Тайны старого альбома

Тайны старого альбома

in Музей 1751 views

Главный предмет выставки — старинный фо­то­аль­бом из фон­дов музея В.А. Тро­пинина, где бо­лее 170 фо­то­гра­фий от­ра­жают куль­тур­ную ткань свое­го вре­ме­ни. При­ме­ча­тель­но, что аль­бом из­го­тов­лен в мас­тер­ской Р.П. Бараша, из­ве­ст­но­го в Мос­кве ба­гетчика и кар­то­нажника, пле­мян­ника В.А. Тропинина. Не­слу­чайно пред­приим­чивый род­ствен­ник портретиста, из­гота­вливав­ший рамы для жи­вописных полотен, так ско­ро ответил на спрос новой «портретной традиции».


 

До сих пор о любви была сказана
только одна неоспоримая правда,
а именно, что «тайна сия велика есть».

А.П. Чехов

Любовь — самое непостижимое человеческое чувство. Она может вознести до небес или ввергнуть в пропасть, увенчать лаврами или покрыть позором, способна подарить минуты величайшего счастья или заставить неимоверно страдать. Любовь часто ставится на чашу весов с остальными человеческими ценностями, и очень часто перевешивает их все…

До XIX века единственным способом запечатлеть образ человека была портретная живопись. Фотография, появившаяся в 1830-е годы, поначалу уступала живописи в качестве изображения, но быстро совершенствовалась, завоевывая популярность другими своими достоинствами. Они носили весьма утилитарный и бытовой характер, но тем не менее успешно «отнимали хлеб» у художников. Какое-то время фотографию даже называли «убийцей живописи». Как оказалось, совершенно напрасно.

Тайны старого альбома

Создание живописного портрета — процесс изучения художником натуры, выбор характерного и важного, исключение случайного и мимолетного. Хороший портрет — это рассказ одного человека о другом, обусловленный личным отношением художника к модели и степенью его мастерства. Ценность фотоискусства иная. Фотография показала человечеству быстротечность момента, его ценность и уникальность. Она бесстрастно и правдиво фиксирует образ в отрезке пространства и времени. Фотопортрет – это короткое мгновение большой человеческой жизни, где, как нам кажется, за рамками кадра существует она вся, полная интересных событий и фактов. Всматриваясь в это остановленное мгновение, мы пытаемся эти события угадать. Возможно, поэтому так притягателен старинный альбом. Сколько фрагментов разных человеческих судеб он хранит, сколько скрывает историй и тайн…

Альбом в переплёте с бронзовыми накладками-ремешками. Бумага, картон, бронза, кожа. Мастерская Бараша. Москва, II половина XIX века

Альбом в переплёте с бронзовыми накладками-ремешками. Бумага, картон, бронза, кожа. Мастерская Бараша. Москва, вторая половина XIX века

Обложка коричневой кожи, с застёжками и накладками из бронзы; блок имеет золотой обрез; состоит из 22 листов, на которых расположены 171 старинная фотография. На форзаце тиснёный золотой штамп с двуглавым орлом и надпись «ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА МАСТЕРЪ БАРАШЪ в МОСКВЪ». На каждой рамке справа вытеснено: «Барашъ».

 

…неизвестный нам коллекционер собрал весь цвет русского высшего общества второй половины XIX столетия

В конце XIX века стало модным вставлять фотографии в рамки и размещать их в интерьерах, собирать в альбомы фотографии друзей, родственников, просто известных людей. В роскошном кожаном альбоме с золотым обрезом страниц, с форзацами, обтянутыми белым шёлком, неизвестный нам коллекционер собрал весь цвет русского высшего общества второй половины XIX столетия. Рассматривая эти фотографии, мы задумываемся о судьбах и нравах людей этого времени. Музей Тропинина открывает выставочный проект «Тайны старого альбома», в котором представлены образы, открывающие истории любви и сердечные тайны семи самых ярких персонажей старинного московского фотоальбома.

Тайна 1. Любовь и поэзия (Фёдор Тютчев)

Фёдор Иванович Тютчев. Вторая половина XIX века. LEVITSKY. Бумага, картон, фотопечать. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Фёдор Иванович Тютчев. Вторая половина XIX века. LEVITSKY. Бумага, картон, фотопечать. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873) – знаменитый русский поэт и философ, лирик и мыслитель, успешный дипломат и чиновник. Поэтические произведения Тютчева стали классикой золотого века русской поэзии.

Его первой любовью стала Амалия Лерхенфельд (1808–1888), внебрачная дочь короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. Невероятной красотой этой девушки восхищались многие мужчины, среди которых был император Николай I, поэт А.С. Пушкин, граф А.Х. Бенкендорф. Амалия познакомилась с Тютчевым, когда ей было 14 лет. Барышня сильно увлеклась поэтом. Вспыхнувшее чувство было взаимным, но Амалия предпочла барона Крюденера, брак с которым состоялся в 1825 г.  Весть о замужестве красавицы стала большим ударом для Фёдора Тютчева, он долго не мог прийти в себя. Эта печальная история навсегда оставила в нежной душе поэта незаживающую рану. Любовь восемнадцатилетнего Тютчева к юной красавице Амалии Лерхенфельд (впоследствии баронессе Крюденер) отражена в его известном стихотворении «Я помню время золотое…». Отвергшая его в юности, Амалия Крюденер навестила поэта на склоне лет. Именно тогда он посвятил ей стихотворение «Я встретил вас, и всё былое», ставшее впоследствии знаменитым романсом на музыку Л. Д. Малашкина.

Флайшман А. Амелия фон Крюденер. Литография с портрета художника Штилера Й. 1860. Китайская бумага, лист с типографской рамкой, литография, типографский способ. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Флайшман А.  Амелия фон Крюденер. Литография с портрета художника Штилера Й. 1860. Китайская бумага, лист с типографской рамкой, литография, типографский способ. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Следующей избранницей и супругой поэта стала Элеонора Петерсон, урожденная Ботмер (1810–1894). Какое-то время поэт чувствовал себя абсолютно счастливым человеком. Его карьера складывалась удачно, начальство ценило умного и проницательного чиновника. В семье появились дети, три дочери родились одна за другой.

Frisch J. Элеонора Федоровна Тютчева, урожд. баронесса Ботмер. 1850-1860. Веймар. Бумага, картон, фотопечать. ©

Frisch J. Элеонора Федоровна Тютчева, урожд. баронесса Ботмер. 1850-1860. Веймар. Бумага, картон, фотопечать. © Музей-заповедник «Усадьба Мураново»

В 1833 г. поэт познакомился на балу с баронессой Эрнестиной фон Пфеффель. Вскоре об этой паре громко заговорил весь литературный бомонд. Жена не могла смириться с таким положением дел. В пылу очередной ссоры, доведенная до отчаянья, она ударила себя кинжалом в грудь. Попытка самоубийства не удалась, ранение оказалось не смертельным. Ни этот ужасный случай, ни общественное порицание не остановили Тютчева. Он продолжал встречаться с Эрнестиной.

В 1838 г. супруга поэта стала жертвой кораблекрушения, вследствие которого испытала сильный стресс, пагубно отразившийся на ее здоровье, пережить который она не смогла. Тютчев стал вдовцом, и через положенный срок повёл свою возлюбленную Эрнестину под венец. Но и это счастье было омрачено ревностью. Вскоре и Эрнестине, родившей Тютчеву троих детей, пришлось делить своего законного супруга с его молодой любовницей, Еленой Денисьевой.

  • Неизвестный фотограф. Эрнестина Федоровна Тютчева, урожд. баронесса фон-Пфеффель, в первом браке фон-Дернберг. Фотопечать, бумага, картон. © Музей-заповедник «Усадьба Мураново»
  • Деньер Андрей (Генрих Иоганн) Иванович. Эрнестина Федоровна Тютчева, урожд. баронесса фон-Пфеффель, в первом браке фон-Дернберг. Фотопечать, бумага, картон. © Музей-заповедник «Усадьба Мураново»

Роман Денисьевой с женатым мужчиной, который по возрасту годился ей в отцы, был негативно воспринят не только светским Петербургом (перед нею демонстративно закрылись двери многих домов), но и родным отцом Елены Александровны, отрёкшимся от дочери. Её отношения с поэтом продолжались в течение четырнадцати лет, вне брака родились трое детей.

