Стандартная культурная программа туриста, ненадолго оказавшегося в Казани, включает посещение кремля с башней Сююмбике, Кул-Шарифом и Благовещенским собором, собора Казанской иконы Божией матери, если запас времени позволяет, ему обязательно покажут Раифу, Свияжск и, реже, Болгар (который находится дальше от Казани). Моё посещение Казани по приглашению музея Казанской епархии поучаствовать в фестивале православной культуры «Казанские дни», приуроченном к празднованию 444-летия явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, не стало исключением. Разве что акцент был сделан на посещение музеев, как в кремле (Эрмитаж-Казань, Музей естественной истории Татарстана) и недалеко от него — Национальный музей Республики Татарстан и Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
И совсем рядом с этими центрами туристского «паломничества» — в охранной зоне казанского кремля — находится один из самых необычных российских музеев — Музей частных коллекций в Доме Александрова. Музей создан в 2011 году на основе собрания произведений изобразительного и прикладного искусства, принадлежащего российскому бизнесмену Алексею Сёмину (Международный институт культурного наследия). До июня этого года музей находился в штаб-квартире компании, бенефициаром которой является А. Сёмин, а теперь он занимает исторический особняк, являющийся объектом культурного наследия.
Посещение и осмотр — невероятное удовольствие и удивление! Такое богатство просто не ожидаешь увидеть. И дело не в Казани — подобные коллекции не встретить в Москве и Петербурге. Познакомиться с уникальным собранием удалось благодаря старшему научному сотруднику Международного института культурного наследия Светлане Дамировне Бородиной (тут скажем отдельное спасибо московскому коллеге Александру Борисовичу Савинову за рекомендацию и знакомство!), которая не только уделила несколько часов своего времени, но и сделала это в воскресенье, специально приехав в свой выходной, чтобы провести по залам, названных именами меценатов императорской России. «Все удачливые коллекционеры похожи друг на друга… — шутит Светлана Дамировна, — мы своей задачей видим и сохранение памяти о том, как много сделали частные коллекционеры для пополнения художественной сокровищницы России, и нахождение параллелей — имена, жанры, школы — нашего собрания с известными частными коллекциями прошлого». Как результат, захотелось поделиться знанием о замечательной коллекции с нашими читателями.
Михаил Тренихин
Заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция,
кандидат искусствоведения
Начав активное собирательство в 2004 году, в настоящее время Алексей Сёмин является владельцем более чем 7.000 предметов искусства. В круг интересов собирателя входит искусство Западной Европы, начиная с XV–XVI веков и заканчивая серединой XIX века. В собрании более тысячи произведений живописи, более полутора тысяч (!) предметов мебели, свыше трёхсот часов и т.д. Все эти «единицы хранения» — вовсе не предметы, приобретённые для масштабности собрания, практически каждый представляет безусловный исторический и художественный интерес.
В основу коллекционирования положен системно-средовой подход, позволяющий детально представить развитие определённого стиля, например, регентства в мебельном искусстве Франции, или окружение гениев живописи и воочию убедиться, что Рубенс – это действительно лишь самый высокий колос в том снопе талантов, что творили рядом с ним.
Девять залов музея, названные в честь крупнейших российских меценатов, — Голицыных, Строгановых, Шереметевых и др., наполнены настоящими сокровищами, если говорить о художниках, то это Лука Джордано, Микеле Тозини, Бернардо Строцци, Гвидо Рени, Джакомо Сементи, Гюбер Робер, Франс Снейдерс etc.
Собрание непрерывно пополняется, предметы приобретаются в крупных аукционных домах с обязательным заключением известных европейских экспертов, их изучением занимаются сотрудники Международного института культурного наследия, о деятельности которого рассказывает информационный портал «Мир искусств».
Прямые аналогии встречаем в деятельности Николая Борисовича Юсупова и Алексея Сёмина. Собирая коллекцию французской живописи, князь Юсупов ставил задачу добиться ее максимальной полноты. Он активно покупал картины французских художников XVII – первой половины XVIII века, которые к тому времени уже стали частью истории искусства, стремился создать коллекцию, отражавшую эволюцию французской живописи. Ещё большей системностью характеризуется коллекция французской живописи нашего собрания – более 300 произведений XVI — начала XIX веков, что позволяет считать их настоящим музеем французского искусства. Алексей Сёмин, как в своё время и Юсупов, — активный участник художественного процесса. Он знаком с экспертами и владельцами аукционных домов, регулярно посещает аукционы, способен самостоятельно определять то или иное художественное явление. Каждый раздел собрания, и французский не исключение, создается не по воле случая, а по определенной программе
Музей частных коллекций в Доме Александрова – доминанта «жемчужины Казани»
12 июня 2023 года раису Республики Татарстан Рустаму Минниханову Группа компаний ASG invest представила свой проект реализации инвестиций в сохранение объектов культурного наследия – Музей частных коллекций в Доме Александрова. Здесь на площади около тысячи квадратных метров разместились произведения изобразительного и прикладного искусства из Большого собрания изящных искусств ASG.
В музее выставлены шедевры собрания, систематизированные в соответствии с периодизацией развития искусства, как и полагается в музейной теории и практике. А вот названия залов – Меншиковский, князей Юсуповых, графов Шереметевых, барона Штиглица и др. – призваны напомнить о том, как много сделали частные лица для приумножения культурного наследия России и его сохранения. Многие аристократические семейства – Юсуповы, Шереметевы, Строгановы – ведут историческое или легендарное происхождение от представителей татарского этноса, что для Казани имеет особую ценность.
Зал барона Штиглица
В зале барона Александра Штиглица экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства, идентичные предметам его собрания: французские кресла конца XVII века, выполненные из ореха, на которых сохранилась историческая обивка гобеленом, старинный испанский сундук, декорированный льняными складками – распространенный декор Средневековья и Возрождения, португальский дорожный кабинет XVII века. Экспозицию дополняет французская шпалера «Плач по Селадону» XVII века, сотканная на мануфактуре Обюссон. Экспозиция зала барона Штиглица будет регулярно обновляться, поскольку в его собрании десятки предметов мебели, фарфора, золоченой бронзы, фаянса, идентичные тем, что находятся в Большом собрании изящных искусств ASG.
- Шпалера «Плач по Селадону» (фрагмент). Франция, Обюссон, XVII век. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество, 4-5 нитей основы на 1 см. 218×330 см. Инв. № 05-1091
- Шпалера «Плач по Селадону». Франция, Обюссон, XVII век. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество, 4-5 нитей основы на 1 см. 218×330 см. Инв. № 05-1091
Барон Александр фон Штиглиц (1814-1884) — крупнейший российский финансист, промышленник, управляющий Государственным банком России (1860—1866), меценат, благотворитель, собиратель. Сын придворного банкира, Александр Штиглиц унаследовал всё его огромное состояние и занялся предпринимательской деятельностью. В 1846 году был избран председателем Биржевого комитета Санкт-Петербурга. Занимал эту должность в течение 13 лет. Принимал участие во всех крупных операциях российского правительства на внутреннем и внешнем рынках. Постоянно жертвовал десятки тысяч рублей: на российскую армию, учебные заведения, улучшение быта собственных рабочих. Делом его жизни, благодаря которому имя барона Штиглица известно до сих пор, стало Центральное училище технического рисования, основанное на собственные средства в 1876 году.
При училище был создан музей, в основу которого была положена собственная коллекция финансиста — мебель, фарфоровая и стеклянная посуда, гобелены, печи и камины, к 1917 году она выросла до 30 тыс. единиц хранения. При советской власти музей стал филиалом Эрмитажа, и значительная часть собрания Штиглица была передана ему. Сегодня это – Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица с действующим музеем, а лучшие образцы собрания по-прежнему находятся в Эрмитаже.
- Кабинет «Stipo a Bambocci». Италия (Генуя), XVI – начало XVII века. Тонированный кавказский орех, кап и комельные срезы ореха, золочёная бронза, резьба. 89×86,5×43 cм. БСИИ ASG, инв. № 18-1203
Зал графов Румянцевых
В зале графов Румянцевых экспонируются произведения живописи кисти французских художников (граф был последовательным франкофилом) Жана Батиста Сантерра, Луи-Жозефа Ватто, Геоцинта Риго и их современников. Коллекцию живописи графов Румянцевых и Большого собрания изящных искусств объединяют такие крупные имена в истории живописи, как итальянские мастера Франческо Альбани (1578-1660), Помпео Баттони (1708-1787), Алессандро Варотари (1588-1649), Лука Джордано (1634-1705), Аннибалле Карраччи (1560-1609), Карло Маратти (1625-1713), «итальянский француз» Гаспар Дюге (1615-1675), голландцы Николас Берхем (1620-1683), Адриан ван дер-Верфф (1659-1722), Михил Ян сван Миревельт (1566-1641),фламандец Питер ван Блумен (1657-1720), швейцарка Ангелики Кауфман (1741-1807).
- Жан-Батист Сантерр, мастерская. Портрет Филиппа Орлеанского, регента Франции. Холст, масло, 83,5×67 см. БСИИ ASG, инв. №02-1917
- Геоцинт Риго, мастерская. Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского. Франция, XVIII век. Холст, масло, 170×121 см. БСИИ ASG, инв. №04-2216
Сын знаменитого полководца П.А. Румянцева-Задунайского, Николай Петрович Румянцев вошел в историю России не только как государственный деятель, но и крупнейший коллекционер, собравший и унаследовавший уникальные собрания книг, рукописей, живописных произведений, монет, этнографических и исторических материалов. Один из наиболее образованных дипломатических и государственных деятелей своей эпохи, он 15 лет служил послом во Франкфурте-на-Майне и активно участвовал в приобретении произведений искусства для императорских собраний. Умер Н.П. Румянцев в 1826 году, не оставив завещания. Выполняя устную волю брата, Сергей Петрович Румянцев передал собрание в казённое ведомство «на пользу Отечеству и благое просвещение». В 1831—1861 годах экспонаты музея были открыты для публичного обозрения в петербургском особняке Румянцева. В 1861 году музей переведён в Москву, где вошёл в состав Московского публичного музеума и Румянцевского музеума. Собрание периодически пополнялось за счёт приобретения коллекций частных лиц. В каталоге Румянцевского музея, изданном в 1901 году, значится 636 произведений живописи итальянской, голландской, фламандской, в меньшей степени немецкой и французской школ, что подтверждаем тождество принципов собирательства знаменитого канцлера и владельца Большого собрания изящных искусств ASG.
Зал графов Строгановых
Коллекцию живописи графов Строгановых и Большое собрание изящных искусств ASG объединяют имена: французов Франсуа Жерара (1770-1837), Никола Пуссена (1594-1665), Гиацинта Риго (1569-1743), итальянцев Аннибалле Карраччи (1560-1609), Гвидо Рени (1575-1642), Франческо Солимены (1657-1747), Луки Джордано (1634-1705), голландца Адриана ван дер Верффа (1659-1722), Герар -да Терборха (1617-1681), немцев Бальтазара Деннера (1685-1749), Христиана Дитриха (1712-1774).
