Изучая историю фотографии, исследователь рано или поздно столкнётся с осознанием размытых границ между профессионалом и любителем. У истоков стояли люди, вовлечённые в процесс создания и совершенствования светописного искусства не как признанные мастера, а как первопроходцы и любители. Благодаря стремлению пионеров фотографии достичь качественных и быстрых результатов в области освещения и закрепления светового изображения химическим путём сформировалась новая профессия. Экспериментаторы революционировали студийную съёмку, когда изобрели первый переносной источник света в 1859 году — горящую магниевую проволоку, что дало нам возможность изучать историю в фотографиях. Ускорение процесса фотографии в затемнённой комнате привело к большему её распространению и возникновению моды на коллекционирование снимков знаменитостей. В собрании Музея В. А. Тропинина находятся порядка 220 фотографий, составляющих два полных альбома с фотопортретами представителей светского общества конца XIX века.
К сожалению многие изображённые на фотопортретах пока остаются безымянными. Но те, кого мы можем узнать, не становятся просто немыми портретами. Они могут рассказать свою историю. Часто это история людей, несмотря на всю «светскость» изображённых, является рассказом о сложной жизни, а то и просто о переплетении трагедий.
Фотоальбом в Музее Тропинина
Перелистываем альбом в Музее Тропинина. Сам альбом выглядит очень солидно. Даёт ощущение времени, пусть самой отдалённой причастности к прошедшему, когда можно себе сказать: «Всё-таки это было!».
История в семейных альбомах. Не первый раз мы обратимся к этой теме. Можно даже несколько переиначить и сказать, что не история, а истории в семейных альбомах. Одну из таких историй мы сегодня напомним.
Остановимся на одном портрете.
Лист 19 № 145. Княжна М.Э. Мещерская.
Княжна Мария Элимовна Мещерская родилась в известной семье, принадлежавшей к разветвлённому княжескому роду, давшему России государственных деятелей, военачальников, публицистов, инженеров и т.д. , занимая высокую планку в иерархии. Но, тем не менее, род мог подняться ещё выше, но…
Рано умерший отец и свободолюбивая широкоизвестная жизни матери привели к тому, что маленькая Мария Мещерская была отправлена решением императрицы Александры Фёдоровны, супруги императора Николая Первого, в институт для обучения и воспитания. Однако, слабое здоровье не позволило не только обучаться, но и просто жить в российском климате. Императрица снова не оставила без внимания судьбу девушки, которая была направлена в Рим, где проживала до 18-ти лет в семье, точнее уже у вдовы, знаменитого дипломата Александра Чернышёва, откуда была направлена в Россию на выхлопотанное место фрейлины императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра Второго. Появление в Зимнем дворце новой фрейлины было замечено великим князем Александром Николаевичем, будущим императором Александром Третьим. Первое взаимное чувство, возникшее между молодыми людьми, не осталось незамеченным окружающими. Для родственников молодой княжны — это был возможный шаг вверх, а для императорской семьи — мезальянс. К тому же существовали государственные причины противиться сближению семей: император предполагал женить сына на датской принцессе Дагмаре, ранее обещанной его старшему сыну Николаю, скончавшемуся в Копенгагене. Александру было предложено не видеться с Марией. Тем не менее уже став цесаревичем, т.е. наследником Российского престола, он был не в силах прервать отношения и, после краткого тяжкого перерыва, снова начал искать встречи. Не принимая во внимание разгорающиеся чувства Александр II серьёзно поговорил с сыном, пытавшимся распланировать свою жизнь с княжной Марией, вплоть до отказа занять Российский престол. Неприятная беседа с наследником была подкреплена воздействием на Марию, обвинением в неприличном поведении. Цесаревич отказался от будущего с Марией Мещерской, но, в силу молодости, увлёкся Дагмарой, с которой счастливо прожил всю жизнь, хотя и не забыл своё первое увлечение.
Мария Мещерская оставила двор. Она поселилась в Вене у всё той же своей родственнице княгини Чернышёвой. На одном из раутов она была замечена наследником заводопромышленников Демидовых Павлом, за которого вышла замуж. Краткий брак окончился её смерть при родах первенца в 1868 года. Где похоронена Мария Демидова (Мещерская) — для нас загадка.
Это краткая история, которую напомнила одна фотография из фотоальбома. Если вы его полистаете, пусть даже виртуально, то сможете увидеть другие истории или, как самое интересное, подскажете кто изображён на неподписанных фотографиях.
Вспышка магния. Альбом Музея Тропинина
Алексей Сидельников Использованы материалы Музея Тропинина
__________________
>>><<<