Произведения Ф.И. Тютчева, посвящённые Елене Денисьевой («Предопределение», «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь» и другие), имеют автобиографическую основу. В литературоведении адресованный ей «стихотворный роман» назван денисьевским циклом.

В мае 1864 г. Елена Денисьева родила сына Николая. После родов её самочувствие стало стремительно ухудшаться, врачи диагностировали туберкулёз и в начале августа она умерла. Похоронив возлюбленную, поэт пребывал в состоянии полного отчаяния. По воспоминаниям современников, Фёдор Иванович постоянно терзался из-за чувства вины перед Денисьевой и беспрестанно вспоминал о том «фальшивом положении, в которое её поставил». Поэту были мучительны мысли о том, что он не выполнил одну из просьб возлюбленной и не выпустил посвящённый ей сборник стихов. Время не снимало остроты боли. Жена Тютчева, Эрнестина Фёдоровна, отреагировала на горе мужа словами: «Его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина».

Неизвестный фотограф. Портрет Елены Александровны Денисьевой. 1860-е. Бумага, фотопечать, ретушь. © Музей-заповедник «Усадьба Мураново»

Неизвестный фотограф. Портрет Елены Александровны Денисьевой. 1860-е. Бумага, фотопечать, ретушь. © Музей-заповедник «Усадьба Мураново»

Самой загадочной женщиной Фёдора Тютчева стала Гортензия Лапп. Подробности этого продолжительного романа остались неизвестны. Гортензия приехала за Тютчевым в Россию, впоследствии у неё было двое сыновей, рождённых от русского поэта. Именно этой, последней возлюбленной, Тютчев завещал свою пенсию, которая по закону должна была принадлежать его вдове. Поэт скончался в 1873 г. Вдова и дети свято исполнили последнюю волю мужа и отца, и в течение двадцати лет, вплоть до смерти Эрнестины Фёдоровны, Гортензия Лапп получала пенсию, которую уступила ей вдова поэта. Вот и всё, что известно об этой любовной истории.

Как и многие творческие люди, поэт черпал вдохновение в любви. Амурных похождений в его биографии было немало, современники литератора слагали о них настоящие легенды. Красивый, умный, чувственный, прекрасно воспитанный, он пользовался большим успехом у женщин. Любовь, влюблённость была его естественным состоянием, без которого он просто не мог жить и творить.

Тайна 2. Любовь и самоотверженность (Мария Тютчева)

Мария Тютчева. Вторая половина XIX века. PHOTOGRAPHIE DE A. BERGNER A MOSCOU. Бумага, картон, фотопечать. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Мария Тютчева. Вторая половина XIX века. PHOTOGRAPHIE DE A. BERGNER A MOSCOU. Бумага, картон, фотопечать. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Мария Фёдоровна Тютчева (23 февраля 1840 – 2 июня 1872 гг.), четвёртая дочь русского поэта. Старший ребенок Федора Тютчева и его второй жены, Эрнестины. Мария была любимицей семьи. В отличие от старших сестёр, получивших образование в институте благородных девиц в Мюнхене, образование Марии было домашним. Однако и в домашних условиях Мария получила всестороннюю подготовку в гуманитарных областях. Этому способствовала библиотека, о пополнении которой Тютчев никогда не забывал.

Большие изменения в жизнь Марии Федоровны внесло знакомство с капитаном первого ранга Николаем Алексеевичем Бирилёвым. Имя Бирилёва как героя Крымской войны было широко известно в России. Во время обороны Севастополя он участвовал во множестве смелых и удачных вылазок против неприятеля, в ходе одной из них был тяжело ранен картечью в голову. Эрнестина Федоровна была категорически против этого брака, но 5 февраля 1865 г. Мария Фёдоровна и Николай Алексеевич обвенчались в русской церкви в Ницце.

Тимм В.Ф. автолитография, Издатель: Мюнстер А.Э. «Русский художественный листок» с портретом лейтенанта Н.А. Бирилева. 1855. Санкт-Петербург. Бумага, литография с тоном © Музей-заповедник «Усадьба Мураново»

Тимм В.Ф. автолитография, Издатель: Мюнстер А.Э. «Русский художественный листок» с портретом лейтенанта Н.А. Бирилева. 1855. Санкт-Петербург. Бумага, литография с тоном. © Музей-заповедник «Усадьба Мураново»

30 января 1866 г. у Марии Фёдоровны родилась дочь, которую тоже назвали Марией. Однако девочка вскоре умерла, а Николай Алексеевич с 1868 г. впал в тяжкую душевную болезнь, от которой не смог оправиться до самой смерти. Заботы о муже подтачивали здоровье Марии Фёдоровны. В письме из Овстуга Фёдор Иванович с горечью пишет о дочери и зяте: «…Вот уже две недели, как этот бедный Бирилёв собирается и не может умереть… Одна лишь Мари цепляется за надежду не на выздоровление умирающего, но, по крайней мере, на отсрочку… это целая драма и весьма мучительная.»

В то же время её горячая любовь к близкому человеку воплотилась в чувство гражданского долга. В 1870 г. она вступает сестрой милосердия в Георгиевское общество попечения о раненых и больных воинах. Вслед за этим Мария Фёдоровна предпринимает второй шаг на пути личного служения народу: занимается созданием в Овстуге, родовом имении Тютчевых, училища для крестьянских детей.

Тайна 3. Любовь и одиночество (Дарья Тютчева)

  • Д.Ф. Тютчева. 1850-1860-е. LEVITSKY. Бумага, картон, фотопечать. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
  • Д.Ф. Тютчева. 1860-е. L. Haase & Comp. Берлин. Бумага, картон, фотопечать. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Дарья Фёдоровна Тютчева (1834–1903) родилась в семье поэта и дипломата, старинного московского дворянина, Фёдора Ивановича Тютчева и его первой жены Элеоноры Петерсон, урожденной графини Ботмер, в Мюнхене, где Тютчев служил в русском посольстве поверенным в делах.

Когда маленькой Долли (так звали её в семье) было 4 года, умерла её мать. В детстве девочка воспитывалась в мюнхенском пансионе, в семье тетушки, графини Клотильды Ботмер, супруги дипломата. В 12 лет хлопотами отца, вместе с сестрами Китти и Анной была устроена в Смольный институт в Санкт-Петербурге, затем жила в семье отца.

По воспоминаниям современников, в детстве Дарья обладала живым умом, богатым воображением, искренне открытым сердцем, была впечатлительна и склонна к романтическим мечтам. Все эти свойства пылкой натуры, видимо, унаследованные ею от отца, проявляются и в событиях её взрослой жизни.

5 сентября 1858 г. Дарья Тютчева была назначена ко двору фрейлиной императрицы Марии Александровны, где на себе испытала блеск и тяжесть придворной службы. Она имела несчастье очароваться шармом молодого Государя Александра Второго. Её пылкая любовь выразилась в усердном поклонении государю. Чистое открытое сердце девушки не умело скрыть своего чувства и не смело идти у него на поводу.

Левицкий Сергей Львович. Фотография. Портрет императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Вторая половина XIX века. Бумага, картон, фотопечать. © Музей-заповедник «Усадьба Мураново»

Левицкий Сергей Львович. Фотография. Портрет императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Вторая половина XIX века. Бумага, картон, фотопечать. © Музей-заповедник «Усадьба Мураново»

Её сестра Анна Фёдоровна упоминает в своем дневнике за 1858 г. о болезненных припадках сестры, вызванных сплетнями о ней и императоре. Известно, что она лечилась в клинике для душевнобольных в Швейцарии и Франции. Пережив глубочайший душевный кризис, научившись смиряться с безответностью любви, Дарья Фёдоровна вернулась к придворным обязанностям.

Она боготворила супругу Александра, свою августейшую покровительницу Марию Александровну, многое ей прощавшую и опекавшую, считала её своим ангелом-хранителем. Смерть императрицы от чахотки в 1880 г. стала огромным ударом для Дарьи Фёдоровны.

Еще большим ударом стала воля императора, почти тотчас же объявившего о своей помолвке с княжною Екатериной Долгоруковой, давно уже позволившей себе открыто и бесстыдно то, что не посмела, не решилась позволить когда-то она, гордая и пылкая Долли Тютчева.

