Невероятная Индия. Взгляд из России

Невероятная Индия. Взгляд из России

in Музей 4138 views

Выставка в Царицыно про­дол­жает се­рию проек­тов, посвящённых куль­турному диа­логу меж­ду Рос­сией и Востоком. Эта тема начиная с середины XIX столетия приобретает особую важность, так как для российской государствен­ности, науки и культуры становится всё более очевидной политическая и символическая значимость идиомы «путь на Восток».

Чем привлекала Индия наших сооте­чествен­ников в разные времена? Как развивались знания о её культуре? Как менялось её восприятие в русском, а затем советском сознании? Ответом на эти вопросы и стал наш проект.

Из всех стран Востока именно Индия, возможно в силу удалённости и скудости сведений о ней, была особенно притягательна для русского человека. Образ далёкой страны складывался на про­тяжении несколь­ких эпох — от «Хождения за три моря» Афанасия Никитина в XV веке до кульминации дружеских связей между независимой Индией и СССР в XX столетии.

Невероятная Индия. Взгляд из России

В залах выставки воссоздана масштабная кар­тина по­зна­ния и усвоения оте­­чественной куль­ту­рой индийского наследия. Впер­вые собран не­вероят­но интересный и разно­образ­ный материал: про­изведе­ния изо­бра­зитель­но­го и деко­ратив­ного искусства, литературные и научные тексты, изделия художественного ремесла и кинофильмы.

Миниатюра с изображением представителей династии Великих Моголов. Назеер Хусейн. Индия, Дели. Конец XIX века. Слоновая кость, акварель. 17,9 × 13,1. Государственный Эрмитаж
Миниатюра с изображением представителей династии Великих Моголов. Назеер Хусейн. Индия, Дели. Конец XIX века. Слоновая кость, акварель. 17,9 × 13,1. Государственный Эрмитаж

Русские «помыслы» об Индии и знания о ней умножались многими поколениями. Этому способствовали духовное провидение и фантазии средневековых христиан, живые впечатления путе­шествен­ников и художников Нового времени, усилия кол­лекционеров и ис­сле­дования учёных-востоковедов. В XVIII веке, несмотря на увлечение «всем индийским», особый стиль наподобие шинуазри или тюркери не сложился. Цветочный рисунок на фарфоре и сюжеты европейских шпалер, называемые «индианскими», — вот скромная дань интереса к этой восточной стране. При Екатерине Великой Индию воспринимают как страну древних легенд, брахманской мудрости и драгоценностей, некоторые из которых уже принадлежали русской короне.

В XIX столетии Россия, как и Европа, раз­ворачивается к научному познанию Индии: начинается изучение её древних языков, литературы, философии и религии. Постепенно пробуждается вкус к кол­лекцио­нирова­нию са­мо­быт­ных индийских предметов, в музеях появляются разделы, посвящённые быту, ритуалам и искусству далёкой страны.

На рубеже XIX–XX веков художники, мыслители и литераторы в поисках истины обратились к Индии как к источнику духовного обновления. Многие из них мечтали там побывать, но лишь некоторым удалось достичь индийских берегов.

В середине 1950-х годов наступил период активного развития дружественных отно­шений между СССР и Республикой Индия в дипломатии, экономике, культуре. Советские графики, скульпторы, художники от­правляются в творческие поездки по Индии. К индийской теме обращаются со­вет­ские муль­ти­пли­ка­то­ры и ки­не­ма­то­гра­фис­ты, в театрах СССР возобнов­ляют­ся старые и появляются новые постановки: «Баядерка» и «Шакунтала», «Лакме» и «Искатели жемчуга», «Сатьяграха» и «Рамаяна».

Шкатулка со скульптурной композицией «Ганди за прялкой». Неизвестный мастер. Индия. 1950-е. Слоновая кость, дерево, ткань, резьба, раскраска. 18 × 11,5 × 6. Государственный музей Востока
Шкатулка со скульптурной композицией «Ганди за прялкой». Неизвестный мастер. Индия. 1950-е. Слоновая кость, дерево, ткань, резьба, раскраска. 18 × 11,5 × 6. Государственный музей Востока

В периодической печати, на кино- и телеэкранах СССР выходят тысячи сю­же­тов о дружествен­ной стране, из­даются переводы классиков лите­ратуры, устраиваются выставки и гастроли артистов. Невероятный успех имеют индийские фильмы. За несколько десятилетий образы Индии, её искусство, киногерои и товары народного потребления постепенно становятся частью советской культуры повседневности. Так проявляется уникальный культурный феномен — «народный ориентализм».

Куратор выставки «Невероятная Индия. Взгляд из России» Ольга Соснина ведёт авторскую экскурсию
Куратор выставки «Невероятная Индия. Взгляд из России» Ольга Соснина ведёт авторскую экскурсию

Эта выставка — взгляд из России наших дней. И понятно, что концепция имеет субъективный характер. Маршрут по экспозиции поможет посетителю представить, как менялось восприятие Индии нашими соотечествен­никами на протяжении пятисот лет.

Ольга Соснина

Наш проект не выходит за рубеж советской эпохи, но, шагнув в новое тысячелетие, мы вновь открываем для себя путь в Индию. Некогда далёкая и малоизвестная страна продолжает удивлять и привлекать. И мы надеемся, что наша выставка сделает её более понятной и близкой.

  • Ганеша. Неизвестный скульптор. Индия. XIX век. Мрамор, резьба. Высота 48. Государственный музей истории религии
  • Лакшми. Неизвестный скульптор. Северная Индия. XX век. Металл, литье, чеканка. Высота 30. Государственный музей истории религии
  • Ганеша. Неизвестный скульптор. Индия. XIX век. Мрамор, резьба. Высота 48. Государственный музей истории религии

Выставка включает несколько больших разделов, представленных в 8 залах Большого Дворца. Каждый из них представляет различные аспекты восприятия и отобра­жения Индии в русской культуре на протяжении нескольких столетий — от времени правления Великого князя Московского Иоанна III до советской эпохи. Этот богатый и разно­образный материал позво­лит зрителю визуально представить, как и чем привлекала далекая Индия наших сооте­чествен­ников в раз­ные эпохи; как постепенно расширялись знания о её древней культуре и как изменялся образ Индии в русском сознании и культуре. Об этом расскажут около 450 экспонатов, кино- и фотоматериалов, отобранные в собраниях 18 музеев, в частных коллекциях, библиотеках и архивах России.

  • Индия – страна чудес: путешествие за три моря
  • Познавая Индию: путешественники, коллекционеры, учёные
  • Индия духа: искатели истины
  • Индия К. Бальмонта, А. Таирова и П. Кузнецова: «Шакунтала» в Камерном театре. Москва, 1914 г.
  • Индия на театральных подмостках России
  • Дети, звери, джунгли: советская мультипликация
  • Индия в СССР — СССР в Индии
  • Поехали в Индию!
  • Аскет гударийя. Индия. Начало XX века. Глина, металл, растительный краситель, лепка, раскрашивание. Высота 26. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
  • Факир джанки баран ка. Индия. Начало XX века. Глина, металл, натуральный краситель, лепка, раскрашивание. Высота 26. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
  • Кувшин «афтоба». Индия. 1980‑е. Латунь, лак черный; ковка, гравировка. Высота 150; диаметр основания 35. Государственный музей искусства народов Востока
  • Колонна императора Ашоки. Неизвестный мастер. Индия. 1960-е. Слоновая кость, дерево, пластик, дерматин, резьба. Высота 36. Государственный музей Востока
  • Сари. Индия. 1950-е. Шелк, золотная нить, тканый узор. Государственный музей Востока
  • Вацлав Нижинский в роли бога ветра Вайю в балете «Талисман». Неизвестный скульптор. Германия, Рудольштадт. 1910-е. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Высота 37,5. Санкт-Петербургский государственный музей театральногои музыкального искусства
  • Сари. Индия. 1950-е. Шелк, золотная нить, тканый узор. Государственный музей Востока
  • Валерий Малолетков. Швея из Удайпура. СССР, Москва, Экспериментальный творческо-производственный комбинатСоюза художников. 1986. Шамот, надглазурная и подглазурная роспись, позолота, люстр. Высота 60 см. Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково»
  • 1. Алебарда. Индия. Конец XIX века. Железо, лак; ковка, чернение, гравировка. Общая длина 73; длина рукояти 2; длина лезвия 20,5; ширина лезвия 19. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН. 2. Наконечник копья. Северная Индия. XVIII век. Сталь, ковка, насечка золотом. Длина 40. Частное собрание. 3. Секира-бхудж. Индия. XIX век. Сталь, ковка. Общая длина 66. Ивановский историкокраеведческий музей имени Д. Г. Бурылина
  • Василий Верещагин. Индиец. 1873. Холст, масло. 27,6 × 19,8. Государственная Третьяковская галерея
  • Василий Ватагин. Бычок. 1920-е. Дерево, резьба, роспись. Высота 60. Государственная Третьяковская галерея
  • Анималистическая скульптура Василия Ватагина
  • Макет декорации к 3-й картине II действия балета «Баядерка». Государственный академический Большой театр России. Валерий Левенталь, Николай Шаронов. Россия. 2013. Картон, бумага, клей, веревка, ткань, прирезка. 51 × 75 × 67,5. Музей Государственного академического Большого театра России

Дмитрий Налбандян. Джайпур. Индия. 1974. Холст, масло. 200х300. ГТГ

Дмитрий Налбандян. Джайпур. Индия. 1974. Холст, масло. 200х300. ГТГ

  • Василий Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал на закате солнца(со стороны реки). 1874–1876. Холст, масло. 186,5 × 142. Российский национальный музей музыки
  • Дмитрий Налбандян. Джайпур. Индия. 1974. Холст, масло. 200х300. ГТГ

Ольга Соснина
автор концепции и куратор выставки,
заведующая сектором исследования декоративно-прикладного искусства
научно-исследовательского отдела музея-заповедника «Царицыно»,
кандидат искусствоведения

Фотограф Дмитрий Щёлоков

Выставка «Невероятная Индия. Взгляд из России» продолжает серию просветительских проектов музея-заповедника «Царицыно», исследующих ориентальную тему в русском искусстве: «Панорама империй: Путешествие на Восток цесаревича Николая Александровича. 1890–1891» (2010–2011), «Воображаемый Восток: Китай по-русски. XVIII – начало XX века» (2016) и «Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре 1760–1840-х годов» (2017–2018).

К выставке подготовлено издание «Индия в культурном пространстве России. XV–XX века», в которой воссоздана масштабная картина усвоения отечественной культурой индийского наследия – от древних учений и уникальных артефактов до кинематографа. Статьи сопровождаются изображениями предметов из российских музеев, библиотек, архивов и частных собраний, среди которых есть как те, что представлены на выставке, так и те, что в экспозицию не вошли.

Индия в культурном пространстве России. XV—XVII века / автор-составитель О.А. Соснина. — Москва : ГМЗ «Царицыно» ; Кучково поле Музеон, 2023. «Царицыно» 320 с. : ил.
Индия в культурном пространстве России. XV—XVII века / автор-составитель О.А. Соснина. — Москва : ГМЗ «Царицыно» ; Кучково поле Музеон, 2023. «Царицыно» 320 с. : ил.

Авторы статей издания

Дмитрий Абаулин, музыкальный критик, руководитель литературно-драматургической части Московского академического музыкального театра имени народных артистов К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Владимир Абинякин, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии
Юлия Алфёрова, заместитель директора Челябинского государственного музея изобразительных искусств по научной работе
Маргарита Альбедиль, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, доктор исторических наук
Андрей Попов, коллекционер, писатель
Дмитрий Попов, главный хранитель Музея Николая Рериха (США, Нью-Йорк)
Ольга Соснина, автор концепции и куратор проекта, заведующая сектором исследования декоративно-прикладного искусства научно-исследовательского отдела Государственного музея-заповедника «Царицыно», кандидат искусствоведения
Станислав Ткаченко, директор Челябинского государственного музея изобразительных искусств, кандидат культурологии
Екатерина Шинкарёва, хранитель музейных предметов отдела искусства народов Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии Государственного музея Востока

  • Индия в культурном пространстве России. XV—XVII века / автор-составитель О.А. Соснина. — Москва : ГМЗ «Царицыно» ; Кучково поле Музеон, 2023. «Царицыно». С. 272-273
  • Плакат к фильму «Господин 420». Киностудия «R.K. Films». Режиссёр Радж Капур. Художник Борис Зеленский. СССР, Москва. 1955. Бумага, полиграфическая цветная печать. 89 × 64. Государственный центральный музей кино.
  • Индийский актёр и режиссёр Радж Капур во время посещения Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Фотографы Александр Коньков, Валентин Мастюков. СССР, Москва. Июль 1967
  • Плакат к фильму «Зита и Гита». Киностудия «Sippy films». Режиссёр Рамеш Сиппи. Художник Галина Кислякова. СССР, Украинская ССР, Киев. 1985. Бумага, полиграфическая цветная печать. 82 × 56. Государственный центральный музей кино
  • Плакат к фильму «Четыре дороги». Киностудия «Naya Sansar». Режиссёр Ходжа Ахмад Аббас. Художник Борис Зеленский. СССР, Москва. 1959. Бумага, типографская печать. 67 × 48. Государственный центральный музей кино

