Маэстро Добужинский

Маэстро Добужинский

in Новости музеев 1507 views

Русский Серебряный век подарил мировой культуре блестящих художников-сце­но­графов, и их при­хот­ли­вый почерк, сложенный из идей и при­­страстий «Мира искусства», укра­сил не только луч­шие театраль­­ные пло­щадки своего вре­мени, но до сих пор доставляет удовольствие зри­телю в залах галерей и музеев. Мстислав Добужинский – один из них.

Послереволюционная эмигра­ция многих пред­ставителей ху­до­же­ственной элиты лишила отечествен­ные собрания богатого наследия, созданного ими за рубежом, но в последние 20-25 лет ситуация исправилась за счет развития между­народного рынка русского искусства. Значительный массив работ М.В. Добужинского (1875, Новгород, Российская империя — 1957, Нью-Йорк, США) был предложен на парижских аукцио­нах 2003-2004 годах после ухода из жизни сына Ростислава. На основе части этого материала совместно с произведениями из музеев Литвы Галерея Наши художники уже провела в 2008 году выставку «От Литвы до Америки». В дальней­шем кол­лекция Галереи попол­нилась работами из «пражского» архива Добужинского, остав­ленного на хранение знакомому художнику Николаю Зарецкому в 1939 году и так и не вер­нувшегося к автору, а также из собрания музы Мстислава Валериановича – датчанки Марии (Мао), полное имя которой наследники предпочли умолчать.

Мстислав Добужинский. Эскиз комнаты Татьяны  к опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Дирижёр-постановщик И. Добровейн, Дрезденская опера, 1923
Мстислав Добужинский. Эскиз комнаты Татьяны  к опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Дирижер-постановщик И. Добровейн, Дрезденская опера, 1923

В экспозиции представ­лено 70 теат­ральных работ Добужинского к постановкам разных лет с 1914 по 1951 год, среди них такие жемчужины деко­рационного искусства, как эскиз балета М. Фокина “Papillons” (“Бабочки”) для антрепризы С. Дягилева в Париже в 1914 г.

В 1919, самый голодный и тёмный после­рево­люцион­ный год, Добужинский оформил для кабаре «Привал комедиантов»  постановку «Сказки Андерсена», включившую «Свинопаса», «Цветы маленькой Иды» и «Комету». Премьера 26 апреля оказалась единственным пред­ставле­нием и завершила трёхлетнюю деятельность «театра подземных классиков». Михаил Кузмин писал в отзыве «Андер­сеновский Добужинский»: «…впервые Добужинский так свежо и полно высказал всю поэзию комнатной жизни, уюта детских, домашней фантазии (без особенной фантастики), трогательности и милого юмора». В залах Галереи экспо­нируются шесть эскизов инсце­нировки «Цветы маленькой Иды», ранее принадлежавшие Мао.

  • Мстислав Добужинский. Эскиз костюма Канчиано к опере «Четыре грубияна» Эрмано Вольф-Феррари по пьесе Карло Гольдони. Постановка Эргарта, Центральная городская опера, Нью-Йорк, 1951
  • Мстислав Добужинский. Эскиз костюма Ржи к балету «Русский солдат» на музыку С. Прокофьева. Балетмейстер М. Фокин, Метро­политен-Опера, Нью-Йорк, 1942

В конце 1924 года Добужинские выехали в Литву, и художник поступил на службу в Государственный театр, за 14 лет он оформил 38 спектаклей. Весь 1925 прошёл в Риге и «Андерсеновский спектакль» был повторен в Рижском Камерном театре. К своим постановкам художник обращался неоднократно, варьируя образы и декорации, иронично называя их «разогретыми блюдами».

В 1926 Добужинский принял приглашение Н. Балиева, к тому времени успешного европейского антрепренёра, приехать в Париж и выступить в предстоящем сезоне в качестве ведущего худож­ника-поста­новщика кабаре «Летучая Мышь».

На выставке представлены костюмы и декорации к двум из пяти интермедий «Летучей Мыши» того сезона. «Жена кондитера» – инсценировка шансонетки Гюстава Надо, «бойкая старинная гравюра в красках», «изящный, тонко отделанный в деталях пустячок», и «бисовый» номер программы – интермедия П. Потемкина «Платовские казаки в Париже, гравюра эпохи». Благодаря художнику совершенно новая программа кабаре имела большой успех, Сергей Волконский, увидев премьеру писал: «Я не знаю, был ли когда спектакль «Летучей Мыши» столь красочный, как этот. Сытность зрелища поразительная. Краска как будто всех заразила на этот раз. <…>Добужинский, нежный, всегда в тающих, линяющих оттенках, пустился в такой красочный пляс, что весь спектакль предстал каким-то состязанием по красочности».

  • Мстислав Добужинский. Эскиз костюма Хромоножки к «Одержимым» по роману Ф. Достоевского «Бесы». Инсценировка Г. Жадова, постановка М. Чехова, театр Лицеум, Нью-Йорк, 1939
  • Мстислав Добужинский. Лиза в смятении. Эскиз костюма к «Одержимым» по роману Ф. Достоевского «Бесы». Инсценировка Г. Жадова, постановка М. Чехова, театр Лицеум, Нью-Йорк, 1939

Живя в Европе, а затем в Америке, Мстислав Добужинский, в сущности, продолжал оставаться русским человеком, и по свидетельству сына Ростислава, «вся его основа, весь «фундамент» его культуры и его личности были русские. Как любимый его «Петербург», при всей его западности, – неоспоримо русский город, так и «западность» моего отца была неоспоримо русской. Он это сознавал и ценил в себе».

В отдельном зале представлены работы, созданные вне России, но в сотрудничестве с русскими режиссерами и балетмейстерами, продолжавшими работать с русским репертуаром уже на подмостках крупнейших театральных сцен Европы и США.

Лирическим, вторящим музыке П. Чайковского, решен эскиз декорации «Комната Татьяны» к опере «Евгений Онегин» для Дрезденской оперы в 1923.

Гротескны герои бессмертного «Ревизора» Николая Гоголя, поставленного М. Чеховым в Каунасе в 1933. Сам художник так формулировал свою роль к спектаклю: «Задача – Гоголь, задача –берлога городничего и задача – смешно. От этого все я сделал грузным, низким, грязноватым и в паутине. И все покосилось».

Во время Второй мировой войны Добужинский работал над эскизами к балету на музыку С. Прокофьева «Русский солдат» (1941), снискавшему немалый успех, а также создал сценографию к опере М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка», поставленную М. Чеховым в  1942 в нью-йоркском театре New Opera Co. На выставке представлены  живописные рисунки костюмов хористов и сценографии.

Последний зал выставки отдан эскизам и декорациям к еще одной постановке М. Чехова «Бесы», задуманной в Лондоне в 1938, и осуществленной на сцене театра Лицеум в Нью-Йорке в 1939. Спектакль, экспериментальный, новаторский,  Чехов и Добужинский дали в «сукнах», на заднем черном плане сцены поставили стекла для проекций ради создания импрессионистического эффекта. Психологичны портреты главных действующих лиц, их позы и жесты.  Касса спектакля провалилась, американская пресса сокрушала его критикой, при этом декорации Добужинского получили единодушные хвалебные рецензии.

Помимо русского репертуара, художник  оформлял спектакли европейской классики. Эффектно решение постановки драмы К. Гамсуна «У жизни в лапах»: изысканное вечернее платье фру Гиле безупречно сочетается с живописной, сочной роскошью отеля в эскизе к III акту.

Виртуозным, полетным, искрящимся белым штрихом на черной бумаге решены четыре эскиза декораций к опере В.-А. Моцарта «Дон Жуан» для Литовского Государственного театра в 1933 г.

В 1941 Добужинский исполнил сценографию к драме М. К. Канфилд и Э. Борден «Королева Анна Английская» и завоевал себе прочную известность в американских театральных кругах. На выставке можно увидеть четыре выразительных эскиза женских и мужских костюмов, поражающих точностью исторических деталей, великолепием цвета и портретностью персонажей.

В 1951 художник заключил контракт с Центральной городской оперой в Нью-Йорке на создание сценографии комической оперы «Четыре грубияна» Э. Вольф-Феррари. На выставке экспонируются пять эскизов костюмов персонажей, которые Добужинский написал вне контракта, для себя, в духе театра Карло Гольдони, они «дышат благородством и изяществом,  эффектной простотой театрального рисунка».

На протяжении пяти десятков лет Добужинский работал в драматическом, оперном и балетном театрах и всегда считал самым важным «выражение духа и стиля определенной эпохи». Сочиняя сценографию, он досконально изучал исторические материалы, нередко выезжал в другие города Европы для работы в библиотеках и архивах.

Маэстро Добужинский

В технической части оформления спектакля он стремился к  функцио­наль­ности, применяя несложные конструкции, чтобы быстро сменять декорации; старался избегать ненужных деталей, считая, что «театральная правда – не отображение исторических документов»; почти всегда единолично оформлял спектакль от начала и до конца, до 80 лет нередко сам расписывал декорации.

Куратор выставки: Наталия Курникова.

Галерея Наши художники

Москва, Сеченовский пер., д. 2

20 апреля – 23 июля 2023 г.

Время работы: вторник – пятница 11.00 – 20.00

суббота–воскресенье 11.00 – 18.00

Анна,
Галерея Наши художники
14.06.2023

Кустодиев и Добужинский. Композиции для Городского Училищного дома имени Петра Великого

Щелкунчик. От сказки к балету

 

__________________

>>><<<