- Робер Гюбер. Разорители гнёзд. Франция, XVIII век. Холст, масло, 162×94 см. БСИИ ASG, инв. №04-1769
- Робер Гюбер. Разорители гнёзд (фрагмент). Франция, XVIII век. Холст, масло, 162×94 см. БСИИ ASG, инв. №04-1769
Практически все представители рода Строгановых в той или иной степени занимались собиранием произведений искусства, хотя история российского собирательства особо отмечает имена двух представителей рода – президента Академии художеств Александра Сергеевича и его правнука Павла Сергеевича. Первый руководствовался принципами, характерными для XVIII века: приоритет искусства Возрождения, живопись старых мастеров, второй, также проявляя интерес к итальянским старым мастерам, чаще ориентировался на свой вкус, по всеобщему признанию, очень тонкий. Источник богатства графов Строгановых – соляные варницы заводов Прикамья. Именно на эти средства за рубежом, главным образом во Франции, скупались коллекции французской аристократии и вывозились в Россию. Граф А. Строганов заказал Юберу Роберу целых шесть картин. Сам девиз Строгановых на гербе: «Отечеству принесу богатство, себе (оставлю) имя» говорит о многом. Строгановы оказывали свое покровительство антикварам и выделяли на исследования и хранение славянских рун немалые средства. Строили первые публичные библиотеки, художественные галереи, учреждали школы…
Украшением экспозиции зала графов Строгановых являются произведения Гюбера Робера и набор мебели французской работы. Известно, что многие историки XVIII века производили род Строгановых “от татарского мурзы Золотой орды, основываясь на рассказе голландского ученого, бургомистра Николая Витзена, который свое повествование о происхождении Строгановых в свою очередь заимствовал у голландского же купца Исаака Масса, писавшего о России еще в 1609 году”. Согласно этой легенде, родоначальник Строгановых близкий родственник татарского хана, по иным утверждениям — даже его сын, в XIV веке “был послан на службу к великому князю Димитрию Донскому в Москву”, где, “прилежно рассуждая о вере Христа Спасителя, пожелал принять закон христианский и при крещении был наречен Спиридоном”. Мурза вообще был по сердцу Димитрию Иоанновичу, “крещения же ради великий князь паче его возлюбил и одарил по достоинству многими дары”, выдав за него, между прочим, свою близкую родственницу (по одной версии – дочь, по другой – племянницу). Узнав о крещении мурзы, хан потребовал его возвращения, затем выдачи, но в обоих случаях получил отказ и, “сим ответом не быв доволен… послал на границы российские множество вооруженных татар и повелел разорить российские заселения огнем и мечом”. Димитрий Донской выслал против них “знатный отряд” под предводительством Спиридона; произошла стычка, и хотя “россияне и сильное действие имели”, тем не менее были разбиты, а Спиридон взят в плен. Сделав безрезультатные попытки склонить его к принятию старой веры, хан велел “привязать его к столбу, тело на нем изстрогать, а потом, всего на части изрубя, разбросать”, что и “делом было тотчас исполнено”. Дата мученической кончины Спиридона в составленной при Петре Великом родословной Строгановых отнесена к 6903 или 1395 году.
Родившийся вскоре после его смерти сын его был наречен Козьмою (Кузьмою), а по фамилии в память мученической кончины отца прозван Строгановым или Строгоновым (от слова “строгать”). Этот легендарный рассказ без особой критики был повторен историками Г. Ф. Миллером и М. М. Щербатовым. Н. М. Карамзин первым высказал сомнение в его верности, по крайней мере, в некоторых вопросах и хотя признавал происхождение Строгановых из орды, факты строгания он считал несомненной басней.
Зал графов Шуваловых
Коллекцию живописи графов Шуваловых и Большое собрание изящных искусств ASG объединяют имена французов Гюбера Робера (1733-1808), представителей династии Лагрене, Никола де Ларжильера (1656-1746), Франсуа Лемуана (1688 — 1737), Жана Батиста Греза (1725-1805), Пьера Поля Прюдона (1758 — 1823), Пьера Сюблейры (1699-1749), Габриэля Жака де Сент-Обена (1724 — 1780), Шарля де Ла Фосса (1636-1716), «итальянского француза» Гаспара Дюге (1615- 1675), итальянцев Элизабетт Сирани (1638-1665), Гвидо Рени (1575-1642), Луки Джордано (1634-1705), представителей творческой династии Бассано, голландцев Адриана ван Остаде (1610-1685), Карела Дюжардена (1622-1678), Михила Яна ван Миревельта (1566-1641), Фредерика де Мушерона (1633-1686), Николаса Берхема (1620-1683), немца Христиана Дитриха (1712-1774).
- Франс Снейдерс, круг. Рыбный рынок. Фландрия, около 1630 года. Холст, масло. 184×237 см. БСИИ ASG, инв. № 04-1171
- Франс Снейдерс, круг. Рыбный рынок (фрагмент). Фландрия, около 1630 года. Холст, масло. 184×237 см. БСИИ ASG, инв. № 04-1171
- Снейдерс Франс. Собаки на кухне. Фландрия, первая половина XVII века. Холст, масло. 118×178 см. БСИИ ASG, инв. №04-0916
- Снейдерс Франс. Собаки на кухне (фрагмент). Фландрия, первая половина XVII века. Холст, масло. 118×178 см. БСИИ ASG, инв. №04-0916
Иван Шувалов — близкий к Елизавете государственный деятель, основатель Московского университета и Академии художеств. Он собрал весьма достойную коллекцию: сто живописных работ мастеров всех европейских школ от Тинторетто, Рембрандта, Гверчино, П. Веронезе, П. Перуджино, Л. Джордано, П. Рубенса до Ж. Б. Греза и Ж. Л. Лагрене. Коллекция была передана Шуваловым Академии художеств в 1758 году. О происхождении коллекции Шувалова документов не найдено, о ней циркулирует много спорных или неверных суждений. Но известно, что она составлена Шуваловым в Петербурге, до его отъезда в Европу, куда он впервые попал в 1763 году. В то время в столице России, не покидая ее, можно было приобрести произведения искусства: приезжали торговцы картинами (например, известно о господине Мореле из Гамбурга, синьоре Бодиссони из Венеции), кроме того, живописные полотна привозили и продавали иностранные художники и музыканты, работавшие в Петербурге. В собрании графов Шуваловых находилось несколько работ «Рубенса натюрморта» Франса Снейдерса, поэтому в зале его имени размещается коллекция работ Снейдерса и его учеников из БСИИ ASG.
Зал князей Голицыных
Коллекцию живописи князей Голицыных и Большое собрание изящных искусств ASG объединяют имена: итальянца Франческо Альбани (1578-1660), Федерико Бароччи (1535-1612), Франческо Ванни (1563-1610), Донато Крети (1671-1749), Джузеппе Креспи (1665-1747), Себастьяно Риччи (1659-1734), Сальватора Розы (1615-1673), Помпео Баттони (1708-1787), Джованни Пеллегрини (1675-1741), Франческо Тревизани (1656-1746), Марко Антонио Франческини (1648-1729), Франческо Дзукарелли (1702-1788), Элизабетт Сирани (1638-1665), голландцев Николаса Берхема (1620-1683), Адриана ван дер Верффа (1659-1722), Иоханнеса Глаубера (1656-1726), француза Симона Вуэ (1590-1649), Пьера Сюблейры (1699-1749), немца Христиана Дитриха (1712-1774), Антуана Куапеля (1661-1722), «итальянского француза» Гаспара Дюге (1615-1675), швейцарки Ангелики Кауфман (1741-1807), фламандца Питера Снайерса (1592-1667).
- Часы. Франция, 1-ая четверть XIX век. Золочёная бронза, литьё, чеканка. 52×32×12 см. Инв. № 08-1234
- Джордано Лука. Святой Антоний Великий. Италия, XVII век. Холст, масло. 170×119 см. БСИИ ASG, инв. №04-1933
- Сементи Джованни Джакомо. Сусанна и старцы. Италия, 1616–1626 годы. Холст, масло. 130×161 см. БСИИ ASG, инв. № 04-3839
- Сементи Джованни Джакомо. Сусанна и старцы (фрагмент). Италия, 1616–1626 годы. Холст, масло. 130×161 см. БСИИ ASG, инв. № 04-3839
Князь Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793), служивший дипломатом в Париже и Вене, более 30 лет прожил в столице Австрийской империи, где снискал широкую известность и любовь за свои благотворительность и покровительство ученым и художникам. Князь стал первым из семьи Голицыных крупным коллекционером, заложившим традицию, которая поддерживалась в этой династии на протяжении целого столетия. Д.М. Голицын умер бездетным и завещал своему брату Александру Михайловичу (1723-1807) 400 живописных полотен с тем, чтобы тот построил в Москве больницу и примыкавшую к ней художественную картинную галерею. Строительство больницы было закончено в 1802 году, а картинная галерея ко времени кончины Александра Михайловича Голицына насчитывала уже 477 полотен. Основным источником формирования коллекции живописи вице-канцлера являлись европейские аукционы, на которых доверенные агенты Александра Михайловича приобретали картины, заранее им одобренные. Род Голицыных берет свое начало от Ондрея Курака, сына ордынского хана Булгака. По подсчетам Н. Карамзина, Голицыны были самым многочисленным дворянским родом. Кроме того, Голицыны всегда «были на виду», занимали значительные посты и прочно вписывали свою фамилию в российскую летопись. Ни в одном другом княжеском роде не было столько бояр. А среди Голицыных их было 22, и каждый – авторитетный советник того или иного правителя. В роду Голицыных было два фельдмаршала, полсотни адмиралов и генералов, при этом половина носила на груди орден Святого Георгия, которым награждали лишь за ратные заслуги. В зале князей Голицына представлены работы итальянских мастеров Луки Джордано, Гвидо Рени, Чиро Ферри, Паоло Ломацци, Микеле Тозини, Джакомо Сементи и их современников.
