Три времени Рима

Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко

in Новости музеев 298 views

 ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко». Ни один другой город мира не овеян таким количеством легенд, как Рим. В нём памятники разных эпох составляют единое целое. Кураторы предлагают проследить один из наиболее интересных процессов развития градостроительной мысли, зафиксированных человечеством. Проект призван осветить не только последовательное становление современного облика Рима, историю изменения его пространства и архитектуры в период с конца XV до середины XVIII века, но и сущностную для Рима идею Вечного города как самого большого целостного произведения искусства. В экспозиции будет представлено более 150 произведений из коллекции Максима Атаянца, собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Дальневосточного художественного музея. Спонсор выставки — MR Group.

Пиранези Дж. Б. Гравюра. Римский Форум, так называемый Кампо Ваччино. Лист из серии Виды Рима. 1772
Пиранези Дж. Б. Гравюра. Римский Форум, так называемый Кампо Ваччино. Лист из серии Виды Рима. 1772
  • Вази Д. Гравюра. Панорама Леонинского города, на которой видны Ватиканская базилика, Мост и Замок Св. Ангела. 1765
  • Вази Д. Гравюра. Вид на руины античного Рима от Кампо Ваччино. 1765

Исследуемый на выставке архитектурный феномен Рима возник в XVI–XVII веках, когда римские папы стали ощущать себя преемниками цезарей и загорелись идеей возрождения древнего города. В Средние века Рим лежал в руинах, некогда гигантский мегаполис сжался до нескольких районов. Начиная с эпохи Возрождения сквозь опустевший город начали прокладывать длинные прямые улицы, соединявшие главные святыни города и предназначенные для торжественных шествий и потоков паломников. Ориентирами путникам становились древние обелиски, что по повелению понтификов ставились перед фасадами церквей — древнее соединялось с современным. Аналогичным образом триумфальные колонны древнеримских императоров увенчивались статуями христианских святых, а фигура архангела Михаила была водружена на бывший мавзолей императора Адриана, ставший папской цитаделью и получивший название замка Святого Ангела. Масштабные стройки — от ансамбля Капитолийской площади, спроектированного Микеланджело, до грандиозной базилики Святого Петра, над возведением которой на протяжении 120 лет трудилось несколько поколений архитекторов, — стремились возродить славу древнего города. В XVII веке великолепные барочные ансамбли Бернини и Борромини окончательно реализовали мечту о возрождении Вечного города.

Фридрих И., Пиранези Дж. Б. Гравюра. Пьяцца дель Пополо. Лист I из альбома Рим. 1780-е годы
Фридрих И., Пиранези Дж. Б. Гравюра. Пьяцца дель Пополо. Лист I из альбома Рим. 1780-е годы
  • Пиранези Дж. Б. Гравюра. Вид на фонтан Треви, известный также как Аква Верджине. Лист из серии Виды Рима 1750
  • Пиранези Дж. Б. Гравюра. Пьяцца ди Монте Кавалло. Лист из серии Виды Рима 1750

Центральное место в повествовании о трансформации города занимает фигура итальянского архитектора и инженера Доменико Фонтана, выступившего и как урбанист, преобразовавший городское пространство. Покровителем Фонтаны был римский папа Сикст V (Феличе Перетти), имя которого получили спроектированные архитектором монументальный фонтан Аква Феличе и дорога Страда Феличе. Одним из программных архитектурных начинаний Сикста V была установка на площадях Рима древних обелисков, когда-то привезенных римскими императорами из Египта в качестве трофеев. Установленные в ключевых точках города, они завершали собой длинные и прямые улицы, ясной геометрической сеткой соединившие все паломнические места, и стали олицетворять власть церкви над всем гигантским пространством Рима — как нового, барóчного, так и древнего.

Спекки А. Гравюра. Римский Капитолий. 1692
Спекки А. Гравюра. Римский Капитолий. 1692
  • Пиранези Дж. Б. Гравюра. Вид на базилику Санта Мария Маджоре. Лист из серии Виды Рима 1749
  • Пиранези Дж. Б. Гравюра. Вид на Пьяцца делла Ротонда. Лист из серии Виды Рима. 1751

Самый знаменитый из обелисков Сикста V — Ватиканский, был передвинут со своего античного места слева от собора Святого Петра в центр площади перед базиликой. Сложная инженерная задача потребовала больших усилий и таланта Доменико Фонтаны. На выставке будет представлено редкое, богато иллюстрированное издание 1590 года, запечатлевшее это и другие градостроительные свершения архитектора, «О перемещении Ватиканского обелиска и о постройках нашего господина папы Сикста V, осуществленных кавалером Доменико Фонтаной, архитектором его святейшества».

Большинство представленных гравюр принадлежит собранию архитектора Максима Атаянца — одной из лучших и наиболее обширных мировых коллекций гравюр, посвящённых Риму

Пиранези Дж. Б. Гравюра. Египетский обелиск на площади Сан Джованни ин Латерано. 1759
Пиранези Дж. Б. Гравюра. Египетский обелиск на площади Сан Джованни ин Латерано. 1759

Большинство представленных гравюр принадлежит собранию архитектора Максима Атаянца — одной из лучших и наиболее обширных мировых коллекций гравюр, посвященных Риму. Эти графические листы дополнены гравюрами и рисунками из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также живописными видами Рима XVIII века, созданными Джованни Паоло Панини и Бернардо Беллотто из собрания Пушкинского музея. Впервые будут показаны вместе четыре живописные работы Беллотто, написанные в одной серии и разделенные в 1930-х годах между собраниями ГМИИ им. А.С. Пушкина, Дальневосточного художественного музея и Нижегородского государственного художественного музея. Из особенно интересных экспонатов — гравюра Михаэля Вольгемута из «Всемирной хроники» Хартмана Шеделя — одна из первых панорам Рима. Кроме того, на выставке будут показаны редкие античные памятники из собраний М.Б. Атаянца и Пушкинского музея.

Среди ключевых экспонатов — планы Рима разных времен, наиболее показательно отражающие преображение города.

Среди ключевых экспонатов — планы Рима разных времен, наиболее показательно отражающие преображение города. План Антонио Темпесты (1593) показывает Рим, уже оправившийся от упадка времен Авиньонского пленения и разграбления 1527 года ландскнехтами Карла V. План Рима Джованни Баттисты Нолли (1748) — это первая географически верная карта, фиксирующая облик уже полностью построенного барочного города, в том виде в каком его центр по большей части сохраняется и по сей день.

Участники выставки:

ГМИИ им. А.С. Пушкина, Нижегородский государственный художественный музей, Дальневосточный художественный музей, собрание Максима Атаянца.

Кураторы:

Елизавета Лихачёва, куратор выставки, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина;

Максим Атаянц, куратор выставки, архитектор;

Василий Успенский, куратор выставки, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа;

Александр Конев, куратор выставки, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
10.06.2024

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Москва. Ул. Волхонка, 12

18 июня — 15 сентября 2024 г.

Купить билет в Пушкинский музей

ГМИИ им. А.С. Пушкина 2024

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Семья - душа России. 2024

Семья — душа России

В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» 27 июня 2024 г. откроется ставшая уже
Перейти К началу страницы