Грани памяти - Грани Победы

Грани памяти — Грани Победы

in Новости музеев/Фарфор, керамика, стекло 1980 views

Раздел декоративного искусства на вы­став­ке «Грани Победы» имел осо­бое зна­че­ние. К со­жа­ле­нию, он не­за­слу­жен­но ока­зал­ся обой­дён­ным вни­ма­нием боль­шин­ст­ва зри­телей, добиравшихся до него под конец посещения выставки. А ведь именно здесь развер­нулась феерия твор­ческих аллюзий, посвящён­ных пере­живанию не только Победы, но самой Великой Отечественной войны – трагедии многих молодых жизней, унесён­ных войной. Выставка про­ходила в Центральном выставочном зале Союза художников России на Крымском валу и недавно закончилась.

Грани памяти

(декоративное искусство на «Грани Победы»)

Декоративное искусство призвано не «рассказывать» о событии, а выражать переживание, вызванное чувственным его восприятием. Поэтому художники нечасто непосредственно обращаются к военным мотивам и сюжетам. Они опираются только на свои эмоции и вызванные ими мысли. И тут возникает вопрос, кто они – поколение внуков героев? Помня дедов, как они понимают свой долг перед ними? Этим определяется вектор художественно-стилистических тенденций, сложившийся сегодня в декоративном искусстве и хорошо представленный в экспозиции выставки.

Декоративное искусство призвано не «рассказывать» о событии, а выражать переживание, вызванное чувственным его восприятием

Очень важным стало включение работ «старых» мастеров, воинов, тружеников тыла или детей войны, участников и свидетелей военного лихолетья: В.М. Городецкого (вазы «Цветы, птицы, вазы», 1966–1973), Ю.М. Бякова (ваза «Яблочко», 1969), Д.Н. и Л.Н. Шушкановых (ваза и блюдо «Радость Победы», 1984). Они, современники Великой Отечественной войны, ощущали свою сопричастность к истории России вообще, и, в частности, её славным страницам. Поэтому язык их произведений всегда ярок и выразителен как в пластике форм, так и в цветовом решении, где структурообразующую роль в композиции играют активные тоны красного и чёрного – «огонь и порох». В их взаимодействии и борьбе образы получают разную окраску чувств, эмоционального напряжения: от трагического преобладания чёрного до победно звучащего красного, перевитого золотом и оттененного синевой, симво­лизирующей мирное небо.

  • Шушканов Д.Н., Шушканова Л.Н. Композиция “Радость Победы” (ваза и блюдо). 1984 г. Стекло цветное, гутная техника. В. 30 см, Д. 35 см.
  • Кретова Г.Н. Ваза “Посвящение”. 1984 г. Красная глина, глазури. В. 48 см
  • Дубская Е. Цветок Победы. цв.хр., алмазная грань, склейка.60х40х20
  • Ротанова Н.С. Композиция “Ленинград” (2 формы). 1979 г. Керамика, роспись, глазурь. В. 23, 19 см
  • Белоусов А.С. Дорога. батик, смешанная техн. 141х100. 2022 г.
  • Криволапов А. “Борис и Глеб”. 2021 г. Цветное стекло, литье в форму , склейка, холодная обработка. 24х53х63.
  • Колточихина Т. Триптих “Тонкая нить памяти”. 2013 г. Х./б., горячий батик. 70х200 см
  • Афанасьева Т.В. Ваза “Восторжествует мир”. 1985 г. Фарфор, надглазурная роспись. В. 45 см. 
  • Створа А.О. “Наш хрупкий мир”. 2019 г. Фаянс, стекло. 96 см.
  • Лясс И.Е. Ваза “День Победы”. 1985 г. Керамика, роспись по эмали сграффито. В. 52 см.
  • Рогов Е.И. Декоративная композиция “Венец славы” (3 детали). 1985. Хрусталь цв. и б/цв., широкая и алмазная грань. В. 99 см (в сборке)
  • Корнеев В.В. Композиция “Праздничная”. 1985 г. (Составная, из 4 деталей). Хрусталь цв. и б/цв. В. 82 см