В день венчания, Дарья Фёдоровна передала государю пакет с письмом и прошение об отставке. В письме она благодарила его за оказанную ей милость и сохранение всех материальных привилегий, но просила его обещать ей, что в новых условиях она не будет поставлена в положение, оскорбляющее её чувства к памяти обожаемой покойной государыне. Это письмо, по словам А. Толстой, закрыло перед нею двери дворца: «Мнения на её счет разделились. Одни считали Тютчеву героиней, в своем роде Жанной д`Арк, другие — просто дурно воспитанной». Отставка от двора была дана ей немедля.

После кончины Александра II в результате покушения 1881 г. трон перешёл к его сыну Александру III, который помнил о поступке фрейлины своей матери и восхищался им. Он вернул Дарью Фёдоровну ко двору. 15 мая 1883 г. она была пожалована в кавалерственные дамы ордена Святой Екатерины, с 1891 г. исполняла обязанности камер-фрейлины; оставалась при дворе до самой своей смерти.

Граф Сергей Шереметев писал о ней: «Была характера самостоятельного и жила особняком, умная, живая, наблюдательная и пылкая, она неизмеримо выше старшей сестры, но она не имела значения Екатерины Фёдоровны Тютчевой». Она умерла в 1903 г.; замужем никогда не была.

Сохранились письма Фёдора Тютчева к дочери в период 1857–1873 годов. Отец посвятил ей три стихотворения: «De ces frimas, de ces déserts…», «Не всё душе болезненное снится…», «Когда на то нет Божьего согласья…» Так, о Дарье в конце своей жизни поэт писал:

«Тебе, столь любящей и столь одинокой, тебе, кому я, быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви, которая у тебя, моё бедное дитя, осталась неутолённой».

Тайна 4. Любовь и сцена (Князь Гагарин и Анна Прихунова)

Князь Л.Н. Гагарин. Вторая половина XIX века. PHOTOGRAPHIE DE A. BERGNER A MOSCOU. Бумага, картон, фотопечать. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Князь Л.Н. Гагарин. Вторая половина XIX века. PHOTOGRAPHIE DE A. BERGNER A MOSCOU. Бумага, картон, фотопечать. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Лев Николаевич Гагарин (1828–1868) происходил из знатного княжеского рода Гагариных. После обучения в Петербургском университете сделал блестящую карьеру на государственной и военной службе, был награждён орденом св. Станислава III-й степени. В 1857 г. был уволен от военной службы в звании поручика, переехал из Петербурга в Москву. С 1862 г. был избран губернским предводителем московского дворянства. В 1861 г. князь женился на известной петербургской балерине Анне Прихуновой.

Анна Ивановна Прихунова (1830–1887) ― невысокого происхождения, дочь камер-лакея. Ещё девочкой была определена в Петербургское театральное училище, которое окончила дважды в 1846 и в 1849 г. (среди педагогов ― Антуан Титюс). Обладала незаурядными способностями, на сцену стала выходить ещё в 11-12-летнем возрасте, среди её первых ученических ролей хореографически сложные сольные партии. В 1846 г. дебютировала на сцене Мариинского театра, блистала в Большом театре Санкт-Петербурга (с 1886 г. — Петербургская консерватория). Её грациозный, лёгкий танец отличался драматической выразительностью и естественностью, живостью, юмором. Она сразу стала исполнительницей главных партий; выступала в балетах, поставленных Ж. Перро, М. И. Петипа.

Артистическая карьера и судьба Анны Прихуновой изменились самым неожиданным образом в 1861 г.: она вышла замуж не за партнера по сцене — как чаще всего бывало в актёрской среде; её избранником стал ни много ни мало представитель одного из древнейших русских знатных родов — князь Лев Николаевич Гагарин.

Брак князя и танцовщицы по канонам времени был безусловным мезальянсом и получил большой резонанс в обществе. Став княгиней, Анна Прихунова, конечно, оставила сцену и многообещающую карьеру. В 1861 г. у супругов родился сын Владимир. Но у счастливого брака была недолгая судьба.

