Государственная Третьяковская галерея начинает масштабную реставрацию задника по эскизу Николая Рериха «Половецкий стан» (1909). Уникальный экспонат дягилевской антрепризы был приобретён Галереей в 2020 году в аварийном состоянии сохранности. Несмотря на значительные повреждения, высокий уровень профессионализма и опыт сотрудников Третьяковской галереи делает возможной успешную реставрацию произведения. Проведение реставрации занавеса будет осуществляться при финансовой поддержке Банка ВТБ — генерального спонсора выставки Николая Рериха в Новой Третьяковке, которая откроется в октябре 2023 года.
Декорация представляет собой полотно 10 х 23 метра с изображением бескрайней степи с юртами на фоне неба. Композиция во многом соответствует эскизам Н.К. Рериха к хореографической сцене «Половецкие пляски», в том числе пастельному рисунку из собрания Третьяковской галереи. Возвращение подобного раритета, свидетеля блистательных выступлений «Русских балетов» Сергея Дягилева, а затем и «Русского балета колонеля де Базиля», наследовавшего традиции, репертуар, исполнительский состав и декорационную базу дягилевских сезонов, является событием огромного значения. Спасение занавеса Н.К. Рериха по силам только реставраторам Третьяковской галереи, имеющим уникальный опыт реставрации произведений большого формата — панно «Введение в Еврейский театр» М.З. Шагала и «Принцесса Грёза» М.А. Врубеля.
Реставрация занавеса требует индивидуального реставрацинно-методологического подхода на каждом этапе работы. Это связано как с большим размером произведения, так и с технико-технологическими особенностями живописи и тканевой основы и с условиями эксплуатации полотна в качестве элемента декорации в сценическом оформлении. Занавес Министерство культуры Российской Федерации Государственная Третьяковская галерея.
Николай Рерих «Половецкий стан». Фото Андрей Голубейко. Государственная Третьяковская галерея
Николай Рерих. Половецкий стан. 1909. Декорация к балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски». Холст, смешанная техника. Государственная Третьяковская галерея многократно использовался — монтировался, демонтировался и перемещался. Это не могло не повлиять как на сохранность основы, так и на сохранность красочного слоя. В настоящее время состояние сохранности занавеса оценивается как аварийное.
В связи с огромным размером фонового занавеса проводить реставрационные работы в горизонтальной плоскости оказалось невозможным. При финансовой поддержке БФ «Транссоюз» отделом реставрации масляной живописи XVIII – начала XX века под руководством А.И. Голубейко была сконструирована и изготовлена уникальная инженерная конструкция, позволяющая работать с полотном такого размера в вертикальном положении. Конструкция состоит из двух облегченных валов и станины. Между валами располагаются специальные столешницы, образующие широкую рабочую зону. Данное инженерное решение позволяет работать поэтапно и последовательно со всем полотном. Расположенный в мастерской реставрации масляной живописи терминал позволяет параллельно выполнять реставрацию полотна размером с небольшое футбольное поле и ежедневную работу по реставрации картин из фондов Третьяковской галереи в одном помещении.
Николай Рерих «Половецкий стан». Фото Юлия Захарова. Государственная Третьяковская галерея. 2022
Сложность работы по реставрации занавеса состоит также в сохранении «физики» полотна. Необходимо стабилизировать полотно, не утрачивая подвижности ткани. В процессе разработки методики реставрации занавеса были изучены методики реставраторов тканевых основ и проводились консультации со специалистами данного направления.
Для восполнения многочисленных прорывов основы с утратами и потерями больших кусков ткани будет использовано домотканое полотно XIX века изо льна и конопли, идентичное авторскому по составу, плетению и подходящее по текстуре. Отдельные наиболее ветхие участи будут дублироваться на тончайший прочный шёлк. В процессе работы с тканями было сделано много тестовых образцов, по итогам которых выполнено окрашивание тканей натуральными красителями из соплодий ольхи.
- Николай Константинович Рерих. Половецкий стан. 1909. Декорация к балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски». Государственная Третьяковская галерея
В настоящие время сотрудники Третьяковской галереи приступают к первому этапу технической реставрации. Его задачей является укрепление красочного слоя и стабилизация ветхого, деформированного полотна. Необходимо заделать многочисленные крупно- и мелкоформатные прорывы, исправить деформации. Для этого в отделе был разработан метод работы с использованием специальных щитов. Магнитное прижатие щитов фиксирует ветхое полотно, далее происходит выравнивание, а затем отпрессовывание многочисленных деформаций основы. Для соединения разрывов в вертикальном положении используются магниты более мелкого формата.
Реставраторы Галереи ставят перед собой амбициозную задачу: завершить первый этап технической реставрации к октябрю 2023 года, чтобы представить задник публике на выставке Николая Рериха в Новой Третьяковке.
По завершении большой реконструкции здания Новой Третьяковки на Крымском Валу задник по эскизу Рериха к балету «Половецкие пляски» планируется включить в состав постоянной экспозиции. Произведение станет центральным объектом театрализованного зала — своеобразной увертюрой к искусству ХХ века.
Николай Рерих «Половецкий стан». Фото Иван Новиков-Двинский. Государственная Третьяковская галерея
Являющийся декорацией премьерного спектакля дягилевских сезонов «Половецкие пляски», задник (занавес) — важнейшая часть и начальная точка триумфа «Русских балетов». Танцевальный номер на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски», открывший дягилевские сезоны 19 мая 1909 года в парижском театре Шатле, стал одной из самых знаменитых постановок балетного репертуара С.П. Дягилева. Самый популярный хореографический номер «Русских балетов», он выдержал рекордное количество представлений. По свидетельству Н.К. Рериха, к 1920 году их насчитывалось более 500. Своим успехом балет «Половецкие пляски» во многом был обязан декорации и костюмам, созданным по эскизам Николая Константиновича.
Николай Рерих «Половецкий стан». Фото Иван Новиков-Двинский. Государственная Третьяковская галерея
Этот легендарный спектакль, не покидавший репертуар антрепризы на протяжении всего ее существования, стал своеобразной точкой отсчета 20-летней истории «Русских балетов». «Половецкие пляски», как и рассчитывал Дягилев, произвели фурор. Александр Бенуа ярко охарактеризовал впечатления от премьеры: «„Половецкий стан“ „победил Париж“ благодаря изобретательности Фокина и присутствию на сцене наших незаменимых балетных артистов… которые так отдались своей роли… так пережили ее, так перевоплотились в каких-то древних героических дикарей и чутких степных девушек, что не поверить тому, что происходило на сцене, было невозможно». Корреспонденты писали о нашествии «русских варваров», практически отождествляя исполнителей с их образами, и на протяжении всех последующих лет эта «восточная» составляющая была неизменно востребована публикой. В самый первый день работы над проектом Дягилев кардинально изменил взгляд на изящное, эфемерное искусство балета. Впечатление от танца усиливала «панорамная» декорация Рериха.
Третьяковская галерея
Москва, Лаврушинский переулок
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 28.06.2023
__________________
>>><<<