После завершения грандиозной выставки «Великий Карл» Русский музей вновь представляет мировые шедевры в Академических залах. 13 августа в великолепных интерьерах второго этажа Михайловского дворца вновь предстали любимые посетителями живописные произведения: масштабные исторические полотна Фёдора Бру́ни и Григория Угрюмова, романтические пейзажи Сильвестра Щедрина, религиозные композиции Александра Иванова, портреты Ореста Кипренского. В зале №15 открылась выставка редких картонов к росписям Исаакиевского собора, созданных великими художниками Карлом Брюлловым и Фёдором Бру́ни, а также Петром Басиным, продолжившим работу Брюллова над росписями собора после болезни мастера.
В экспозицию Академических залов вернулись произведения, которые многие мечтают увидеть при посещении Русского музея: самая большая картина в коллекции «Медный змий» Фёдора Бру́ни, заалтарный образ «Распятие» кисти Карла Брюллова, знаменитое полотно «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» Александра Иванова. Экспозиция дополнена произведениями одного из основоположников русского городского пейзажа Фёдора Алексеева, этюдами и большим эскизом Александра Иванова к знаменитой картине «Явление Христа народу» и другими работами. Представленные ранее в зале №14 картины «Девятый вал» и «Волна» Ивана Айвазовского в данный момент экспонируются в составе выставки «О море, море! Водная стихия в произведениях русских художников XVIII – XX веков» в корпусе Бенуа Русского музея.
Фёдор Бру́ни. Картоны к росписям Исаакиевского собора. ГРМ
В зале №15 открылась выставка картонов к росписям Исаакиевского собора: 18 масштабных произведений и ряд эскизов, созданных Карлом Брюлловым, Фёдором Бру́ни и Петром Басиным. Русский музей обладает уникальным по полноте комплексом подготовительных материалов к росписям собора, которые отражают рождение замысла и сложность творческих поисков.
«[…] Не опасаясь, скажу, – писал создатель Исаакиевского собора Огюст Монферран, – что гг. Брюллов, Бру́ни, Басин украсят внутренность Исаакиевского собора так, что оная в красоте превзойдёт храмы, сооружённые в последнее время. Счастлив архитектор, которому будут способствовать подобные художники».


Карлу Брюллову предстояло расписать главный купол собора, Фёдору Бру́ни – своды центрального нефа и часть аттика, Петру Басину – приделы Св. Александра Невского, Св. Екатерины и также создать росписи в аттике. После болезни Карла Брюллова в 1848–1854 годах Басин исполнил не только росписи для главного купола, но также и картоны к ним, в частности «Лобзание Иуды» (1848–1850) по эскизу Брюллова, и завершил картон «Се человек» (1843–1850). Комплекс картонов Фёдора Бру́ни в коллекции Русского музея, его произведения «Всемирный потоп» (1844-1845), «Страшный суд» (1844-1845), «Видение пророка Иезекииля» (1844-1845) составляют одну из самых значительных страниц в истории русской монументальной графики середины XIX века.
Картоны к росписям Исаакиевского собора длительное время не экспонировались, и специально для выставки реставраторы Русского музея провели ряд мероприятий, чтобы посетители могли увидеть редкие графические шедевры в их наилучшем состоянии. Была произведена работа с осыпями и потёртостями красочного слоя. На пяти экспонатах, в том числе на произведении Фёдора Бру́ни «Поклонение царей земных царю небесному» размером 243 х 222 см, были выполнены тонировки акварельными красками.



Представленные в экспозиции картоны и эскизы позволяют увидеть замысел, который не был полностью реализован живописцами в пространстве Исаакиевского собора. Помимо этого, расположение картонов в просторном интерьере зала Михайловского дворца даёт возможность с близкого расстояния рассмотреть детали, увидеть соотношение фигур и выражения лиц героев произведений, почувствовать драматизм изображённых сюжетов.
Пресс-служба ГРМ 13.08.2025
О выставке
«Картоны в росписям Исаакиевского собора». Ещё одна выставка, — теперь уже Русский музей, — название которой проскакивает мимо, не находя отклика. Картоны? И ладно! И опять нужно немного усилий, чтобы понять что же будет.
Когда говорим о художниках XIX века, то часто сталкиваемся с тем, что лучшие едут учиться в Италию. Например, Сильвестр Щедрин или Пётр Басин и Карл Брюллов, чьи работы можно увидеть на этой выставке.
Но среди многих был один, чьё имя последнее время упоминается на разных выставках: Фёдор Бру́ни (ударение на «у»). Именно Бру́ни был настоящим итальянцем (Fedelio или Fidele Bruni), но также отправленным из России на учёбу в Рим. Его отец был австрийским офицером, воевавшим под общим руководством А.В. Суворова и раненным у «Чёртова моста». Затем Бру́ни приехал в Россию, где Бру́ни-junior проявил свой талант и стал известным художником. Недавно его «Медного змия» смотрели в Третьяковской галерее.
Ну а работа для Исаакия — 25 воплощённых картонов.
И, что может быть совпадением, Бру́ни также учился у Алексея Егорова (который не факт, что Алексей, и не факт, что Егоров — вспоминали вчера, говоря про художника Александра Ступина).
Не просто так стали встречаться эти совпадения.
Алексей Сидельников
Государственный русский музей
Михайловский дворец
Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4
13 августа 2025 – 19 января 2026
Купить билет в Русский музей
__________________









