении времени жизни богатырей. Но разве это важно для народного понимания? где история непрерывна и богатыри всегда существуют, просто дополняя друг друга.
У Добрыни виден большой шейный православный крест. Христианский символ дополнительно расставляет по эпохам богатырей: Илья, Добрыня и Алёша.
Мы не станем развивать тему былин и сказок, но напомним, что это разные вещи, а получаемая из них информация должна пониматься соответственно. При этом и былины и сказки влияли на работу художника, который постарался оставить образцом изображений только былины. Возможно, это тоже повлияло на расположение персонажей, изображённых максимально натурально. Но что можно увидеть справа в том месте, которое освободил отодвинувшись богатырь, т.е. уже «за спинами» богатырей? Мы видим два камня на небольших холмикам. Можно предположить, что это или могильные камни, или пограничные камни. Камень сам по себе символ надёжности, бессмертия, указание на священное место. А что для пограничника священнее Родины, которую он бережёт? Так что хотя на картине Виктора Михайловича Васнецова изображены три персонажа — богатыря, но есть и четвёртый — это русское государство. Учитывая, что богатыри их разных эпох — видна преемственность поколений защитников страны.
Так что просим вас для самостоятельного изучения картины пойти на выставку «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век», а по её окончании — в стены Третьяковской галереи, где уже много лет Богатыри на страже нашей земли.
Алексей Сидельников
22 мая 2024 года
- Виктор Васнецов (1848-1926). Радость праведных о Господе. Преддверие рая.1889-1890. Картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве.
Трёхчастная композиция. Холст, масло. Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1893. ГТГВ основе композиции — авторская интерпретация сюжета Откровения Иоанна Богослова. К святому граду Иерусалиму, пред которым изображены архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил, с двух сторон движутся праведники. В левой части композиции — Вера, Надежда, Любовь и мать их София; перед ними — Мария Магдалина с алавастровым сосудом мирра в руках; рядом с ней — Мария Египетская; над благоразумным разбойником, несущим свой крест, — праотец Адам, Ева и Авель. В правой части композиции ангелы несут великомучениц Варвару (держит на груди меч) и Екатерину; пять мудрых дев со светильниками; за ними — три отрока в ассирийских одеждах: Анания, Азария и Мисаил, живыми вышедшие из огненной печи
- Виктор Васнецов (1848-1926). Ковёр-самолёт. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Картина была заказана С.И. Мамонтовым для украшения кабинета правления Донецкой железной дороги вместе с полотнами «Бой скифов со славянами» (1881, Государственный Русский музей) и «Три царевны подземного Царства» (1879-1881, Государственная Третьяковская галерея). Нижегородский государственный художественный музей.
Картина была заказана С.И. Мамонтовым для украшения кабинета правления Донецкой железной дороги вместе с полотнами «Бой скифов со славянами» (1881, Государственный Русский музей) и «Три царевны подземного Царства» (1879-1881, Государственная Третьяковская галерея).
- Виктор Васнецов (1848-1926). Первый вариант одноимённой картины (1884, Национальный музей «Киевская картинная галерея»). Холст, масло. Дар М.А. Морозова. 1910. 1879-1881. ГТГ
Картина была заказана С.И. Мамонтовым для украшения кабинета правления Донецкой железной дороги вместе с полотнами «Ковёр-самолёт» (1880, Нижегородский государственный художественный музей) и «Бой скифов со славянами» (1881, Государственный Русский музей).
- Виктор Васнецов (1848-1926). Бой скифов со славянами. Холст, масло. 1881. ГРМ.
Картина была заказана С.И. Мамонтовым для украшения кабинета правления Донецкой железной дороги вместе с полотнами «Ковёр-самолёт» (1880, Нижегородский государственный художественный музей) и «Три царевны подземного царства» (1879-1881, Государственная Третьяковская галерея).
Третьяковская галерея
Новая Третьяковка
Москва. Крымский Вал, 10, Новая Третьяковка, залы 60, 61, 80–82
23 мая — 4 ноября 2024 г.
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________