Картоны к росписям Исаакиевского собора

Картоны к росписям Исаакиевского собора

in Новости музеев/Реставрация 1085 views

После за­вер­ше­ния гран­диоз­ной вы­став­ки «Ве­ли­кий Карл» Рус­ский му­зей вновь пред­став­ляет ми­ровые ше­дев­ры в Ака­де­ми­чес­ких за­лах. 13 ав­гус­та в ве­ли­ко­леп­ных интерье­рах второго этажа Михайловского дворца вновь пред­стали любимые по­се­ти­те­ля­ми жи­во­пис­ные произ­ведения: масштабные исторические полотна Фёдора Бру́ни и Григория Угрюмова, ро­манти­ческие пейзажи Сильвестра Щед­рина, ре­лигиозные ком­позиции Александра Иванова, портреты Ореста Кипренского. В зале №15 открылась выставка редких картонов к росписям Исаакиевского собора, созданных великими художниками Карлом Брюлловым и Фёдором Бру́ни, а также Петром Басиным, продол­жившим работу Брюллова над росписями собора после болезни мастера.

В экспозицию Академических залов вернулись произведения, которые многие мечтают увидеть при посещении Русского музея: самая большая картина в коллекции «Медный змий» Фёдора Бру́ни, заалтарный образ «Распятие» кисти Карла Брюллова, зна­менитое по­лотно «Явление Христа Марии Магдалине пос­ле Вос­кресения» Александра Ива­нова. Экс­позиция до­полнена произ­ве­де­ниями одного из осново­по­лож­ников русского городского пейзажа Фёдора Алексеева, этюдами и боль­шим эскизом Алек­сандра Иванова к знаменитой картине «Явление Христа народу» и другими работами. Представленные ранее в зале №14 картины «Девятый вал» и «Волна» Ивана Ай­ва­зов­ского в данный момент экспонируются в составе выставки «О море, море! Водная стихия в произ­ведениях русских художников XVIII – XX веков» в корпусе Бенуа Русского музея.

Фёдор Бру́ни. Картоны к росписям Исаакиевского собора. ГРМ

В зале №15 открылась выставка картонов к росписям Исаакиевского собора: 18 масштабных произведений и ряд эскизов, созданных Карлом Брюлловым, Фёдором Бру́ни и Петром Басиным. Русский музей обладает уникальным по полноте комплексом подготовительных материалов к росписям собора, которые отражают рождение замысла и сложность творческих поисков.

«[…] Не опасаясь, скажу, – писал создатель Исаакиевского собора Огюст Монферран, – что гг. Брюллов, Бру́ни, Басин украсят внутренность Исаакиевского собора так, что оная в красоте превзойдёт храмы, соору­жённые в последнее время. Счастлив архитектор, которому будут способ­ствовать подобные художники».

Карл Брюллов. Этюд. Картоны к росписям Исаакиевского собора. ГРМ
Карл Брюллов. Этюд. Картоны к росписям Исаакиевского собора. ГРМ
Карл Брюллов. Лобзание Иуды. Картоны к росписям Исаакиевского собора. ГРМ
Карл Брюллов. Лобзание Иуды. Картоны к росписям Исаакиевского собора. ГРМ

Карлу Брюллову предстояло расписать главный купол собора, Фёдору Бру́ни – своды центрального нефа и часть аттика, Петру Басину – приделы Св. Александра Невского, Св. Екатерины и также создать росписи в аттике. После болезни Карла Брюллова в 1848–1854 годах Басин исполнил не только росписи для главного купола, но также и картоны к ним, в частности «Лобзание Иуды» (1848–1850) по эскизу Брюллова, и завершил картон «Се человек» (1843–1850). Комплекс картонов Фёдора Бру́ни в коллекции Русского музея, его произведения «Всемирный потоп» (1844-1845), «Страшный суд» (1844-1845), «Видение пророка Иезекииля» (1844-1845) составляют одну из самых значительных страниц в истории русской монументальной графики середины XIX века.

Картоны к росписям Исаакиевского собора длительное время не экспонировались, и специально для выставки реставраторы Русского музея провели ряд мероприятий, чтобы посетители могли увидеть редкие графические шедевры в их наилучшем состоянии. Была произведена работа с осыпями и потёртостями красочного слоя. На пяти экспонатах, в том числе на произведении Фёдора Бру́ни «Поклонение царей земных царю небесному» размером 243 х 222 см, были выполнены тонировки акварельными красками.

Фёдор Бруни. Картоны к росписям Исаакиевского собора. ГРМ
Фёдор Бруни. Картоны к росписям Исаакиевского собора. ГРМ
Фёдор Бруни. Картоны к росписям Исаакиевского собора. ГРМ
Фёдор Бруни. Картоны к росписям Исаакиевского собора. ГРМ
Фёдор Бруни. Картоны к росписям Исаакиевского собора. ГРМ
Фёдор Бруни. Картоны к росписям Исаакиевского собора. ГРМ

Представленные в экспозиции картоны и эскизы позволяют увидеть замысел, который не был полностью реализован живописцами в пространстве Исаакиевского собора. Помимо этого, расположение картонов в просторном интерьере зала Михайловского дворца даёт возможность с близкого расстояния рассмотреть детали, увидеть соотношение фигур и выражения лиц героев произведений, почувствовать драматизм изображённых сюжетов.

Пресс-служба ГРМ
13.08.2025

О выставке

«Картоны в росписям Исаакиевского собора». Ещё одна выставка, — теперь уже Русский музей, — название которой проскакивает мимо, не находя отклика. Картоны? И ладно! И опять нужно немного усилий, чтобы понять что же будет.

Когда говорим о художниках XIX века, то часто сталкиваемся с тем, что лучшие едут учиться в Италию. Например, Сильвестр Щедрин или Пётр Басин и Карл Брюллов, чьи работы можно увидеть на этой выставке.

Но среди многих был один, чьё имя последнее время упоминается на разных выставках: Фёдор Бру́ни (ударение на «у»). Именно Бру́ни был настоящим итальянцем (Fedelio или Fidele Bruni), но также отправленным из России на учёбу в Рим. Его отец был австрийским офицером, воевавшим под общим руководством А.В. Суворова и раненным у «Чёртова моста». Затем Бру́ни приехал в Россию, где Бру́ни-junior проявил свой талант и стал известным художником. Недавно его «Медного змия» смотрели в Третьяковской галерее.

Ну а работа для Исаакия — 25 воплощённых картонов.

И, что может быть совпадением, Бру́ни также учился у Алексея Егорова (который не факт, что Алексей, и не факт, что Егоров — вспоминали вчера, говоря про художника Александра Ступина).

Не просто так стали встречаться эти совпадения.

Алексей Сидельников

Государственный русский музей

Михайловский дворец

Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4

13 августа 2025 – 19 января 2026

Купить билет в Русский музей

Великий Карл в ГРМ

Медный змий и Покорение Сибири в Третьяковке!

__________________

 Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы