Алексей Степанов. Интервью

Алексей Степанов. Интервью

in Интервью 4886 views

Сегодняшнюю встречу харак­тери­зуют три предмета, изобра­жённые на заглавной картинке: нарукавная нашивка, книга по униформе ВМФ и американский мундир. Так что разговор с Алексеем Борисовичем Степановым, исто­ри­ком, кол­лек­цио­нером, автором известнейших книг по уни­фор­моло­гии, а также одним из создателей журнала «Старый Цейхгауз», будет интересным.

С Алексеем Борисовичем беседуют редакторы журнала «Коллекция» Алексей Сидельников и Михаил Тренихин.

Нарукавный знак. Из коллекции Алексея Степанова

Нарукавный знак. Из коллекции Алексея Степанова

А.С.: Алексей Борисович, добрый день! Поздравляем Вас с назначением на должность председателя Московского отделения Российского военно-исторического общества.

А.Ст.: Алексей, Михаил, здравствуйте! Спасибо! Честно говоря, я не знаю, стоит ли поздравлять или пока воздержаться.

А.С.: Оптимизма у Вас в голосе нет. Или назначение сопровождается сложностями? Вообще правильнее говорить о «назначении» на должность или о «выборах»? Было предложение возглавить или просто заменить на должности? Это разные вещи.

А.Ст.: В конце декабря прошлого года министр Правительства Москвы и руководитель Департамента культуры города Александр Кибовский, который с 2013 г. являлся председателем Московского отделения (МО) РВИО, обратился ко мне с предложением заменить его на этом посту. Я, прикинув все «за» и «против», согласился, так как посчитал, что в силах внести свой вклад в дальнейшее развитие организации. Ну, согласитесь, что всегда приятно заниматься тем, что тебе интересно и где ты можешь быть полезен. Так, решением совета МО я был назначен исполняющим обязанности председателя и приступил к ним с 1 января этого года.

А.С.: Если выборы, то должны быть планы на будущее? Есть намётки на перемены?

А.Ст.: До выборов пока еще далеко. Сначала надо навести порядок в структуре МО, создать необходимое количество местных отделений, которые в будущем могли бы выдвинуть делегатов на конференцию МО для проведения выборов председателя.

А.С.: Ощущаете ли Вы поддержку коллег из РВИО и сообщества униформологов?

А.Ст.: Да, несомненно. Во-первых, моя кандидатура была одобрена председателем РВИО В.Р. Мединским. Во-вторых, мне оказывает помощь и Александр Владимирович Кибовский, и руководство исполнительной дирекции РВИО. Трудности, естественно, есть. Например, ряд членов МО РВИО объединились в неформальную оппозиционную группу и уже на моей первой встрече с членами отделения попытались сорвать её, при этом отдельные персонажи показали верх хамства и невоспитанности.

Основная причина кроется в том, что люди не умеют договариваться и слушать оппонентов, не могут и не хотят искать компромиссы. Увы, эти слова я отношу и к некоторым своим сторонникам.

Что касается моих коллег, то многие из них вступили вслед за мной в РВИО, так как увидели реальную возможность реализовать многочисленные интересные проекты в различных областях военной истории.

Каждый коллекционер — исследователь

М.Т.: Что Вы можете сказать о молодых специалистах в области вспомогательных исторических дисциплин или историках. Много ли их? Не изменился ли объём знаний современных специалистов? А интересы читателей на примере «Цейхгауза»?

А.Ст.: Увы, чтобы пересчитать молодых людей, стремящихся к исследовательской работе в области вспомогательных исторических дисциплин: униформологии, геральдики, фалеристики и вексилологии, вполне хватит пальцев одной руки. Это, прежде всего, Сергей Головин, Станислав Жупанин из Краснодара, ещё пара человек, которые один-два раза публиковались в журнале «Старый Цейхгауз». Остальные – это 40+.

К сожалению, современная молодёжь не стремится к работе в архивах, запасниках музеев и библиотеках, а предпочитает пользоваться тем, что публикуют старшие товарищи.

К слову, материалов присылают в редакцию много, но 90% являются неуклюжими компиляциями, созданными на основе интернет-источников.

А.С.: Среди Ваших работ по униформологии упоминается справочник «Форма одежды, знаки различия и опознавательные знаки сухопутных войск США, Великобритании, Франции и полиции Западного Берлина», изданный в Группе советских войск в Германии в 1985 г., т.е. почти 40 лет назад. Можно немного поподробнее о нём?

А.Ст.: В октябре 1983 г. я получил назначение в Берлин, в так называемый спецотдел, в задачи которого входило патрулирование Западного Берлина и наблюдения за военно-политической обстановкой в городе. До этого я отслужил чуть больше года в отдельном радиотехническом полку ОСНАЗ, который дислоцировался в Веймаре, и общее представление о войсках США, Великобритании и Франции у меня было.

Спецотдел находился на территории советского военного городка, располагавшегося в берлинском районе Карлсхорст – месте дислокации 6-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады.

Работа требовала знания не только организационной структуры, боевого состава и вооружения «союзников», но и их униформы и знаков различия. К моему удивлению, в отделе использовались устаревшие справочники по обмундированию и опознавательным знакам, выпущенные еще в конце 1960-х – начале 1970-х гг.

Ежедневно (кроме воскресенья) до и после обеда в Западный Берлин выезжали три-четыре экипажа, каждый из которых состоял из старшего – офицера спецотдела, водителя-сверхсрочника и двух солдат или сержантов срочной службы, выделяемых 3-й ротой 133-го отдельного мотострелкового батальона бригады. В качестве транспорта использовались автомобили «Жигули», «Волги» и микроавтобусы РАФ.

Форма одежды, знаки различия и опознавательные знаки сухопутных войск США, Великобритании, Франции и полиции Западного Берлина. 1985

Форма одежды, знаки различия и опознавательные знаки сухопутных войск США, Великобритании, Франции и полиции Западного Берлина. 1985

Что касается американских, британских и французских войск западноберлинского гарнизона, то наши офицеры, в общем и целом, могли опознать «местных» военнослужащих (и то не всегда), но установление принадлежности представителей других частей, прибывающих в Западный Берлин с различными целями, было им практически не по зубам.

После прохождения стажировки и двух-трех месяцев самостоятельных поездок я понял, что нужны новые справочники, основанные на актуальной информации. Я поделился мыслями со своим начальником и получил добро. Но самое главное заключалось в том, что мне разрешили начать подбор знаков по принадлежности к конкретным воинским формированиям.

Уже через два года новые справочники были готовы, а моя коллекция пополнилась почти четырьмя сотнями нагрудных знаков, а также погонами, петлицами и другими знаками различия.

Форму одежды рисовали два солдата из «нашей» 3-й роты – москвичи Гашенко и Страхов. Готовый справочник размножили на ксероксе в корпункте ТАСС в Западном Берлине (тогда копировальные аппараты были огромной редкостью), а затем раскрашивали цветными фломастерами. Т.е. первоначально это был некий самиздат. Позже, уже после моего отъезда в Туркестанский военный округ, справочник издали небольшим тиражом в типографии ГСВГ, правда, моя фамилия в нем не фигурировала. К счастью, мне удалось приберечь одну ч/б копию. Подумываю, а не издать ли ее в цвете?

Береты в Вооружённых силах СССР

Журнал «Цейхгауз» №1

А.С.: Подготовка к юбилейному сотому номеру. Когда планируется выход и что это будет за номер? (Подробнее сообщим ближе к дате).

А.Ст.: В 2021 году наш журнал отметил свое 30-летие, а осенью этого года запланирован выпуск юбилейного 100-го номера.

Он уже скомплектован, статьи готовят или уже подготовили авторы из основного состава – редакции журнала, постоянно публикующиеся исследователи, есть несколько новых авторов.

По своему содержанию «юбиляр» войдет в десятку лучших номеров «Цейхгауза».

А, кроме того, к основной тетради, планируемый объём которой составить до 160 полос, будет прилагаться указатель всех статей, начиная с 1-го номера, в двух вариантах: хронологическом и тематическом.

  • Нарукавный знак. Из коллекции Алексея Степанова
  • Личный (увольнительный) знаки РККА и флота.  Из коллекции Алексея Степанова

А.С.: Уникальность знаний специалистов, в т.ч. основанных на сегодняшнем обучении по устаревшим книгам 70-х.

А.Ст.: «Старый Цейхгауз» смог объединить специалистов по всем вспомогательным историческим дисциплинам и направлениям. На протяжении 33 лет существования авторы нашего журнала разрушили не мало стереотипов, сложившихся в области униформологии, сделали большое количество открытий. Не без гордости скажу, что по количеству исследований мы оставили позади всё то, что нам досталось в наследство.

Я, как-то, пошутил, что нашим девизом должны стать слова: «Не оставим шансов потомкам!». Хотя, конечно, огромный пласт документов ещё не поднят. Были бы заинтересованные люди, а неизвестных материалов на всех хватит.

М.Т.: Обучение подаче знаний и созданию школы униформологии.

А.Ст.: По моему мнению, краткий объединенный курс «Униформология + геральдика + фалеристика + вексилология» должны, как минимум, быть включены в программы исторических факультетов гражданских вузов и высших военных училищ.

Такой «ликбез» пошел бы на пользу и будущим учителям / преподавателям истории, и офицерам. А то у нас, порой, люди не знают, что такое кивер или эполет. Я уже не говорю о таких терминах, как этишкет, лядунка и т.п.

В прошлом году стараниями ректора РГСУ А.Л. Хазина в университете был создан факультет специальных исторических, гуманитарных дисциплин и военно-мемориальной работы и кафедра униформологии, исторического этикета, методологии работы консультантов по эпохе в живописи, театре и кино. Это – первая ласточка, и говорить о каких-то успехах в этом направлении пока ещё рано.

А.С.: И, возвращаясь к Вашей службе в Западном Берлине. Как Вы смотрите с высоты  своих лет и более чем 30-летней службы на то время?

А.Ст.: Скажу честно, удивительное было время! С одной стороны, формально, шла Холодная война, Советский Союз был объявлен «Империей зла». Но, несмотря на это, в Западном Берлине царила атмосфера добрососедских «союзнических» отношений. Конечно, были и инциденты, когда наши патрульные экипажи блокировались военнослужащими западноберлинского гарнизона, мы блокировали их, например, в Карлсхорсте, но при этом «союзников» приглашали на приемы по случаю наших праздников, а они, в свою очередь, нас. Особенно в этом плане отличались британцы. У нас, реально, установились дружеские отношения с 2-м полком Королевской военной полиции. Сейчас это трудно себе представить…

День рождения королевы. Апрель 1985 г. Военный городок «Олимпия»

День рождения королевы. Апрель 1985 г. Военный городок «Олимпия»

М.Т.: Есть ли новости по работе Кирилла Цыпленкова об ордене «Победа»? Материал интересный и своевременный, однако… В чём причина задержки книги? Появились новые сведения или, наоборот, такие сведения не удалось получить?

А.Ст.: Это надо было бы спросить у самого Кирилла. Насколько я знаю, все упирается в фотографирование орденов, находящихся в Алмазном фонде и Центральном музее Вооруженных Сил. К сожалению, разрешение на это так и не получено. Бюрократы толком и объяснить не могут причины отказа. Просто: нельзя, и всё…

А.С.: История о молодом «американце» в Москве. Правда ли это, где это происходило и можно ли разные варианты историй сразу отмести одним рассказом главного участника?

А.Ст.: Да, были люди в наше время. Умели культурно отдыхать и развлекаться, с огоньком!

За время моей службы в Западном Берлине я собрал пости полтора десятка комплектов формы одежды «союзников»: американцев, британцев и французов и около 60 головных уборов. Мои гости любили фотографироваться в этих редких для того времени «нарядах». Как-то раз, на спор я в форме американского майора отправился с друзьями в Дом журналистов. Это было в конце 1980-х, попасть куда-либо было весьма сложно, а «штатовского» военного с сопровождающими из МИД и Минобороны (такая была легенда) в престижный по тем временам ресторан пустили без проблем. Надо сказать, что обслужили на высшем уровне, посидели мы очень хорошо, но на выходе из заведения нам встретилась группа сотрудников аппарата военного атташе при посольстве США, тоже в военной форме – они сопровождали свою военную делегацию. Я с ними поздоровался, и мы удалились восвояси. Думаю, что американцев точно переклинило от увиденного. Моя униформа, начиная с ботинок и заканчивая фуражкой, была подлинной и на 100% достоверной. Правда, для майора я был всё-таки молод.

Знаменитый мундир из коллекции Алексея Степанова

Знаменитый мундир из коллекции Алексея Степанова

А.С.: Служба на одних улицах с Верховным.

А.Ст.: Мы, действительно, находились в одно время в ГДР, возможно, и встречались, проходя по одним и тем же улицам. Но совсем не так, как некоторое время назад сообщил один из украинских сайтов: мол мы были чуть ли не друзьями, а позже я стал спецпредставителем ВВП в Европе.

А.С.: А над чем сейчас работаете Вы? Какие творческие планы?

А.Ст.: В настоящее время я пытаюсь закончить работу над 3-м томом «Униформы советского Военно-Морского Флота», который охватывает период с 1951 по 1991 гг.

А.Б. Степанов. Униформа советского Военно-Морского Флота», т. 3

А.Б. Степанов. Униформа советского Военно-Морского Флота», т. 3

М.Т.: Простите, что перебиваю, а почему Вы сказали «пытаюсь»?

А.Ст.: Дело в том, что, чем ближе я приближаюсь к верхней временной границе, тем больше препятствий возникает на пути подбора документов. Парадоксально, но большой пласт приказов руководителей военно-морского ведомства СССР в 1950-х гг. и позднее, касающиеся флотской формы одежды и знаков различия, имели гриф «секретно» (к слову сказать, в армии это было намного реже). Но самое главное, что они до сих пор не рассекречены! Ну, вот, представьте, что существует некий приказ Военно-морского министра, изданный в 1951 году и имеющий номер с нулём, т.е. секретный. А касается он установление формы одежды и знаков различия для курсантов Школы противопожарной охраны ВМС, которая просуществовала всего два года. И получается, что учебное заведение уже более 70 лет не существует, и, соответственно, приказ давным-давно потерял актуальность, но гриф с него не снят, и когда это произойдёт, одному Богу известно. И это только один небольшой пример.

Что уж тут говорить про совсекретные приказы! Их немного и напрямую они униформы не касаются. Но в некоторых из них содержится ключевая информация. Так, например, в Положении 1951 года об офицерах инженерно-технической службы, проходящих службу на кораблях, был приведён рисунок полагавшейся им эмблемы – трёхлопастного винта, наложенного на шестерёнку. Положение объявлено приказом с двумя нулями (совсекретным). И здесь получается, как в басне Крылова: «Видит око, да зуб неймёт».

А.С.: И, возвращаясь к творческим планам.

А.Ст.: После завершения эпопеи с униформой ВМФ я планирую приступить к написанию давно задуманной книги про форму одежды и знаки различия Красной армии периода Гражданской войны, с 1918 по 1922 гг. Это – моя любимая тема, поскольку она малоизучена и бесконечна. В ней не только будут аккумулированы все ранее опубликованные мной работы, но и приведено много ранее неизвестной информации и, конечно же, фотографий.

А дальше посмотрим.

Нарукавные знаки. Из коллекции Алексея Степанова

А.С.: А как обстоят дела в коллекционном плане. Есть новые интересные пополнения?

А.Ст.: В жизни каждого серьезного коллекционера наступает время, когда пополнение собрания затормаживается. Изредка попадаются нарукавные знаки периода Гражданской войны. А так, я несколько лет назад открыл для себя новое направление коллекционирования – личные (увольнительные) знаки РККА и флота. Тема увлекательная и бесконечная. На сегодняшний день моё собрание насчитывает более 200 знаков и это – не предел.

Исследуя эти предметы, я опубликовал три статьи в «Старом Цейхгаузе» по данной теме, чего до меня ещё никто не делал.