Летом 1868 г. Л. Н. Гагарин с женой и сыном отправились за границу, в австрийский Бад-Ишль. Здесь 22 июля князь с сыном и его воспитателем гуляли по сухому дну пруда, но неожиданно были открыты шлюзы; воспитателю удалось спастись, а Гагарины погибли. Похоронены оба в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Тайна 5. Любовь и музыка (Граф Виельгорский)

Граф Матфей Юрьевич Виельгорский. Вторая половина XIX века. GHÉMAR & FERRET. Ницца. Бумага, картон, фотопечать. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Граф Матфей Юрьевич Виельгорский. Вторая половина XIX века. GHÉMAR & FERRET. Ницца. Бумага, картон, фотопечать. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Граф Матвей Юрьевич Виельгорский (1794–1866) директор Департамента Министерства иностранных дел, искусный виолончелист, ученик Бернгарда Ромберга, знаток музыки. Обер-гофмейстер русского императорского двора.

Происходил из польского дворянского рода. Младший сын графа Юрия Михайловича Виельгорского (1753–1807), сенатора, бывшего одним из учредителей филармонического общества в Санкт-Петербурге, и графини Софьи Матюшкиной (1755–1796). В 1798 г. Матвей Виельгорский вместе с братом был пожалован Павлом I в звание рыцаря Мальтийского ордена.

Граф Виельгорский играл видную роль в общественной жизни и заслужил почётную известность, как меценат и покровитель учёных, художников и особенно музыкантов. Оставаясь холостым, жил в доме брата Михаила на Михайловской площади. Их музыкально-литературный салон Берлиоз называл «маленьким министерством изящных искусств». Оба брата собирали вокруг себя лучшие музыкальные силы столицы. Иностранные артисты, прежде появления перед публикой, выступали на музыкальных вечерах у Виельгорских. Виельгорский принимал участие в учреждении Императорского русского музыкального общества, завещал Санкт-Петербургской консерватории свою ценную нотную библиотеку, а уникальную знаменитую виолончель Страдивари подарил К. Ю. Давыдову, восхитившись его игрой в Бетховенском квартете.

До самой своей смерти он был вице-председателем Общества поощрения художников, чередуясь в этом звании с Прянишниковым, и одним из главных деятелей общества посещения бедных. Постоянно сталкиваясь с различными знаменитостями на поприще искусства и литературы, Виельгорский любил оставлять у себя воспоминания об этих встречах, результатом которых стал альбом, наполненный портретами и автографами знаменитых писателей, музыкантов и певцов: Пушкина, Жуковского, Крылова, Брюллова, братьев Рубинштейнов и других.

Граф Матфей Юрьевич Виельгорский. 1860-е. PHOTOGRAPHIE DE DISDÉRI & CIE. S. Бумага, картон, фотопечать. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Граф Матфей Юрьевич Виельгорский. 1860-е. PHOTOGRAPHIE DE DISDÉRI & CIE. S. Бумага, картон, фотопечать. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Его намерение жениться осенью 1820 г. на дочери графа Г. А. Строганова, Елене Григорьевне (1800–1832), почему-то не осуществилось, вызвав в своё время в Москве удивление и массу толков в обществе. По словам князя Вяземского, графиня А. П. Толстая уверяла, что будто первой её заботой на том свете будет узнать тайну «железной маски» и причину разрыва свадьбы. По словам А. И. Тургенева, Виельгорский «тяжело переживал разрыв помолвки, на него на несколько дней нашёл род столбняка и никакие лекарства на него не действовали».

Соколов П.Ф. Портрет А.А. Олениной. Около 1825. Бумага, акварель. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Соколов П.Ф. Портрет А.А. Олениной. Около 1825. Бумага, акварель. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

В 1829 г. графом Виельгорским сильно была увлечена фрейлина Анна Алексеевна Оленина, мечтавшая выйти за него замуж. Он открыто ухаживал за ней, в обществе все считали его её женихом, но предложения он так и не сделал. Позже он питал глубокое чувство к княгине М. Ф. Барятинской, и она отвечала ему взаимностью, но на второе замужество не решилась. Также у Виельгорского был роман с графиней Теклой Шуваловой. Оставаясь всю жизнь холостым, граф Виельгорский часто увлекался женщинами, но женой, шутя, называл только свою знаменитую виолончель.

