На выставке «Реализм: учимся, работаем, отдыхаем. Живопись из собрания ярославского художественного музея» представлены работы советских авторов 1930–1970-х – членов Союза художников СССР. В экспозицию вошли произведения, посвящённые темам труда, учёбы и отдыха, и объединённые реалистической манерой исполнения.
Реализм в искусстве развивался непрерывно, преодолевая препятствия в виде его отрицания или различных трансформаций, которые особенно сильно проявились в первой четверти ХХ века. В 1932 государством был определён магистральный путь развития искусства – вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», в соответствии с которым различные творческие объединения писателей, художников, музыкантов и других деятелей культуры упразднялись в пользу создания единых профессиональных союзов, «поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве».
В 1934 был окончательно введен в обиход термин «соцреализм». На Первом съезде Союза писателей Максим Горький заявил: «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, истоñрически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии».
Внедрение нового метода в изобразительном искусстве произошло к 1935–1936. В рамках соцреализма сформировался определенный плас&тический канон, круг тем и система жанров. Произошел возврат к монументальной тематической картине, ранее отвергнутой мастерами авангарда. В центре внимания художников – производственные достижения, индустриализация, строительство светлого будущего и «новый» человек – подвижник и герой труда.
На выставке эти темы представлены работой А.Н. Веденеева «Рыбацкий колхоз на реке Шексне» (1937), полотном В.Н. Леонтьева «Стройкам коммунизма» (1951), а также портретами рабочих и тружеников села. Все персонажи этих произведений притягательны своим состоянием эмоциональной бодрости и оптимизма. Их мир гармоничен, в нем царствует идиллия счастья. Это общее жизнеутверждающее настроение пронизано духом вдохновенного героического подъёма.
Среди произведений, посвященных отдыху, следует назвать полотно В.Ф. Руднева «Передвижная выставка в колхозе» (1955) и работу П.И. Котова «В доме отдыха. Алупка» (1937), передающую неповторимую атмосферу курортного Крыма – яркого символа советской эпохи.
Детские образы в живописи 1930–1950-х стали своеобразным воплощением мечты о светлом будущем. В них активно развивалась тема счастливого советского детства. Если картины о жизни взрослых раскрывают героику созидательного труда, то дети, как правило, показаны в ситуации досуга. Художники часто изображают своих героев за чтением на фоне пейзажа (Б.А. Петрухин. «Пионерка». Не позднее 1937) или в уютной домашней обстановке (В.К. Непостаев. «Мамина помощница». 1956).
Дети присутствуют и в жанровых картинах того времени. Так, Д.К. Свешников делает главной героиней своей работы «С большой земли» (1954) пионерку, которая на время каникул возвращается домой – в ненецкую тундру.
С наступлением оттепели эпичность и строгий пафос сменились более лирической трактовкой сюжетов. Картины наполнились светом, цветом и воздухом. Таковы представленные на выставке работы А.Н. Мазитова: «Утро на привале» (1955) и «Волжское утро» (1961).
Перемены в искусстве СССР конца 1950-х – начала 1960-х созвучны наступлению нового исторического этапа в жизни страны. Они связаны с надеждами на построение открытого общества и освобождение от идеологического контроля. Новые поколения художников искали пути обновления стиля и образности искусства. В это время в живописи появляется «суровый стиль». К его чертам можно отнести монументальный лаконизм формы, крупные планы, острые контрасты, чёткие композиционные ритмы, кинематографический эффект выхваченного из потока жизни кадра. Героями произведений художников «сурового стиля» становились обычные люди с их повседневностью, они же – создатели новой жизни: строители, полярники, геологи, работающие в суровых условиях.
Черты «сурового стиля» ярко проявились в творчестве екатеринбургского художника И.И. Симонова. Образы героев его «Комсомольской стройки» (1968) убедительны, значительны, масштабны, олицетворяют красоту и мощь индустриального Урала. Эстетика «сурового стиля» была близка ярославскому художнику Ф.В. Новотельнову. В экспозицию вошли его работы «Ярославский нефтеперегонный завод» (1964) и «У кольца шинного завода» (1963).
Реализм 1960-х имел свою интонацию. Заслуга художников этого времени в том, что они открыли в повседневности не только правду, но и многие, казалось бы, забытые и незначимые ценности. Новый взгляд на мир отметил обаяние текущей жизни, неисследованную красоту окружающей человека среды, в которой он трудился, учился и отдыхал. В произведении ярославского художника Г.П. Огарёвой-Дарьиной «Весна-красна» (1961) бытовой сюжет – героиня оторвалась от работы, и наслаждается весенним солнцем – становится выражением радостного итога раздумий о жизни, утверждением светлого и оптимистичного.
Поэтичным восприятием жизни небольших русских городов проникнуто творчество И.А. Попова. Значительное место в творческой биографии художника занимала работа в доме творчества им. Д.Н. Кардовского в Переславле-Залесском. Её результатом, помимо многочисленных натурных пейзажей, стало представленное на выставке жанровое полотно «Колхозный базар» (1960), где действующие лица и городской пейзаж представляют собой неразрывную живописно-пластическую среду – образ эпохи, наполненный узнаваемыми приметами времени.
В центре внимания братьев А.П. и С.П. Ткачёвых – русская деревня. Круг интересов художников сосредоточен на обыденной жизни простых людей. В полотне «Тихий вечер» (1970) пейзаж и сцена беседы деревенских жительниц создают ощущение прекрасной в своей правдивости реальности, овеянной свежим ветром и тёплым светом.
Реализм не терял актуальности на протяжении всего ХХ века. Живопись неизменно отражала дух эпохи, однако талант каждого отдельного художника делал реалистическое искусство богатым и многоликим.
Куратор – Дарья Большакова, зав. экспозиционно-выставочный отделом ЯХМ
Ярославский художественный музей 23.04.2024
Благодарим Марину Полывяную за помощь в подготовке материала.
Ярославский художественный музей
Ярославль, Волжская набережная, 23
26 апреля – 18 августа 2024 г.
Купить билет в Ярославский художественный музей
_________________