ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Курс на Север», посвящённую художественному осмыслению образа Крайнего Севера. Новый проект рассказывает о том, как на протяжении столетий человек прокладывал путь в terra incognita и как суровые земли формировали его мировоззрение. В экспозиции представлено несколько больших разделов, позволяющих пройти дистанцию длиной в почти четыре века: от гравюр путешественников XVIII столетия до работ современных российских художников — путь обретения края земли и его художественного образа.
- Нелли Фролова. Покоряя Арктику. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Нелли Фролова. Северные корабли. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Нелли Фролова. Покоряя Арктику 2. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Курс на Север» исследует геополитический и исторический контексты освоения северных земель как культурный феномен и представляет собой визуальное странствование, погружая зрителя в мир полярных пейзажей, героических строек и романтики первопроходцев. Экспозиция раскрывает сложный многогранный образ Крайнего Севера, где первозданная красота природы соседствует с индустриальным подвигом человека, а научный прогресс — с традиционной культурой. Героические стройки, освоение Арктики, научные экспедиции по Северному морскому пути, ставшие символом триумфа человека над суровой стихией, с одной стороны. И с другой – самобытная эстетика края, подарившая художникам новую поэтику и новую образность.
Путь искусства на Север претерпел драматичную эволюцию. За четыре столетия он менял человека и менял отношение человека к Крайнему Северу: от первых попыток запечатлеть край земли – к покорению края, от холодной сдержанности старых документальных набросков — к эстетической революции Валентина Серова и Константина Коровина, подарившей миру новый взгляд на северную природу. Их работы, наполненные особенным серебристым светом, показали, что сдержанная палитра Севера может быть не менее выразительной, чем яркие южные краски. И увлекли современников в паломничество на северные земли в поисках экзотической романтики и особого жемчужно-серого колорита.
Ольга Галактионова, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Наша выставка посвящена той части суши, которая столетиями оставалась недостижимым и практически мифическим пространством. Суровая красота и необъятные просторы привлекали художников на протяжении нескольких веков, становясь для них не просто темой для творчества, но и подлинным испытанием духа. Выставка “Курс на Север” показывает, как разные поколения мастеров пытались понять душу этих загадочных земель, где природа остается главным творцом, а человек — лишь внимательным наблюдателем».
Рокуэлл Кент. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Экспозиция включает несколько разделов, где представлены гравюры ученых и путешественников XVIII века – первые визуальные свидетельства северных земель. Произведения известных русских художников — Валентина Серова, Александра Маковского, Николая Досекина. Значительное собрание работ Рокуэлла Кента из собрания Пушкинского музея, которое подарено американским художником-путешественником советскому народу. Летопись художественного освоения Севера участниками советских арктических экспедиций и полярных строек, где научный интерес соседствовал с романтикой первопроходцев, в графической серии Виктора Бибикова и Александра Меркулова. «Женщины Севера» в графике Евгении Эвенбах. Работы студентов Института народов Севера, основанного в 1929 году для представителей коренных северных народностей, благодаря которому в советском искусстве родилось явление «северный изобразительный стиль». Произведения современных художников Эрика Булатова, Алёны Кирцовой, Нелли Фроловой.

А также — проект «Мангазейский морской ход», реконструирующий плавание по Северному морскому пути: в 2023 году по старинным технологиям, без единого гвоздя, был построен традиционный поморский карбас, на котором экспедиция повторила путь русских первопроходцев XVII века, преодолев 3000 километров от Архангельска до пушной столицы Сибири — Мангазеи. Путь через шторма Северного Ледовитого океана, льды и волоки, где судно тащили по суше, стал живым доказательством смелости и мастерства тех, кто когда-то осваивал суровые земли на деревянных судах.
Кураторы
Александра Данилова, заведующий отделом нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина,
Анна Чернышёва, научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина 18.08.2025
28 августа 2025 года

Ольга Галактионова, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Когда мы задумывали эту выставку, она не казалась нам такой своевременной. Ее актуальность росла каждый день. Выставка «Курс на Север» появилась очень своевременно. Арктика — важнейший геополитический рубеж, средоточие силы природы и ее богатств. Тема Севера актуальная сегодня как никогда, это не только настоящее, это будущее. Мы хотим показать наглядно, почему Север — часть мировой истории и как эту историю увидели художники».
Илья Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе: «Север — это не только просторы и ресурсы. Север — это культурный феномен. Наша выставка помогает рассказать историю Севера, историю богатую и героическую. Где одновременно живет романтика, индустриальный подвиг человека и героизм покорителей суровых земель. Выставка наглядно демонстрирует, что искусство может быть не только про яркие пейзажи, но в первую очередь — про то, что наполняет жизнь народа и страны».
Александра Данилова, заведующий отделом нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Выставка «Курс на Север» очень многообразна. Здесь есть и фрагменты исторической хроники, и героическое освоение Севера в 30-е годы, и мастера, которые видели особый золотистый свет в местных пейзажах и стремились отобразить его в своих произведениях, и современные художники, и гравюры 18 века. Выставка показывает Север разным, переосмысляя все то, что мы знаем о нем. Выставка — о магии Севера, известного и неизвестного».
Анна Чернышева, научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Наш выставочный проект показывает, насколько богатыми и загадочными были и остаются северные земли, которые на протяжении многих веков вдохновляли мастеров, живописцев, скульпторов, графиков на создание уникальных и неповторимых произведений. Эти произведения очень разные, и каждое из них несет особенное настроение, свой характер, потому что каждый художник ощутил, почувствовал и открыл свой собственный Север».
Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина 28.08.2025
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошёл Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14)
28 августа — 12 октября 2025 г.
Купить билет в Пушкинский музей
__________________