Тайна 6. Любовь и репутация (Княгиня Ольга Долгорукова)

Княгиня О.А. Долгорукова. Вторая половина XIX века. Бумага, картон, фотопечать. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Княгиня О.А. Долгорукова. Вторая половина XIX века. Бумага, картон, фотопечать. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Княгиня Ольга Александровна Долгорукова, урождённая Булгакова (1814–1865) ― младшая дочь московского почт-директора, позднее сенатора, Александра Яковлевича Булгакова (1781–1863) и Натальи Васильевны, урождённой княжны Хованской (1785–1841). В 1831 г. вышла замуж за действительного статского советника, церемониймейстера князя Александра Сергеевича Долгорукого (1809–1873).

Исторические сведения говорят о её блистательной красоте. Эта красота не была классической, в доме отца с детства её прозвали «милой курноской». Живость, ум, образованность и великолепное знание всех тонкостей светского такта делали Ольгу неотразимой. Она пленила многих мужчин, в шлейфе её поклонников ― самые именитые особы. О характере красавицы в свете говорили разное: одни отмечали изящество и величественность, энергию и ум; другие находили в ней только гордость, глупость, капризность и высокомерие. Столь разные оценки обычно характерны для неординарных личностей, не оставляющих никого к себе равнодушными.

Из переписки её отца А.Я. Булгакова со своим братом известно, что сам Николай I был увлечён Ольгой. Юную красавицу государь приметил на одном из маскарадов, когда она приезжала погостить к родным в Петербург. Внимание и ухаживания государя стали в обществе предметом осуждения, с одной стороны, и зависти, с другой. Что касается отца девушки, то он, как образцовый подданный, с благоговейным почтением воспринял монаршее внимание: с гордостью рассказывал брату в письмах, как царь, посетивший Москву в 1831 г., интересовался подробностями жизни и замужества Оленьки.

Соколов А.П. Портрет императора Николая I. Первая половина XIX века. Бумага, акварель, белила. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Соколов А.П. Портрет императора Николая I. Первая половина XIX века. Бумага, акварель, белила. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Привязанность государя оказалась продолжительной. Узнав, что Оленька в положении, царь с заботливым вниманием следил за состоянием её здоровья, давал советы. Да и свой приезд в Москву подгадал так, чтобы это совпало с её родами. В день, когда она разрешилась от бремени, прислал нарочного, чтобы узнать о самочувствии матери и ребёнка, и предупредил, что вскоре сам заедет посмотреть на новорождённую малышку. Николай стал крёстным отцом девочки, которую нарёк Александрой.

В пушкинском дневнике 1834 г. есть запись о приезде Николая I в Москву, спустя три года: «Царь мало занимался старыми сенаторами, заступившими место екатерининских бригадиров, — они роптали, глядя, как он ухаживал за молодой княгиней Долгоруковой».

А.С. Пушкин признавался и в собственном увлечении красавицей Ольгой: «Я бы её воспел, да не стихи на уме теперь». Дело было накануне собственной свадьбы поэта с Натальей Гончаровой. Ольга и Наталья были постоянными соперницами в свете, и ревнующая молодая супруга часто заставляла поэта оправдываться, что его увлечение красавицей не переходит границ дозволенного. Вскоре на одном из московских вечеров чета Пушкиных и супруги Долгоруковы, сидевшие рядом, оказались в центре всеобщего внимания. А.Я. Булгаков с гордостью сообщал брату 23 февраля 1831 г.: «Беспрестанно подходили любопытные смотреть на двух прекрасных молодых. Хороша Гончарова бывшая, но Ольге все отдают преимущество».

26 января 1834 г. мать Пушкина писала дочери ― О. С. Павлищевой, что на вечере в доме Бобринских Наталья Николаевна удостоилась чести сидеть за столом рядом с императором Николаем. Но как только явилась блистательная княгиня Долгорукова, она стала единственной владычицей царского сердца. К. Я. Булгаков 3 марта 1834 г. сообщал брату, что на празднике в доме Волконского за ужином Ольга «опять сидела между государем и великим князем».

Масленицу 1834 г. княгиня Долгорукова провела в Петербурге и получила специальное приглашение на дворцовый бал в Концертном зале. Дядя Ольги, петербургский почт-директор К. Я. Булгаков в письме её отцу 26 февраля 1834 г. отмечал, что это «милость особенная». Ольга на балу имела необычайный успех, затмив всех петербургских красавиц, от кавалеров не было отбоя, она «танцевала беспрестанно, за ужином сидела возле государя». Пушкин присутствовал на этом вечере и был свидетелем торжества своей московской знакомой.