Работы художников поколения детей войны посвящены как военным будням, так и ждущим бойцов и «кующим Победу» в тылу и радующимся победам на фронте: гобелены И.А. Колчиной («Нормандия-Неман», 1980) и А.М. Кардашева («Никто не забыт – ничто не забыто», 1985); композиции в стекле: Л.А. Кучинской (вазы «Праздник», 1984), Аствацатурьяна А.А. (блюда «Победа», 1985), В.И. Касаткина (вазы «Брест», 1985), В.В. Корнеева (ваза «Праздничная, 1985), Т.П. Чеперегиной (блюдо «После блокады», 1985), Н.Б. Тихомирова (вазы «9 Мая», 1985), Е.И. Рогова (блюдо «Солнце Победы» и «Венец Славы», оба 1985), И.А. Невской («Пусть солнце всегда встает над Землёй», 1985), И.В. Мачнева («Дни 41-го», 1985); в керамике: Н.С. Ротановой (вазы «Ленинград», 1979), Г.Н. Кретовой (ваза «Посвящение», 1984), Т.В. Афанасьевой (ваза «Торжествует мир», 1985), А.Г. Ситника (композиция «Память», 1985), В.Н. Моисеенко (блюдо «Память», 1985), А.А. Борцова (блюдо «Салют», 1985), И.Е. Лясс (ваза «День Победы», 1985), В.Г. Богданова (ваза «Память», 1985), Г.Д. Шуляк (мелкая пластика «Салют», 1987), С.Н. Гаврилова (блюдо «Москва праздничная», 1987), – выполненные к 40-летию Победы, они несут героический пафос, заряд жизненной энергии, за которую сражались и отдавали жизни на фронте. Победные ноты особенно важны были для этих поколений.

  • Белоусов С.С., Белоусова Е.П. Импровизация шерсть, синтетика, валяние, вышивка. 100х100. 2022 г. 
  • Сушников А. Всё для победы. Сталь, ковка, 43х48х34. 2018 г.
  • Фадейкина. Нити судьбы. Ткачество, сталь, хлопок. 80х80. 2022 г.
  • Базлова Е.А. “Прощание”. 2018-2022 гг. Шамот, цветные глазури. 28х26 см
  • Криволапов А. “Борис и Глеб”. 2021 г. Цветное стекло, литье в форму , склейка, холодная обработка. 24х53х63.
  • Шабаева А.Б. “Сашенька уехал”. 2018 г. Шамот, ангобы, глазури. 33х38х7 см.
  • Шабаева Ю.Б. “НОРМА”. 2020 Г. Фарфор цв., бисквит. 17х17х5,5 см.
  • Белова-Вебер О.Г. Тверды как скала. Шамот, глазури.43х31, 23х19, 35х33. 2017 г.
  • Петренко А.В., Пилипенко И.Е. Блокада Ленинграда. Цв.стекло,окислы металлов, роспись, свинцовая пайка. d 40.2022 г.
  • Чеперегина Т.И. Декоративное блюдо “После блокады”. 1985 г. Стекло. цветная гравировка. Д. 40 см.
  • Войтов А. “Марш “Прощание славянки””. 2019 г. Шерсть, гл. тк. 200х200 см.

Высокий профессионализм этих художников, насыщенность и щемящая выразительность художественно-образных решений их произведений задают тон всей экспозиции, в которой в мощном диалоге поколений, времен и культуры соединились скорбь о безвременных утратах, погибших героях, победное ликование народа, освободившего не только свою страну, но пол-Европы, и историческая память поколений.

Иначе «раскрывают тему» художники, принадлежащие к поколению внуков, находящихся на временной дистанции от той Войны, знающие о ней опосредованно, воспитанные на книгах и фильмах, документальных источниках. Отсюда некоторая отстраненность: не переживание, рефлексия – взгляд в обратной перспективе: от себя в широкую панораму истории. Поэтому они разумно не пытаются поставить себя на место непосредственных участников и свидетелей исторической катастрофы, а осмысливают и переживают ее как историю, в которой радость и гордость за свой народ перемешивается с неутихающей болью утрат.

  • Шуляк Г.Д. Композиция “Салют” (11 предметов). 1987 г. Фарфор, роспись надглазурная.
  • Тихомирова Н.Б. Декоративная композиция “9 мая”. (5 форм). 1985 г. Хрусталь цв. и б/цв., матирование
  • Мачнев И.В. Композиция “Дни 41-го” (9 предметов). 1985 г. Цв. стекло, склейка. В. 53-40 см
  • Гиверц М.М. “Подмена”. 2020 г. Фарфор, роспись. 47х60х25 см.

Очень немногие современные художники обратились к стилистике «поэтики Победы»: И.Н. Мерзликина (батик «Салют Победы», 2019), С.К. Русаков (фарфор, тарелки «Орден М.И. Кутузова» и «Орден А.В. Суворова», обе 2015). Продолжая тему «героического пафоса», они всё же довольно холодны, отстраненны в реминисценциях атрибутики воплощения героики, сложившейся в послевоенный период «поэтики Победы».

Наши современники преимущественно опираются на говорящую природу предметов, прямо или косвенно олицетворяющих военную пору

В абсолютном большинстве произведений художников поколения «внуков войны» звучат печальные и даже трагические ноты. В отличие от своих старших коллег, передававших восторг победителей преимущественно через абстрактные формы – символизирующие состояние души как «праздника со слезами на глазах», наши современники преимущественно опираются на говорящую природу предметов, прямо или косвенно олицетворяющих военную пору. Условно их можно разделить на несколько метафизических тем, обращение к которым определяется внутренними интенциями из создателей, включая гендерные особенности, ведь мужчины и женщины все же по-разному переживают войны.

Мужчины старшего поколения отдают предпочтение победным обрядам – праздничным салютам

Мужчины старшего поколения отдают предпочтение победным обрядам – праздничным салютам. Но для этого они обращаются не к героической – «красно-золотой» гамме, а иной современной «транскрипции» – трактовке праздничных торжеств как кульминации военных тяжёлых будней четырёх лет: от отступления и сопротивления в 1941, до перехода к наступлению в 1942, «великому перелому в 1943 и, наконец,  Победе в 1945 – батик И.И. Харченко (полиптих «Тени Войны», 2020). С.Н. Соколов (ваза «75 лет Великой Победы», 2020), по существу, создает метафизическую модель трехмерного мира, в котором соединились мысли и чувства тех, кто воевал, кто погиб, кто ждал. И если две стороны трёхгранной призмы решены условно, то «главная» – кульминация композиции –  построена на одном из самых дорогих атрибутов военного времени – фотокарточке, которая соединяла родных людей на фронте и в тылу.

  • Ситник А.Г. “Эхо войны”. 2021 г. Керамика. 85х18, 110х20,95х16 см.
  • Гоготов Б.Ю. Политрук (фрагмент). 2021 г. Металл. 40х20х20 см
  • Моисеенко В.Н. Блюдо “Память”. 1985 г. Фарфор, роспись надглазурная. Д. 35 см.
  • Андрианова. “Куликово поле”. 2020 г. Глина, глазури, восстановление. 35 см.
  • Касаткин В.И. Композиция “Брест” (4 формы из 6 деталей). 1985 г. Цветной хрусталь, шлифовка.
  • Бутина А.А.. “Живым помнить”. 2022 г. Стекло, металл, роспись. 15х20 см. (3 шт.)
  • Соколов С.Н. Ваза «75 лет Великой Победы», 2020. Фарфор
  • Крикуненко В. Инсталляция «Посылка 1943», 2020.
  • Кучинская Л.А. Композиция “Праздник” (3 вазы). 1984. Стекло сульфидное и цветное, гутная техника. В. 46, 34, 19 см
  • Криволапов А. “Степан Разин”. 2020 г. Стекло, моллирование. 56х56х28 см.
  • Шушканов Д.Н., Шушканова Л.Н. Композиция “Радость Победы” (ваза и блюдо). 1984 г. Стекло цветное, гутная техника. В. 30 см, Д. 35 см.
  • Рогов Е.И. Блюдо “Солнце Победы”. 1985 г. Хрусталь цветной, алмазная грань. Д. 44 см
  • Невская И.А. Композиция “Пусть солнце всегда встает над землей” (3 формы). 1985. Цветное стекло, сложная техника. В. 27, 19, 18 см
  • Серова Л.И. “Ах, война…”. 2016 г. Цветное стекло, тиффани. 40х38х15 см.