Личные (увольнительные) знаки РККА и флота.  Из коллекции Алексея Степанова

Алексей Степанов. и Михаил Тренихин
Алексей Степанов. и Михаил Тренихин
Алексей Сидельников (Главный редактор Sammlung/Коллекция) и Алексей Степанов
Алексей Сидельников и Алексей Степанов


Степанов Алексей Борисович
Степанов Алексей Борисович

Степанов Алексей Борисович

Степанов Алексей Борисович — военный, дипломат, историк, коллекционер. Родился 28 декабря 1959 г. в Москве. В 1977 г. поступил на факультет западных языков Военного института, после окончания которого в июне 1982 г. проходил службу в Группе Советских войск в Германии, Туркестанском военном округе, в Военном институте (Военной академии экономики финансов и права), Отделе военной геральдики и символики Историко-архивного и военно-мемориального центра Генштаба Вооруженных Сил России, Главном управлении международного военного сотрудничества Минобороны России.

В 1996 г. окончил международные миротворческие курсы при учебном центре сухопутных войск бундесвера (Хаммельбург, ФРГ), в 1999 г. — международные миротворческие курсы при учебном центре сухопутных войск Великобритании (Уорминстер), в 2007 г. — Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по специальности «Военное и государственное управление».

Уволился в запас в октябре 2009 г. в звании полковника с должности начальника направления по подготовке иностранных военнослужащих.

За годы службы был удостоен 34 государственных и ведомственных наград Советского Союза, России и зарубежных стран, в том числе орденом «За военные заслуги», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени и орденом «За заслуги перед Союзной Республикой Югославией» 3-й степени.

В 2010–2012 гг. работал советником Управления международного сотрудничества ФСКН России, в 2013–2022 гг. находился на дипломатической работе в качестве советника по вопросам антинаркотического сотрудничества Постоянного представительства России при Евросоюзе (Брюссель, Бельгия).

С 1 января 2023 г. исполняет обязанности председателя Московского отделения Российского военно-исторического общества.

Является одним из создателей и соучредителем российского военно-исторического журнала «Цейхгауз» / «Старый Цейхгауз». Автор более 160 статей по истории униформы и традициям советской, российской и зарубежных армий и флотов, справочника «Форма одежды, знаки различия и опознавательные знаки сухопутных войск США, Великобритании, Франции и полиции Западного Берлина» (ГСВГ, 1985).

Автор и соавтор книг:

  1. «Нарукавные знаки Вооруженных Сил СССР. 1920–1991» (М.: «Цейхгауз», 1999);
  2. «Униформа российского военного воздушного флота» (в соавторстве с А.В. Кибовским и К.В. Цыпленковым): изд. 1-е в 3 т. (М.: «Русские Витязи», 2004/2007), изд. 2-е (доп. и испр.) в 2 т. (М.: «Русские Витязи», 2012);
  3. «Нарукавные знаки РККА. 1918–1924» (М.: «Русские Витязи», 2011);
  4. «Униформа советского Военно-Морского Флота. 1918–1942»
    (М.: «Русские Витязи», 2021);
  5. «Униформа советского Военно-Морского Флота. 1943–1950»
    (М.: «Русские Витязи», 2022);
  6. «Униформа советского Военно-Морского Флота. 1951–1991» (готовится к печати);
  7. «Униформа советских Воздушно-десантных войск. 1931–1991»
    (в соавторстве с А.Н. Тарарушкиным) (М.: «Русские Витязи», 2022);
  8. «Ленты российского военно-морского флота. 1872–1917» (в соавторстве с К.Н. Сологубом и А.А. Шевельковым) (М.: «Русские Витязи», 2022).


Степанов Алексей Борисович

Красная звезда – красноармейская звезда

Униформа советских Воздушно-десантных войск

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Геликон Ступак Интервью

Выставки театра Геликон-опера

Владислав Ступак, студент Российской ака­де­мии му­зыки име­ни Гне­си­ных. Спе­циаль­ность — ди­ри­жи­ро­ва­ние ака­де­ми­чес­ким
Перейти К началу страницы