Зал князей Горчаковых
Коллекцию живописи князей Горчаковых и Большое собрание изящных искусств ASG объединяют имена голландцев Абрахама ван Бейерена (1620-1690), Адриана ван дер Верффа (1659-1722), итальянцев Сальватора Розы (1615-1673), Франческо Солимены (1657-1747), французов Гюбера Робера (1733-1808), Пьера Поля Прюдона (1758-1823), фламандца Яна Фейта (1611-1661).
Горчаковы принадлежали к старинному княжескому роду. Многие представители рода были военными «с давно установившеюся репутацией храбрецов». Коллекционирование было семейной чертой князей Горчаковых: светлейший князь Александр Михайлович Горчаков (1798 — 1883) был известным коллекционером, чья картинная галерея вошла впоследствии в состав собрания Государственного Эрмитажа. Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков (1828 — 1907) создавал коллекцию, тщательно отбирая произведения искусства. «В нем была жилка собирателя-старьевщика, и он умел находить, что было ему нужно, взглядом быстрым и опытным». Страсть к собирательству передалась ему по наследству: его отец, с которым Дмитрий Сергеевич поддерживал исключительно теплые, нежные отношения, коллекционировал живопись. Собрание князей Горчаковых включало в свой состав коллекцию живописи, оригинальной и печатной графики отечественных и западноевропейских художников XVI – XIX веков, коллекцию портретных миниатюр, предметы декоративно-прикладного искусства: старинное серебро, фарфор, хрусталь, бронзу, мебель XVII-XVIII веков, старинное оружие западноевропейского, восточного и русского производства. В зале князей Горчаковых экспонируются кресла XVII века французской работы и дорожный кабинет.
Зал графов Шереметевых
В зале графов Шереметевых экспонируются образцы декоративно-прикладного искусства, идентичные тем, что образуют коллекции усадьбы Кусково. Коллекцию живописи графов Шереметевых и Большое собрание изящных искусств ASG объединяют имена: французов Луи Ленена (1593-1648), Гюбера Робера (1733-1808), Антуана Куапеля (1661-1722), Франсуа Жерара (1770-1837), Луи Токке (1696-1772), итальянцев Микеле Тозини (1503-1577), Луки Джордано (1634-1705), Франческо Солимены (1657-1747), Франческо Казановы (1727-1803), Помпео Баттони (1708-1787), фламандцев Франса Снейдерса (1579-1657), Гиллиса ван Тильборха (ок. 1625-1678), голландца Яна Ливенса (1607-1674), словака Яна Купецкого (1667-1740).
Уже в XVI веке Шереметевы были родовитые бояре и воеводы. У фельдмаршала Б.П. Шереметева (1652-1719) была тяга к собирательству. Из заморских стран он привозил старинный китайский фарфор, серебро, картины. Сын фельдмаршала Пëтр Борисович (1713-1788) стал самым богатым человеком в России после царя. В его усадьбе Кусково была собрана огромная картинная галерея. Собрание картин постепенно стало так велико, что для него были построены отдельные здания: для голландской школы — Голландский домик, для итальянской школы — Итальянский. Большая часть шереметевских коллекций хранилась в петербургском Фонтанном доме. Подобно Романовым, Шереметевы ведут своё происхождение от Андрея Кобылы и его сына Фёдора Кошки. Пятым коленом (праправнуком) Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет (конец XV века). От Андрея Шеремета и пошли Шереметевы. На некоторых тюркских языках «керемет» означает «бедняга», а с других переводится как «отличный», «превосходный». Графская ветвь Шереметевых происходит именно от него, к тому же на их фамильном гербе присутствует серебряный полумесяц.
Зал князей Юсуповых
Князья Юсуповы принадлежали к древнему и знатному роду, приближенному к русскому двору. Эта семья выделялась огромными богатствами, о которых ходили легенды. Художественное собрание княжеского рода Юсуповых формировалось почти полтора столетия. Среди знаменитых коллекционеров России — князь Николай Борисович Юсупов (1751-1831), основатель знаменитого родового собрания, личность выдающаяся и наиболее яркая. На протяжении почти 60 лет (с начала 1770-х — до конца 1820-х) князь собрал обширную библиотеку, богатейшие коллекции скульптуры, бронзы, фарфора, других произведений декоративно-прикладного искусства и интереснейшую коллекцию западноевропейской живописи — крупнейшее частное живописное собрание в России, насчитывавшее более 550 произведений. Это художественное собрание хранилось в его подмосковном имении Архангельское, а также в московском доме в Харитоньевском переулке и в Петербурге, во дворце на Мойке. Основателем рода сами Юсуповы считали ногайского правителя Юсуфа, современника Ивана Грозного. Он в свою очередь вел происхождение от правителя Золотой Орды Едигея и далее вглубь веков к визирю Аббасидского Халифата X века Абу Бакру Мухаммаду бен Райоку. Как и у графов Шереметевых, на фамильном гербе князей Юсуповых присутствует серебряный полумесяц. В зале князей Юсуповых можно увидеть картину круга Жана Тасселя «Христос в Эммаусе».
Коллекцию живописи князей Юсуповых и Большое собрание изящных искусств ASG объединяют имена французов Мишеля Корнеля (1642-1708), Лорана де ла Гира (1606-1656), Шарля де Ла Фосса (1636-1716), Франсуа Лемуана (1688-1737), Гюбера Робера (1733-1808), Пьера Сюблейры (1699-1749), представителя династии ван Лоо, Пьера Поля Прюдона (1758-1823), Жана Ресту (1692-1768), «итальянского француза» Гаспара Дюге (1615-1675), итальянцев Помпео Баттони (1708-1787), Себастьяно Риччи (1659-1734), Гвидо Рени (1575-1642), Франческо Альбани (1578 — 1660), Аннибалле Карраччи (1560-1609), голландца Карела Дюжардена (1622-1678), Элизабетт Сирани (1638-1665), швейцарки Ангелики Кауфман (1741-1807).
Меншиковский зал
Александр Данилович Меншиков — ближайший сподвижник Петра I, герой Северной войны, первый губернатор Санкт-Петербурга. Меншиков принимал участие во всех реформах царя, внёс вклад и в преобразования в области культуры. Его дворец на Васильевском острове поражал современников архитектурным обликом и роскошью интерьеров, был центром жизни новой столицы.
Вся мебель, выставленная в зале аналогична предметам из Меншиковского дворца, занавеси – точная копия, картина «Стража кордегардии» из Большого собрания изящных искусств ASG «воспроизводит» одно из помещений дворца. Александр Данилович Меншиков — ближайший сподвижник Петра I, герой Северной войны, первый губернатор Санкт-Петербурга. Меншиков принимал участие во всех преобразованиях царя, внёс вклад и в развитие светской культуры. Светлейший князь Александр Данилович был малообразованным человеком, поэтому в коллекционировании ориентировался на Петра I, предпочитавшего голландское искусство. В его дворце можно было видеть батальные полотна, морские пейзажи и остроумные бытовые сцены. Собрание живописи Меншикова насчитывало почти полторы сотни произведений искусства. Там мы встречам стулья скабелло, барочные кресла, шпалеры, шкафы немецкой работы, стулья в тисненой коже, делфтский фаянс. Для приема курьеров и военных посетителей во дворце было устроено особое помещение – кордегардия. Здесь размещался почётный караул петербургского генерал-губернатора, её быт показан на картине голландской работы.
Светлана Бородина доктор педагогических наук старший научный сотрудник Международного института культурного наследия
__________________