По-разному трактуют художники атрибуты самой войны. Гильзы (патинированный металл) покрываются едва раскрывшимися листочками и набухают хрупкими стеклянными так и не распустившимися бутонами – А.В. и И.Е. Пилипенко (композиция «Наша память», 2019 и «Блокада Ленинграда». 2022). Б.Ю. Гоготов (композиции «Новобранец» и «Политрук», обе 2019) тонко выстраивает диалог между излишней горячностью необстрелянного бойца и опытного воина, за плечами которого немало боев. Их воинственные ирокезы из снарядов, выстроенные на металлических шлемах, напоминающих черепа, свидетельствует о неминуемой судьбе их владельцев, которых примирит гибель, а спасет только чудо. Горькой иронией пронизана работа С.В. Крикуненко (инсталляция «Посылка 1943», 2020), построенная на игре слов: ящик для снарядов, так необходимых осажденным защитником Ленинграда, наполненный спелыми гранатами-фруктами – «Спецборт. Смольный. тов. Жданову. Москва. Кремль».

Художники-женщины прочувствовали войну через бытовые детали жизни в тылу и на фронте

Шапошникова О.В. Блокада. Помнить! Дерево, стекло. 10х40. 2020 г.
Шапошникова О.В. Блокада. Помнить! Дерево, стекло. 10х40. 2020 г.

Художники-женщины прочувствовали войну через бытовые детали жизни в тылу и на фронте. Детство – самая трогательная тема в разговоре о войне. Она объединила войну, сегодня идущую на границах России –   скульптура «Детям Донбасса посвящается» (шамот. 2018) Н.Е. Пензиной и войну минувшую. Стеклянные «страницы» блокадного дневника – «Блокада. Помнить!» (дерево, стекло. 2020) О.В. Шапошниковой – как будто тают в холоде остывающей памяти.  Скульптурно вылепленная пайка, неизвестно из чего испеченного военного хлеба, воспоминания о которой  никогда не оставляют переживших эти дни в осажденном Ленинграде – «Норма» (фарфор, бисквит. 2020) Ю.Б. Шабаевой.  И тот же мотив, как бы увиденный сквозь пелену воспоминаний, – в основе образного решения композиции «Блокадные 125» (стекло, моллирование. 2020) Н.В. Урядовой. Щемящая душу нежность и грусть одиноко повисшей в пространстве и машущей рукавом в прощании тельняшки пронизывает керамический пласт «Сашенька уехал» (шамот. 2018) А.Б. Шабаевой. Драгоценность предметов военного быта (фляга и гильза), где жизнь и смерть ходили рядом, осмыслена  в композиции «Память о войне. 1945-й год. С гордостью» (керамика. 2022) Е.Е. Захаровой как семейные драгоценности, реликвии, передающиеся по наследству от дедов-победителей их детям, внукам, правнукам … Наконец, многозначный символ торжества жизни, ее продолжения и победы над смертью – цветка в абстрактной форме поднятого факела воспела в композиции «Цветок Победы» (цветной хрусталь, 2002) Е.В. Дубская.

Несмотря на преобладание светлой памяти о павших и вернувшихся живыми победителях, самой актуальной темой произведений декоративного искусства, представленных на выставке «Грани Победы»,  стала тема смерти. Она звучит очень по-разному. Как переход в небытие, по-христиански – «прах к праху»: стеклянные пласты «Ах, война, …» (2016) и «Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу» (2021) Л.И. Серовой. Как переход из физического состояния в метафизическое – из человека в ангела: композиция «Ипостась» (фаянс. 2003) Г.А. Корзиной, «Я убит подо  Ржевом…» (фаянс. 2020) Ю.Б. Шабаевой и «Память» (фаянс. 2022) А.Б. Шабаевой, «Наш хрупкий мир» (фаянс. 20219) А.О. Створа. Выразительную галерею воинов «Никто, кроме нас» (горячая эмаль. 2014) как почти иконописных образов-ликов создал И.В. Дьяков. При этом мастер нашел убедительное цветовое и графическое решения, придающие ликам черты одновременно одухотворенные и жесткие, мужественные. Точный и выразительный язык роднит произведение петербургского художника-монументалиста с гобеленом «Марш “Прощание славянки”» (2019) тверского художника по ткачеству А.Н. Войтова. Избегая прямого цитирования, он дал намек на нимб, окружающий лик воина, и этим приемом одухотворил подчёркнуто земной образ ратника из народа.

  • Русаков С.К. Тарелка «Орден А.В. Суворова». 2015. Фарфор
  • Русаков С.К. Тарелка «Орден М.И. Кутузова». 2015. Фарфор 

Символическое значение многочисленных жертв, принесенных народом в этой войне, особенно ярко отображено в работах художников, работающих в контексте современных арт-практик и инсталляции. Это сломленная жизнь – «Прерванный полет» (стекло. 2022) Ю.Н. Мерзликиной; преображение из праха в жизнь – композиции «Живым помнить» (металл, стекло. 2022) А.А. Бутиной, «Все для Победы!» (сталь, ковка. 2018) А.Б. Сушникова, «Тверды как скала» (шамот. 2017) Н.В. Беловой-Вебер; античный мотив надгробия как незримой стены между бытием и небытием – пласт «Прощание» (керамический пласт. 2018–2022) Е.А. Базловой, полиптих «Дорога жизни» (керамика. 2021) К.А. Чиркова. Наконец, переход из одной ипостаси в другую, из ужаса физического мира жестокой борьбы в метафизическое пространство вечной жизни после смерти переносит зрителя семиметровый полиптих «7-я Патетическая» (2021). М.М. Степановой-Ланской. Опираясь на эстетические принципы классицизма, автор олицетворяет героизм защитников Ленинграда с подвигами древних греков, некогда сражавшихся за свободу своего полиса. Каждый «такт» фарфоровой симфонии художника: от первого пласта до заключительного аккорда, – проработан пластически рельефом и цветом, передавая высочайшее напряжение духа воинов.

Грани памяти - Грани Победы
Серова Л.И. “Ах, война…”. 2016 г. Цветное стекло, тиффани. 40х38х15 см.

Художники А.И. Мадекин – гобелен «Чудо Св. Георгия о змие» (2020) и А.Н. Криволапов – скульптура «Борис и Глеб» (стекло. 2021), – проводят исторические параллели между Великой Отечественной войной и трагическими страницами многовековой летописи христианского мира и Руси, в которой было немало таких тяжелых дней и лет, когда героизм одних сталкивался с трагедией предательства других.

Экспозиция декоративного искусства на выставке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Грани Победы» показала, что в сохранении памяти о ней и увековечении подвига народа художники нашли свою тональность, обнажающую чувства и переживания нынешнего поколения. Они выработали современный язык в творческом разговоре о событиях той войны. Да, они уже видят ее иными глазами и выражают свои переживания другими художественными средствами, но помнят и видят ее как историю своей страны, как одну из славных героических ее страниц.

Дьяков И. “Никто кроме нас”. 2014 г. Медь, горячая эмаль. 50х163 см
Дьяков И. “Никто кроме нас”. 2014 г. Медь, горячая эмаль. 50х163
см

Центральный выставочный зал Союза художников России

Москва, Крымский Вал, 10. 4 этаж

28 апреля — 20 мая 2023 г.

Ирина Юрьевна Перфильева
доктор искусствоведения, доцент,
Заслуженный деятель искусств РФ,
главный научный сотрудник
НИИ теории и истории изобразительных искусств
Российской академии художеств,
член ВТОО «Союз художников России»,
член Ассоциации искусствоведов

Фотографии — Наталья Витальевна Урядова
Заслуженный художник РФ,
Секретарь ДИ и председатель творческий комиссии ВТОО «Союз художников России»

Культурный слой. Выставка московской авторской керамики 

 

_________________

>>><<<