Николай Рерих «Половецкий стан»

Начало реставрации задника по эскизу Николая Рериха «Половецкий стан»

in Новости музеев 1966 views

Государственная Третьяковская га­ле­рея на­чи­нает масштабную реставра­цию зад­ни­ка по эски­зу Николая Рериха «Половецкий стан» (1909). Уни­кальный экспо­нат дя­гилев­ской антрепри­зы был при­обре­тён Галереей в 2020 году в ава­рийном состоянии сохран­ности. Несмот­ря на зна­чительные повреждения, вы­сокий уровень профес­сионализ­ма и опыт сотруд­ников Третья­ковской галереи де­лает возмож­ной успеш­ную реставра­цию произве­де­ния. Проведе­ние реставра­ции зана­веса бу­дет осу­ществлять­ся при фи­нансовой поддержке Банка ВТБ — ге­нераль­ного спонсора выставки Николая Рериха в Новой Третьяковке, ко­торая откроет­ся в октябре 2023 года.

Николай Константинович Рерих. Половецкий стан. 1909. Декорация к балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски». Государственная Третьяковская галерея
Николай Константинович Рерих. Половецкий стан. 1909. Декорация к балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски». Государственная Третьяковская галерея

Декорация представляет собой полотно 10 х 23 метра с изображением бескрайней степи с юртами на фоне неба. Композиция во многом соответствует эскизам Н.К. Рериха к хореографической сцене «Половецкие пляски», в том числе пастельному рисунку из собрания Третьяковской галереи. Возвращение подобного раритета, свидетеля блистательных выступлений «Русских балетов» Сергея Дягилева, а затем и «Русского балета колонеля де Базиля», наследовавшего традиции, репертуар, исполнительский состав и декорационную базу дягилевских сезонов, является событием огромного значения. Спасение занавеса Н.К. Рериха по силам только реставраторам Третьяковской галереи, имеющим уникальный опыт реставрации произведений большого формата — панно «Введение в Еврейский театр» М.З. Шагала и «Принцесса Грёза» М.А. Врубеля.

Реставрация занавеса требует инди­видуаль­ного рестав­рацин­но-ме­тодо­логи­ческого подхода на каждом этапе работы. Это свя­зано как с боль­шим размером произве­дения, так и с техни­ко-тех­ноло­гически­ми особенностями живописи и тканевой основы и с условиями эксплуатации полотна в качестве элемента декорации в сценическом оформлении. Занавес Министерство культуры Российской Федерации Государственная Третьяковская галерея.

Николай Рерих «Половецкий стан». Фото Андрей Голубейко. Государственная Третьяковская галерея

Николай Рерих «Половецкий стан». Фото Андрей Голубейко. Государственная Третьяковская галерея



Николай Рерих. Половецкий стан. 1909. Декорация к балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски». Холст, смешанная техника. Государственная Третьяковская галерея многократно исполь­зовался — монтировал­ся, демо­нтировался и перемещался. Это не могло не повлиять как на сохранность основы, так и на сохранность красочного слоя. В настоящее время состояние сохранности занавеса оценивается как аварийное.

В связи с огромным размером фонового занавеса проводить реставрационные работы в горизонтальной плоскости оказалось невозможным. При финансовой поддержке БФ «Транссоюз» отделом реставрации масляной живописи XVIII – начала XX века под руководством А.И. Голубейко была сконструирована и изготовлена уникальная инженерная конструкция, позволяющая работать с полотном такого размера в вертикальном положении. Конструкция состоит из двух облегченных валов и станины. Между валами располагаются специальные столешницы, образующие широкую рабочую зону. Данное инженерное решение позволяет работать поэтапно и последовательно со всем полотном. Расположенный в мастерской реставрации масляной живописи терминал позволяет параллельно выполнять реставрацию полотна размером с небольшое футбольное поле и ежедневную работу по реставрации картин из фондов Третьяковской галереи в одном помещении.