Брат царя, великий князь Михаил Павлович, относился к молодой княгине запросто, словно к человеку, близкому их домашнему кругу, и заезжал к ней, когда хотелось. Из письма К. Я. Булгакова 12 марта 1834 г. узнаём: «Великий князь в субботу пил чай у Ольги и изволил пробыть от 8 до 11 часов».

В 1836 г. Ольга путешествовала за границей, и сестра Андрея Карамзина Софья писала ему: «Предсказывают, что в баденском уединении ты влюбишься в княгиню Долгорукову, ― она обольстительница известная».

С 1850-х гг. Ольга жила в Петербурге, затем ― за границей, умерла в Дрездене.

Судьба Ольги Александровны Долгоруковой ― лишь один из многочисленных подобных эпизодов, характеризующих нравы высшего общества того времени. Но в то же время Ольга с присущим ей тактом сумела поставить себя так, что не потеряла ни уважения общества, ни симпатий друзей дома.

Тайна 7. Любовь и предрассудки (Генерал-адъютант О.Б. Рихтер)

Генерал-адъютант О.Д. Рихтер Вторая половина XIX века. Бумага, картон, фотопечать. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Г

Генерал-адъютант О.Д. Рихтер. Вторая половина XIX века. Бумага, картон, фотопечать. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Оттон Борисович Рихтер (1830–1908) родился в Дрездене, происходил из дворянского рода балтийских немцев. Генерал-адъютант, генерал от инфантерии русской императорской армии, управляющий делами Императорской главной квартиры, участник Кавказских походов и Крымской войны. Современники характеризуют его как человека во всех отношениях достойного, порядочного, образованного и культурного. Князь П.В. Долгоруков отмечал, что Рихтер «человек честнейших правил и благороднейшего характера. Такие люди редки везде, а при дворах ещё более».

По отзыву государственного секретаря Е.А. Перетца, Рихтер «человек добрый, мягкий и чрезвычайно обходительный». По словам генерал-лейтенанта В.Ф. Джунковского, «ко всем обращавшимся к нему он относился со свойственной ему доступностью, мягкостью и добротой, для каждого у него находилось слово утешения, он имел способность терпеливо выслушивать каждого, с какой бы несуразной просьбой к нему бы не обращались. До конца своих дней он сохранил доброту и любовь к людям. Все Государи, от Николая I, при котором он начал свою службу, и до Николая II, глубоко уважали его за его честную безукоризненную натуру и за правдивость».

Оттон женился в 1867 г. на дочери собственного брата — Елизавете Константиновне Рихтер, вопреки общественному мнению и православным канонам. По словам современника, этот брак для всех был неожиданностью. «Рихтер любил позировать великосветским львом, ухаживал не без успеха за модными дамами, и никто не подозревал в нем глубокой привязанности к девушке, которая при отменных качествах ума и сердца, не блистала ни красотою, ни богатством, ни даже светским положением. По протестантским законам такие браки дозволялись; но она была православная. Ценя его прежнюю и настоящую службу, на это смотрели сквозь пальцы; но оставить его в Петербурге было невозможно, поэтому его назначили военным агентом во Флоренции». В счастливом браке родилось пятеро детей. Елизавета Константиновна была фрейлиной великой княгини Ольги Федоровны, статс-дамой двора и кавалерственной дамой ордена Св. Екатерины малого креста. Состояла попечительницей Александро-Мариинского детского приюта; за 20 лет беспорочной службы была награждена Мариинским знаком отличия 2-й степени. За заслуги мужа 13 марта 1908 г. вместе с сыном Оттоном была возведена в потомственное баронское достоинство Российской империи.


Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1

13 января 2023 г. — 13 апреля 2023 г.

Татьяна Прохорова,
кандидат искусствоведения
и Мария Кузнецова
12.01.2023
Изображения Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени и
Музея-заповедника "Усадьба Мураново" ©

Ольга Журавлёва. Интервью

История одной фотографии

 

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Царицынские кирпичные клейма

Царицынские кирпичные клейма

На протяжении последних четырех сто­ле­тий двор­цо­вая усадь­ба Ца­ри­цыно пе­ре­жи­ла не­сколь­ко круп­ных эта­пов
Перейти К началу страницы