 

  • Индия в культурном пространстве России. XV—XVII века / автор-составитель О.А. Соснина. — Москва : ГМЗ «Царицыно» ; Кучково поле Музеон, 2023. «Царицыно». С. 20-21
  • Индия в культурном пространстве России. XV—XVII века / автор-составитель О.А. Соснина. — Москва : ГМЗ «Царицыно» ; Кучково поле Музеон, 2023. «Царицыно». С. 264-265
  • Маугли и обезьяны. Эскиз к мультфильму «Маугли. Похищение». Киностудия «Союзмультфильм». Режиссёр Роман Давыдов. Художник Александр Винокуров. 1968. Бумага, белила, гуашь. 18,8 × 29. Государственный центральный музей кино
  • Маугли, волчья семья и Шер-Хан. Эскиз к мультфильму «Маугли. Ракша». Киностудия «Союзмультфильм». Режиссёр Роман Давыдов. Художник Александр Винокуров. 1967. Бумага, белила, гуашь. 20,5 × 29,7. Государственный центральный музей кино
  • Маугли, Багира и Балу. Эскиз к мультфильму «Маугли. Последняя охота Акелы». Киностудия «Союзмультфильм». Режиссёр Роман Давыдов. Художник Александр Винокуров. 1969. Бумага, белила, гуашь. 21,8 × 33,5. Государственный центральный музей кино
  • Маугли и Каа. Эскиз к мультфильму «Маугли. Битва». Киностудия «Союзмультфильм». Режиссёр Роман Давыдов. Художник Александр Винокуров. 1970. Бумага, белила, гуашь. 24,8 × 35. Государственный центральный музей кино

 

  • Индия в культурном пространстве России. XV—XVII века / автор-составитель О.А. Соснина. — Москва : ГМЗ «Царицыно» ; Кучково поле Музеон, 2023. «Царицыно». С. 288-289
  • Дмитрий Налбандян. Джайпур. Индия. 1974. Холст, масло. 200х300. Государственная Третьяковская галерея
  • Семён Чуйков. Независимая Индия. Центральная часть триптиха «Они хотят жить». 1967. Холст, масло. 258 × 184. Государственная Третьяковская галерея
  • Индия в культурном пространстве России. XV—XVII века / автор-составитель О.А. Соснина. — Москва : ГМЗ «Царицыно» ; Кучково поле Музеон, 2023. «Царицыно». С. 294-295
Невероятная Индия. Взгляд из России
Невероятная Индия. Взгляд из России

Организатор

Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Музеи-партнёры проекта

Государственный музей Востока
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Участники проекта

Государственная Третьяковская галерея
Государственный театральный музей им. А. А. Бахрушина
Российская Государственная библиотека
Государственный центральный музей кино
Большой театр России
Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля
Усадьба «Останкино и Кусково»
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ)
Российский национальный музей музыки
Российский государственный архив древних актов
Российский этнографический музей
Государственный Эрмитаж
Государственный музей истории религии
Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства
Российская национальная библиотека
Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д. Г. Бурылина
Челябинский Государственный музей изобразительных искусств
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Центральная библиотека им. Н. А. Некрасова
Киностудия «Союзмульфильм»
Российский государственный архив кинофотодокументов
Московский академический Музыкальный театр имени народных артистов К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Частные коллекционеры

Валентин Кормщиков
Собрание Любови Савельевой
Собрание Екатерины и Андрея Теребениных
Манож Джейн (Индия)

Художник выставки

Юлия Наполова, бюро PS Culture

Координаторы

Лилия Крюкова, Екатерина Елисеева

Материал подготовил Михаил Тренихин
Невероятная Индия. Взгляд из России
Слон с паланкином. Индия. Конец 1970-х. Дерево, резьба, раскраска. Высота 84,8. Государственный музей Востока

Музей-заповедник «Царицыно»

Москва, ул. Дольская, 1, Большой дворец

20 июня — 22 октября 2023 г.

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Музей шоколада

Музей шоколада

Сегодня по при­гла­ше­нию «Му­зея ис­то­рии шо­ко­ла­да и ка­као» (МИШКа) по­се­ти­ли кон­фе­рен­цию, по­свя­щён­ную
Перейти К началу страницы