Третьяковская галерея представляет выставку Александра Ступина, которая объединит более 30 произведений самого художника и его учеников Василия Раева, Василия Перова, Николая Рачкова, ставших впоследствии выдающимися мастерами русской живописи. На выставке можно будет увидеть их ранние работы, редко экспонируемые графические произведения, а также отдельные шедевры зрелого творчества.
250 лет со дня рождения живописца и педагога Александра Ступина (1776 – 1861)
В 2026 году исполняется 250 лет со дня рождения живописца и педагога Александра Ступина (1776 – 1861). В 1802 году художник основал в Арзамасе, своем родном городе, школу живописи. Учебное заведение просуществовало почти 60 лет и ещё при жизни основателя стало одним из заметных явлений культурной жизни России первой половины XIX века. О нём писал Пётр Вяземский в «Записных книжках» и Владимир Соллогуб в повести «Тарантас». Не случайно в подражание «арзамасской академии» был назван знаменитый литературный кружок «Арзамас», членом которого был Александр Пушкин.
А.В. Ступин и его ученики
- Ступин А.В. Портрет неизвестной дамы в синем платье и чепце. 1817. ГТГ
- Алексеев (Сыромянский) Н.М. Деревенский парень. Портрет сына художника. 1859. Холст, масло. 87,9 x 66,8. ГТГ

- Перов В.Г. Сцена на могиле. 1859. Масло, холст. 58 х 69. ГТГ
- Алексеев (Сыромянский) Н.М. Похищение купеческой жены Груни Егором Башлыком, ставшим атаманом разбойников. Не ранее 1881. ГТГ
Подвижнический труд Ступина высоко ценили в столице. Первая в России провинциальная частная художественная школа долгие годы находилась под покровительством Санкт-Петербургской Академии художеств. Сам мастер был отмечен званием академика живописи, орденами Святой Анны 3 ст. и Святого Владимира 4 ст.
Своевременность и насущную необходимость подобного образовательного учреждения хорошо понимали провинциальные заказчики. Потребность в квалифицированных живописцах в провинции была очень велика: нужно было украшать храмы, создавать иконостасы, расписывать помещичьи усадьбы. Вместе с учениками Ступин изъездил всё Поволжье от Нижнего Новгорода до Саратова, часто бывал в Тамбовской, Пензенской и Оренбургской губерниях. Со своими воспитанниками он создал около 150 иконостасов, для которых написал порядка 2.500 икон, масляными красками расписал 10 церквей.

- Надеждин А.М. (1799-1879). Портрет кн. Л.А. Путятиной. ГТГ
- Рачков Н.Е. (1825-1895). Портрет молодой женщины с голубой лентой в волосах. ГТГ
Арзамасская школа дала путёвку в жизнь многим талантливым юношам из провинции, для которых столичная академия была недосягаема. За все годы существования через образовательное учреждение прошло более 150 человек, большинство из которых были крепостными. Одним из открытий выставки станет альбом с рисунками Василия Раева, восемь из которых были созданы в годы его проживания в Арзамасе. Посетители смогут также увидеть редкие образцы творчества малоизвестных выпускников ступинской школы, чьих работ практически не сохранилось.
Многие произведения впервые покинут запасники Третьяковской галереи и будут показаны широкой публике.
Куратор
Куратор выставки Ирина Басова.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 14.08.2025
21 августа 2025 года
В Третьяковке с 22 августа открывается занятная выставка: «Александр Ступин и его ученики». Честно говоря, название расплывчатое и показывает, что какой-то художник что-то где-то рисовал и кого-то учил. Короче, казалось бы, ни о чём. Но есть одно но!
Давайте посмотрим внимательнее на словосочетание «его ученики». А вот тут нам уже заявлено, что покажут помимо прочих работы его учеников Раева и Перова.
Так вот, у Василия Раева учились в своё время Боголюбов и Айвазовский. Это уже очень серьёзно и не требует пояснений.
Так же как и Василия Перова не нужно представлять («Охотники на привале«, «Тройка»).
Можно отметить ещё такой поворот судьбы.
Сам Ступин учился у Алексея Егорова, который не факт, что Егоров и не факт, что Алексей: пленённый калмык, имевший талант к рисованию. Он быстро обрусел и стал крепко воцерковленным, проявив талант расписывать церкви. Но как-то у него запросила портрет княгиня Голицына. Как она его убедила осталось тайной, но он согласился и сделал портрет её в виде весталки. Так эта княгиня владела имением Кузьминки, где в своё время умер, художник Василий Перов.
А ещё одним из учеников Егорова был Карл Брюллов, выставка которого проходит в Третьяковке на Крымском валу.
А теперь вы заметили, как изменился ваш взгляд на художника Александра Ступина?
И всё же довольно сложно назвать выставкой несколько произведения в тёмной комнате огромной Третьяковской галерее. Уверенно можно сказать, что большинство посетителей просто не сможет понять, что им показывают единый проект и просмотрят все представленные работы в единственном порыве пройти в другой зал и увидеть что-то более известное. А ведь представлены очень хорошие работы, знакомство с которыми может быть событием для любителей искусства. Но, как и всегда, не для всех. Для понимания нужно немного знаний истории Ступина и художников его круга, учеников.
Так что Третьяковка создала интригу одним названием. Но мы же с вами разобрались и поняли, что надо обязательно пойти и увидеть представленные работы.

Портрет не имеет подписи мастера. Как работа Ступина, картина впервые была опубликована В. Дмитриевым в журнале «Аполлон» (1917. № 4-5). Вероятно, изображён один из учеников А.В. Ступина.
Для нас лучшим автором является художник Николай Ефимович Рачков, а лучшей работой автора признана картина «У калитки».
Художественное образование Николай Рачков получил в известной Арзамасской художественной школе А.В. Ступина (1838–1845), которую окончил В.Г. Перов. В 1844 году он получил от Императорской Академии художеств две серебряные медали. В 1845 был награждён малой серебряной медалью и получил звание неклассного художника по портретной живописи. С 1860 года поселился в Москве, активно участвовал в деятельности Московского общества любителей художеств, был частым гостем в московском доме и нижегородском имении купца и мецената Д.П. Боткина, секретаря Московского общества любителей художеств. В 1878 году его картина «Богаделенка» была представлена на Всемирной выставке в Париже. Помимо живописи занимался литературным творчеством, как карикатурист сотрудничал в ряде сатирических журналов. (ГТГ).
- Николай Рачков (1825-1895). У калитки. 1871. Холст, масло. Приобретено П. М. Третьяковым. До 1893. ГТГ. Nikolay Rachkov (1825-1895) By the Wicket-gate. Oil on canvas. Acquired by Pavel Tretyakov. Before 1893
- Николай Рачков (1825-1895). Кухарка. 1870-e. Холст, масло. ГТГ. Nikolay Rachkov (1825-1895). The Cook. The 1870s. Oil on canvas
Н.Е. Рачков учился в Арзамасской школе живописи у А.В. Ступина и Н.М. Алексеева с 1838 по 1845 год. В 1846-м помогал Ступину руководить школой. С 1860-го жил в Москве. Был дружен с П.М. Третьяковым. Авторские варианты-повторения фрагментов представленной картины «У калитки» находятся в Нижегородском государственном художественном музее и Чувашском государственном художественном музее.


Алексей Сидельников
Третьяковская галерея
Москва. Лаврушинский, 10, зал 11
22 августа – 16 ноября 2025 г.
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________







