Ступин и его ученики

Александр Ступин и его ученики

in Новости музеев 1487 views

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку Алек­санд­ра Сту­пина, ко­то­рая объе­ди­нит бо­лее 30 произ­ве­де­ний са­мо­го ху­дож­ни­ка и его уче­ников Ва­силия Раева, Ва­силия Перова, Николая Рач­кова, став­ших впо­след­ст­вии вы­даю­щи­ми­ся мас­те­рами рус­ской жи­во­писи. На выставке можно будет увидеть их ранние работы, редко экспо­нируемые гра­фические произ­ведения, а также от­дельные ше­девры зре­лого твор­чества.

250 лет со дня рождения жи­вописца и педагога Александра Сту­пина (1776 – 1861)

В 2026 году ис­полняется 250 лет со дня рож­дения жи­вописца и педагога Александра Ступина (1776 – 1861). В 1802 году художник основал в Арзамасе, своем родном городе, школу живописи. Учебное заведение просуществовало почти 60 лет и ещё при жизни основателя стало одним из заметных явлений культурной жизни России первой половины XIX века. О нём писал Пётр Вяземский в «Записных книжках» и Владимир Соллогуб в повести «Тарантас». Не случайно в подражание «арзамасской академии» был назван знаменитый литературный кружок «Арзамас», членом которого был Александр Пушкин.

А.В. Ступин и его ученики

  • Ступин А.В. Портрет не­из­ве­ст­ной дамы в синем платье и чепце. 1817. ГТГ
  • Алексеев (Сыромянский) Н.М. Де­ре­вен­ский парень. Портрет сына художника. 1859. Холст, масло. 87,9 x 66,8. ГТГ
Раев В.Е. (1808-1871) Рим вечером. Вид на замок Св. Ангела и собор Св. Петра. 1843. Холст, масло. 62,1 x 80,3. ГТГ
Раев В.Е. (1808-1871) Рим вечером. Вид на замок Св. Ангела и собор Св. Петра. 1843. Холст, масло. 62,1 x 80,3. ГТГ
  • Перов В.Г. Сцена на могиле. 1859. Масло, холст. 58 х 69. ГТГ
  • Алексеев (Сыромянский) Н.М. По­хищение купеческой жены Груни Егором Башлыком, ставшим атаманом разбойников. Не ранее 1881. ГТГ

Подвижнический труд Ступина высоко ценили в столице. Первая в России провинциальная частная художественная школа долгие годы находилась под покро­вительством Санкт-Пе­тербургской Академии худо­жеств. Сам мастер был отмечен званием академика живописи, орденами Святой Анны 3 ст. и Святого Владимира 4 ст.

Своевременность и насущную необ­ходимость подобного образо­ва­тель­ного учреждения хорошо понимали про­винциаль­ные заказчики. Потреб­ность в квали­фи­цированных жи­вописцах в провин­ции была очень велика: нужно было украшать храмы, создавать иконостасы, расписывать помещичьи  усадьбы. Вместе с уче­никами Ступин изъездил всё По­волжье от Нижнего Новгорода до Саратова, часто бывал в Тамбовской, Пензенской и Орен­бург­ской губер­ниях. Со своими воспитан­никами он создал около 150 ико­ностасов, для которых написал порядка 2.500 икон, масляными красками расписал 10 церквей.

Крендовский Е.Ф. Портрет Петра и Павла Капнистов. 1848. Кость, акварель, гуашь, белила 10,5 х 8,2. ГТГ
Крендовский Е.Ф. Портрет Петра и Павла Капнистов. 1848. Кость, акварель, гуашь, белила 10,5 х 8,2. ГТГ
  • Надеждин А.М. (1799-1879). Порт­рет кн. Л.А. Путятиной. ГТГ
  • Рачков Н.Е. (1825-1895). Портрет молодой женщины с голубой лентой в волосах. ГТГ

Арзамасская школа дала путёвку в жизнь многим талантливым юношам из провинции, для которых столич­ная академия была недося­гаема. За все годы суще­ст­вования через обра­зо­­ватель­ное учреж­дение прошло более 150 человек, боль­­шинство из которых были крепостными. Одним из открытий выставки станет альбом с рисунками Василия Раева, восемь из которых были созданы в годы его проживания в Арзамасе. Посетители смогут также увидеть редкие образцы творчества мало­известных выпускников ступинской школы, чьих работ практически не сохранилось.

Многие произ­ведения впер­вые по­кинут запасники Третья­ковской галереи и будут показаны широкой публике.

Куратор

Куратор выставки Ирина Басова.

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
14.08.2025

21 августа 2025 года

В Третьяковке с 22 августа откры­вает­ся за­нятная вы­став­ка: «Алек­сандр Сту­пин и его уче­ники». Честно го­воря, название расплывчатое и по­ка­зывает, что какой-то ху­дож­ник что-то где-то ри­совал и кого-то учил. Короче, ка­за­лось бы, ни о чём. Но есть одно но!

Давайте посмотрим внимательнее на словосочетание «его ученики». А вот тут нам уже заяв­лено, что покажут помимо прочих работы его учеников Раева и Перова.

Так вот, у Василия Раева учились в своё время Боголюбов и Айва­зов­ский. Это уже очень серьёзно и не требует пояснений.

Так же как и Василия Перова не нужно представлять («Охотники на привале«, «Тройка»).

Можно отметить ещё такой поворот судьбы.

Сам Ступин учился у Алексея Егорова, который не факт, что Егоров и не факт, что Алексей: пленённый калмык, имевший талант к рисованию. Он быстро обрусел и стал крепко воцерковленным, проявив талант расписывать церкви. Но как-то у него запросила портрет княгиня Голицына. Как она его убедила осталось тайной, но он согласился и сделал портрет её в виде весталки. Так эта княгиня владела имением Кузьминки, где в своё время умер, художник Василий Перов.

А ещё одним из учеников Егорова был Карл Брюллов, выставка которого проходит в Третьяковке на Крымском валу.

А теперь вы заметили, как изменился ваш взгляд на художника Александра Ступина?

И всё же довольно сложно назвать выставкой несколько произведения в тёмной комнате огромной Третья­ков­ской га­ле­рее. Уверенно можно ска­зать, что большинство по­се­ти­телей просто не смо­жет понять, что им показывают единый проект и просмотрят все пред­став­ленные работы в един­ст­венном порыве пройти в другой зал и увидеть что-то более из­ве­стное. А ведь представлены очень хорошие работы, знакомство с ко­то­рыми может быть событием для любителей искусства. Но, как и всегда, не для всех. Для понимания нужно не­много знаний истории Ступина и ху­дож­ников его круга, учеников.

Так что Третья­ковка создала интригу одним на­зва­нием. Но мы же с вами ра­зобрались и поняли, что надо обя­за­тель­но пойти и увидеть представленные работы.

Александр Ступин (1776-1861). Мальчик с листком. 1830-1840-e. Холст, масло. ГТГ
Александр Ступин (1776-1861). Мальчик с листком. 1830-1840-e. Холст, масло. ГТГ

Портрет не имеет подписи мастера. Как работа Ступина, картина впервые была опубликована В. Дмитриевым в журнале «Аполлон» (1917. № 4-5). Вероятно, изображён один из учеников А.В. Ступина.

Для нас лучшим автором является художник Николай Ефимович Рачков, а лучшей работой автора признана картина «У калитки».

Художественное образование Ни­ко­лай Рачков получил в известной Арзамасской ху­до­же­ст­венной школе А.В. Ступина (1838–1845), которую окон­чил В.Г. Пе­ров. В 1844 году он получил от Им­пе­ра­торской Ака­демии художеств две се­ребря­ные ме­дали. В 1845 был наг­раж­дён ма­лой се­ребря­ной ме­далью и по­лу­чил зва­ние не­клас­сного ху­дож­ника по порт­ретной живописи. С 1860 года поселился в Москве, активно уча­ствовал в деятель­нос­ти Мос­ков­ского общества любителей художеств, был частым гостем в мос­ковском доме и ни­же­го­род­ском име­нии купца и мецената Д.П. Бот­ки­на, сек­ре­та­ря Мос­ков­ского общества любителей художеств. В 1878 году его картина «Богаделенка» была пред­став­лена на Все­мирной выставке в Париже. Помимо живописи за­ни­мал­ся ли­те­ра­тур­ным твор­че­ством, как ка­рикатурист со­трудничал в ряде са­тирических журналов. (ГТГ).

  • Николай Рачков (1825-1895). У калитки. 1871. Холст, масло. Приобретено П. М. Третьяковым. До 1893. ГТГ. Nikolay Rachkov (1825-1895) By the Wicket-gate. Oil on canvas. Acquired by Pavel Tretyakov. Before 1893
  • Николай Рачков (1825-1895). Кухарка. 1870-e. Холст, масло. ГТГ. Nikolay Rachkov (1825-1895). The Cook. The 1870s. Oil on canvas

Н.Е. Рач­ков учил­ся в Ар­за­мас­ской школе жи­вописи у А.В. Ступина и Н.М. Алексеева с 1838 по 1845 год. В 1846-м помогал Ступину ру­ководить школой. С 1860-го жил в Мос­кве. Был дру­жен с П.М. Третья­ковым. Ав­тор­ские ва­риан­ты-пов­то­рения фрагмен­тов пред­ставленной картины «У калитки» находятся в Ниже­го­род­ском го­су­дар­ст­вен­ном ху­до­же­ст­вен­ном му­зее и Чу­ваш­ском го­су­дар­ст­вен­ном ху­до­же­ст­вен­ном музее.

Николай Рачков (1825-1895). Головка русской девушки. 1860-1870-e (?). Бумага, акварель, белила, цветной и свинцовый карандаши. ГТГ
Николай Рачков (1825-1895). Головка русской девушки. 1860-1870-e (?). Бумага, акварель, белила, цветной и свинцовый карандаши. ГТГ. Nikolay Rachkov (1825-1895). Russian Girl’s Head. The 1860s-1870s (?). Watercolour, whitewash, coloured and lead pencils.
Николай Алексеев (1814 (1813)-1880). «Алеко». Автопортрет. 1859. Холст, масло Приобретено П.М. Третьяковым. 1877. ГТГ Nikolay Alekseyev (1814 (18132)-1880). "Aleko". Self-portrait. 1859. Oil on canvas. Acquired by Pavel Tretyakov. 1877
Николай Алексеев (1814 (1813)-1880). «Алеко». Автопортрет. 1859. Холст, масло Приобретено П.М. Третьяковым. 1877. ГТГ. Nikolay Alekseyev (1814 (18132)-1880). «Aleko». Self-portrait. 1859. Oil on canvas. Acquired by Pavel Tretyakov. 1877
Н.М. Алексеев ученик А.В. Ступина. С 1834 года преподавал в Арзамасской школе живописи, с 1836-го был ее фактическим руководителем. Первым браком был женат на дочери А.В. Ступина Клавдии. С 1842-го (1843?) жил в Санкт-Петербурre.
Алексей Сидельников

Третьяковская галерея

Москва. Лаврушинский, 10, зал 11

22 августа – 16 ноября 2025 г.

Купить билет в Третьяковскую галерею

__________________

Обсуждение в Телеграм >>> 

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы