Реализм: учимся, работаем, отдыхаем

Реализм: учимся, работаем, отдыхаем

in Новости музеев 1305 views

На выставке «Реализм: учимся, работаем, отдыхаем. Живопись из собрания яро­слав­ского ху­дожествен­ного музея» представ­лены работы советских авторов 1930–1970-х – чле­нов Союза художников СССР. В экспо­зицию вошли произ­ведения, по­свящённые темам труда, учёбы и отдыха, и объе­динён­ные реа­листи­ческой ма­нерой исполнения.

Реализм в искусстве развивался непрерывно, пре­одо­левая пре­пят­ствия в виде его отрицания или различных транс­фор­маций, которые особенно сильно проявились в первой четверти ХХ века. В 1932 госу­дарством был определён магистральный путь развития искусства – вышло постановление ЦК ВКП(б) «О пере­стройке лите­ратур­но-худо­жест­вен­ных организаций», в со­ответствии с которым различные твор­ческие объединения писателей, худож­ников, музыкантов и других деятелей культуры упразднялись в пользу создания единых профес­сиональных союзов, «под­дер­живаю­щих платформу советской власти и стремящихся участ­вовать в социалистическом строительстве».

В 1934 был окончательно введен в обиход термин «соцреализм». На Первом съезде Союза писателей Максим Горький заявил: «Социалистический реализм, являясь основным методом советской худо­жествен­ной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исто­ñрически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии».

Внедрение нового метода в изобра­зитель­ном искусстве произошло к 1935–1936. В рамках соц­реализма сфор­мировался определенный плас&­тический канон, круг тем и система жанров. Произошел возврат к монументальной тематической картине, ранее отвергнутой мастерами авангарда. В центре внимания художников – производственные достижения, индуст­риализация, строительство светлого будущего и «новый» человек – подвижник и герой труда.

Непостаев В.К. Мамина помощница. 1956. ЯХМ
Непостаев В.К. Мамина помощница. 1956. ЯХМ

На выставке эти темы представлены работой А.Н. Веденеева «Рыбацкий колхоз на реке Шексне» (1937), полотном В.Н. Леонтьева «Стройкам коммунизма» (1951), а также портретами рабочих и тружеников села. Все персонажи этих произведений притягательны своим состоянием эмоциональной бодрости и оптимизма. Их мир гармоничен, в нем царствует идиллия счастья. Это общее жизнеутверждающее настроение пронизано духом вдохновенного героического подъёма.

Среди произведений, посвященных отдыху, следует назвать полотно В.Ф. Руднева «Передвижная выставка в колхозе» (1955) и работу П.И. Котова «В доме отдыха. Алупка» (1937),  передающую неповторимую атмосферу курортного Крыма – яркого символа советской эпохи.

Детские образы в живописи 1930–1950-х стали своеобразным воплощением мечты о светлом будущем. В них активно развивалась тема счастливого советского детства. Если картины о жизни взрослых раскрывают героику созидательного труда, то дети, как правило, показаны в ситуации досуга. Художники часто изображают своих героев за чтением на фоне пейзажа (Б.А. Петрухин. «Пионерка». Не позднее 1937) или в уютной домашней обстановке (В.К. Непостаев. «Мамина помощница». 1956).

Дети присутствуют и в жанровых картинах того времени. Так, Д.К. Свешников делает главной героиней своей работы «С большой земли» (1954) пионерку, которая на время каникул возвращается домой – в ненецкую тундру.

С наступлением оттепели эпичность и строгий пафос сменились более лирической трактовкой сюжетов. Картины наполнились светом, цветом и воздухом. Таковы представленные на выставке работы А.Н. Мазитова: «Утро на привале» (1955) и «Волжское утро» (1961).

Новотельнов Ф.В. У кольца шинного завода. 1963. ЯХМ
Новотельнов Ф.В. У кольца шинного завода. 1963. ЯХМ

Перемены в искусстве СССР конца 1950-х – начала 1960-х созвучны наступлению нового исторического этапа в жизни страны. Они связаны с надеждами на построение открытого общества и освобождение от идеологического контроля. Новые поколения художников искали пути обновления стиля и образности искусства. В это время  в живописи появляется «суровый стиль». К его чертам можно отнести монументальный лаконизм формы, крупные планы, острые контрасты, чёткие композиционные ритмы, кине­ма­тогра­фический эффект выхвачен­ного из потока жизни кадра. Героями произведений художников «сурового стиля» становились обычные люди с их повседневностью, они же – создатели новой жизни: строители, полярники, геологи, работающие в суровых условиях.

Черты «сурового стиля» ярко проявились в творчестве ека­те­рин­бург­ского художника И.И. Си­мо­но­ва. Об­разы героев его «Комсомольской стройки» (1968) убедительны, значительны, мас­штаб­ны, оли­цет­во­ряют красоту и мощь индуст­­риаль­ного Урала. Эстетика «сурового стиля» была близка яро­слав­скому художнику Ф.В. Ново­тель­нову. В экспозицию вошли его работы «Ярославский нефтеперегонный завод» (1964) и  «У кольца шинного завода» (1963).

Реализм 1960-х имел свою интонацию. Заслуга художников этого времени в том, что они открыли в повседневности не только правду, но и многие, казалось бы, забытые и незначимые ценности. Новый взгляд на мир отметил обаяние текущей жизни, не­исследованную красоту окру­жающей человека среды, в которой он трудился, учился и отдыхал. В произведении ярославского художника Г.П. Огарёвой-Дарьиной «Весна-красна» (1961) бытовой сюжет – героиня оторвалась от работы, и наслаждается весенним солнцем – становится выражением радостного итога раздумий о жизни, утверждением светлого и оптимистичного.

Петрухин Б.А. Пионерка. (В пионерском лагере). Не позднее 1937. ЯХМ
Петрухин Б.А. Пионерка. (В пионерском лагере). Не позднее 1937. ЯХМ

Поэтичным восприятием жизни небольших русских городов проникнуто творчество И.А. Попова. Значительное место в творческой биографии художника занимала работа в доме творчества им. Д.Н. Кардовского в Переславле-Залесском. Её результатом, помимо многочисленных натурных пейзажей, стало представленное на выставке жанровое полотно «Колхозный базар» (1960), где действующие лица и городской пейзаж представляют собой неразрывную живописно-пластическую среду – образ эпохи, наполненный узнаваемыми приметами времени.

В центре внимания братьев А.П. и С.П. Ткачёвых – русская деревня. Круг интересов художников сосредоточен на обыденной жизни простых людей. В полотне «Тихий вечер» (1970) пейзаж и сцена беседы деревенских жительниц создают ощущение прекрасной в своей правдивости реальности, овеянной свежим ветром и тёплым светом.

Реализм не терял актуальности на протяжении всего ХХ века. Живопись  неизменно отражала дух эпохи, однако талант каждого отдельного художника делал реалистическое искусство богатым и многоликим.

Куратор – Дарья Большакова, зав. экспозиционно-выставочный отделом ЯХМ

Ярославский художественный музей
23.04.2024

Благодарим Марину Полывяную за помощь в подготовке материала.


Ярославский художественный музей

Ярославль, Волжская набережная, 23

26 апреля – 18 августа 2024 г.

Купить билет в Ярославский художественный музей

_________________

Мы в Телеграмм

Рекомендуем

Перейти К началу страницы