Николай Рерих «Половецкий стан». Фото Юлия Захарова. Государственная Третьяковская галерея. 2022

Сложность работы по реставрации занавеса состоит также в сохранении «физики» полотна. Необходимо стабилизировать полотно, не утрачивая подвижности ткани. В процессе разработки методики реставрации занавеса были изучены методики реставраторов тканевых основ и проводились консультации со специалистами данного направления.

Для восполнения многочисленных прорывов основы с утратами и потерями больших кусков ткани будет использовано домотканое полотно XIX века изо льна и конопли, идентичное авторскому по составу, плетению и подходящее по текстуре. Отдельные наиболее ветхие участи будут дублироваться на тончайший прочный шёлк. В процессе работы с тканями было сделано много тестовых образцов, по итогам которых выполнено окрашивание тканей натуральными красителями из соплодий ольхи.

Николай Константинович Рерих. Половецкий стан. 1909. Декорация к балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски». Государственная Третьяковская галерея

  • Николай Константинович Рерих. Половецкий стан. 1909. Декорация к балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски». Государственная Третьяковская галерея 

В настоящие время сотрудники Третьяковской галереи приступают к первому этапу технической реставрации. Его задачей является укрепление красочного слоя и стабилизация ветхого, деформированного полотна. Необходимо заделать многочисленные крупно- и мелкоформатные прорывы, исправить деформации. Для этого в отделе был разработан метод работы с использованием специальных щитов. Магнитное прижатие щитов фиксирует ветхое полотно, далее происходит выравнивание, а затем отпрессовывание многочисленных деформаций основы. Для соединения разрывов в вертикальном положении используются магниты более мелкого формата.

Реставраторы Галереи ставят перед собой амбициозную задачу: завершить первый этап технической реставрации к октябрю 2023 года, чтобы представить задник публике на выставке Николая Рериха в Новой Третьяковке.

По завершении большой реконструкции здания Новой Третьяковки на Крымском Валу задник по эскизу Рериха к балету «Половецкие пляски» планируется включить в состав постоянной экспозиции. Произведение станет центральным объектом театрализованного зала — своеобразной увертюрой к искусству ХХ века.

Николай Рерих «Половецкий стан». Фото Иван Новиков-Двинский. Государственная Третьяковская галерея

Являющийся декорацией премьерного спектакля дягилевских сезонов «Половецкие пляски», задник (занавес) — важнейшая часть и начальная точка триумфа «Русских балетов». Танцевальный номер на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски», открывший дягилевские сезоны 19 мая 1909 года в парижском театре Шатле, стал одной из самых знаменитых постановок балетного репертуара С.П. Дягилева. Самый популярный хореографический номер «Русских балетов», он выдержал рекордное количество представлений. По свидетельству Н.К. Рериха, к 1920 году их насчитывалось более 500. Своим успехом балет «Половецкие пляски» во многом был обязан декорации и костюмам, созданным по эскизам Николая Константиновича.

Николай Рерих «Половецкий стан». Фото Иван Новиков-Двинский. Государственная Третьяковская галерея

Этот легендарный спектакль, не покидавший репертуар антрепризы на протяжении всего ее существования, стал своеобразной точкой отсчета 20-летней истории «Русских балетов». «Половецкие пляски», как и рассчитывал Дягилев, произвели фурор. Александр Бенуа ярко охарактеризовал впечатления от премьеры: «„Половецкий стан“ „победил Париж“ благодаря изобретательности Фокина и присутствию на сцене наших незаменимых балетных артистов… которые так отдались своей роли… так пережили ее, так перевоплотились в каких-то древних героических дикарей и чутких степных девушек, что не поверить тому, что происходило на сцене, было невозможно». Корреспонденты писали о нашествии «русских варваров», практически отождествляя исполнителей с их образами, и на протяжении всех последующих лет эта «восточная» составляющая была неизменно востребована публикой. В самый первый день работы над проектом Дягилев кардинально изменил взгляд на изящное, эфемерное искусство балета. Впечатление от танца усиливала «панорамная» декорация Рериха.

Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
28.06.2023

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы